Учебная программа физика и астрономия 7-9 классы астана 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

7-9 КЛАССЫ

Астана 2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина

ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для 7-9 классов общеобразовательной школы

Астана 2010

Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010г. № 367.

Авторы программы: Казахбаева Д.М., Токбергенова У.К.,

Башарулы Рахметолла, Кронгарт Б.А.

Учебная программа «Физика и астрономия» для 7-9 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 24 стр.

© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Физика» относится к образовательной области «Естествознание». Курс физики для 7-9 классов является базой для последующего изучения предмета (10-11 классы). В 10-11 классах курс физики изучается по программам для естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений.

В этих условиях курс физики для 7-9 классов становится базовым завершенным курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и ее приложений для всех учащихся, независимо от их будущей профессии. Поэтому программа курса должна опираться на содержание, позволяющее формировать основы общей культуры современного человека.

Физика как учебный предмет в своей предметной области заключает закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего мира. Физика имеет научный, технический и гуманитарный потенциал, являясь важнейшим компонентом человеческой культуры.

Целью учебного предмета «Физика» является формирование научного мировоззрения и развитие познавательных и творческих способностей школьников, формирование понимания ими роли физики в жизни современного общества и развитии человеческой культуры в целом, формировании научных взглядов на природу, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к миру, систему ценностей личности, навыков практического применения знаний в решении различных проблем.

Задачи учебного предмета:

— развитие научного мировоззрения и мышления, познавательных и творческих способностей учащихся, формирование у них целостного видения физической картины мира, места и роли в нем человека;

— формирование основ научного метода познания свойств окружающего мира, закономерностей протекания процессов, навыков работы с научной информацией, умений самостоятельно применять полученные знания, наблюдать и объяснять физические явления, понимать и интерпретировать эксперименты, проводить самостоятельные исследования;

— воспитание ответственности, научной и экологической культуры, понимания социальной роли физической науки.

— формирование представлений об основных направлениях развития науки и техники, о современных технологиях.

В основу отбора содержания курса физики для уровня основного среднего образования легли следующие концептуальные положения:

— курс является логически завершенным, т.е. он охватывает фундаментальные основы современного научного знания и включает в себя такой комплекс основных понятий, закономерностей и теоретических выводов современной физики, составляющих методологию научного познания, который позволяет сформировать научную картину окружающего нас мира;

— обеспечивает научное миропонимание (природы, техники, роли человека, его преобразующей деятельности, проблем охраны окружающей среды и др.), включает вопросы прикладной физики, необходимые для практической деятельности человека в быту и на производстве;

— призван формировать у учащихся представления о научных методах исследования, давать сведения о методологии научного познания, предусмотренные стандартом, необходимые для самостоятельного овладения новыми знаниями и продолжения образования;

— учитывает познавательные возможности учащихся, а также уровни их математических знаний и естественнонаучной подготовки;

— ориентирован на уровневую дифференциацию, т.е. доступным основной массе учащихся и вместе с тем удовлетворять потребностям тех школьников, которые проявляют интерес и способности к более глубокому изучению физики.

Учебная нагрузка по предмету «Физика» уровня основного среднего образования (7-9 классы) в соответствии с Типовым учебным планом, представленным в Государственном общеобязательном стандарте общего среднего образования составляет: 6 часов в неделю, 204 часа в учебном году, в том числе:

класс – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году,

класс – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году,

класс – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Вариативная часть содержания учебного предмета направлена на организацию предпрофильной подготовки учащихся и обеспечивает индивидуальный характер их развития и разрабатывается с учетом пожелания детей и запросов их родителей.

II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Распределение базового содержания образования по классам с указанием часов производится в соответствии с Типовым учебным планом, представленным в Государственном общеобязательном стандарте общего среднего образования.

7 КЛАСС – 68 часов

Физика и астрономия науки о природе (7 часов). Природа и человек. Физика – наука о природе. Физические понятия. Физика и техника. Астрономия – наука о небесных телах. (Вклад древних ученых Центральной Азии в развитие науки. Народная астрономия древнего мира.) Научные методы изучения природы. Физический эксперимент. Физическая теория.

Физические величины. Измерение величин. Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Приближенная запись больших и малых чисел.

Лабораторная работа № 1. Определение цены деления измерительного цилиндра (мензурки). Измерение объема тела.

Строение вещества (4 часа). Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа № 2. Определение размеров малых тел.

Движение (9 часов). Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. (Движение планет.) Годичное движение Солнца. Взгляды древних ученых на строение Солнечной системы. Гелиоцентрическая система Коперника.

Материальная точка. Траектория движения. Путь и перемещение. Равномерное и неравномерное движения. Скорость. Единицы скорости. (Средняя скорость при неравномерном движении.) График равномерного прямолинейного движения.

Инерция. (Пространство и время.)

Масса и сила (11 часов). Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества.

Сила. Деформация. Закон Гука. Динамометр. Сложение сил, действующих на тело по одной прямой. Явление тяготения. Сила тяжести. (Сила тяжести на других планетах.) Вес тела. (Невесомость.) Сила трения. (Учет свойств трения в технике.)

Лабораторная работа № 3. Определение массы и плотности твердого тела.

Лабораторная работа № 4. Изучение упругих деформаций.

Давление (16 часов). Давление. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Давление газа. Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести. Сообщающиеся сосуды. Водопровод.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. (Ареометры.) Водный транспорт. Воздухоплавание. (Поверхностное натяжение.) Смачивание. Капиллярные явления.

Лабораторная работа № 5. Проверка закона Архимеда.

Лабораторная работа № 6. Проверка условия плавания тел в жидкости.

Работа. Мощность. Энергия (11 часов). Работа силы, действующей в направлении движения тела. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия тел. (Потенциальная энергия тела, находящегося под действием силы тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины.) Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Момент силы. Равновесие вращающегося тела. Рычажные весы.

Простые механизмы. Наклонная плоскость. “Золотое правило” механики. Коэффициент полезного действия механизмов.

Лабораторная работа № 7. Определение работы при равномерном подъеме тела. Определение КПД наклонной плоскости.

Лабораторная работа № 8. Определение условия равновесия рычага.

Резервное время (10 часов)

8 КЛАСС – 68 часов

Тепловые явления (22 часа). Тепловое движение. Температура, способы ее измерения. (Термометры. Температурные шкалы.)

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи – теплопроводность, конвекция, излучение. Теплопередача в природе и технике. Количество теплоты. Подсчет количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Энергия топлива.

Плавление и отвердевание твердых тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Изменение внутренней энергии при плавлении и отвердевании. Испарение и конденсация. Ненасыщенные и насыщенные пары. Кипение. (Зависимость температуры кипения от атмосферного давления). Удельная теплота парообразования.

Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности. (Термодинамические условия на Луне, Марсе, Венере.)

Первый закон термодинамики. Работа газа и пара. Тепловые двигатели. Двигатели внутреннего сгорания. (Паровая и газовая турбины. Холодильник). КПД теплового двигателя. (Пути совершенствования тепловых двигателей). Роль тепловых двигателей в развитии энергетики. Тепловые машины и охрана природы.

Демонстрации

1. Теплопроводность различных тел

2. Различие в теплопроводности металлов

3. Конвекция в жидкостях и газах

4. Испарение различных жидкостей

5. Выделение энергии при конденсации пара

6. Свойства насыщенных паров

7. Кипение воды

8. Кипение воды при пониженном давлении

9. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче

10. Сравнение теплоемкостей различных металлов

11. Колориметр и приемы обращения с ним

12. Устройство термоса

13. Работа пара

14. Устройство паровой турбины (на модели)

15. Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (на модели)

Лабораторная работа № 1. Определение удельной теплоты плавления льда.

Лабораторная работа № 2. Определение теплового баланса при смешении воды разной температуры.

Лабораторная работа № 3. Определение влажности воздуха.

Электрические явления (22 часа). Электризация тел. Электрический заряд. Элементарный электрический заряд. Взаимодействие неподвижных зарядов. Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Конденсаторы.

Электрический ток. Источники электрического тока. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление проводника, Закон Ома для участка цепи. (Зависимость электрического сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.) Удельное сопротивление проводника. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в растворах электролитов. (Закон электролиза). Применение электролиза. (Электронно-лучевая трубка), Полупроводники и их электрические свойства. (Полупроводниковый диод и его применение).

Демонстрации

1. Электризация различных тел. Взаимодействие наэлектризованных тел.

2. Устройство и действие электрометра.

3. Делимость электрического заряда.

4. Иллюстрация справедливости закона Кулона.

5. Источники тока.

6. Принцип действия амперметра.

7. Измерение силы тока амперметром.

8. Принцип действия вольтметра.

9. Измерение напряжения вольтметром.

10. Сборка электрической цепи.

Лабораторная работа № 4. Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на различных ее участках.

Лабораторная работа № 5. Проверка закона Ома для участка цепи.

Лабораторная работа № 6. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Лабораторная работа № 7. Измерение работы и мощности электрического тока.

Электромагнитные явления (6 часов). Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. (Магнитное поле Земли. Магнитное поле небесных тел.). Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества. (Магнитная запись информации).

Электромагнитная индукция. (Генераторы. Трансформаторы. Передача электрической энергии на расстояние).

Демонстрации

1. Обнаружение магнитного поля проводника с током

2. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле

3. Устройство и действие электродвигателя постоянного тока

Лабораторная работа № 8. Изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных полей.

Лабораторная работа № 9. Сборка электромагнита и проверка его в действии.

Световые явления (8 часов). Свет. Источники света. Звезда – Солнце. Распространение света. Солнечные и Лунные затмения. Скорость света.

Отражение света. Законы отражения. (Полное отражение). Зеркала плоские и сферические. Преломление света.

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Формула тонкой линзы. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Глаз. Очки. Лупа. Микроскоп. Телескоп.

Демонстрации

1. Закон отражения света.

2. Изображение в плоском зеркале.

3. Закон преломления света.

4. Получение изображений при помощи линзы.

Лабораторная работа № 10. Определение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа № 11. Получение изображений с помощью линзы.

Резервное время (10 часов).

9 КЛАСС – 68 часов

Основы кинематики (9 часов). Движение – неотъемлемая часть материи. Векторы и действия над ними.

Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

Криволинейное движение. Равномерное движение материальной точки по окружности. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.

Основы динамики (9 часов). Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности.

Закон всемирного тяготения. Движение тела под действием силы тяжести. Движение искусственных спутников. Вес тела. Невесомость.

Законы сохранения (3 часа). Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Энергия. Закон сохранения и превращения энергии.

Демонстрации

1. Прямолинейное и криволинейное движение.

2. Сложение перемещений.

3. Стробоскоп.

4. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве.

5. Измерение ускорения при свободном падении.

6. Вес тела при ускоренном подъеме и падении.

7. Невесомость.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст