Учебная программа для специальности 1- 25 01 04 Финансы и креди

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

_____________ С.Н. Князев

_____________ 2012

Регистрационный № УД-1345-11/р.

МИКРОЭКОНОМИКА

Учебная программа для специальности:

1- 25 01 04 Финансы и кредит

1- 25 01 07 Экономика и управление на предприятии

1- 26 02 03 Маркетинг

1-26 02 02 Менеджмент

1- 26 02 05 Логистика

Факультет

Международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра

мировой экономики и финансов

Курс

1

Семестр

2

Лекции

30

Практические/семинарские

Занятия 30

(в том числе 8 самостоятельная управляемая работа студентов)

Экзамен

2 семестр

Всего аудиторных часов по

дисциплине

68

Всего часов по

Форма получения

дисциплине

160

высшего образования

очная

Составила

И.В. Задружная, магистр экономических наук

2012

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Микроэкономика» (утв.03.01.2011 регистрационный № ТД-Е.283/тип).

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой мировой экономики и финансов

29.08.2012 г., протокол № 1

Заведующий кафедрой

______________ Ю.Ю.Королев

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»»

______________, протокол №__

Председатель

______________ ____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по дисциплине «Микроэкономика» предназначена для руководства и своей деятельности преподавателя. Учебная программа по изучаемой дисциплине раскрывает технологию преподавания дисциплины, учитывает региональные и внутривузовские особенности в подготовке специалистов.

Содержание, объем, и организационные формы изучения «Микроэкономики» должны обеспечить формирование у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с образовательными стандартами по специальностям высшего образования первой ступени.

Структура курса «Микроэкономика» включает теорию поведения потребителя, торию фирмы, теорию ценообразования на рынках производственных ресурсов, анализ микроэкономической политики государства, направленной на преодоление несовершенства (фиаско) рынка. Данный курс предполагает расширение инструментария микроэкономического анализа, в частности, широкое использование кривых безразличия и бюджетных ограничений.

Целью изучения курса «Микроэкономика» является:

— дальнейшее развитие экономического мышления студентов;

— анализ институциональной структуры современного рыночного хозяйства, в том числе социально ориентированной его модели;

— изучение процессов принятия решений субъектами рынка в условиях экономического выбора;

— определение экономических границ вмешательства государства в экономику на уровне отдельных предприятий, рынков, отраслей.

Курс «Микроэкономика» закладывает основы для анализа последующих разделов общей экономической теории, способствует определению методологических подходов к изучению конкретных экономических дисциплин, формированию экономического образа мышления у студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

-знать основные понятия и принципы курса «Микроэкономика»;

— знать механизм ценообразования на товарных и факторных рынках: поведение экономических субъектов в рыночной экономике; теоретические основы микроэкономической политики, условия общего равновесия и экономической эффективности;

— уметь решать задачи и тесты, закрепляющие учебный материал, участвовать в дискуссиях по актуальным микроэкономическим проблемам;

-обладать навыками самостоятельного экономического мышления и отстаивания собственной точки зрения по проблемам микроэкономики.

В числе эффективных педагогических методик и технологий преподавания дисциплины, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных экономических задач, следует выделить:

-технологии проблемно-модульного обучения;

-технологии учебно-исследовательской деятельности;

-коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, «мозговой штурм», учебные дебаты и другие активные формы и методы);

-игровые технологии, в рамках реализации которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.

Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности используются рейтинговые, модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы.

Изучение дисциплины основано на использование знаний, полученных студентами из курса «Экономическая теория». Понимание макроэкономических процессов взаимосвязано с поведением субъектов хозяйствования в конкретной рыночной ситуации. В этом контексте знание микроэкономики необходимо для изучения дисциплины «Макроэкономика».

Содержание учебного материала

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Применение и границы микроэкономической теории.

Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов.

Тема 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).

Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые без- различия потребителя. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии.

Графическая интерпретация равновесия потребителя.

Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена-потребление» и кривые спроса для различных видов благ.

Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые «доход-потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.

Эффект дохода и эффект замещения. Изменение цены товара и его влияние на изменение относительной цены и реального дохода. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.

Тема 3. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ

Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.

Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.

Равновесие фирмы — совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

Равновесие фирмы — совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

Совершенная конкуренция и эффективность.

Тема 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.

Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.

Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь.

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

Тема 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.

Равновесие фирмы — монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Равновесие фирмы — монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.

Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.

Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ

Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска), модели с одновременным принятием решений (модель с одновременным установлением объемов выпуска, модель с одновременным установлением цен — ценовые войны).

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

Олигополия и эффективность.

Тема 7. РЫНОК ТРУДА

Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы. Предложение ресурса.

Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.

Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда. Спрос на труд. Предельный продукт труда и факторы, его определяющие. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долгосрочном периоде.

Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы. Причины различий в заработной плате.

Теория человеческого капитала.

Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.

Тема 8. РЫНОК КАПИТАЛА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ

Рынок капитала и его структура.

Спрос на капитал и инвестиции. Предельная норма окупаемости инвестиций и спрос на инвестиции.

Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Предельная чистая окупаемость инвестиций. Долгосрочные инвестиции. Соизмерение текущих затрат и будущих доходов. Приведенная (дисконтированная текущая) стоимость. Факторы, влияющие на приведенную стоимость. Критерий чистой приведенной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям. Рыночный спрос на капитал.

Предложение капитала. Источники предложения. Сбережения домохозяйств как основной источник предложения капитала. Межвременной выбор и временные предпочтения. Предельная норма временного предпочтения. Межвременное бюджетное ограничение и равновесие. Влияние ставки ссудного процента на предложение сбережений. Эффекты дохода и замещения. Ставка ссудного процента и предложение капитала. Рыночное предложение капитала.

Рынок капитальных благ. Спрос и предложение услуг капитала. Равновесие на рынке услуг капитала в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Инфраструктура рынка капитала. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.

Особенности формирования и функционирования рынка капитала в Республике Беларусь.

Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Нулевая прибыль. Функции экономической прибыли. Источники экономической прибыли.

Тема 9. РЫНОК ЗЕМЛИ

Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый природный ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы.

Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена земли.

Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента по плодородию и местоположению.

Формирование рынка земли в Республике Беларусь.

Тема 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи в изменениях на рынках продуктов и ресурсов.

Эффективность обмена. Обмен на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности обмена по Парето. Кривая контрактов. Кривая потребительских

возможностей. Конкурентное равновесие потребителей. Эффективность обмена и справедливость.

Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных контрактов. Конкурентное равновесие производителей. Кривая производственных возможностей.

Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.

Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Критерии оценки общественного благосостояния.

Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.

Тема 11. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.

Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.

Тема 12. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

И РИСК В ЭКОНОМИКЕ

Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Риск: способы смягчения последствий риска. Понятие асимметричной информации.

Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Реакция рынка на отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии. Виды рыночных сигналов.

Моральный риск. Проблема «принципал-агент». Моральный риск и рынок страхования.

Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования.

Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Смешанные блага.

Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.

Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.

Тема 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.

Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования.

Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг.

Модель бюрократии. Поиск политической ренты.

Политико-экономический цикл.

Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст