Учебная программа для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело»,

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор, профессор

_____________________ И.Г.Жук

_________________ 2008 г.

Регистрационный № УД- / р.

Основы психологии и педагогики

Учебная программа для специальностей

1-79 01 01 «Лечебное дело»,

1-79 01 02 «Педиатрия»,

1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело»,

1-79 01 05«Медико-психологическое дело»,

1-79 01 06 «Сестринское дело»

Факультеты: лечебный,

педиатрический,

медико – диагностический,

медико – психологический,

сестринский.

Кафедра пcихологии и педагогики

Курс 1

Семестр 1, 2.

Лекции 36 час. Экзамен: –

Семинарские занятия 36 час. Зачет: 1, 2 семестры

Всего часов по дисциплине 72 час. Форма получения высшего образования дневная

2008 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений по основам психологии и педагогики. Утверждена 5 июля 2007 года. Регистрационный № ТД-СГ.006/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии и педагогики, 16 сентября 2008 г. протокол № 2

Заведующий кафедрой

доцент, к.п.н. А.Д. Король

Одобрена и рекомендована к утверждению Методической комиссией медико-психологического факультета «___»_________2008г., протокол №___

Председатель

Методической комиссии

декан МПФ,

доцент, к.м.н. В.А. Карпюк

Пояснительная записка

Кардинально меняющиеся социальные параметры общества оказывают прямое влияние на все его институты, различные объединения людей, непосредственно на конкретного человека. Новые подходы к образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности. За последние годы психолого-педагогическая наука, практика обучения и воспитания обогатились новым содержанием, позволили выделить наиболее эффективные модели, целостные технологии познания и образования.

Освоение выпускниками медицинского высшего учебного заведения современных основ психологии и педагогики направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности, которая реализуется в процессе межличностного взаимодействия.

Универсальность психолого-педагогических знаний и умений в медицинском вузе заключается в том, что они обеспечивают успешность решения многих профессионально-социальных проблем и задач, к которым относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, общения в системе «врач-пациент» предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа; организация семейной жизни. Решение этих образовательных и воспитательных задач обеспечивает развитие у студентов психолого-педагогической компетентности, способствующей успешной адаптации к профессиональной и социальной жизнедеятельности.

Цели и задачи дисциплины

Цели курса «Основы психологии и педагогики»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов медицинского вуза; усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, профессиональному и личностному саморазвитию.

Задачи:

освоение знаний о сущности, закономерностях, принципах функционирования психически человека;

развитие умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира;

формирование навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самореализации и самосовершенствования;

освоение студентами системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности;

формирование обобщенных умений применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-профессиональных задач.

формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессиональной деятельности.

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Основы психологии и педагогики» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу социально-гуманитарных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода.

а) обобщенные знания:

понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

образовательные тенденции, функции и модели образования; структура и направления развития национальной системы образования, способы организации образовательного процесса;

принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

основы семейной педагогики;

б) обобщенные умения:

организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;

определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;

учитывать тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

использовать психолого-педагогические знания и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении занятий с персоналом;

осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования и самосовершенствования;

обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

Содержание дисциплины

Введение в курс «Основы психологии»

Психология как наука. Объект, предмет и основные методы психологии. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Понятие о психике. Психическое как субъективное отражение объективного мира. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознательное, предсознательное и бессознательное. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведения.

Биологическая и психологическая подструктуры личности

Индивид, индивидуальность, личность. Половозрастные особенности личности. Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Чувствительность и ее развитие. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Мышление, язык и речь, воображение. Мышление как процесс. Функции и виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Мыслительные операции. Формы мышления. Внимание, его функции и свойства. Виды, структура и основные свойства внимания.

Социальная подструктура личности

Социализация личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Просоциальное и асоциальное поведение.

Свойства личности

Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Акцентуации характера и их типы. Понятие способности и происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.

Межличностные отношения и общение

Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды взаимоотношений. Уровни взаимоотношений. Статус и ролевые отношения. Общение, его функции и структура. Представление о коммуникации, интеракции, межличностное познание, взаимодействие, социальная перцепция. Средства и виды общения. Общение как ведущий фактор развития личности. Мир общения: материально-практический, духовно-информационный, практическо-духовный. Общительность как качество личности. Деструктивное общение личности. Факторы, дезорганизующие общение. Техники продуктивного общения.

Межличностные конфликты

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Конфликтные типы личности. Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов.

Системный психологический подход в управлении

Психология управления как наука. Основные направления развития психологии управления. Процесс и система управления. Психологизация менеджмента, управление людьми и группами

Личность и группа как субъект и объект управления

Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.

Введение в курс «Основы педагогики»

Образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества личности – главный ресурс общественного развития в XXI в. Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Психолого-педагогическая компетентность студента как результат психолого-педагогической подготовки студентов в ВУЗе, обеспечивающий сформированность социально-личностных компетенций выпускника. Значимость педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач.

Педагогика в системе наук о человеке

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики. Педагогическая деятельность как социальное созидание личности. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике. Методология педагогики. Основные методологические принципы. Методы педагогических исследований.

Образование как социокультурный феномен

Образование как общечеловеческая ценность. Мировые социокультурные тенденции, определяющие направления развития образования, науки, культуры в стране. Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества. Возрастание роли личности в социально-экономических преобразованиях. Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом. Две основные функции образования (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Образование как педагогический процесс. Деятельностный подход в образовании.

Современное состояние образования

Мировые образовательные тенденции. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования в стране. Диалектика традиций и инноваций в образовании. Основные направления развития образования в мире, стране. Национальная система образования в Республике Беларусь и особенности ее структуры. Система дошкольного образования. Система общего среднего образования. Совершенствование системы профессионально-технического и средне-специального образования. Мировые тенденции развития высшего образования. Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.

Развитие, воспитание и социализация личности

Объективные и субъективные факторы развития личности. Гармоничное развитие личности: пути и условия осуществления. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Принцип обучающего воспитания — ведущий принцип современной школы. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия. Организация развивающей образовательной среды.Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств. Воспитанность и воспитуемость. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний.

Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

Понятие социального пространства. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса. Условия создания благоприятной атмосферы в группе.

Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Педагогическая культура родителей. Модели семейных взаимоотношений. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье. Правовые основы семейного воспитания.

Основные сферы жизнедеятельности личности

Доминирующие сферы жизнедеятельности личности как субъекта (труд, игра, общение, обучение). Самопознающая и самооценивающая деятельность личности как условие развития ее культуросозидающих способностей (мышления, речи, рефлексии). Деятельность по саморазвитию собственных способностей; деятельность по самовоспитанию нравственных качеств и принятию норм и правил социального поведения; деятельность по профессиональному и личностному самосовершенствованию. Педагогические требования к организации деятельности. Игра как специфическая форма жизни человека. Важнейшие атрибуты игры: юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Игра как педагогическое явление и средство реализации гедонистической активности личности. Общение как ведущий фактор развития личности

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности человека. Акмеологические основы самосовершенствования личности: потребность в активном саморазвитии, самореализации творческого потенциала, продвижении к вершинам профессионального совершенства. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности. Самообразование и самовоспитание личности. Личностная и социальная зрелость как критерий эффективности самосовершенствования личности. Технологии воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех. Карьера человека как условие и уровень его самореализации. Сила личности, ее истоки как факторы самосовершенствования.

Биологическая и психологическая подструктуры личности.

Оценка свойств процессов ощущения и восприятия. Опыты, эксперименты, тесты. Оценка свойств процессов внимания и памяти Психологические методики диагностики. Методики-иллюстрации. Тесты.Оценка свойств психических процессов мышления и воображения. Тесты – иллюстрации. Анализ экспериментальных исследований.

Социальная подструктура личности

Индивидуально — личностные характеристики. Диагностика и анализ индивидных, личностных и индивидуальных свойств.

Направленность личности

Определение психологического содержания направленности личности. Тесты, психотехнические упражнения.

Эмоции и психические состояния личности

Изучение эмоциональных состояний и волевых процессов.Специальные опросники. Самоанализ.

Межличностные конфликты

Социально-психологическое взаимодействие в группе. Психотехнические упражнения. Принятие группового решения.

Взаимодействие людей в малых группах

Социально-психологическое взаимодействие в группе. Психотехнические упражнения. Техники продуктивного общения.

Роль и психологические функции руководителя в системе управления

Психология лидерства. Психологическая диагностика способности к управленческой деятельности. Ролевые игры.

Психологическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии

Психологическая профессиональная компетентность как самопонимание себя в профессии и понимание целей и задач профессиональной деятельности. Выполнение задания по анализу профессии врача на основе «Таблицы классификации профессий» Самодиагностика профессиональных склонностей с использованием методики ДДО (дифференциально – диагностический опросник).

Педагогика в системе наук о человеке

Педагогический процесс как система. Групповая дискуссия.

Современное состояние образования

Анализ современных образовательных тенденций. Реферативные выступления.

Развитие, воспитание и социализация личности.

Методы и методики оценки социализированности личности в среде. Показатели социальной зрелости. Критерии воспитанности личности.

Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

Психологический анализ возрастных особенностей поведения. Просмотр и анализ видео-сюжетов, иллюстрирующих особенности поведения, обусловленные психологическим возрастом. Система методов и средств воспитания. Просмотр и обсуждение видеофильма.

Основные сферы жизнедеятельности личности

Игровые технологии, их роль в жизнедеятельности человека. Труд и общение как доминирующие сферы жизнедеятельности личности.

Самосовершенствование личности

Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности. Оценка уровня компетентности личности. Способы создания имиджа.

Личность и творчество

Технологии развития творческого потенциала личности. Тесты-иллюстрации. Моделирование. Развивающие упражнения.

Педагогическая компетентность выпускника вуза в будущей профессии

Педагогическая компетентность врача в профессиональной деятельности как склонность и способность осуществления психолого – педагогического воздействия на пациента. Психотехнические упражнения «Ораторское искусство»

Учебно-методическая карта дисциплины

Номер раздела, темы,

занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов.

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Форма контроля знаний, умений и навыков

Лекции

Семинарские

занятия

Управляемая самостоятельная работа студента (лекции)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1. Объект, предмет и основные методы психологии.

2. Понятие о психике.

3. Сознание как высшая форма отражения.

4.Сознание и деятельность.

5. Проблема биологического и социального в природе человека.

1,3

0,7

[1,7,26]

2

1. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Ощущение, восприятие и представления.

3. Память, ее общая характеристика, свойства и функции.

4. Мышление, язык и речь, воображение.

5. Внимание, его функции и свойства.

1.3

1.3

2

0.7

0.7

Тесты, методики –иллюстрации, анализ экспериментальных исследований

[2,4]

Устная

3

Направленность личности. Определение ее психологического содержания.

2

Тесты, психотехнические упражнения.

[3,8]

Самостоятельная работа, рефераты

4

Эмоции и психические состояния личности.

2

Тестовые опросники

[1,2,32]

Самоанализ

5

1. Социализация личности. Механизмы социализации.

2. Основные социальные процессы и поведение человека.

3. Просоциальное и асоциальное поведение.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст