Учебная программа для специальности 1-01 02 02 Начальное образо

Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

____________Н. А. Лебедев

(подпись) (И.О.Фамилия)

«____»__________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД- ____/баз.

11/7-18-271

ВОСПРИЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(название дисциплины)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

1–01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность

(код специальности) (наименование специальности)

2011 г.

Учебная программа составлена на основе ___________________________________ ___________________________________________________________________

(название типовой учебной программы, дата утверждения, регистрационный номер)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве учебной на заседании кафедры методики начального образования

(название кафедры)

___________________

(дата, номер протокола)

Заведующий кафедрой

___Л.А. Лисовский

(подпись) (И.О. Фамилия)

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом факультета дошкольного и начального образования

(название высшего учебного заведения)

_________________

(дата, номер протокола)

Председатель

_____________ Н.А. Борисенко

(подпись) (И.О. Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наиболее эффективным средством, которое способствует пониманию и осознанию природы слова, является устное народное творчество. Фольклорные произведения создаются на основе живой разговорной речи, однако, их язык отличают необычность, образность, определённая «стилистическая окрашенность». Произведения устного народного творчества своей художественной формой и жанровыми особенностями показывают искусство народа передавать не только содержание своих мыслей, но и живую окраску чувств, без которой невозможно настоящее постижение и осознание их основного смысла.

Одним из направлений литературного образования является развитие у студентов представлений о жанровой специфике произведений устного народного творчества с целью более глубокого понимания выразительных особенностей и возможностей языковых единиц, их функциональном употреблении.

Учебная дисциплина «Восприятие фольклорных текстов учащимися начальных классов» предназначена в помощь студентам-заочникам факультета дошкольного и начального образования, изучающим курс «Методика преподавания русского языка и литературного чтения в начальных классах».

Целями дисциплины являются:

• развитие интереса к устному народному творчеству, этнического самосознания;

• повышение речевой культуры будущих учителей.

Задачи дисциплины «Восприятие фольклорных текстов учащимися начальных классов»:

• познакомить студентов с национальным своеобразием и спецификой фольклора, его жанровыми и языковыми особенностями с целью повышения эффективности процесса обучения речевой деятельности и воспитания их профессиональных качеств;

• развивать умения самостоятельно оценивать произведение, делать собственные наблюдения, выводы, подбирать материал для творческой работы на занятиях, владеть в полной мере речью, в которой реализуются информационная, экспрессивная и коммуникативная функции языка;

• формировать умения и навыки использования эстетического потенциала произведений устного народного творчества в различных видах учебной деятельности;

• научить студентов владеть теоретико-литературными понятиями, в частности, связанные с жанровой спецификой фольклорных произведений (жанр, стиль, пафос, этнос, речевое оформление, художественный образ, тематика, композиция, эстетический фон и т.п.).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

• содержание и систему работы с произведениями устного народного творчества;

• различные жанры фольклора, в котором выразились бытовые, социальные, философские, нравственно-этические и эстетические взгляды народа;

• национальное своеобразие и особенности фольклора;

• основные направления современного литературного образования в Республике Беларусь.

Студент должен уметь:

• правильно представлять цели и задачи курса «Восприятие фольклорных текстов младшими школьниками»;

• уметь методически правильно организовать работу учащихся с фольклорными произведениями;

• подбирать и правильно использовать дидактический материал при ознакомлении младших школьников с произведениями устного народного творчества;

• планировать изучение тем по устному народному творчеству;

• развивать творческую активность учащихся, углубляя и расширяя их знания о средствах устного народного творчества, усвоенные на уроках;

• уметь подготовить и провести с детьми младшего школьного возраста уроки и внеклассные мероприятия по темам устного народного творчества, работу по обогащению словарного запаса учащихся начальных классов.

Перечень дисциплин, изучение которых необходимо для усвоения курса:

• методика преподавания русского языка;

• литературоведение;

• детская литература;

• педагогика;

• психология.

Объём дисциплины – 100 ч.

Аудиторных –40 ч.

20 ч. – лекционных, 20 ч. – практических занятий

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. Богатство и разнообразие видового и жанрового строения устного народного творчества

Тема 1.1 Специфика фольклора

Определение понятий «устное народное творчество» и «фольклор». Фольклор и литература. Отличительные черты фольклора и литературы. Образная система фольклора. Национальное своеобразие фольклора.

Раздел 2. Жанровые и языковые особенности фольклорных произведений

Тема 2.1 Жанры фольклора

Понятие «жанр». Виды фольклора. Сказка как жанр устного народного творчества. Виды сказок. Поэтика и стиль сказок. Темы и поэтика пословиц и поговорок. Загадка как жанр. Поэтика загадки. Определение жанра былины. Строение детского фольклора . Обрядовая поэзия. Средства художественной выразительности.

Тема 2.2 Былина как жанр устного народного творчества

Определение жанра былины. Классификация былин. Особенности поэтики и стиля.

Тема 2.3 Виды и жанры детского фольклора

Детское словотворчество. Считалки как вид игровой деятельности младших школьников. Скороговорка как малая форма устного народного творчества.

Тема 2.4 Обрядовая поэзия

Определение обрядов. Календарные обряды. Новогодние обряды. Масленичные обряды. Купальские обряды. Роль обрядов в воспитании у младших школьников национальной самосознательности.

Раздел 3. Восприятие младшими школьниками фольклорных произведений

Тема 3.1 Организация образного восприятия фольклорного текста

Психологические особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками. Специфические признаки художественного текста. Приемы создания экспрессивности художественного текста. Литературоведческие основы анализа художественного текста.

Тема 3.2 Средства художественной выразительности

Особенности жанра в методике работы над словом. Приёмы объяснения значений слов и выражений для осознания младшими школьниками изобразительно-выразительных средств языка.

Информационная (информационно-методическая) часть

Основная литература

Аникин, В. П. К мудрости ступенька / В. П. Аникин. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.

Аникин, В. П. Русское народное поэтическое творчество / В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. – Л.: Просвещение, 1987. – 478 с.

Афанасьев, А. Н. Русские народные сказки / А. Н. Афанасьев. – М.: МП «Б-ка «Моск. новости», 1992. – Кн. 1–3. – 239 с.

Братухина, М. Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / М. Н. Братухина; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 2000. – 19 с.

Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка / Н. М. Ведерникова. – М.: Наука, 1975. – 135 с.

Кравцов, Н. Н. Русское народное творчество : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Кравцов, С. Г. Лазутин. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1983. – 448 с.

Лазутин, С. Г. Поэтика русского фольклора: учеб. пособие / С. Г. Лазутин. – М.: Высш. шк., 1989. – 207 с.

Мишкевич, Н. П. Роль фольклора в формировании культуры речи младших школьников / Н. П. Мишкевич // Полесский регион и наука ХХI века: материалы II Респ. науч.-практ. конф. аспирантов и молодых учёных, Мозырь, 26 июня 2003 г. / Мозыр. гос. пед. ун-т; редкол.: Л. Н.Боженко [и др.]. – Мозырь, 2003.– С. 125–126.

Мишкевич, Н. П. Женский образ в произведениях устного народного творчества / Н. П. Мишкевич // Женщина. Образование. Демократия: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19–20 дек. 2003 г.; редкол.: А. А. Аладьин [и др.]. – Минск : Энвила, 2004. – С. 196–199.

Мишкевич, Н. П. Использование фольклорных текстов как средство совершенствования коммуникативных навыков младших школьников / Н. П. Мишкевич // Беларуская пачатковая школа: праблемы і перспектывы развіцця : матэрыялы V Міжнар. навук.-практ. канф., Мазыр, 20–21 кастр. 2005 г. / Мазыр. дзярж. ун-т; рэдкал.: Б.А. Крук [i iнш]. – Мазыр : УА МДПУ, 2005. – С. 197–198.

Мишкевич, Н. П. Содержательный и дидактический аспекты спецкурса «Устное народное творчество» / Н. П. Мишкевич // Проблемы профессиональной компетентности учителя начальных классов: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14 дек. 2006 г. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2007. – С. 97–98.

Мишкевич, Н. П. Использование средств устного народного творчества в формировании образности речи младших школьников : учеб.-метод. пособие / Н. П. Мишкевич. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2009. – 62 с.

Мишкевич, Н. П. В некотором царстве … / Н. П. Мишкевич // Пачатковая школа. – 2005. – № 7. – С. 21–23.

Мишкевич, Н. П. Овладение младшими школьниками образными средствами языка (на материале фольклор. текстов) / Н. П. Мишкевич // Веснiк адукацыi. – 2007. – № 2. – С. 24–29.

Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: I–IV классы / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 239 с.

Дополнительная литература

Афанасьев А. Н. Русские народные сказки: В 3 кн. – М.: МП «Б-ка «Моск. новости», 1992. – Кн. 1-3. – 239 с.

Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. – СПб.: Паритет, 2007.

Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. / сост. В. П. Аникин, Д. С. Лихачёв, Г. Н. Михельсон. – М.: Дет. лит., 1989. – 638 с.

Костиневич, С. К. Интерактивные методы на уроках литературного чтения в начальной школе: пособие для учителей нач. классов / С. К. Костиневич. – Мозырь: Белый ветер, 2005. – 80 с.

Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – М.: Просвещение, 1972.

Пропп, В. Я. Фольклор и действительность. – М.: Наука, 1976. – 325 с.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверие и поэзия. –

Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 608 с.

Савченко, Н. В. Особенности художественного чтения сказок / Н. В. Савченко // Пачатковая школа. – 2005. – № 9. – С. 10.

Сказания, песни, пословицы, игры народов России / сост. Г. М. Науменко. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 221 с.

Специфика фольклорных жанров. – М.: Наука, 1973. – 304 с.

Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. – М.: Изд-во АСТ, Харьков: Фолио, 2000. – 464 с.

Чумакова, Т. И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения / Т. И. Чумакова // Начальная школа. – 2005. – № 6. – С. 41.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Наименование

дисциплины,

с которой

требуется

согласование

Название кафедры

Предложения об изменениях в содержании

учебной программы

по изучаемой дисциплине

Решение,

принятое кафедрой, разработавшей учебную программу

(с указанием даты и номера протокола)

Методика преподавания русского языка и литературного чтения

Методика начального образования

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

п/п

Дополнения и изменения

Основание

на_______/_______ учебный год

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол №____ от____20____ г.)

Заведующий кафедрой

____________________________ ______________ __________________

(степень, звание)(подпись)(И.О. Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

__________________________ _______________ __________________

(степень, звание)

(подпись)(И.О. Фамилия)

Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

____________Н. А. Лебедев

(подпись) (И.О.Фамилия)

«____»__________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД- ____/р.

11/7-18-480

ВОСПРИЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(название дисциплины)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

1–01 02 01 Начальное образование

(код специальности) (наименование специальности)

факультет дошкольного и начального образования

кафедра методики начального образования

курс (курсы) 3

семестр (семестры) IV

Лекции __6_ _ Экзамен __VI___

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия __4____ Зачет ______

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия ____________ Курсовой проект (работа) __

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине __10_

(количество часов)

Всего часов

по дисциплине __40__ Форма получения

(количество часов) высшего образования заочная (4 г.о.)

Составил (а) ассистент Мишкевич Н.П.

(степень, звание, И.О.Фамилия,)

2011 г.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст