Учебная программа Intel® Обучение для будущего Автор проекта Фам

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Заблоцкая Инна Александровна

Номер и название школы

МОУ «Лицей № 36»

Город, область

Г. Саратов

Описание проекта

Название проекта

Системы счисления

ЭТИ ВОЛШЕБНЫЕ ЧИСЛА

Краткое содержание проекта

Проект охватывает тему «Системы счисления». Предполагается изучение данной темы с позиций проектно-исследовательского метода. В рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение в классе основных теоретических положений учебной темы с использованием методических материалов учителя. Но основной упор делается на проведение группами школьников самостоятельных исследований. Результаты заслушиваются и обсуждаются на уроках. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями и разовьют навыки логического мышления, исследовательской работы. В проекте задействованы учащиеся средней и старшей школы. Создается обстановка раскованности учащихся, раскрытия их творческого потенциала, поощрения самостоятельности учащихся в подборе материала для создания работ. Результаты работы учащихся учитель оформляет в виде презентации, публикации, Интернет – страницы.

Работа над проектом предполагает формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач; умение правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, энциклопедий; обмениваться информацией в обществе, между собой; представление результатов в форме презентаций.

Предметная область

Информатика и ИКТ

Возрастная группа учащихся, класс(-ы)

7 — 9 класс

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

Например: 8 уроков

Основа проекта

Содержание, соответствующее образовательным стандартам

В соответствие с Примерной программой по информатике среднего образования, являющейся региональным компонентом, учащиеся должны:

Знать:

Основные понятия по теме «Системы счисления»: позиционная и непозиционная системы счисления

Виды позиционных систем счисления: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная

Способы перевода чисел из одной системы счисления в другую

Правила арифметических операций в различных системах счисления

Кодирование информации с помощью СС

Способы представлении информации в компьютере

Уметь:

Переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

Переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную

Выполнять арифметические операции в различных системах счисления

Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте? / Итоги обучения

Освоить понятия позиционные и непозиционные системы счисления

Уметь переводить из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

Уметь переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную

Знать о троичной СС

Научиться выполнять арифметические операции в различных системах счисления

Знать, как происходит обработка информации в компьютере

Научить использовать компьютерные ресурсы для оформления результатов

Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных исследований

Формирование навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами

Формирование навыков коллективной работы

Развитие творческих способностей

Формирование критического мышления

Формирование умений ставить цели и намечать пути их достижения

Триада вопросов, направляющих проект

Основополагающий вопрос

Что такое системы счисления?

Какие бывают системы счисления?

Десятичная система счисления, откуда её корни?

Как происходит обработка информации на компьютере?

Встречается ли сегодня Вавилонская система счисления?

Троичная система – будущее или прошлое?

Арифметика в СС – сложно или просто?

Вопросы учебной темы

Перевод из 2-ной в 8-ную и обратно

Перевод из 2-ной в 16-ную и обратно

Арифметика в 2-ной СС

Кодирование информации с помощью СС

СС в мире информационных технологий

Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной?

С какими правилами или предписаниями мы встречаемся в повседневной жизни?

Вопросы по содержанию

Что такое системы счисления?

Какие бывают системы счисления?

Десятичная система счисления, откуда её корни?

История кодирования информации

Два вида систем счисления.

Позиционные системы счисления

Перевод из 10-тичной СС. Перевод в 10-тичную СС

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Проблемно-поисковая беседа и проблемно-поисковые упражнения,

пробуждающие актуализацию знаний учащихся (HYPERLINK «Наша%20жизнь%20–%20алгоритм.ppt»презентация учителя)

Составление HYPERLINK «ass_krit.doc» критериев оценивания (обсуждение и корректировка)

HYPERLINK «ass_krit.doc»Критерии оценивания (презентации, буклеты, рефераты)

Консультации учителя

Выполнение самостоятельных работ, выполнение теста по основам систем счисления

HYPERLINK «самооценка%20работы%20учащихся.doc» Самооценка качества проведенного исследования

Результаты исследований:

HYPERLINK «Ханойская%20башня%20или%20один%20замечательный%20алгоритм.ppt»Презентации

HYPERLINK «istor_spravka.doc» Публикации

HYPERLINK «ass_krit.doc» Критерии оценивания проекта

Защита работ на школьной конференции

Описание методов оценивания

Перед началом проекта учитель проводит с учащимися проблемно-поисковую беседу в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предложения и пытаются самостоятельно доказывать их справедливость, выполняют проблемно-поисковые упражнения ( HYPERLINK «Презентация%20учителя.ppt» презентация учителя). Учитель объясняет тему и цели проекта, разрабатывает с учащимися HYPERLINK «План%20%20проведения%20проекта.doc» план работы над проектом, знакомит их с HYPERLINK «Критерии%20оценивания%20ученических%20работ.doc» критериями оценивания проекта, деления учащихся на группы

HYPERLINK «ass_krit.doc»Критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, реферат), обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах.

Для самоконтроля и корректировки своей деятельности учащиеся могут использовать HYPERLINK «самооценка%20работы%20учащихся.doc» самооценку качества проведенного исследования – что позволит формировать самостоятельность и самоуправление в группах. Также проводится HYPERLINK «Витамины%20и%20количество%20вещества.ppt» самостоятельная работа учащихся по теме: «Алгоритм»

После завершения работы над проектом проводится конференция, где учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других. Все эти навыки очень важны ученика современной школы.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знание общих представлений о системах счисления.

Навыки поиска информации в учебнике, энциклопедиях, Интернет.

Навыки подготовки к презентации.

Умение обобщать знания и выделять главное.

Умение работать в группах.

Учебные мероприятия

Перед началом работы над проектом: представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей.

Затем, с помощью презентации, учитывая итоги проведенной беседы, учитель создает проблемную ситуацию, организует групповое обсуждение возникших вопросов, выдвижение гипотез и распределение учащихся по тематическим группам.

Далее осуществляется поиск информации по выбранной тематике. На этом этапе целесообразно привлечение активных родителей к деятельности в рамках проекта (буклет для родителей) На начальном этапе работы над проектом учитель помогает каждой тематической группе распределить роли, обсудить стратегию исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы. Итогом является план деятельности. Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с планом. На этом этапе учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса в энциклопедиях, учебниках и в Интернете, обсуждают собранную информацию в группе, разрабатывают инструментарий исследования, проводят исследования, сравнивают его результаты с собранной информацией, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. Если ученики затрудняются с поиском информации, можно порекомендовать им список информационных источников. Основное внимание учителю следует уделить промежуточным обсуждениям, дискуссиям внутри групп, консультациям учителей-предметников и школьного психолога по мере необходимости. Лист самооценки поможет участникам проекта осознать уровень личностного роста. При подготовке к защите проекта участникам предлагается ответить на вопросы кроссворда и теста.

Выполнение и оценивание и практических работ, примерная тематика: «Как происходит обработка информации на компьютере?», «Встречается ли сегодня Вавилонская система счисления?», «Троичная система – будущее или прошлое?», «Арифметика в СС – сложно или просто?»

Следующим этапом является оформление результатов проектной деятельности.

Оформление результатов планируется в виде презентации, поэтому здесь может понадобиться консультация учителя информатики, на одной из консультаций необходимо обсудить с ребятами критерии оценивания презентации. Одновременно с презентацией готовится выступление группы на открытой защите, поэтому в критерии оценивания необходимо заложить пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.

Защита проекта, оппонирование, дискуссия:

Защиту проектов можно организовать как открытое занятие, пригласить на нее родителей, учителей. В ходе защиты каждая группа представляет свою презентацию и публикацию, отвечает на вопросы. Оценивание происходит с помощью разработанных критериев участниками группы, участниками других групп, родителями и учителями. Защита проектов позволяет дать ответ на основополагающий вопрос, сформулировать общие выводы по итогам работы.

По окончании работы необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, где учитель обсуждает с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. Немаловажным аспектом становится награждение групп. Представление проекта на школьной конференции, проводимой в мае каждого учебного года позволяет участникам проекта осознать личностную значимость, когда они делятся опытом на большой аудитории сверстников.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Т.к. работа проходит в группах, каждая из которой разрабатывает свой проект, то у учащихся есть возможность выбрать то направление, которое ему ближе и интереснее:

— проведение учебных исследований;

— проведение социологических опросов;

— компьютерная обработка и анализ результатов;

— техническая обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий и т. Д.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Дополнительные консультации. Отдельной задачей учителя в этом случае является контроль правильного использования предметной терминологии.

Одаренный ученик

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он может выходить за рамки выполняемых задач и проводить более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии — цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы)

FORMCHECKBOX Фотоаппарат

FORMCHECKBOX Компьютер(ы)

FORMCHECKBOX Цифровой фотоаппарат

FORMCHECKBOX DVD плейр

FORMCHECKBOX Сеть Интернет

FORMCHECKBOX Лазерный диск

FORMCHECKBOX Принтер

FORMCHECKBOX Проектор

FORMCHECKBOX Сканер

FORMCHECKBOX Телевизор

FORMCHECKBOX Видеомагнитофон

FORMCHECKBOX Видеокамера

FORMCHECKBOX Оборудование для видеоконференций

FORMCHECKBOX Другое»Text5″

Технологии– программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)

FORMCHECKBOX Базы данных, электронные таблицы

FORMCHECKBOX Издательские системы

FORMCHECKBOX Программы для электронной почты

FORMCHECKBOX Электронные энциклопедии

FORMCHECKBOX Программы обработки изображений

FORMCHECKBOX Веб-браузер

FORMCHECKBOX Мультимедийные прграммы

FORMCHECKBOX Программы редактирования веб-страниц

FORMCHECKBOX Текстовый редактор

FORMCHECKBOX Другое»Text6″

Печатные материалы

«Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования», Г.Б. Голуб, Самара, 2006 г.

«Информатика 10 – 11» Шауцукова Л.З., «Просвещение» Москва 2003 г.

«Информатика 9 класс» Семакин И., Залогова Л. И др., «Москва» Бином Лаборатория знаний 2007 г.

«Информатика» методическая газета для учителей информатики 2008 – 2009 год

Дополнительные ресурсы

Специальные ресурсы, необходимые для данного проекта. Не включайте повседневные и обычные для класса объекты.

Интернет-ресурсы HYPERLINK «http://wikipedia.org» http://wikipedia.org –Системы счисления -Википедия

http://effecton.ru –Системы счисления

HYPERLINK «http://articles.excelion.ru» http://articles.excelion.ru –Логическое устройство ПК

Другие ресуры

Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.

Programs of the Intel® Education Initiative are funded by the Intel Foundation and Intel Corporation.

Copyright © 2007, Intel Corporation. Все права защищены. Intel

Учебная программа Intel®

Обучение для будущего

© 2000-2007 Intel Corporation. All Rights Reserved.Страница PAGE 1 из NUMPAGE \*Arabic 6