Учебная программа для специальностей инженерно-технических, инж

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан ИПФ

____________________С.А. Иващенко

______________________ 2011г.

Регистрационный № УД-________/р

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Учебная программа для специальностей:

инженерно-технических, инженерно-экономических

Факультет инженерно-педагогический

Кафедра психологии

Лекции 34 часа

Практические (семинарские)

занятия34 часаЗачет

Всего аудиторных

часов по дисциплине68 часов

Форма получения

высшего образования очная

Минск 2011

Cоставители: В.А. Клименко, д.соц.н., профессор

И.И. Лобач, к. психол.н., доцент

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений, утвержденной 05.07.2007г, регистрационный № ТД-СГ.006/тип

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Психология» Белорусского национального технического университета (протокол №10 от __30.05.___.2011 г.

Заведующий кафедрой ____________ В.А. Клименко

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией инженерно-педагогического факультета Белорусского национального технического университета (протокол №_____ от _________2011 г.)

Председатель __________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Актуальность изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»

Актуальность проблем психологии и педагогики, теории и практике образования обусловлены рядом факторов.

Растущая интеллектуализация производства, переход к экономике, основанной на знаниях, информатизация всех сфер общества, системное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню образованности личности, личностному и профессиональному развитию. В современном обществе, важнейшими характеристиками которого выступают непрерывность и динамизм развития, образование приобретает особую значимость как общечеловеческая ценность; социальный механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом; средство разрешения глобальных проблем человечества.

Кардинально меняющиеся социальные параметры общества оказывают прямое влияние на все его институты, различные объединения людей, непосредственно на конкретного человека. Уходит в прошлое стиль деятельности, опиравшийся на командно-административные методы работы с людьми. Новые подходы к образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллектива. Важнейшей целью воспитания в обществе становится развитие гражданских, нравственных качеств, творческих способностей и готовности личности к ответственному преобразованию окружающего мира на основе продуктивного диалога с природой и социумом и созданию новых, более эффективных форм общественной жизни, культуры в целом.

С возрастанием роли человека в социально-экономических преобразованиях повышается значение наук о человеке и образовании. Активно происходит педагогизация различных областей общественной жизни; расширяется сфера образования, особенно образования взрослых; становится массовым высшее образование, а развитие самой образовательной сферы все шире обеспечивается на научно-педагогической и психологической основах. Актуализируется необходимость овладения выпускниками вузов независимо от полученной специальности основами психолого-педагогических знаний, освоения способов продуктивного мышления, новых видов деятельности и отношений между людьми.

За последние годы психолого-педагогическая наука, практика обучения и воспитания обогатились новым содержанием. Масштабные исследования, связанные с активизацией человеческих возможностей, инновациями в образовательной практике, позволили выделить наиболее эффективные модели, целостные технологии познания и образования, развития и реализации творческого потенциала личности и социальных групп.

1.2 Цели и задачи учебной дисциплины

Освоение выпускниками высших учебных заведений современных основ психологии и педагогики направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности в любой сфере. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений заключается в том, что они обеспечивают успешность решения многих профессионально-социальных проблем и задач, к которым относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа; организация семейной жизни, обеспечение гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития. Психолого-педагогическая подготовка студентов направлена также на социальное воспитание студентов. Все это обеспечивает развитие у обучающихся психолого-педагогической компетентности, которая способствует формированию социально-личностных компетенций выпускника вуза. Цели и задачи учебной дисциплины конкретизируются для каждой ее составляющей «Основы психологии» и «Основы педагогики» (см. разделы 2, 3).

Данная учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики», которая входит в цикл социально-гуманитарных дисциплин на первой ступени высшего образования, предназначена для студентов непедагогических специальностей высших учебных заведений.

1.3 Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Основы психологии и педагогики» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу социально-гуманитарных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В п. 6.2. названного стандарта указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных психолого-педагогических знаний и умений, составляющих психолого-педагогическую компетентность выпускника вуза:

а) обобщенные знания:

понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

образовательные тенденции, функции и модели образования; структура и направления развития национальной системы образования, способы организации образовательного процесса;

принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

основы семейной педагогики;

б) обобщенные умения:

организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;

определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;

учитывать тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

использовать психолого-педагогические знания и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении занятий с персоналом;

осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования и самосовершенствования;

обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

Форма отчетности по дисциплине – для большинства специальностей — зачет, для некоторых специальностей АТФ, МСФ и ФТУГ – формой отчетности является экзамен.

2 КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

2.1 Цели и задачи изучения курса «Основы психологии»

Цели курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.

Задачи:

освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека;

формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самореализации и самосовершенствования;

развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.

Психологические знания и умения, будут способствовать формированию социально-личностных компетенций выпускника.

На изучение курса «Основы психологии» отводится 40 аудиторных часа, в том числе: 22 часа – на лекционные занятия, 18 часов – на практические занятия.

2.2 Содержание учебного материала

2.2.1 Введение в психологию. Основные направления в психологии

Из истории психологических учений. Рефлекторный характер психики. Мозг и психика. Функции психики. Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии. Методы исследования.

Развитие психологии в античности. Психологические теории средневековья и эпохи Возрождения. Развитие психологии в XV – XIX в.в. Развитие психологии в XIX – XX в.в. История развития психологии в Республике Беларусь.

2.2.2 Методы психологических исследований

Место психологии в системе научного знания. Методы исследования в психологии. Значение знаний психологии в инженерной деятельности. Место психологии в системе социально-гуманитарных наук.

2.2.3 Личность в психологии

Понятие личности в психологии. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Типология психологических моделей личности. Значение ведущей деятельности в развитии личности. Источники активности. Движущие силы развития личности. Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности. Методы психологической коррекции личности. Жизненные кризисы и стратегии их преодоления. Личностный рост.

2.2.4 Психические процессы и состояния

Особенности ощущений и восприятий. Восприятие человека человеком. Память в деятельности человека. Развитие памяти. Характеристика мышления. Формы и виды мыслительного процесса. Стили мышления. Мышление и решение технических задач. Воображение. Речь. Внимание. Эмоции и чувства. Воля.

Характерные особенности психических состояний. Классификация психических состояний. Монотония. Состояния, вызываемые перегрузкой и недостатком информации. Оптимизация потоков информации. Динамика психических состояний. Основы саморегуляций организмов. Способы снятия нервного напряжения. Техника релаксации. Понятие об аутотренинге, основные упражнения. Рациональная психотерапия. Значение аутотренинга для формирования эмоционально-волевых и оперативных качеств персонала. Контроль состояний.

2.2.5 Психические свойства личности

История учения о темпераменте. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. Классификация темпераментов и их психологическая характеристика. Понятие о характере. Акцентуации характера. Формирование характера. Понятие способности. Происхождение способностей. Виды способностей. Развитие способностей.

2.2.6 Общая характеристика деятельности личности. Работоспособность человека и ее фазы

Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Две сферы в структуре деятельности: потребностно-мотивационная и предметно-операционная. Знания, умения и навыки—основа успешной деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Основные виды деятельности. Профессиональная деятельность личности и её особенности. Профессиограммы и их виды. Профессиональная пригодность личности. Профессиональное становление личности. Деятельный подход к воспитанию и развитию личности.

Понятие работоспособности. Факторы работоспособности. Работоспособность в течение суток и дневной смены. Регулирование работоспособности. Оптимизация режима труда и отдыха.

2.2.7 Психология творческой деятельности

Понятие творчества. Исторический анализ проблемы. Методы диагностики творческих способностей. Методы технического творчества. Факторы, способствующие и препятствующие творчеству. Творчество в инженерной деятельности.

2.2.8 Психология групп и коллективов. Психология управления

Понятие группы. Классификация групп. Феномен группового давления. Лидерство и групповая динамика. Принципы группового решения.

Определение понятия коллектива. Специфика роли и функции коллектива в обществе. Соотношение понятий «группа» и «коллектив». Психологическая сущность и особенности коллектива. Организованность коллектива. Роль коллектива в формировании личности.

Межличностные отношения в производственных коллективах. Психологическая совместимость. Психологический климат. Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах. Способы регулирования межличностных отношений. Воспитательная работа в производственном коллективе. Массовые социально-психологические явления.

Психологические факторы управленческой деятельности. Психология субъекта управления. Психология процесса управления. Психология объекта управления. Коммуникации в управлении. Лидер и руководитель. Стили управления. Формы профессионального общения руководителя. Управленческая практика оценки и аттестации персонала.

2.2.9 Адаптация личности в производственном коллективе. Социально-психологический климат производственного коллектива

Понятие адаптации. Виды адаптации. Профессиональная адаптация. Социально-психологическая адаптация в производственном коллективе. Показатели и этапы адаптации. Деятельность руководителя по управлению адаптацией

Понятие социально-психологического климата (СПК). Воздействие на социально-психологический климат со стороны макросреды. Воздействие на СПК со стороны микросреды. Показатели СПК: объективные и субъективные.

2.2.10 Конфликты в производственном коллективе и их регулирование

Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации (участники, социальная среда, восприятие конфликтной ситуации, действия участников). Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, ролевой, конструктивный, деструктивный и др. Предрасположенность к конфликтам. Конфликтология как наука. Причина производственных конфликтов. Стадии развития конфликтов. Психолого-педагогические методы разрешения конфликтных ситуаций. Стили разрешения конфликтов. Формы и правила конструктивной критики. Роль руководителя в разрешении конфликтных ситуаций.

2.2.11 Психология общения

Виды, стили и модели общения. Коммуникативные умения и их структура. Предкомуникативная ориентация в ситуации общения. Барьеры общения. Аттрактология как наука. Профессиональное общение руководителя. Культура общения.

2.2.12 Основы инженерной психологии

Предмет и задачи инженерной психологии. История развития психологии труда и инженерной психологии. Информационное взаимодействие между человеком и машиной. Система «человек – машина» (СЧМ). Деятельность оператора в СЧМ. Инженерно-педагогические требования к организации рабочего места. Принципы проектирования системы «человек-техника».

3 КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

3.1 Цели и задачи изучения курса «Основы педагогики»

Цели курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, профессиональному и личностному саморазвитию.

Задачи:

освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование обобщенных умений применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-профессиональных задач (управление коллективом, организация сотрудничества, воспитание и обучение персонала и др.), обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;

формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;

освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.

Выраженные в целях и задачах способы деятельности и умения составляют суть психолого-педагогической компетентности, которая способствует формированию важнейшего результата профессиональной подготовки студентов в вузе – социально-личностных компетенций выпускника.

На изучение курса «Основы педагогики» отводится 28 часов, в том числе: 12 часов – на лекционные занятия, 16 часов – на практические занятия.

3.2 Содержание учебного материала

3.2.1 Педагогика в системе наук о человеке

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний. Основные методологические принципы педагогики, ее методы и категории. Педагогические знания как элемент культуры человека.

3.2.2 Теоретические и методические основы обучения. Сущность процесса обучения. Виды и формы обучения

Теоретические основы образования. Основные социальные функции образования Система непрерывного профессионального образования. Подготовка и переподготовка кадров. Содержание понятия «дидактика». Основные понятия дидактики. Сущность процесса обучения. Структура педагогического процесса Современные дидактические принципы обучения. Виды, формы и методы обучения.

3.2.3 Сущность процесса воспитания личности. Особенности воспитательного процесса на производстве

Общее представление о воспитании. Цели образования и воспитания. Средства и методы воспитания. Воспитательные организации и социальное воспитание. Воспитание правомерного поведения человека в коллективе и обществе. Сущность и содержание процесса воспитания личности. Личность воспитателя. Общественное мнение коллектива и его роль в воспитании. Сущность и структурные компоненты системы воспитательной работы. Основные направления идеологической и идейно-воспитательной работы. Качество воспитания как объект мониторинга.

3.2.4 Социальные институты общества и их роль в воспитании и социализации личности

Социальные институты общества, их функции. Социально-психологические механизмы и стадии социализации. Факторы социализации. Роль семьи, школы, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций в воспитании и социализации личности.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТАДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Форма контроля знаний

лекции

практические (семинарские) занятия

лабораторные занятия

управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студентов

Введение в психологию. Основные направления в психологии

2

[7]

[8]

[10]

[14]

[17]

Реферат

Методы психологических исследований

2

10]

[14]

[17]

Реферат

Личность в психологии

6

2

Методическое пособие

[15]

[17]

[18]

[21]

[44]

Реферат

Психические процессы и состояния

6

2

Методическое пособие

[7]

[8]

[10]

[14]

Реферат

Психические свойства личности

2

2

Методическое пособие

[8]

[10]

[17]

[40]

[43]

Реферат

Общая характеристика деятельности личности. Работоспособность человека и ее фазы.

2

2

Методическое пособие

[2]

[4]

[5]

[9]

[10]

[17]

[36]

Реферат

Психология творческой деятельности

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст