Учебная программа интегрированного курса для учащихся предпрофил

Муниципальное управление образования администрации

муниципального образования “Крапивинский район”

Муниципальное образовательное учреждение

“Крапивинская средняя общеобразовательная школа”

Тайны планеты Земля

Учебная программа интегрированного курса

для учащихся предпрофильных 9-х классов:

физика и география

2006

Программа рекомендована

районным методическим

объединением учителей физики

и географии

Протокол №1 от 25.08.06

Утверждено педагогическим

советом

Протокол №1 от 25.08.06

Директор школы: Толстикова О.Д.

Программа интегрированного курса «Тайны планеты Земля» может быть использована учителями географии и физики, работающих в 9 классах.

Учебная программа содержит примерное планирование, методический материал. Ведение курса способствует развитию познавательных интересов обучающихся.

Авторы — составители программы:

Кузнецова Елизавета Владимировна, учитель географии. МОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа»

Баркова Марина Юрьевна, учитель физики. МОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа»

Рецензент:

Ростовцев А.Н, профессор, заведующий кафедрой НГПА.

Содержание

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc162852563» Пояснительная записка PAGEREF _Toc162852563 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc162852564» Учебно – тематический план PAGEREF _Toc162852564 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc162852565» Календарно – тематическое планирование PAGEREF _Toc162852565 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc162852566» Содержание программы PAGEREF _Toc162852566 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc162852567» Основные термины и понятия PAGEREF _Toc162852567 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc162852568» Литература для учащихся PAGEREF _Toc162852568 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc162852569» Литература для учителей. PAGEREF _Toc162852569 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc162852570» Приложение №1 PAGEREF _Toc162852570 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc162852575» Приложение №2 PAGEREF _Toc162852575 \h 31

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход обучающихся на старшей ступени общего образования к профильному обучению.

Согласно Концепции профильного обучения, значительную роль в развитии обучающихся играют курсы, выбираемые самими учениками. Курсы предпрофильной подготовки могут поддерживать и углублять базовые профильные дисциплины.

Предпрофильный курс «Тайны планеты Земля» является межпредметным курсом по выбору. Он не дублирует содержание базового курса физики и географии девятого класса, а имеет свое особое значение, где развиваются разносторонние интересы и способности обучающихся. Данный курс формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла. Важным моментом является форма и глубина интеграции. Ее основа – в универсальности метода научного познания, используемого такими науками, как физика и география. Интеграция обеспечивается за счет междисциплинарных тем курса таких, как преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе, общие процессы и вероятностные закономерности, происходящие на Земле, глобальные экологические проблемы. Проявлением интеграции также является рассмотрение в рамках единого курса ключевых достижений физики и географии.

Предпрофильный курс «Тайны планеты Земля» адресован учащимся, выбирающим в последствии естественнонаучные и технические профили обучения, которые достаточно глубоко будут изучать курсы «Физики» «Географии», поэтому он имеет общеобразовательный характер.

ЦЕЛЬ курса: объединение в систему разрозненных знаний, полученных на уроках физики и географии.

Соответственно, в курсе особое внимание уделяется физическим параметрам Земли (форма, масса, площадь поверхности), физической основе географических процессов (циркуляция воздушных масс, атмосферное давление, образование ветров, атмосферных осадков, температурный режим, круговороты вещества и энергии). Изучаются физические свойства гидросферы, суши. Уделяется значительное внимание вопросам о внутренней энергии Земли и солнечной радиации, о взаимодействии живой и неживой природы, об изменениях в природе под влиянием антропогенных факторов, об отношениях человека, природы и техносферы. Рассматриваются процессы современного производства.

Для достижения данной цели поставлены задачи:

способствовать самоопределению ученика;

создать положительную мотивацию обучения на планируемом предпрофиле;

познакомить учащихся с ведущими для данного курса видами деятельности;

активизировать познавательную деятельность школьника;

повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

формировать у учащихся умения выявлять причинно-следственные связи.

Конструирование содержания курса осуществляется на основе блочно-модульного подхода с ориентацией на последовательное раскрытие физических явлений и географией их распространения, рассчитан на 34 часа учебного времени. Состоит из 5 модулей, каждый из которых можно рассматривать как отдельный блок.

Содержание модулей включает

перечень основных элементов знаний (теории, учения, законы, понятия, факты);

основные межпредметные и общеучебные умения, формируемые при изучение модулей;

творческие и исследовательские задания, которые должны быть проведены учащимися.

Содержание модулей подбирается и конструируется на основе обязательного минимума содержания, с учетом требований образовательного стандарта по географии и физике.

В результате прохождения данного курса, обучающиеся должны иметь представление о:

физических основах строения земли и влиянии на природные явления;

причинах изменения в неживой природе;

влиянии антропогенного фактора на явления в природной и искусственной среде;

физических методах моделирования и прогнозирования результатов воздействия;

рациональном использовании природных ресурсов;

физических методах защиты окружающей среды .

Уметь:

устанавливать причинно-следственные связи;

проводить наблюдения;

применять основные положения географии и физики для анализа современного мира как сложный, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Владеть: необходимой информацией для осуществления выбора физики и географии как профиля дальнейшего обучения.

В ходе изучения курса широко используются компьютерные технологии, исследовательские и проблемные методы. Занятия предусматривают практическую часть и выявление причинно-следственных связей тех или иных физико-географических явлений.

Учебно – тематический план

Название темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

Практич. работы

1

Введение

1

1

2

Земля — планета солнечной системы

8

6,5

0,5

Сообщение, эссе

3

Атмосфера

6

5,5

0,5

Сообщения, викторина

4

Гидросфера

4

2,5

1,5

Реферат, сообщение, тест.

5

Живая природа

6

4,5

1,5

Сообщение, реферат

6

Природные ресурсы земли

6

6

Сообщения, конференция

7

Человек и природа

2

2

Сообщение, диспут.

8

Итоговое занятие по курсу

1

0,5

0,5

Круглый стол

9

Итого

34

28,5

4,5

Календарно – тематическое планирование

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

Практич. работы

1

Введение

1

1

2. Земля – планета солнечной системы

2.1

Солнечная система

1

1

2.2

Гипотезы происхождения планет

1

1

2.3

Начальное состояние Земли

1

1

2.4

Луна- спутник Земли

1

1

Сообщение

2.5

Земля и Солнце

1

2.6

Форма и размеры нашей планеты

1

1

2.7

Движение Земли вокруг Солнца и его следствия

1

1

2.8

Итоговое занятие по теме «Земля – планета солнечной системы»

1

1

Эссе

3. Атмосфера

3.1

Строение атмосферы

1

1

3.2

Характерные особенности воздушной оболочки Земли

1

1

3.3

Атмосферные явления

1

1

Сообщение



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст