Учебная программа государственного экзамена студентов факультета

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина»

Утверждаю

Проректор по учебной работе

__________________ Н.А. Лебедев

(подпись)

«27» ____06________ 2011 г.

Регистрационный № УД 11/7-28-299/баз.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

студентов факультета дошкольного и начального образования

по специальности

1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология

Мозырь 2011

Составители:

Н.С. Шаринец – магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры практической психологии и дефектологии УО «Мозырский государственный педагогический университет им.И.П. Шамякина»;

Н.П.Мишкевич – ассистент кафедры методики начального образования УО «Мозырский государственный педагогический университет им.И.П. Шамякина»;

Т.А.Пазняк — старший преподаватель кафедры педагогики начального образования УО «Мозырский государственный педагогический университет им.И.П. Шамякина».

Рецензенты:

Калачёва И.В. – кандидат психологических наук, доцент кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин УО МГУ им.А.А. Кулешова;

Лисовский Л.А. –зав.кафедрой методики начального образования УО «Мозырский государственный педагогический университет им.И.П. Шамякина», кандидат педагогических наук, доцент

Рекомендована к утверждению:

кафедрой практической психологии и дефектологии

протокол № 9 от 19.05.2011г.

научно-методическим советом факультета

дошкольного и начального образования

протокол № 9 от 26.05.2011г.

научно-методическим советом университета

протокол № 7 от 27.06.2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен по теории и методике обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой итоговую проверку знаний студентов по следующим учебным дисциплинам: «Коррекционная педагогика» и «Основы специальной методики обучения и воспитания».

Знания студентов должны отражать целостные научные представления о системе педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и за её пределами, о важнейших актуальных проблемах теории и практики коррекционной педагогики (логопедагогики) на современном этапе её развития, а также о современных методических подходах в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Государственный экзамен по теории и методике обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи определяет подготовленность к профессиональной деятельности будущих учителей-логопедов, позволяющей решать задачи коррекционного обучения детей с нарушениями речи в учреждениях, обеспечивающих получение специального дошкольного и школьного образования. Поэтому главное место занимают вопросы организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений; планирования, содержания и методики проведения учебных и коррекционных занятий в различных типах учреждений образования.

Студенты-выпускники на Государственном экзамене должны:

знать:

основные категории коррекционной педагогики;

современные проблемы коррекционной педагогики (логопедагогики);

нормативно-правовые основы организации системы специального образования Республики Беларусь;

сущность, направления и средства профилактики и коррекции ограничений жизнедеятельности;

современные психолого-педагогические теории, концепции и технологии воспитания и обучения детей с нарушениями речи;

основные направления воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи;

предметную область специальной методики дошкольного обучения и воспитания детей с нарушениями речи: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, сенсорное воспитание, обучение изобразительной деятельности и конструированию, развитие игровой деятельности, самообслуживание и бытовой труд;

программно-методическое обеспечение обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и заиканием;

основные положения дидактики школы для детей с тяжелыми нарушениями речи;

теоретические положения построения системы обучения русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи;

особенности методики формирования устной и письменной речи детей с нарушениями речи на уроках русского языка, чтения.

особенности организации образовательной среды для детей с нарушениями речи;

систему специальных образовательных учреждений и основы управления ими.

уметь:

осуществлять критический анализ достижений и перспектив развития коррекционной педагогики (логопедагогики);

определять образовательный маршрут ребенка с нарушениями речи;

проектировать, анализировать и корректировать учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи;

использовать учебно-программную документацию для формирования содержания обучения и воспитания детей с нарушениями речи;

осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью детей с нарушениями речи;

защищать права ребенка с нарушениями речи в сфере образования;

моделировать взаимодействие участников коррекционно-педагогического процесса.

подбирать практический материал для реализации задач развития речи детей;

использовать методические приемы по ознакомлению детей с нарушениями речи с окружающим миром, по формированию у них элементарных математических представлений и развитию речи;

применять методы и приемы активизации речи и других познавательных процессов дошкольников с нарушениями речи на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию,

определять взаимосвязь в планировании и осуществлении учебной и коррекционной работы с учетом программных требований по предмету «Русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

На основе данной программы составляются билеты Государственного экзамена, которые включают два вопроса: первый – носит теоретический характер, второй – методический характер. Такое деление является достаточно условным, поскольку качественный ответ на каждый вопрос предполагает оперирование и теоретическими понятиями, и методическим аппаратом, и практическими умениями одновременно.

Для более аргументированных ответов студенты-выпускники на экзамене могут пользоваться учебной программой Государственного экзамена по теории и методике обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, а также программами обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития (тяжёлыми нарушениями речи) в специальных учреждениях образования, дидактическими материалами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Проблемное поле коррекционной педагогики (логопедагогики).

Предмет, задачи и исходные методологические основы коррекционной педагогики (логопедагогики).

Роль исторического метода в познании. Социокультурный контекст становления систем специального образования. Периодизация отношения государства и общества к лицам с особенностями психофизического развития и эволюции систем специального образования. Основные этапы развития логопедии и логопедагогики.

Период перехода от нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов и первые упоминания о речевых нарушениях (с античных времен до XII в.).

Законы Ликурга. Христианские ценности и становление структуры призрения и лечебной помощи для лиц с физическими недостатками (церковные и светские институты).

Первые сведения о речевых расстройствах, этиологии и приемах их преодоления в источниках древнеегипетской культуры, медицинских трактатах древних индусов и китайцев, трудах философов, медиков и риторов Древней Греции, Древнего Рима, Византии и Арабских халифатов, религиозной литературе. Доминирующие взгляды на причины, механизмы, симптоматику, классификацию и устранению речевых нарушений. Представления древних славян о речевых расстройствах и приемах их устранения.

Период осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (с XII в. до XVIII в.).

Переосмысление гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия специальных школ для глухонемых и слепых.

Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах выдающихся просветителей и педагогов-гуманистов (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М.В. Ломоносов и др.).

Период осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей (с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых) и становление логопедии как науки (с XVIII в. до начала XX века).

Создание параллельной образовательной системы – системы специального образования для трех категорий детей. Нормативные акты о введении специального образования в странах Западной Европы и Российской империи.

Становление советской системы специального образования. Особенности развития отечественной системы специального образования на этапе ее становления. Работы Д.И. Азбукина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Е.К. Грачевой, В.П. Кащенко, Б.И. Коваленко, М.П. Постовской, Н.А. Рау, Ф.А. Рау, И.А. Соколянского и др.

Достижения в области различных наук в XIX в. – начале XX века и их влияние на понимание психических функций и речи. Становление логопедии как науки. Формирование различных направлений в определении предмета логопедии и ее места в системе наук. Зарождение различных представлений и научных направлений в исследовании патологии речи.

Период осознания необходимости обучения всех категорий детей с особенностями психофизического развития и выделение логопедагогики как отрасли коррекционной педагогики (от начала XX в. до конца 70-х гг. XX в.).

Развитие законодательной базы специального образования, структурное совершенствование национальных систем специального образования. Дифференциация системы специального образования в СССР. Особенности развития отечественной системы специального образования на этапе ее развития и дифференциации.

Разработки советской школы дефектологии (Д.И. Азбукин, Э.С. Бейн, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, А.С. Грибоедов, Г.М. Дульнев, А.И. Дьячков, Л.В. Занков, С.А. Зыков, В.П. Кащенко, Б.Д. Корсунская, К.С. Лебединская, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.Г. Морозова, Л.В. Нейман, Н.А. Никашина, В.В. Орфинская, М.С. Певзнер, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, И.А. Соколянский, Н.Н. Трауготт, Д.В. Фельдберг, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф, М.Б. Эйдинова и др.).

Организация массовой логопедической помощи населению в СССР. Развитие концепций о высших психических функциях и влияние этих концепций на понимание нормы и патологии речи. Подходы к исследованию речевой патологии с позиций понимания речи как целостного, многоуровневого и сложнооперационного процесса. Формирование научных представлений о связи речевых расстройств с состоянием всего организма, с неврологическими, нервно-психическими и другими особенностями индивида, с особенностями личности и деятельности. Формирование системного и комплексного подхода к изучению и устранению речевой патологии.

Период перехода от изоляции лиц с особенностями психофизического развития к интеграции.

Идея полного гражданского равноправия. Перестройка организационных основ специального образования, сокращение числа специальных школ, новые взаимоотношения массового и специального образования.

Реформирование системы специального образования в Республике Беларусь. Выделение новых проблем логопедии и логопедагогики, пути их решения.

Логопедагогика как отрасль коррекционной педагогики.

Объект, предмет, цель и задачи логопедагогики. Теоретические основы логопедагогики и ее связь с другими науками. Понятийно-категориальный аппарат логопедагогики. Проблемы логопедагогики. Проблема расширения объекта логопедагогики. Гуманизация и гуманитаризация специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Реализация личностно ориентированной парадигмы образования. Проблема обеспечения практико-ориентированного характера специального образования учащихся с ТНР. Усиление деятельностного компонента в содержании специального образования учащихся с ТНР. Проблема двуязычия в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР. Проблема психолого-педагогического сопровождения развития и обучения детей с ТНР.

Методология логопедагогики и методологической культуры учителя-логопеда (Р.Е. Левина). Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования логопедагогики. Изучение литературных источников, педагогическое наблюдение, изучение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, опрос, беседа, изучение детских работ, изучение документации.

Педагогическая характеристика детей с ТНР. Особенности психического развития детей с ТНР и их учёт в осуществлении учебно-воспитательной работы в специальной общеобразовательной школе. Характеристика учащихся специальных общеобразовательных школ для детей с ТНР. Проблема повышения познавательной активности учащихся с ТНР. Индивидуальный маршрут освоения жизненного опыта и ролей ребенка с ТНР как условие социализации его в обществе. Педагогическая диагностика учащихся с ТНР. Критерии и показатели умственного развития учащихся. Методы диагностики результатов учебной деятельности. Тестирование достижений и развития.

Правовые основы системы специального образования и социальной защиты детей с ТНР. Реализация Закона об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании). Специальные дошкольные и школьные учреждения и группы для детей с ТНР. Интеграционные тенденции в образовании детей с ТНР. Перспективы совершенствования системы учреждений, обеспечивающих получение специального образования лицами с ТНР.

Дошкольная логопедагогика.

Объект, предмет и задачи дошкольной логопедагогики. Связь с другими науками. Понятийно-категориальный аппарат дошкольной логопедагогики.

Цель, задачи, принципы воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Методы дошкольной логопедагогики. Актуальные проблемы дошкольной логопедагогики на современном этапе.

Организация целостного воспитательно-образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении.

Основные задачи специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи. Педагогический процесс в специальном дошкольном учреждении и его характеристика.

Программы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Особенности организации жизни детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи в разных возрастных группах в первой и второй половине дня. Особенности психического и физического развития детей раннего возраста с нарушениями речи. Задачи воспитания и обучения и специфика их реализации в разных разделах программы. «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; физическое воспитание; трудовое воспитание; формирование навыков социального взаимодействия; сенсорное воспитание; игра; изодеятельность и конструирование; ознакомление с окружающим миром; формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи; формирование произносительной стороны речи)

Функциональный подход к отбору и подаче материала при обучении детей с нарушениями речи, практическая направленность обучения. Концентрический подход к изучению учебного материала. Ситуативно-тематическое представление материала при обучении русскому и белорусскому языкам. Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с особенностями психофизического развития (с нарушениями речи). Стимуляция речевых высказываний, общения детей. Использование коммуникативно-ситуативных, разнообразных игровых заданий, паралингвистических средств общения (мимика, жесты, пантомимика).

Планирование коррекционно-воспитательной работы в специальном дошкольном учреждении. Типы и структура занятий в специальном дошкольном учреждении.

Принципы отбора детей и комплектования групп. Организация и содержание индивидуальной коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Взаимодействие в работе педагогического коллектива.

Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи.

Особенности физического воспитания детей с нарушениями речи. Содержание и основные средства физического воспитания детей с нарушениями речи. Коррекционная направленность физического воспитания. Учёт гигиенических факторов. Режим дня, его значение для развития и здоровья ребёнка с нарушениями речи. Методика проведения режимных процессов в специальном дошкольном учреждении.

Необходимость закаливания детей с нарушениями речи. Физические упражнения, их коррекционная направленность. Лечебная физкультура, массаж, логопедическая ритмика.

Методика формирования у дошкольников с нарушениями речи культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах.

Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями речи.

Трудовое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями речи. Особенности трудовой деятельности детей с речевой патологией. Коррекционная направленность трудового воспитания. Задачи трудового воспитания в разных возрастных группах специального дошкольного учреждения. Виды, содержание труда и формы организации трудовой деятельности дошкольников с нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений в процессе выполнения трудовых действий.

Интеллектуально-познавательное воспитание дошкольников с нарушениями речи.

Значение интеллектуально-познавательного воспитания в развитии дошкольника с нарушениями речи. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи.

Задачи, условия, средства и методы интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Сенсорная культура как основа познавательной деятельности детей с нарушениями речи. Содержание и методика сенсорного воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Социально-нравственное воспитание дошкольников с нарушениями речи.

Социально-нравственное воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи. Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Основные направлении коррекционно-воспитательной работы: накопление положительного нравственного опыта; формирование представлений о доступных этических нормах, оценки собственного поведения и поведения товарищей; воспитание гуманности; воспитание нравственно-волевых черт характера; воспитание коллективизма у детей с нарушениями речи.

Эстетическое и художественное воспитание дошкольников с нарушениями речи.

Эстетическое и художественное воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи. Задачи эстетического воспитания дошкольников с нарушениями речи. Содержание и организация эстетического и художественного воспитания в специальном дошкольном учреждении.

Эстетика быта как важное средство эстетического воспитания. Природа – основа формирования эстетического отношения дошкольников с нарушениями речи к окружающему миру. Необходимость активного включения детей с нарушениями речи в разнообразные виды творческой деятельности.

Праздники и развлечения в специальном дошкольном учреждении, использование их в коррекционно-воспитательных целях.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи специального дошкольного учреждения в работе с семьёй. Формы и содержание работы с родителями, воспитывающих детей с нарушениями речи. Особенности и условия воспитания детей с нарушениями речи в семье. Неблагоприятные факторы воспитания в семье дошкольников с нарушениями речи.

Проведение коррекционно-воспитательной работы в домашних условиях. Соблюдение охранительного режима дня. Единство требований, последовательность, согласованность родителей в воспитании ребёнка с нарушениями речи.

Преемственность коррекционно-воспитательной работы дошкольного учреждения и начальной школы для детей с нарушениями речи.

Коррекционная направленность подготовки детей с нарушениями речи к обучению в школе. Сформированность навыков учебной деятельности у детей к концу пребывания в специальном дошкольном учреждении.

Согласованность содержания, форм, методов воспитания и обучения в специальном дошкольном учреждении и школе.

Пути осуществления преемственности: информационно-просветительский аспект; методический аспект; практический аспект.

Теория целостного коррекционно-педагогического процесса в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР.

Коррекционно-педагогический процесс как целостное явление. Функции целостного коррекционно-педагогического процесса в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР. Противоречия в педагогическом процессе: общие, частные, специфические. Структура коррекционно-педагогического процесса как целостного явления. Коррекционная направленность педагогического процесса. Направления и средства коррекционно-педагогической работы.

Своеобразие реализации системы дидактических принципов, обоснованных в общей и коррекционной педагогике. Общие и специальные принципы обучения и воспитания учащихся с ТНР. Взаимодействие принципов целостного коррекционно-педагогического процесса в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР. Системный подход к пониманию и реализации принципов обучения и воспитания учащихся с ТНР.

Понятия «среда», «средовой подход», «образовательная среда». Организация образовательной среды для детей с ТНР. Характеристика средовых ресурсов коррекционного обучения учащихся с ТНР. Пространственные, предметные, организационные, социально-психологические ресурсы в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР. Проектирование и моделирование средовых комплексов для учащихся с ТНР.

Содержание образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Целеобразование в целостном коррекционно-педагогическом процессе. Алгоритм целеобразования. Единство целей коррекционно-педагогического процесса. Образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные цели целостного коррекционно-педагогического процесса. Требования к целеобразованию в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР.

Содержание образования в соответствии с политикой государства, уровнем развития общества, его культуры, науки и техники, с новыми задачами, стоящими перед специальной общеобразовательной школой для детей с ТНР. Проблема Стандарта образования детей с особенностями психофизического развития (ТНР). Общая характеристика содержания образования (знания, умения, навыки). Учебный план школы. Учебные программы. Особенности построения учебно-методического комплекса для учащихся с ТНР. Учебники для школы (методический аппарат учебника, иллюстрации учебника, аппарат ориентировки), учебная литература. Формирование гражданской, нравственной, эстетической, экологической, трудовой, семейно-бытовой культуры у учащихся с ТНР. Инновационные подходы в образовании детей с ТНР.

Методы воспитания и обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Общая характеристика системы методов воспитания, обучения: общие и специфические методы. Коррекционная направленность в применении методов обучения. Методы формирования сознания, организация деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования, их реализация в работе с детьми с ТНР. Принципы и критерии выбора методов и приёмов воспитания, обучения в профессиональной деятельности учителя-логопеда. Использование педагогических технологий в обучении, воспитании детей с ТНР. Внедрение концепций зарубежной педагогики в опыт обучения и воспитания детей с ТНР.

Развитие самостоятельности учащихся с ТНР в процессе обучения и воспитания. Самостоятельные работы по источнику знаний, характеру познавательной деятельности учащихся с ТНР. Использование репродуктивных, эвристических, творческих видов самостоятельных работ. Художественно-речевая деятельность. Использование проблемных ситуаций. Моделирование как средство обучения. Театрально-игровая деятельность. Использование технических средств. Усиление дифференциации обучения. Музыкальные средства обучения.

Формы организации воспитания и обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционная направленность уроков в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР, его задачи. Требования к урокам для детей с ТНР. Типы и структура уроков. Формы учебной работы на уроке. Подготовка учителя-логопеда к уроку. Технология анализа и самоанализа урока в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР. Многообразие форм организации воспитания, обучения учащихся с ТНР – экскурсия, логопедические занятия, самоподготовка, факультативы, логоритмические занятия, занятия общественно-полезным трудом, воспитательные мероприятия.

Контроль и оценка результатов воспитания, обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Контроль успеваемости учащихся с ТНР. Функции контроля. Требования к контрольно-оценочной деятельности учащихся с ТНР. 10-балльная система оценивания результатов учебной деятельности детей с ТНР. Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся с ТНР. Психолого-педагогический анализ низкой успеваемости учащихся с ТНР. Вариативность форм оценивания результатов учебной деятельности учащихся с ТНР.

Управление учреждением образования, создавшим условия для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Нормативные документы, отражающие содержание образования в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР. Сочетание принципов единоначалия самоуправления. Задачи управления специальной общеобразовательной школой для детей с ТНР. Права и обязанности директора школы, заместителей директора по учебной и воспитательной работе. Коллегиальные органы управления школой – педагогический совет, методические объединения. Планирование работы школы. Проблемы психолого-педагогической диагностики качества организации и результативности педагогического процесса.

Междисциплинарное взаимодействие специалистов и родителей по оказанию коррекционно-педагогической помощи учащимся с ТНР. Партнёрство учителя-логопеда и семьи в образовании ребёнка с ТНР. Формы и методы работы учителя-логопеда с семьей: родительское собрание, университет для родителей, родительские конференции, индивидуальные беседы, стенд для родителей, посещение семьи. Роль общественных организаций в воспитании и обучении детей с ТНР.

Квалификационная характеристика учителя-дефектолога (учителя-логопеда).

Важнейшие профессионально значимые личностные характеристики учителя-логопеда. Гуманистическая детерминанта профессиональной деятельности педагога-логопеда. Соблюдение принципов деонтологии. Мотивация выбора специальности учителя-логопеда.

Методика изучения инновационной деятельности учителя-логопеда. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителя-логопеда и их аттестация. Коллективные формы повышения квалификации учителя-логопеда в системе непрерывного педагогического образования. Портфолио по самообразованию учителя-логопеда. Проблема развития личности учителя-логопеда в системе педагогического образования.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Методика развития речи дошкольников с речевым недоразвитием

Развитие речи детей с ОНР, ФФН. Особенности коррекционной работы при заикании. Использование разнообразных дидактических средств для развития речи ребенка. Специальные приемы в работе с детьми с нарушениями речи. Ситуативность общения, конкретизация и наглядная интерпретация объектов изучения, визуализация словесной инструкции, перевод невербального языка на вербальный (оречевление пантомимы). Распространение ответа ребенка, параллельный разговор педагога (сопровождение речью деятельности ребенка), подсказка и др. Создание ситуации успеха на занятии (уроке).

Общие вопросы методики развития речи. Цель, принципы, задачи. Основы методики воспитания звуковой культуры речи. Работа над звукопроизносительной стороной речи, над дикцией, правильным фонетическим ударением. Формирование темпа речи и качества голоса (методика работы над силой и высотой, тембром голоса), воспитание интонационной выразительности речи. Развитие речевого и фонематического слуха. Методика проведения дыхательных упражнений.

Основы методики формирования лексико-грамматической стороны речи. Направления словарной работы в дошкольном учреждении: обогащение, уточнение и закрепление, активизация словаря. Основные задачи работы по формированию грамматического строя речи в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте. Приёмы формирования морфологической, синтаксической сторон речи. Использование разнообразных игровых упражнений в работе над лексико-грамматической стороной речи.

Цель и задачи обучения грамоте детей с речевыми нарушениями. Методика обучения грамоте. Формирование фонематического восприятия – важнейшая задача подготовки к успешному усвоению процессов чтения и письма.

Развитие связной речи как одна из основных задач дошкольного учреждения. Беседа как метод обучения связной речи. Методика обучения рассказу, пересказу.

Ознакомление детей с художественной литературой как средство работы над всеми сторонами речи ребенка с ТНР.

Ознакомление с окружающим миром детей с ТНР дошкольного возраста

Задачи и межпредметные связи методики ознакомления с окружающим миром. Значение представлений об окружающем для познавательного и речевого развития ребенка с ТНР.

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, об их связях и отношениях. Работа над усвоением ключевых понятий об окружающей действительности. Методы и приемы усвоения и систематизации знаний.

Содержание и разделы программы по ознакомлению детей с окружающим. Методика ознакомления с ближайшим окружением. Знакомство с предметным миром. Знакомство с явлениями общественной жизни, с бытом и трудом людей. Формирование начальных представлений о различных профессиях. Формирование элементарных представлений о своем городе, других географических точках (реки, моря, горы, города, страны и др.).

Представления об объектах и явлениях живой и неживой природы, о растительном и животном мире.

Формы и методы педагогической деятельности: наблюдение, беседа, рассказ, опыт, эксперимент, экскурсия, рисование, практическая деятельность, дидактическая игра, моделирование ситуаций, иллюстрация, просмотр видеоматериалов и др. Соотношение в использовании методов с учётом разных лет обучения и уровня речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Методика формирования элементарных математических представлений как научная и учебная дисциплина

Предмет и задачи методики формирования элементарных математических представлений. Связь методики формирования математических представлений с психолого-педагогическими науками. Общедидактические принципы методики (системности и последовательности, доступности, сознательности и активности, наглядности, воспитывающего обучения, практической направленности, учета индивидуальных особенностей ребенка и др.).

Разработка методики математики отечественными исследователями (К.Ф. Лебединцев, А.М. Леушина, А.А. Столяр, Е.И. Тихеева, И.А. Френкель и др.).

Методы и приемы формирования элементарных математических представлений (объяснение, беседа, показ, наблюдение, сравнение, сопоставление и др.). Связь сенсорного, умственного, речевого воспитания дошкольников с методикой формирования элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями

Образовательные, коррекционные, воспитательные цели в обучении основам математики дошкольников с ТНР.

Требования к организации занятий математикой с дошкольниками с нарушениями речи. Формы организации занятий. Учет уровня речевого и познавательного развития ребенка при отборе содержания и организации занятий. Требования к оценке знаний ребенка с ТНР.

Формирование элементарных математических представлений в дочисловой период. Формирование элементарных собственно математических представлений о счете, числе, числовом ряде. Формирование умений решать задачи.

Использование наглядности на занятиях. Требования к наглядности с учетом особенностей ребенка с ТНР.

Особенности развития количественных представлений у ребенка дошкольного возраста. Приемы сравнения, наложения, приложения, подложения и др.

Освоение элементарных математических категорий. Формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с ТНР.

Использование игровых упражнений и занимательности при обучении элементам математики. Методика проведения дидактических игр на математическую тематику с детьми с речевыми нарушениями.

Методика формирования у дошкольников элементарных математических представлений

Содержание и построение программы формирования элементарных математических представлений. Организация обучения математике в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

Формирование представлений о величине предметов. Восприятие формы предмета. Знакомство с геометрическими фигурами. Дидактические приемы и игровые задания. Формирование представлений о массе предмета.

Содержание работы по формированию основ измерительной деятельности дошкольников. Использование условных мерок. Требования к подготовке ребенка перед началом обучения измерительной деятельности (умение различать размеры по длине, ширине, высоте; координация движений руки и глаз; владение элементарным счетом и количественными представлениями; способность к обобщению как фактору осмысления процесса измерения и др.).

УМСТВЕННОЕ И СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Умственное и сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении

Понятие умственного воспитания. Задачи умственного воспитания ребенка в дошкольном учреждении образования. Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей действительности. Развитие познавательных психических процессов. Развитие любознательности и умственных способностей. Развитие интеллектуальных умений и навыков. Формирование простейших способов умственной деятельности.

Категории «умственные способности», «интеллектуальные умения», «развитие», «любознательность», «познавательный интерес», «умственные операции».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст