Учебная программа для специальности 1-23 01 04 Психология Факул

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной, воспитательной и социальной работе БГПУ

_______________________С.И.Коптева

__________________________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/р.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

(дисциплина по выбору)

Учебная программа для специальности:

1-23 01 04 Психология

Факультет психологии

Кафедра социальной психологии

Курс 3

Семестр 5

Лекции 40 (из них 8 УСРС) Экзамен

Практические (семинарские)

занятия 28 (из них 4 УСРС) Зачет 5

Лабораторные

занятия

Всего аудиторных часов по

дисциплине 68

Всего часов по Форма получения

дисциплине 104 высшего образования очная (дневная)

заочная

2011 г.

Учебная программа составлена на основе учебной программы «Академическое Кризисная письмо» _____________________

__________________________________________________________________

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры прикладной психологии

16.06.2011 г., протокол № 14

Заведующая кафедрой

____________________ Л.В. Финькевич

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета психологии

28.06.2011 г., протокол №11

Председатель

____________________Л.А.Пергаменщик

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность дисциплины связана с изменяющимися ориентациями современных университетов. В российских, европейских и американских университетах, где высоко ценится способность к критическому анализу чужих идей и убедительному изложению своей позиции, к творчеству и риторическим способностям, академическое письмо является обязательной частью бакалаврской программы. Написание академических текстов – эссе, рефератов, контрольных, проектных, курсовых и дипломных работ –формирует критическое мышление. Тексты являются мощным средством академических коммуникаций. Продуктивные работы (эссе) по сравнению с репродуктивными (рефератами) имеют особенно большое значение для формирования академических умений и развития профессионально значимых качеств будущих психологов. Тексты, написанные студентами, позволяют эффективно контролировать самостоятельную работу. Курс «Академическое письмо» призван помочь студентам критически анализировать публикации в области социальных и поведенческих наук и излагать результаты собственных исследований в соответствии с принятыми нормами.

Цель дисциплины – сформировать у студентов представления о письменных формах исследований и навыки написания академических текстов.

Учебные задачи дисциплины:

дать представления о жанрах академических текстов, об их описательных, доказательных и конструктивных функциях;

сформировать навыки написания коротких эссе различных жанров;

познакомить с критериями оценки академических работ;

познакомить с требованиями к большим академическим текстам, особенно к курсовым работам;

сформировать навыки аналитической работы с научными публикациями и написания обзоров литературы;

дать навыки написания структурных частей курсовой работы в области социальных наук;

научить правильно оформлять академические работы: структурировать текст, цитировать, ссылаться на литературу, оформлять таблицы;

обсудить проблему академического воровства и плагиата, сформировать навыки ссылок на опубликованные работы.

Текущий контроль за работой студентов осуществляется на семинарских занятиях и в форме управляемой самостоятельной работы студентов. Зачет выставляется по итогам письменных работ студентов – эссе, фрагментов курсовой работы, критического анализа научных публикаций.

Дисциплина «Академическое письмо» для очной (дневной) формы получения образования рассчитан на 68 аудиторных часов: 32 лекционных (+8 УСРС), 24 семинарских (+4 УСРС).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ТЕМА 1. НАУЧНАЯ РАБОТА

Наука и обыденное знание. Типы научности. Гуманитарная и естественнонаучная традиции исследований и письма. Конвенциальность норм научной работы Требования к исследовательским работам: объективность (интерсубъективность), новизна, достоверность, кумулятивность, простота, публичность, прагматичность. Курсовая и дипломная работы. Жанры студенческих работ. Источники тем и идей курсовой работы. Соглашения по поводу формулировки тем. Согласование темы с руководителем.

Описательная, убеждающая, конструктивная и коммуникативная функции академических текстов. Риторика текста. Письмо как метод исследования. Виды академических текстов: эссе, рефераты, контрольные работы, проекты, курсовые и дипломные работы, статьи, тезисы выступлений, презентации, диссертации.

ТЕМА 2. ЭССЕ

Эссе как жанр письменных академических работ. Отличия эссе по социальным наукам от гуманитарных и литературных текстов. Требования курса/преподавателя. Начало работы над эссе: выбор темы, формулирование названия, составление плана, поиск и упорядочение идей. Источники идей и тем письменных работ. Примеры эссе по социальным наукам: от идей к реализации. Название эссе и его функции. Примеры удачных и неудачных названий. Тезис (позиция автора). Требования к тезису. Удачное и неудачное формулирование тезиса. Разумное число тезисов. Деление текста на абзацы. Вводный абзац. Основная часть. Достаточность/релевантность аргументации. Заключение (выводы). Циркулярность структуры эссе.

Единство, связность и упорядоченность всего текста и его структурных частей. Семантические, формальные и лингвистические средства поддержания единства текста. Деление текста на абзацы. Единство абзаца. Жаргон, тавтология, плеоназмы. Знаки пунктуации и слова-связки. Риторические средства обеспечения связности. Приемы упорядочения текста. Объективность и личная позиция автора. Требования к академическому языку. Использование личных местоимений. Конвенции формального академического стиля. Использование неформального стиля.

Описательное эссе: согласованное описание человека (объекта, ситуации), имеющее ясный тезис. Сравнительное эссе: сопоставление двух теорий (явлений, объектов и т.д.) по ряду выделенных критериев. Проблемное (дискуссионное) эссе: обоснование преимущества одного взгляда над другими. Реферативное эссе – представление теории (исследования). Критические эссе – всесторонняя отстраненная оценка работы (теории). Нарративное эссе – детальное, повествовательное описание события (истории). Исследовательское эссе.

Критерии оценки: наличие ясно сформулированного тезиса (позиции автора); хорошая и логичная структура; хорошая аргументация (обоснования и доказательства с помощью фактов, данных, ссылок на литературу, личного опыта); самостоятельность (оригинальность, критичность); видение разных позиций, различных вариантов решения проблемы; полное раскрытие темы; ясность и самостоятельность выводов; хороший стиль; наличие ссылок; отсутствие грамматических и орфографических ошибок; отсутствие плагиата.

ТЕМА 3. КРИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Роль критического чтения в развитии критического мышления. Ознакомительное, поисковое, информативное, аналитическое чтение. Стратегии критического чтения (по Т. Руни). Просмотр текста (получение общего впечатления, знакомство со структурой работы). Контектуализация и ее информационные источники. Идентификация основной идеи текста, идей (тезисов) и аргументов (доказательств). Оценка аргументов, типичные ошибки аргументации. Анализ связей текста с другими работами. Анализ связей текста с убеждениями читателя. Сопоставление частей текста. Обсуждение текста с коллегами (в малых группах).

Критическое чтение психологической статьи. Поиск информации об издании и авторе. Идентификация исследовательской традиции. Идентификация позиции автора и главных идей. Оценка идей и аргументов. Сопоставление впечатления от статьи с представлениями читателя. Поиск критических обзоров.

ТЕМА 4. КРИТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Разметка текста, конспектирование и аннотирование. Анализ текста: выделение авторских идей, анализ связей между частями текста, анализ языка. Идентификация убедительных и неубедительных положений. Структурные части рецензии. Содержание введения (характеристика автора, характеристика издания, определение жанра, идентификация целей работы, характеристика ситуации в данной области знания, идентификация основных идей работы и т.д.). Основная часть (выделение идей, анализ и оценка аргументации, анализ связей между аргументами, оценка системы доказательств, идентификация предубеждений и т.д.). Заключение (оценка работы и ее эффективности в целом).

Реферирование материла. Функции обзора литературы. Требования к обзору литературы: ясное определение исследовательской проблемы; полнота обзора; релевантность литературных источников теме; владение категориальным аппаратом, терминологией; логичная организация текста; критическое использование опубликованных работ; корректное использование литературы (ссылки, отсутствие плагиата); обсуждение противоречий между фактами (теориями); наличие обобщений состояния дел в данной области знания; наличие полных и ясных выводов; опора на научные работы (учебники не используются или имеют второстепенное значение).

Обзор литературы как самостоятельный жанр исследования: приложение новой концептуальной модели к опубликованным работам, построение новой модели на основании опубликованных источников, интеграция содержательно (методологически) разных подходов в одну модель или теорию, интеграция имеющегося знания с оценкой состояния дел в данной области. «Источник», «материал» и «данные». Поиск информации в библиотеке. Полнотекстовые и реферативные базы данных. Временный бесплатный доступ (free trial access) к информации. Электронные книги и журналы.

ТЕМА 5. АНАЛИЗ И ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Общие требования к эмпирической работе (Д. Бем). Различия между стратегическими и прикладными исследованиями. Качественные и количественные исследования. Место анализа данных в исследовательском цикле. Внутренние (методологические) требования: простота, воспроизводимость, согласованность, несмещенность, продуктивность и т.д. Внешние требования: личная честность, справедливость, уважение к другим точкам зрения. Нагруженность данных теорией. Противоречия между агрегацией данных и полнотой их представления. Технические требования к анализу: выборка, уровень измерения, отсутствующие значения, соотношение количества случаев и переменных и др. Требования к каузальным выводам.

Научный текст как связная история. Роль парадигмы исследования (традиции, качественной/количественной методологии и т.д. – это должно обсуждаться в разделе, посвященном методологии и методам исследования). Нарративная структура изложения результатов. Требования полноты и релевантности при сообщении и обсуждении результатов. Требования к оформлению рисунков, таблиц, формул (нормативные документы ВАК РБ, нормы Американской психологической ассоциации). Сжатое изложение результатов в заключительном разделе работы.

ТЕМА 6. ССЫЛКИ И ЦИТИРОВАНИЕ

Использование работ других авторов в академических текстах. Ведение заметок при чтении чужих работ. Цели цитирования (подтверждение своей точки зрения, отсылка к традиции или первоисточнику, выстраивание доказательств). Внутритекстовые цитаты и примечания. Правила прямого цитирования. «Десять правил цитирования» (У. Эко). Оформление цитат в научном тексте. Стиль цитирования Американской психологической ассоциации (APA). Плагиат. Скрытый плагиат. Наказания за плагиат. Приемы, позволяющие избежать плагиата. Перефразирование, краткое изложение и упоминание имени автора. Техники перефразирования. Ресурсы Интернета. Использование сети Интернет и проблема плагиата. Оценка источников, почерпнутых в Интернете. Системы идентификации плагиата. Социальные и юридические последствия плагиата. Библиография как средство профессиональной идентификации. Западная и отечественная системы ссылок. Правила ссылок по инструкции ВАК РБ. Внутритекстовые, подстраничные и концевые ссылки. Составление списка литературы. Правила библиографических записей по ГОСТ 7.1-2003.

ТЕМА 7. КУРСОВАЯ И ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Выбор темы исследования и научного руководителя. Встраивание в исследовательскую традицию. Планирование и выполнение исследования. Новизна результатов и воспроизведение опубликованных исследований. Основные требования к содержанию и оформлению курсовой и дипломной работы. Эмпирическая и обзорная работа. Структурные части работы. Введение и заключение. Основная часть. Разделение на главы. Обоснование новизны исследования. Обзор литературы. Оформление приложений, таблиц, схем, диаграмм, графиков, рисунков. Оформление литературных цитат. Оформление списка литературы. Публичная защита научной работы. Рецензия и отзыв на научную работу.

Функции введения к курсовой (дипломной, статье). Отечественная традиция написания введения (общей характеристики работы) академических текстов в социальных науках. Содержание введения: оценка состояния сферы деятельности человека или общества или природы, являющейся объектом исследования; исторический экскурс; круг проблем, нуждающихся в изучении; актуальность исследования; цель и задачи исследования; гипотезы (при необходимости); краткая характеристика выбранной методологии; оценка новизны и научной (практической) значимости работы. Риторические стратегии введения (обоснования темы исследования): риторический вопрос, повседневный опыт, аналогии, статистические данные, исторические факты, констатация отсутствия исследований (решений проблемы).

ТЕМА 8. СТАТЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Основные характеристики научного текста. Стиль написания и язык научного текста. Структура научной статьи: введение, метод, интерпретация результатов, обсуждение. Принципы подачи информации в иностранных и русскоязычных научных статьях. Стандарт Американской Психологической Ассоциации (2001). Основные требования к оформлению научной статьи. Этапы написания научной статьи. Формы представления данных (таблицы и рисунки). Доказательность (обоснование концепции и результатов). Литературный обзор. Операционализация понятий. Дизайн исследования. Описание метода и процедур. Генеральная совокупность и выборка. Измерительные процедуры. Проблемы анализа данных. Каузальные выводы, в том числе в неэкспериментальных исследованиях и/или при неслучайном извлечении выборок. Проблемы статистического вывода. Статистическая мощность. Использование статистических эффектов. Интервальные оценки параметров. Связность изложения. Критическая оценка количественных статей: основные критерии.

ТЕМА 9. СТАТЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Различия между количественной и качественной методологией. Многообразие методологий в качественном исследовании (конструктивизм vs ориентация на факты, теоретическая ориентация vs отказ от теории и др.). Общие принципы оценки (эмпирических) качественных статей. Степень доверия к исследованию (believability): стиль письма, характеристики автора, ссылки на литературу. Обоснование «устойчивости» (робастности) результатов: описание феномена, цель и значимость исследования, литературный обзор, теоретическая концепция, обоснование метода, описание выборки, этические вопросы, представление данных (материалов) и их анализ, критерии валидности, описание и интерпретация результатов, выводы и следствия, ссылки на литературу. Проблемы с представленим «данных» (странскрипты, стенограммы, фотодокументы). Проблемы с обоснованием достоверности. Этнографические статьи. Статьи с описанием дискурса и анализом бесед. Статьи с фотодокументами. Конструктивистские статьи. «Фиктивная» и перформативная этнография. Причины пренебрежения качественными исследованиями в доминирующей психологии.

ТЕМА 10. УСТНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Способы представления научных результатов. Функции устных презентаций. Жанры презентаций. Письменное и устное выступление. Анализ аудитории. Этические проблемы выступления. Структура информационного выступления. Выделение основной идеи и ее доказательств. Визуальное сопровождение устной презентации. Выступление на защите курсовой работы. Изложение цели, задач, предмета исследования, методологии и методов, основных результатов. Структура убеждающего выступления. Представление результатов научной работы на научных семинарах и конференциях. Подача заявки на участие в конференции. Написание и оформление тезисов конференции. Выступление с докладом на конференции. Техническая поддержка выступления средствами MS PowerPoint.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ

Номер раздела, темы

Наименование раздела, темы

Лекционные занятия

Семинарские и практические занятия

Лабораторные занятия

УСРС

1

Научная работа

4

2

Эссе

4

4

2

3

Критическое чтение

4

2

2

4

Критическое письмо

4

6

2

5

Анализ данных и изложение результатов

4

2

6

Ссылки и цитирование

4

4

2

7

Курсовая и дипломная работа

4

2

8

Статья с использованием количественной методологии

4

2

9

Статья с использованием качественной методологии

4

4

2

10

Устная презентация

4

2

2

Всего

=SUM(ABOVE) 40

=SUM(ABOVE) 28

12

Итого по дисциплине

80

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

для очной (дневной) формы получения образования

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля занятий

ЛекцииПрактические (семинарские) занятияЛабораторные занятияУправляемая самостоятельная работа студента123456789Академическое письмо (68 часов)3224121Научная работа41.1Типы научности

1. Гуманитарная и естественнонаучная традиции

2. Нормы научной работы

3. Жанры студенческих научных работ2[4] [6] [8] [9]1.2Академические тексты

1. Функции академических текстов

2. Риторика текста

3. Жанры академических текстов2[4] [5] [6] [33]2Эссе4222.1Работа над эссе

1. Название и тезис

2. Основная часть. Деление на абзацы.

3. Выводы

4. Виды эссе2[5] [33] [48] [55]2.2Оценка эссе

Критерии оценки эссе: наличие тезиса, логичность структуры, полнота аргументации, самостоятельность, знание других позиций, стиль, ссылки, отсутствие ошибок, отсутствие плагиата2пример хорошего эссе[5] [55]2.3Проблемы с написанием академического эссе

1. Проблемы с формулированием темы и тезиса

2. План эссе

3. Обеспечение единства и согласованности текста2материалы [55][2] [33] [34]обсуждение в аудитории2.4Оценить собственное эссе по предложенным критериям2эссе и его оценка3Критическое чтение2223.1.Стратегии критического чтения

1. Контекстуализация

2. Идентификация основной идеи

3. Связи текста с другими работами 2[30] [33] [43]3.2Анализ статьи

1. Контекстуализация

2. Идея текста и ее обоснование

3. Внешние и внутренние связи теста2статья для обсуждения[33] [43] [55]3.3Провести краткий анализ психологической статьи2критический анализ статьи4Критическое письмо4424.1Подготовка к написанию рецензии

1. Анализ текста

2. Оценка особенностей текста

3. Поиск дополнительной информации2краткое руководство в электр. формате[4] [38] [41]4.2Написать развернутый план рецензии2план рецензии4.3Основная часть рецензии

1. Оценка авторских аргументов

2. Оценка системы доказательств

3. Идентификация предубеждений2пример студенческой рецензии[30]

[33] [34]4.4Обзор литературы

1. Исследовательская формулировка проблемы

2. Релевантность литературы и правильность ее использования

3. Идентификация противоречий

4. Способы поиска информации2[2] [41] [55] 4.5Обзор литературы как самостоятельный жанр исследования

1. Приложение новой концепции к публикациям

2. Построение новой модели на основании публикаций

3. Интеграция разных подходов в одну модель2[2] [33] [41] [55]5Анализ и изложение результатов425.1Требования к эмпирической работе

1. Внутренние требования (простота, воспроизводимость и т.д.)

2. Внешние требования (честность, справедливость и т.д.)

3. Технические требования к анализу2[4] [6] [8] [41]5.2Научный текст как связная история

1. Что такое ясная история?

2.Что такое целостная история?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст