Учебная программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном лог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение администрации

г. Мурманска детский сад общеразвивающего вида № 62

Учебная программа

«Коррекция речевых нарушений

на дошкольном логопункте»

Рассчитана на воспитанников 5-го, 6-го и 7-го года жизни.

Срок реализации 2 года.

Составитель:

Щербакова А.А., учитель-логопед,

вторая квалификационная категория

г. Мурманск

Пояснительная записка

Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе,

а так же его социализации.

В основе создания этой программы автор использовала опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности «Коррекция нарушений речи // «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Предлагаемая программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов в условиях Крайнего Севера показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)

В соответствии СанПинами продолжительность занятий 5-го года жизни составляет 20 минут, 6-го года жизни — 25 минут, с детьми 7-го года жизни — 30 минут.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

преодоление недостатков в речевом развитии;

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

формирование навыков учебной деятельности;

осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

2-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН, ОНР III (у.р.р.), ОНР IV (у. р. р.) 5-го года жизни разделено на 3 периода обучения:

I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю,

7 час. 30 мин.

II период – декабрь – февраль. 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю,

10 час.

III период – март – май. 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю, 10 час.

— звукопроизношение + связная речь

Всего 66 занятие в год, 27 час.30 мин.

С 15 мая – повторение пройденного материала

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН, ОНР III (у.р.р.), ОНР IV (у. р. р.) 6-го года жизни разделено на 3 периода обучения:

I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю,

7 час. 30 мин.

II период – декабрь – февраль. 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю,

10 час.

III период – март – май. 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю, 10 час.

— звукопроизношение + связная речь

Всего 66 занятие в год, 27 час.30 мин.

С 15 мая – повторение пройденного материала

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН, ОНР III (у.р.р.), ОНР IV (у.р.р.) 7 года жизни разделено на 2 периода обучения:

I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю,

13 час.

II период – январь – май. 21 неделя 42 занятия – 2 занятия в неделю, 21 час.

— звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь

Всего 68 занятий в год 34 час.

С 15 мая – повторение пройденного материала

Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Занятия с детьми проводятся в дневное время и 1 раз в неделю вечером.

Продолжительность занятий с детьми: ФФН – 1 год

ОНР III у. р. р. – 2 года

ОНР IV у. р. р. – 1 – 1,5 года

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

ОНР III у. р. р. – 2-3 раза в неделю;

ОНР IV у. р. р. – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю.

Заключение

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

Учебно – тематическое планирование

название

ОНР III у. р. р., ОНР IV у. р. р., ФФН у детей

5-го года жизни

всего

занятий в год

подгрупповые

занятия

индивидуальные

занятия

132

66

66

Формирование звукопроизношения

116

50

66

Обучение связной речи

16

16

Подготовка к обучению грамоте

Количество часов

38ч. 30м.

27ч. 30м.

11час.

название

ОНР III у. р. р., ОНР IV у. р. р., ФФН у детей

6-го года жизни

ОНР III у. р. р., ОНР IV у. р. р., ФФН у детей

7-го года жизни

всего

занятий в год

подгруп-

повые занятия

индивиду-

альные

занятия

всего

занятий в год

подгруп-

повые занятия

индивиду-

альные занятия

132

66

66

136

68

68

Формирова-ние звукопроиз-

ношения

116

50

66

103

35

68

Обучение связной речи

16

16

15

15

Подготовка к обучению грамоте

18

18

Количество часов

38ч. 30м.

27ч. 30м.

11час.

45ч. 35м.

34 час.

11ч. 35м.

Методическое обеспечение

Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении аудио-видио магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.

Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:

«Путешествие в Звукоград», «Звуки заблудились», «Буратино в стране знаний», «Телеграф», «Звуковичок в гостях у феи Звукограда», «Перевёртыши», «Словесный сад», «Слоговые шары»

лексические игры и дидактические игры: «Путешествие солнечного лучика», «Помоги Незнайке исправить ошибки», «Телефон», «В гостях

у Федоры», «Цветик-семицветик», «В стране волшебника Гудвина»,

«Фантазёры»

СD диски «Баба – Яга учится читать», «Учись говорить правильно», «Развивайка», аудиокассеты «Голоса весеннего леса», «Звуки вокруг нас», «Звуки природы».

Проверить усвоение программы дошкольниками помогут контрольные

Срезы (см. Приложение № 2)

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,

ОНР III и ОНР IV уровнем речевого развития

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей

с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия

и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность

к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К III и IV уровню ОНР отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФН и ОНР III и IV (у. р. р.) строится

с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием

у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФН и

ОНР III и IV (у. р. р.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно

в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания

в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст