Учебная программа для специальности 1-08 01 01 «Профессионально

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан ИПФ

____________________С.А. Иващенко

______________________ 2011г.

Регистрационный № УД-________/р

ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа для специальности:

1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»

Факультет инженерно-педагогический

Кафедра психологии

Курс 1,2

Семестр 2,3

Лекции 79 часовЭкзамен2 семестр

Практические (семинарские)

занятия17 часовЗачет 3 семестр

Лабораторные

занятия35 часовКурсовая работа 3 семестр

Всего аудиторных

часов по дисциплине122 часа

Всего часов Форма получения

по дисциплине221 часвысшего образования очная

Составил: к.психол.н., доцент Лобач И.И.

Минск 2011

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Психология» для высших учебных заведений по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по напрввлениям) утвержденной 16.06.2010, регистрационный № ТД-В.002/тип

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Психология» БНТУ (протокол № 10 от 30.05.2011г)

Заведующий кафедрой ____________ В.А. Клименко

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией ИПФ (протокол №_____ от _________2011 г.)

Председатель __________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая программа «Психология» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОСРБ 1-08 01 01-2007 по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»

Целью дисциплины является формирование у будущих педагогов-инженеров системы знаний общей, возрастной, педагогической, социальной и инженерной психологии, а также умений и навыков научно обоснованного подхода к организации обучения и воспитания учащихся. Ее предметом являются психологические закономерности профессионального становления личности.

Важнейший принцип преподавания курса — тесная связь его с жизнью, деятельностью педагогических и ученических коллективов профессиональных и средних специальных учебных заведений. Преподавание и обучение психологии играет важную роль для организации самовоспитания и самообразования как самих студентов (в будущем педагогов-инженеров) так и учащихся. Этому во многом содействуют лекционные, лабораторные, практические занятия, курсовая и самостоятельная работы.

Основные задачи изучения дисциплины «Психология»:

изучить общие закономерности психики, раскрыть психологические закономерности формирования человека как личности, изучение психологической сущности деятельности человека;

изучить возрастные особенности психических свойств, состояний и процессов и на этой основе применять в педагогике и методике преподавания и воспитания психологические основы формирования знаний, навыков и умений профессионального становления личности;

изучить психологические проблемы воспитания и обучения, усвоить общие законы и закономерности усвоения учащимися знаний, формирования навыков, умений и мастерства;

изучить социально-психологические особенности групп и коллективов, межличностные отношения, конфликты, массовидные явления и психологическую совместимость различных личностей в деятельности;

показать студентам возможности наиболее полного использования в практике учебной и воспитательной работы с учащимися психологических закономерностей для повышения эффективности обучения и воспитания;

сформировать у студентов навыки и умения изучения черт личности, способностей, мотивов деятельности и индивидуально-психологических особенностей учащихся и т.п. с помощью психологических методов диагностики;

заложить основу формирования профессионально значимых качеств личности будущего педагога-инженера;

изучить основные вопросы психологии труда, инженерно-психологического проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина» с учетом особенностей и возможностей человека;

изучить динамику работоспособности человека и рационализацию режимов труда и отдыха;

изучить основные требования к организации рабочего места.

Знание психологи позволит педагогу правильно конструировать учебный материал, делая его доступным учащимся, найти и обосновать наиболее рациональные методы обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, определить место и применение на уроке средств обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся.

В результате изучения курса «Психология» студент должен:

знать:

общие закономерности психики, психологические закономерности формирования человека как личности;

психологическую сущность деятельности человека;

возрастные особенности психических свойств, состояний и процессов;

психологические проблемы воспитания и обучения, общие законы и закономерности усвоения учащимися знаний, формирования навыков, умений и мастерства;

социально-психологические особенности групп и коллективов, межличностные отношения, психологическую совместимость различных личностей в деятельности;

уметь:

изучать черты личности, способности, мотив деятельности и индивидуально-психологические особенности учащихся с помощью психологических методов диагностики;

формировать профессиональное становление личности с учетом возрастных особенностей учащихся;

использовать знания психологических особенностей личности в практике учебной и воспитательной работы с учащимися;

решать психологические проблемы в учебно-воспитательном процессе;

управлять коллективом учащихся.

В процессе изучения психологии должны быть обеспечены межпредметные связи и преемственность курса с философией, педагогикой и методикой преподавания.

Формы отчетности: зачет; экзамен и защита курсовой работы.

Изучение курса «Психология» рассчитано максимально на 246 часов.

Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий для разных направлений специальности приведено в таблице.

Шифр направления специальности

Лекции,

час

Лабораторные работы, час

Практические занятия, час

Всего аудиторных занятий, час

1-08 01 01-01

1-08 01 01-03

1-08 01 01-05

1-08 01 01-09

68

34

16

118

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. Общая психология

1. Введение в общую психологию

История психологии. Некоторые философские аспекты психологической науки. Общая психология и ее место в системе психологической науки. Важнейшие направления современной зарубежной психологии.

Структура современной психологической науки. Методологические и теоретические основы психологии. Место психологии в системе наук. Психология и педагогика. Психология как основа педагогической подготовки квалифицированного педагога–инженера.

2. Высшая нервная деятельность

Центральная и периферическая нервные системы. Понятие рефлекса. Безусловные и условные рефлексы. Рефлекторная теория И.М.Сеченова-И.П.Павлова. Основные закономерности высшей нервной деятельности. Свойства нервных процессов. Понятие о первой и второй сигнальной системе и их взаимодействие.

3. Сущность и развитие психики

Понятие о психике. Психика как результат эволюции материи. Стадии развития психики животных. Мозг и психика. Психика и сознание. Нормальное и измененное состояние сознания. Роль труда в возникновении сознания. Структура сознания.

4. Личность, ее структура и проявления

Психологическая характеристика личности. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Психологическая структура личности. Структура личности по З. Фрейду, К. Юнгу, К. Хорни, А. Маслоу, К.Платонову и др. Современные теории личности. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Уровень анализа и виды формирования подструктур. Значение ведущей деятельности в развитии личности.

Активность личности. Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей. Общественно-личный характер потребностей личности. Воспитание потребностей.

Мотивы как конкретное проявление потребностей. Мотивация деятельности и поведения. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Интересы, убеждения, мировоззрение, стремления. Психологическая установка, влечения и особенности их формирования. Иерархия мотивов.

Направленность личности как система преобладающих мотивов. Личностная, коллективистская и деловая направленность. Цели личности. Необходимость сознания реальной перспективы на пути к достижению цели. Личные и общественные, близкие и далекие цели.

Оценочная система личности. Оценка и самооценка. Виды и уровни самооценки. Их роль в формировании самосознания личности. Уровень притязаний личности. Психологическая защита личности.

Становление личности. Понятие «развитие», «становление» и «формирование» личности. Движущие силы развития личности.

5. Общая характеристика деятельности

Понятие о деятельности. Общие методологические проблемы. Интериоризация и экстериоризация. Две сферы в структуре деятельности: потребностно-мотивационная и предметно-операционная. Понятие о потребностной сфере. Потребности и мотивы. Мотивы и цели деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Составляющие психологической структуры деятельности: знания, умения, навыки, привычки. Профессиональная деятельность. Акмеолого-педагогические основы личности и профессионального развития.

6. Методы современной психологии

Методы психологии и их объективный характер. Теоретические, организационные и эмпирические методы.

Понятие о диагностических методах исследования, их роль и место в педагогической практике. Понятие о конкретных методиках психологических исследований. Методы обработки результатов исследования. Методы интерпретации и коррекции.

7. Ощущение и восприятие

Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Анализаторные системы. Классификация и свойства ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений. Чувствительность и ее пороги. Развитие ощущений в деятельности. Сенсорная культура личности.

Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Восприятие и действие. Свойства восприятия. Наблюдение и наблюдательность. Виды восприятия. Индивидуальные различия в восприятии. Развитие восприятия в процессе деятельности.

8. Память и представления

Понятие о памяти и представлении. Теории памяти. Физиологические основы памяти. Запоминание и его виды. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и его виды. Забывание. Сохранение.

Виды памяти. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная и долговременная память. Взаимосвязь различных видов памяти.

Индивидуальные различия в процессах памяти. Законы памяти. Развитие памяти.

9. Мышление

Понятие о мышлении. Опосредованность и обобщенность мышления. Социальная природа мышления. Мышление и чувственное познание. Логические формы мышления. Основные виды мыслительных операций. Понятие о проблемной ситуации. Мышление и решение задач. Мышление и речь.

Виды мышления. Культура ума. Интеллектуальные особенности личности. Стили мышления. Развитие мышления. Психологические проблемы компьютеризации обучения.

10. Речь

Понятие о речевой деятельности. Физиологические основы речевой деятельности. Речь и язык. Виды речевой деятельности. Речь и подсознательная деятельность. Развитие речи.

11. Воображение

Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Механизмы формирования образов воображения. Виды воображения. Индивидуальные особенности воображения. Функции воображения. Роль воображения в процессе научного, технического и художественного творчества, в педагогической деятельности.

12. Внимание

Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания и внимательности. Управление вниманием учащихся.

13. Эмоции и чувства

Понятие о чувствах и эмоциях и их физиологических основах. Информационная концепция эмоций и чувств. Потребности, мотивы и эмоции. Сигнальная и регулятивная функции эмоций. Содержание чувств и их внешнее выражение. Качества чувств. Динамика чувств. Формы переживания чувств. Эмоциональные особенности личности. Развитие чувств.

Высшие чувства: праксические, моральные, интеллектуальные и эстетические. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека.

14. Воля

Понятие о воле. Физиологические основы волевых процессов. Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Структура волевого акта. Борьба мотивов и принятие решений. Волевое усилие. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

15. Темперамент

Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Классификация темпераментов и типологические свойства личности. Темперамент и деятельность. Индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента личности в работе с учащимися.

16. Характер

Понятие о характере. Характер и темперамент. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Характер и направленность личности. Акцентуация черт характера. Учет особенностей характера в индивидуальной и учебно-воспитательной работе с учащимися. Психологические особенности воспитания и самовоспитания характера.

17. Способности

Понятия о способностях. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Способности и деятельность. Качественная и количественная характеристика способностей. Одаренность, талант, гениальность. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Развитие способностей.

Раздел 2. Возрастная и педагогическая психология

18. Введение в возрастную и педагогическую психологию

Возникновение и развитие возрастной и педагогической психологии. Предмет и задачи возрастной психологии. Понятие о возрасте. Возрастная периодизация и ведущие виды деятельности. Краткая характеристика каждого возраста: младенчества, раннего детства, подросткового возраста, ранней юности, молодости, зрелости, пожилого и старческого возраста.

Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Единство возрастной и педагогической психологии. Обучение и психическое развитие. Основные концепции развития современной возрастной и педагогической психологии. Методы возрастной и педагогической психологии.

19. Возрастная периодизация и основные теории психического развития

Критерии периодизации. Классификация периодизаций в отечественной и зарубежной психологии. Ведущие виды деятельности.

Основные направления теорий психического развития человека. Психоаналитические теории развития человека. Теории психического развития в бихевиоризме. Теории, описывающие развитие отдельных психических структур человека в онтогенезе. Теория развития высших психических функций.

20. Психология подростка

Социальная ситуация развития подростка. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте. Формирование личности подростка. Нравственные убеждения и их формирование. Сознательная регуляция своего поведения. Формирование самооценки, уровня притязаний. Развитие оценочного отношения к взрослым, товарищам, «чувство взрослости», установка и причины их возникновения. Развитие потребностей. Обострение потребности в общении и признании со стороны коллектива. Особенности развития характера. Самооценка и самовоспитание. Дружба. Развитие чувств, особенности их переживания и выражения.

Психологические особенности учебной деятельности. Развитие познавательных процессов. Трудовая деятельность и ее значение для формирования личности подростка. Формирование профессиональных интересов. Психологические особенности и трудности выбора подростком формы продолжения учебы после неполной средней школы. Кризисы подросткового возраста.

21. Психологические особенности юношеского возраста

Понятие юности и ее возрастные границы. Физическое развитие. Социальная ситуация юности. Особенности умственной деятельности. Развитие самосознания. Самоуважение и его функции. Общение юноши. Стремление к автономии и взаимоотношения с родителями. Общение с учителями и сверстниками. Виды автономии: поведенческая, эмоциональная, моральная и ценностная. Дружба и любовь. Трудности во взаимоотношениях полов и их источники. Формирование мировоззрения юношей. Ценностные ориентации и общественная активность. Интересы. Трудности и противоречия в процессе самоопределения. Жизненные планы и выбор профессии. Кризисы юношеского возраста.

22. Психологические основы обучения

Общая характеристика учебной деятельности. Понятие о научении, учении и обучении. Обучение и учение как деятельность, активность личности в обучении. Формирование учебно-познавательной мотивации. Психологическая характеристика традиционного обучения. Недостатки традиционного обучения. Типы учебных ситуаций. Психологическая характеристика программированного обучения. Проблемное и другие активные виды обучения. Управление познавательной деятельностью учащихся. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Формирование знаний, умений и навыков в процессе обучения. Условия и факторы эффективного формирования понятий. Умение как знание в действии. Условия, источники и процесс формирования навыков. Перенос знаний, умений и навыков. Психологический анализ урока.

23. Психологические основы воспитания

Понятие о воспитании. Воспитание как формирование целостной структуры личности. Уровни психического развития и становления личности. Психологический анализ развития и становления личности. Психологический анализ самовоспитания. Психологическое изучение учащихся. Психолого-педагогическая характеристика учащихся.

Психологические особенности личности с асоциальным поведением. Формирование личности в коллективе. Психология трудового воспитания. Психологические основы индивидуального подхода в воспитании.

24. Психология личности педагога-инженера

Психологические особенности педагогической деятельности. Педагогические знания, умения, навыки и их характеристика. Профессионально важные качества личности педагога-инженера. Структура и формирование педагогических способностей. Психологические проблемы самосовершенствования педагога-инженера. Взаимоотношения педагога и учащегося. Влияние личности педагога на формирование личности учащегося. Психологические основы педагогической оценки. Психологические особенности педагогического такта и этики. Межличностные отношения в педагогическом коллективе. Профессиональная адаптация педагога-инженера.

Раздел 3. Социальная психология. Психология труда. Инженерная психология

25. Введение в социальную психологию, психологию труда, инженерную психологию

История развития социальной психологии. Социальная психология и ее понятийный аппарат. Структура социальной психологии. Актуальные проблемы социальной психологии в системе образования и производственной деятельности. Методы социально-психологических исследований.

Причины возникновения психологии труда и инженерной психологии. Предмет, цель и основные задачи психологии труда и инженерной психологии. Научно-технический прогресс и роль человека в производственных процессах. Методы исследования в психологии труда и инженерной психологии.

26. Социально-психологическая характеристика групп и коллективов и их классификация

Классификация групп. Структура и типология малых групп. Понятие о коллективе и коллективизме. Коллектив как высшая форма развития групповых отношений. Психологические особенности формирования групп и управления групповыми отношениями. Формирование коллектива учащихся.

27. Межличностные отношения в группах и коллективах

Понятие о межличностных отношениях. Структура и динамика межличностных отношений. Психологический климат. Массовые социально-психологические явления. Групповая и межличностная совместимость. Учет межличностных отношений в учебно-воспитательной работе. Методы исследования межличностных отношений в группах и коллективах.

28. Конфликты и их разрешение

Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации. Стадии развития конфликтов. Виды конфликтов. Педагогические конфликты. Методы разрешения конфликтных ситуаций. Роль руководителя в разрешении конфликтной ситуации.

29. Психология управленческой деятельности

Психологические факторы управленческой деятельности. Психология субъекта управления. Психология процесса управления. Психология объекта управления. Лидер и руководитель. Стили управления. Формы профессионального общения руководителя. Управленческая практика оценки и аттестации персонала.

30. Психология общения

Общение как социально-психологическая проблема. Общение и деятельность. Характеристика, содержание и виды общения. Перцептивная сторона общения. Коммуникативная и интерактивная сторона общения. Стили и модели педагогического общения.

31. Человек как звено системы управления. Основные характеристики системы «человек-машина»

Понятие системы «человек-машина» (СЧМ), как основное в инженерной психологии, и процесс ее функционирования. Структурная схема СЧМ. Функции человека в системе управления. Сравнительные преимущества человека и средств автоматизации и принципы распределения функций между ними.

Понятие времени цикла регулирования (быстродействия). Пропускная способность. Точность. Надежность. Факторы, влияющие на указанные характеристики СЧМ. Групповая деятельность операторов и ее оптимизация.

32. Работоспособность человека и проблема психических состояний

Понятие работоспособности. Фазы работоспособности. Показатели динамики работоспособности. Регулирование работоспособности. Оптимизация режима труда и отдыха. Адаптация работников на производстве.

Проблема состояний. Классификация психических состояний. Контроль состояний. Влияние условий физической среды на психическое состояние человека во время работы.

33.Инженерно-психологическая оценка рабочего места и организация рабочей среды

Критерии психологической оценки индикаторов. Виды системы отображения информации (стрелочные, приборные панели, знаковая индикация, экраны электроннолучевых трубок, цифровые индикаторы, графическая индикация). Кодирование. Цветовое кодирование. Мнемосхемы. Выбор оптимального кодирования информации. Обнаружение сигналов. Различение сигналов. Опознание сигналов. Декодирование. Информационные и концептуальные модели. Факторы, влияющие на читаемость индикаторов и приборных панелей. Согласование средств отображения с особенностями человека. Требования к устройствам отображения информации и пультам управления.

Моторные компоненты деятельности человека. Передача информации от человека к машине. Простые и сложные сенсомоторные реакции. Органы управления и их оптимальность: ручек, кнопок и рукояток. Принципы расположения органов управления на панелях и пультах управления (пульты автоматических линий, панели приборов, приспособлений и т.д.) Отношение органов управления к индикаторам. Обеспечение безопасности действия органов управления.

Рабочее место и принципы его организации. Антропометрическая, физиологическая и психологическая оценка рабочего места. Рабочее место педагога-инженера и мастера производственного обучения. Рабочая среда. Оптимальные условия труда человека.

34. Профессиональная ориентация и отбор

Понятие о профессии, профессиональной ориентации и отборе. Классификация рабочих профессий. Психологическая характеристика профориентационной работы. Учет интересов и способностей личности в профориентационной работе. Принципы и методы отбора. Профессиограммы и их виды. Задачи педагога-инженера в организации и проведении профориентационной работы.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Форма контроля знаний

лекциипрактические (семинарские) занятиялабораторные занятияуправляемая (контролируемая) самостоятельная работа студентов123456789Раздел 1. Общая психология

1Введение в общую психологию

История развития психологической науки

Предмет и задачи общей психологии. Взгляды материализма и идеализма в психологии

Общая психология и ее место в системе психологической науки. Методологические и теоретические основы психологии21

22Высшая нервная деятельность

Рефлекторная теория Сеченова-Павлова. Основные закономерности высшей нервной деятельности22Лабораторное оборудование5

6

8



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст