Учебная программа для магистрантов специальности 1-94 80 01 Пре

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам

________________ А.А. Хмыль

« ___ » _____________ 2012г.

Регистрационный № УД-12 М 94-01/2р.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРОГНОЗ

Учебная программа для магистрантов специальности:

1-94 80 01 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Кафедра экологии

Очное обучениеЗаочное обучение

Семестр (семестры ) ______1______Семестр (семестры ) ______1______

Лекции ___20___(количество часов) Лекции ___6___(количество часов)

Практические (семинарские) занятияПрактические (семинарские) занятия

___14__(количество часов) ___4___(количество часов)

Лабораторные занятияЛабораторные занятия

_______(количество часов) ______(количество часов)

Зачет_____1_____(семестр)Зачет______1____(семестр)

Экзамен_______(семестр) Экзамен_______(семестр)

Реферат _______(семестр) Реферат ________(семестр)

Контрольная работа_____(семестр)Контрольная работа___1__(семестр)

Всего аудиторных часов Всего аудиторных часов

по дисциплине ___34__по дисциплине ___10__

Самостоятельная работа___38__Самостоятельная работа___62__

Всего часовВсего часов

по дисциплине___72__ по дисциплине___72__

2012

Учебная программа составлена в соответствии с типовым учебным планом специальности 1-94 80 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.07.2012, регистрационный № ТД – Р 94-2-001/тип и учебным планом специальности 1-94 80 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», утвержденным 29.06.2012г. протокол № 10.

Составитель:

Навоша А.И., к.в.н., доцент, доцент кафедры экологии

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экологии

протокол № 4 от 08.10.2012.

Заведующий кафедрой экологии _____________ И.Э. Бученков

СОГЛАСОВАНО

Начальник УПНКВК______________Д.В.Лихачевский

« ___ » ___________ 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Экологический риск: закономерности развития и прогноз» является специальным курсом в системе подготовки магистров по специальности «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Целью изучения дисциплины является выявление закономерностей распределения риск-ситуации и районирования территории страны, методик прогнозирования риска, методик создания систем мониторинга риск-ситуаций, а также программных средств и приложений, необходимых для их реализации и функционирования.

Изучение дисциплины предполагает тесную интеграцию знаний с теорией и управлением рисков, связь с рядом областей наук (климатологией и метеорологией, гидрологией, экономикой, геологией, математикой и др.). Ее подготовка разработана на основе мирового опыта и государственной политики с предметами профессиональной подготовки, позволяющих предвидеть и решить проблемы риска и управления ими в рамках специализации магистрантов. Изучение курса способствует повышению фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды и технологических систем, природно-ресурсного потенциала страны, способствовать созданию высоких технологий, объяснять и обоснованно требовать срочного соблюдения технологической дисциплины, экономически правильно рассчитывать потери и риск-ситуации, моделировать, прогнозировать и классифицировать объекты народного хозяйства по вероятности аварийных и риск-ситуации.

Задачи изучения дисциплины:

— изучить процессы природного и техногенного характера, обуславливающие появление риск-ситуаций;

— ознакомиться с методиками прогнозирования риска, а также методиками создания системы мониторинга риск-ситуаций;

— изучить закономерности регионального распределения риск-ситуации;

В результате изучения дисциплины магистранты должны:

знать:

— структуру национальной системы мониторинга окружающей среды Беларуси;

— методы оценки нарушения экологического равновесия в регионе и методы экономической оценки техногенных аварий и катастроф;

— взаимозависимость между деятельностью человека, состоянием окружающей среды и здоровьем нации, а также хозяйственно-экономические механизмы, позволяющие предвидеть риск-ситуации.

уметь:

— проводить ранжирование и классификацию объектов народного хозяйства по вероятности риск-ситуаций;

— определять факторы природного и техногенного характера, вызывающие риск-ситуации и оценивать экологические последствия аварий и катастроф и возможность их минимизации;

— картировать экологические и техногенные риск-ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Название тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах.

№ пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1.

Современное состояние хозяйственной освоенности территории Беларуси и закономерности их проявления.

а) развитие риск-ситуаций на территории Беларуси и закономерности их проявления;

б) региональные характеристики природных ЧС в Беларуси;

в) региональные характеристики техногенных ЧС в Беларуси.

2

2

2.

Факторы, вызывающие риск-ситуации и методики их классификаций.

а) ранжирование рискобразующих факторов по уровню значимости;

б) ранжирование и классификация объектов народного хозяйства по вероятности аварийных и риск-ситуаций;

в) классификация промышленных объектов.

2

2

3.

Районирование и картирование, как метод оценки нарушения экологического равновесия в регионе.

а) интегральные показатели районирования и картирования;

б) районирование загрязнения атмосферы;

в) районирование загрязнения водных ресурсов;

г) районирование загрязнения почв радионуклидами;

д) районирование загрязнения регионов при аварии на предприятиях.

2

4.

Оценка экологических последствий аварий и катастроф и возможность их минимизации.

а) современные методы оценки ущерба, наносимых окружающей среде в результате риск-ситуаций;

б) структура экономического ущерба;

в) методы экономической оценки экологических последствий техногенных аварий и катастроф.

2

2

5.

Современные системы стандартизации в области контроля качества и охраны окружающей среды.

а) системы стандартизации;

б) стандарты;

в) экологическая сертификация.

2

6.

Экологическая оптимизация функционирования предприятий и их воздействия на окружающую среду.

а) суть оптимизации;

б) принципы уменьшающих рисков;

в) техногенные факторы, показатели и индексы техногенеза.

2

7.

Методологические и теоретические аспекты прогнозирования и моделирования риск-ситуаций.

а) развитие методологии прогнозирования и управления риском;

б) существующие методы прогнозирования вероятности риск-ситуаций и неблагоприятных событий;

в) основные показатели методов.

2

8.

Прогноз вероятности риск-ситуаций и ущерба природной среде на основе математического моделирования.

а) концептуальные и теоретические основы прогнозирования развития риска;

б) факторы риск-ситуаций;

в) модели прогноза.

2

9.

Концепция структуры системы мониторинга риск-ситуаций и ГИС-системы поддержки принятия решений по предупреждению природно-технических рисков.

а) необходимость создания и структура системы мониторинга риск-ситуаций;

б) принципы составления информализации и задачи построения карт опасности и риска;

в) районирование территории Беларуси по интенсивности риск-ситуаций.

2

10.

Использование ГИС-технологий для картографирования и прогнозирования риск-ситуаций.

а) ГИС технологии картографирования и прогнозирования;

б) функциональная структура ГИС-системы;

в) структура республиканской ГИС-системы предупреждения риск-ситуаций.

2

Итого: за семестр

20

6

Всего за учебный год

20

6

2. Перечень тем практических (семинарских) занятий, их содержание

и объем в часах

№ пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1.

Техногенные аварии и катастрофы.

Региональные характеристики природных и техногенных ЧС в Беларуси.

2

2.

Выделение наиболее вероятных объектов на предмет возникновения риск-ситуаций.

Классификация объектов народного хозяйства по вероятности аварийных и риск-ситуаций.

2

3.

Оценка нарушения по-следствий экологичес-кого равновесия.

Методы оценки нарушения экологического равновесия в регионе.

2

5.

Определение предотвра-щаемого ущерба от загрязнения природной среды сточными водами.

Определение предотвращаемого ущерба от загрязнения сточными водами, атмосферы, изъятия земель и др.

2

2

9.

Организация стандарти-зации в области охраны окружающей среды на основе данных НС МОС.

Система стандартизации в области контроля и охраны окружающей среды.

2

10.

Управление качеством окружающей среды.

Оптимизация функционирования предприятий и их воздействия на окружающую среду.

2

2

12.

Методы и технологии прогнозирования риск-ситуаций техногенного характера.

Использование ГИС-технологий для картирования и прогноза риск-ситуаций.

2

13.

Прогноз риск-ситуаций при наводнениях.

Математическое и физическое моделирование прохождения паводков.

2

Итого: за семестр



Страницы: 1 | 2 | Весь текст