Учебная программа для специальности 1-01 01 02-04 Дошкольное об

УО «Мозырский государственный педагогический университет

им. И.П. Шамякина»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ И.М. Масло

« 20 » 10 2009 г.

Рег. № УД 18-12/р.

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность

Учебная программа для специальности:

1-01 01 02-04 Дошкольное образование. Физическая культура

1-01 02 02-08 Начальное образование. Практическая психология

1-01 01 02-05 Дошкольное образование. Логопедия

ФакультетДошкольного и начального образования

КафедраМетодики начального образования

Курс (курсы) 1,2

Семестр (семестры) 1,2; 3,4

Лекции 20,18Экзамен 2 сем.

Практические (семинарские)

занятия 14, 16Зачёт ____________

Лабораторные

занятия___________Курсовой проект (работа) ___

Всего аудиторных

часов по дисциплине 68

Всего часовФорма получения

по дисциплине 138высшего образования дневная

(5 лет обучения)

Составил (а) Лисовский Л.А., к. п. н., доцент

2009 г.

Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы

для вузов. Рег. № ТД-А-128/ тип. МО РБ, 2008.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры методики начального образования

«3» 08. 2009 г., протокол № 1

Заведующий кафедрой _________ Л.А. Лисовский

Одобрена и рекомендована к утверждению в Научно-методическим советом

Университета УО МГПУ им. И.П. Шамякина

«20» 10. 2009 г., протокол № 1

Председатель ______________ И.М. Масло

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

ОСРБ 1-01 02 01-2008

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

___________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-01 01 02-04 Дошкольное образование. Физическая культура.

Квалификация Преподаватель

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность

Чрезвычайные ситуации характерные для Республики Беларусь. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Оказание медицинской помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. Радиационная защита населения. Оценка радиационной обстановки. Биологическое действие радиации на организм человека. Физическая природа и источники радиационной опасности.

Выпускник должен

знать:

– чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь;

– возможные последствия для здоровья и жизни людей антропогенных и природных катастроф;

– приёмы оказания первой помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций;

– основы радиационной безопасности человека и правила действия населения при возникновении радиационной опасности;

уметь:

– прогнозировать и оценивать чрезвычайные ситуации и возможности их предупреждения;

– оценивать радиационную опасность;

– осуществлять радиационную защиту населения и биологических объектов;

– оказывать первую помощь пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблемы безопасности стояли перед человеком всегда. Массовая гибель населения наблюдалась в военных конфликтах, во время различных эпидемий и других стихийных бедствий.

Каждый гражданин обязан сам определить, где для него существуют опасности, по каким направлениям он должен активно действовать, чтобы своевременно предупреждать чрезвычайные ситуации, а при их возникновении успешно выживать.

Этот выбор во многом зависит от степени техногенной опасности, экологической ситуации в местах проживания и работы, состояния здоровья, предрасположенности к наследственным заболеваниям, социального положения и др.

Исходя из статистических данных о чрезвычайных ситуациях в республике, анализа состояния здоровья населения, образа жизни, экологической обстановки в местах проживания и работы, можно сделать вывод о том, что для подавляющего большинства жителей высокий уровень заболеваемости и преждевременная смерть вызваны в основном экологическими и социальными факторами.

В настоящее время, несмотря на достижения в различных областях науки, экономики и культуры, безопасность людей не только не улучшилась, но даже и ухудшилась. Основная причина преждевременной смерти людей – антропогенные воздействия на биосферу. В результате за последние 40 лет более чем в три раза возросло количество отдельных стихийных бедствий в различных районах Земного шара, в которых ежегодно погибают до 300 тыс. человек. Индустриализация вызвала рост числа техногенных аварий и катастроф, что ежегодно приводит к гибели миллионов людей, наносит ущерб экономике и природной среде.

Преждевременная смертность населения в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях несопоставима со смертностью при экологическом неблагополучии. Во втором случае она во много раз выше. Несовершенство технологии современного производства и применение для сжигания углеродного топлива вызвали глобальный экологический кризис, который грозит гибелью человеческой цивилизации. Как следствие – прямое экологическое загрязнение природной среды вызывает рост числа различных заболеваний у людей и их преждевременную смертность, мутации отдельных микробов, которые становятся патогенными и представляют смертельную угрозу для человечества. Экологическая опасность стала доминирующей.

Ещё не устранена опасность военных конфликтов, наблюдается рост терроризма.

Учитывая, что в настоящее время возросла опасность чрезвычайных ситуаций биолого-социального и социального характера, становится понятным, что перед каждым человеком, нацией, государством стоит проблема, как предупредить возникновение чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении – обеспечить выживание людей.

Конечно, каждый человек должен заботиться о своей безопасности, прежде всего сам. Этому его должны научить в семье, в детском саду, в школе, в среднем и высшем учебном заведении. Вместе с тем человек может рассчитывать на помощь государства, общества.

Изучение дисциплины «Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» поможет получить знания, которые могут быть использованы для обеспечения безопасности людей и улучшения медико-демографической ситуации в стране.

Необходимо подчеркнуть, что изучение дисциплины «Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» даёт только общие знания для выживания в чрезвычайных ситуациях. Это необходимое, но недостаточное условие для предупреждения ряда чрезвычайных ситуаций и выживания в них. Требуются дополнительные знания, необходимые каждому гражданину, чтобы правильно действовать в конкретной ситуации. Такую информацию гражданин может получить только путём самообразования. При этом конкретную адресную помощь человеку могут оказать специалисты Министерства здравоохранения, Минприроды, Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и др.

Выпускник должен

знать:

– чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь;

– возможные последствия для здоровья и жизни людей антропогенных и природных катастроф;

– приёмы оказания первой помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций;

– основы радиационной безопасности человека и правила действия населения при возникновении радиационной опасности;

уметь:

– прогнозировать и оценивать чрезвычайные ситуации и возможности их предупреждения;

– оценивать радиационную опасность;

– осуществлять радиационную защиту населения и биологических объектов;

– оказывать первую помощь пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала (разделы, темы, вопросы)

2.1. Тематика лекционных занятий

Тема I. Чрезвычайные ситуации характерные для Республики Беларусь

1. Географическое положение Республики Беларусь

2. Экономика Республики Беларусь.

3. Основные понятия и определения учебного курса.

4. Источники опасности для населения.

5. Классификация ЧС.

Тема II. Ядерное оружие и его характеристика

1. Ядерное оружие.

2. Возможные последствия ядерной войны.

Тема III. Чрезвычайные ситуации природного и экологического характера

1. Чрезвычайные экстремальные ситуации для человека.

2. Новые виды массового поражения.

Тема IV. Техногенные чрезвычайные ситуации.

1. ЧС, вызванные транспортными происшествиями.

2. ДТП.

3. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.

4. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте.

5. Аварии и катастрофы на водном транспорте.

6. Аварии и катастрофы на трубопроводном транспорте.

Тема V. ЧС, вызванные пожарами и взрывами на объектах. ЧС на химических объектах.

1. Краткая характеристика помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

2. ЧС на химически опасных объектах.

Тема VI. Краткая характеристика биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

1. Классификация болезнетворных микробов.

2. Инфекционные заболевания людей.

Тема VII. Инфекционные болезни домашних и сельскохозяйственных животных.

1. Болезни домашних и сельскохозяйственных животных.

2. Болезни и вредители сельхозрастений.

3. Биологические загрязнители.

Тема VIII. Характеристика ситуаций экологического неблагополучия

1. Классификация ситуация экологического неблагополучия.

2. Выявление зон экологической ЧС и экологического бедствия.

3. Человек как эколого-биологическая система.

4. Воздействие естественных экологических факторов на человека.

Тема IX. Химическое загрязнение природной среды.

1. Загрязнение атмосферы.

2. Загрязнение гидросферы.

3. Загрязнение литосферы.

Тема X. Прогнозирование ЧС.

1. Система мониторинга и прогнозирования ЧС.

2. Прогнозирование природных ЧС.

3. Прогнозирование техногенных ЧС.

5. Прогнозирование экологических и биологосоциальных ЧС.

Тема XI. Медицинская помощь в ЧС.

1. Характерные признаки жизни и наступления смерти.

2. Медицинская помощь при ДТП.

3. Медицинская помощь при поражении электротоком.

5. Медицинская помощь при утоплении, обмороках.

6. Медицинская помощь при инфаркте миокарда, инсульта, обморожения и при охлаждении организма.

Тема XII. Радиация и жизнь

1. История изучения радиоактивности и задачи предмета

2. Радиоактивный распад и период полураспада

3. Единицы радиоактивности и дозы радиоактивного облучения.

Тема XIII. Естественные источники радиации

Космические лучи и земная радиация

Внутренне облучение и радон

Другие источники радиации

Тема XIV. Искусственные источники радиации

Источники, используемые в медицине

Ядерные взрывы

Атомная энергетика

Тема XV. Действие радиации на человека

Острое поражение.

Рак и генетические последствия облучения

Тема XVI. Катастрофа на ЧАЭС и её последствия на территории РБ

1. Радиационная обстановка в Беларуси

2. Влияние на экосистемы короткоживущих нуклидов

Как образовались пятна радиоактивности

Тема XVII. Последствия катастрофы на ЧАЭС для биологического мира.

Последствия катастрофы на ЧАЭС для животного мира.

2. Последствия катастрофы на ЧАЭС для растительного мира.

Тема XVIII. Выживание населения в условиях радиоактивного загрязнения территории.

1. Медицинская помощь.

2. Система радиационного мониторинга.

3. Физические способы защиты человека от радиации.

Тема XIX. Гигиенические аспекты радиационной безопасности

Пути снижения внутреннего и внешнего облучения

Продукты питания и приготовление пищи

Безопасность проживающего населения

2.2. Тематика практических (семинарских) занятий

Тема I. Чрезвычайные ситуации характерные для Республики Беларусь

1. Географическое и социально-экономическое положение Республики Беларусь

2. ЧС экологического характера.

Тема II. Правила поведения и действия населения в ЧС мирного и военного времени.

1. Правила и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от ЧС.

2. Особенности выживания человека при стихийных бедствиях и в ЧС техногенного, биологического и экологического характера.

Тема III. Оказание ПМП в ЧС.

1. Признаки жизни и наступления смерти.

2. Оказание ПМП при ДТП.

2. Опасные сердечно-сосудистые состояния.

Тема IV. Техногенные чрезвычайные ситуации.

1. ЧС, вызванные транспортными происшествиями.

2. Ядерное оружие и его характеристика.

Тема V. Первая помощь при ранениях, кровотечениях, травматическом шоке.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст