Учебная программа и методические рекомендации для студентов факу

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра общей лингвистики

Ш.я7

Т865

«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Учебная программа и методические рекомендации

для студентов факультета лингвистики

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2003

ББК Ш1.я7

Турбина О.А. Введение в языкознание: Учебная программа и методические рекомендации для студентов факультета лингвистики. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. – 22 с.

Методическая разработка содержит программу курса «Введение в языкознание» и рекомендации к ней, включающие пояснительную записку и список литературы. Материал тематически сгруппирован в 19 разделов, где приводятся темы лекций, планы семинарских занятий и вопросы для самостоятельной подготовки студентов. Программа предназначена для студентов лингвистических специальностей 021800 – «Теоретическая и прикладная лингвистика», 022600 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 022900 – «Перевод и переводоведение».

Список литературы – 42 назв.

Одобрено учебно-методическим советом факультета лингвистики

Рецензенты:

д.фило.н., профессор Л.А. Нефедова.

к.филол.н., доцент А.Ф. Присяжная.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Введение в языкознание» предназначен для студентов факультета лингвистики, читается в 1 семестре, и включает 76 аудиторных часа, из которых 36 часов – лекции, 40 – часов семинарские занятия. Кроме аудиторных занятий учебным планом предусмотрена также самостоятельная работа в объеме 72-х либо 154-х часов для студентов разных специальностей.

Дисциплина «Введение в языкознание» является вводной теоретической дисциплиной в программе специальностей 021800 – «Теоретическая и прикладная лингвистика», 022600 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 022900 – «Перевод и переводоведение». Она открывает сквозной курс общей лингвистики (теоретической и прикладной) в специальности 021800, содержащий «Историю лингвистических учений», «Основы общего языкознания», «Сравнительно-историческое языкознание», «Общую фонетику», «Лексикографию», «Общую грамматику» (морфологию и синтаксис), «Семантику», «Дискурс», ряд спецкурсов и дисциплин по прикладной лингвистике. В программе специальностей 022600 и 022900 «Введение в языкознание» предваряет сокращенный курс общего языкознания (история лингвистических учений и основы общего языкознания) и серию теоретических дисциплин частных лингвистик (теория основного и второго иностранного языков). Этим определяются основные задачи данного курса:

познакомить студентов с языкознанием как с отраслью науки и учебной дисциплиной;

подготовить студентов к изучению теоретических дисциплин общей и частной лингвистики;

сформировать у студентов первое представление об основных общих проблемах, которые занимают лингвистику с древнейших времен и до наших дней;

в общих чертах познакомить с понятийно-терминологическим аппаратом (с метаязыком) лингвистики;

дать общее представление об объекте лингвистики (языке), о его единицах, структурах и ярусах;

познакомить с основными методами лингвистического анализа и направлениями развития современной лингвистики.

Предлагаемая программа курса «Введение в языкознание» строится с учетом определенных начальных знаний студентов: основательной подготовки по русскому языку, владения иностранным языком (максимум в рамках программы средней школы), начальных знаний одного древнего языка (латинского), преподавание которого ведется параллельно данному курсу.

Курс панируется следующим образом: вначале вычитываются лекции, затем проводятся семинарские занятия.

Количество часов, отводимых на самостоятельную работу, различно для студентов разных специальностей. Это объясняется тем, что программа специальности 021800 включает более расширенное знакомство с прикладной лингвистикой. Участие преподавателя (лектора или ассистента) в самостоятельной работе студентов осуществляется в форме еженедельных индивидуальных консультаций и на семинарских занятиях в процессе проверки знаний, полученных студентами самостоятельно.

Контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена.

Предлагаемый комплект «Методических рекомендаций» содержит:

Полный учебный план с указанием тем и количества часов, отводимых на лекционные и практические занятия по каждой теме.

Планы семинарских занятий с перечнем вопросов для подготовки к ним.

Перечень вопросов для самостоятельного изучения. Вопросы, отмеченные астериском, предназначены только для студентов специальности 021800.

Списки литературы к каждой теме.

Список экзаменационных вопросов.

Общий список литературы.

Тема 1. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ И КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Лекция 1 (2 часа)

Семинар 1 (2 часа)

Объект и задачи общего языкознания.

«Поля» членения лингвистики.

Понятие о языке вообще и языковых универсалиях.

Языкознание в системе наук.

Самостоятельная работа (4 часа)*

Проблема языковых универсалий в лингвистике.*

Номенклатура и развитие языковых универсалий.*

Литература

Зарубежная лингвистика. Языковые универсалии. – М.:Прогресс, 1999. – с.118-208.*

Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.:Высшая школа, 1974.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.

Общее языкознание. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1987.

Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.*

Хроленко А.Т. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1989.

Широков О.С. Введение в языкознание – М.: МГУ, 1985.

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

Лекция 2 (2 часа)

Семинар 2 (2 часа)

Антропогенез и происхождение языка.

Логосическая теория происхождения языка.

Гипотеза общественного договора.

Теория “звукоподражания”.

Социальная теория происхождения языка.

Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.

Самостоятельная работа (2 часа)*

Нетрадиционные и фантастические гипотезы происхождения языка и степень их достоверности.*

Литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». –М.: Высшая школа, 1985.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание – М.: Просвещение, 1991.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М: Наука, 1976.

Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.*

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975.

Тема 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Лекция 3 (4 часа)

Семинар 3 (2 часа)

Понятие о генеалогической классификации; праязык как историческое понятие.

Языки мира и теория моногенеза: «за» и «против».

Модели генеалогических классификаций.

Распад праязыка; эволюция и смешение языков.

Понятие о типологической классификации.

Морфологическая классификация языков.

Синтаксическая классификация языков.

Прочие типологические классификации.

Самостоятельная работа (8 часов*; 2 часа)

Фонетическая типология.*

Современные языковые семьи на территории Европы.

Типология европейских языков.*

Литература

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

Лосев А.Ф. Знак.Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.*

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., ВШ, 1987.

Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999*.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.

Тема 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА

Самостоятельная работа (12 часов*; 6 часов)

Семинарское занятие 4 (2 часа)

Акты общения и языки.

Номенклатура языков: а) родные и неродные языки; б) понятие билингвизма; в) понятие языковой непрерывности*; г) койне, языки-пиджины и креольские языки.

Язык в свете истории культуры: а) бесписьменные языки; б) письменные языки; в) литературные языки и национальные литературные языки; г) языки межнационального общения*; искусственные языки*.

Литература

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

Маслов Ю.С. Введение языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Амалфея, 2000.

Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.

Тема 5. РАЗВИТИЕ ПИСЬМА

Лекция 4 (2 часа)

Семинар 5 (2 часа)

Пиктографическое письмо.

Идеографическое письмо.

Виды фонетического письма.

Развитие письма.

История алфавита.

Принципы орфографии.

Самостоятельная работа (8 часов*)

Проблемы реформы орфографии*.

Стенография*.

Транскрипция*.

Литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

Кочергина В.А. Введение в языкознание. – М.: Наука, 1976

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

Тема 6. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА: ЯЗЫК И РЕЧЬ

Лекция 5 (2 часа)

Семинар 6 (2 часа)

Формы существования языка.

Язык в своем противопоставлении речи.

Единство языка и речи.

Единицы языка и единицы речи.

Самостоятельная работа (8 часов)*

Речевая деятельность.*

Понятие об актах вербализации и концептуализации.*

Литература

Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.*

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. – М.: Наука, 1976

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985

Общее языкознание. формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990

Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

Тема 7. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА

Лекция 6 (2 часа)

Семинар 7 (2 часа)

Различие между понятиями «система» и «структура» языка».

Знаковая природа языка.

Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.

Язык как открытая система. Место системы языка среди других систем.

Самостоятельная работа (8 часов*; 4 часа)

Язык – мир.

Язык – общество (культура).

Язык – человек (личность).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст