Учебная программа для магистрантов специальности 1-33 80 02 Гео

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам

________________ А.А. Хмыль

« ___ » _____________ 2012г.

Регистрационный № УД-12 М 33-02/1р.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ

И НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ

Учебная программа для магистрантов специальности:

1-33 80 02 Геоэкология

Кафедра экологии

Очное обучениеЗаочное обучение

Семестр (семестры ) ______1______Семестр (семестры ) ______1______

Лекции ___26___(количество часов) Лекции ___6___(количество часов)

Практические (семинарские) занятияПрактические (семинарские) занятия

___8__(количество часов) ___4___(количество часов)

Лабораторные занятияЛабораторные занятия

_______(количество часов) ______(количество часов)

Зачет__________(семестр)Зачет__________(семестр)

Экзамен___1____(семестр) Экзамен____1___(семестр)

Реферат _______(семестр) Реферат _______(семестр)

Контрольная работа_____(семестр)Контрольная работа___1__(семестр)

Всего аудиторных часов Всего аудиторных часов

по дисциплине ___34__по дисциплине ___10__

Самостоятельная работа___74___Самостоятельная работа___98___

Всего часовВсего часов

по дисциплине___108__ по дисциплине___108___

2012

Учебная программа составлена в соответствии с типовым учебным планом специальности 1-33 80 02 «Геоэкология», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 30.05.2012, регистрационный № ТД – Н 33-2-001/тип и учебным планом специальности 1-33 80 02 «Геоэкология», утвержденным 29.06.2012г. протокол № 10.

Составитель:

Телеш И.А., к.г.н., доцент кафедры экологии

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экологии

протокол № 4 от 08.10.2012

Заведующий кафедрой экологииИ.Э. Бученков

СОГЛАСОВАНО

Начальник УПНКВК______________Д.В.Лихачевский

« ___ » ___________ 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития науки и образования важны не только быстро меняющиеся факты, которые можно найти в различной справочной литературе, в интернете и других источниках, но в большей степени важно умение получать знания. На второй ступени высшего образования, которая является переходной ступенью для подготовки кадров высшей квалификации, особую актуальность приобретает формирование навыков самостоятельной научной работы, поэтому необходимо четкое представление о современных проблемах различных отраслей географии и истории развития науки.

Целью курса «Современные проблемы географии и научные школы Беларуси» является систематизация знаний по основным современным проблемам географии, установление понятия географической научной школы и характеристика основных этапов развития научных школ по различным направлениям географических наук.

В задачи дисциплины входят:

— формирование у магистрантов необходимых знаний по современным проблемам и истории развития картографии и геодезии, геоморфологии и геологических наук, метеорологии и климатологии, гидрологии, экономической географии и других направлений географических наук;

— детальное рассмотрение этапов развития и функционирования научных школ в области четвертичной геологии, геоморфологии и палеогеографии, лимнологической школы, школы почвоведения и географии почв, ландшафтной, экономико-географической и других ;

— приобретение умений проводить анализ литературных источников по современным проблемам географических наук и самостоятельно составлять обзор литературы по теме исследований;

— формирование способности генерации новых идей на основе анализа литературных источников, умений разработки новых методических приемов решения современных проблем;

— формирование умений проводить сравнительный анализ развития различных научных школ в области решения современных проблем географических наук;

— прогнозирование развития научных направлений на основе анализа фактов и их критического осмысления;

— формирование умений коллективной работы при выполнении разбора и обсуждения различных проблем и направлений географических исследований и самостоятельной работы при написании литературного обзора по теме магистерской диссертации;

— приобретение умений диалектически мыслить, анализировать факты и аргументировать свою точку зрения на перспективы решения научных задач, развития научных школ и направлений.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

— современные проблемы различных направлений географических наук;

— историю развития географических наук в Беларуси, их современную структуру и научную проблематику;

— основные этапы развития и функционирования научных школ по различным направлениям географических наук;

— основные достижения и ключевые научные работы по различным научным школам в области географических наук;

— важнейшие проблемы и перспективы развития географических научных школ.

уметь:

— проводить анализ литературных источников;

— выбирать оптимальные варианты решения теоретических и прикладных задач, генерировать новые идеи на основе знакомства с результатами исследований научных школ;

— прогнозировать развитие научных направлений по решению современных географических проблем на основе анализа и критического осмысления фактов;

— работать в команде при выполнении разбора и обсуждения различных направлений географических исследований, коллективного решения той или иной проблемы в области наук о Земле;

— аргументировать свою точку зрения на перспективы решения современных географических проблем и развития научных школ и направлений.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Название тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах.

№ пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1.

Предмет, цель и задачи курса. Система наук о Земле. Теоретические и методологические аспекты развития географической науки в мире.

а) Формирование современной структуры географической науки и основные проблемы ее развития;

б) Современные проблемы функционирования природных и хозяйственных геосистем;

в) Географические законы и закономерности и особенности их функционирования на современном этапе развития общества.

2

2

2.

Развитие географических идей в Беларуси и научные географические школы.

а) Основание и развитие научных географических школ Беларуси.

б) Развитие географических идей в Республике Беларусь на современном этапе под влиянием глобализации, экологизации, гуманиторизации и других факторов.

2

2

3.

Географические исследования выходцев из Беларуси в различных регионах мира в ХV-XIX вв. и их влияние на развитие географии в Беларуси.

а) История географичес-ких исследований выход-цев из Беларуси в дальнем зарубежье в ХV-XIX вв.

б) История географичес-ких исследований выход-ев из Беларуси в ближнем зарубежье в ХV-XIX вв..

2

2

4.

Развитие и современные проблемы геологических наук в Беларуси.

а) Геологические исследования в XV − начале XX столетия в Беларуси.

б) Палеогеографические геохимические, гидрогеологические исследования Беларуси. Научные школы Беларуси по данным направлениям географических исследований.

в) Современные проблемы изучения глубинного строения и динамики земных недр Беларуси.

2

5.

Развитие и современные проблемы четвертичной геологии и геоморфологии.

а) Научная школа четвертичной геологии, геоморфологии. Этапы развития и основатели школы.

б)Исследования техногенной преобразованности рельефа и его устойчивос-ти, экстремальных геоморфологических процессов.

2

6.

Развитие и современные проблемы гидрологических исследований Беларуси.

а) Гидрологические исследования в XV − начале XX столетия в Беларуси.

б) Развитие гидрометрической сети в ХХ в. и создание водного кадастра.

в) Лимнологическая научная школа. Этапы развития школы.

г) Современные проблемы оценки и рационального использования водных ресурсов.

2

7.

Развитие и современные проблемы почвенных исследований Беларуси.

а) Почвенные исследования в XVIII − начале XX столетия в Беларуси.

б) Различные направления почвенных исследований на дореволюционном, довоенном и современном этапах.

в) Научная школа почвоведения, географии почв и геохимии. Этапы развития и основатели школы. Основные научные направления.

г) Земельный кадастр. Кадастровая оценка земель

д) Современные проблемы оптимизации использования эродированных земель, рационального использования загрязненных радионуклидами почв.

2

8.

Ландшафтные научные исследования Беларуси и современные проблемы ландшафтоведения.

а) Этапы развития и основатели ландшафтной школы.

б) Исследования антропогенных ландшафтов.

в) Прикладные оценочные ландшафтные исследования: агроэкологическая, рекреационная, сельскохозяйственная, мелиоративная оценка ландшафтов.

г) Современные проблемы исследования ландшафтного разнообразия, ландшафтного планирования территории, создания экологической сети.

2

9.

Экономико-географические исследования Беларуси и современные проблемы экономической географии.

а) Экономико-географические исследования в ХIХ — начале ХХ в. Этапы развития и основатели школы.

б) Развитие рекреационной географии.

в) Экономико-географический анализ демографической ситуации Беларуси, современные проблемы урбанизации.

г) Экономико-географические основы устойчивого развития Беларуси, исследования проблемных регионов, экономика природопользования.

2

10.

История развития и современные проблемы картографии и геодезии в Беларуси.

а) Основные этапы картографирования территории Беларуси в XVI – начале XX вв.

б) Топографо-геодезические и картографические работы в Беларуси на довоенном и современном этапах.

в) Современные проблемы картографии. Использование спутниковой информации, составление геоинформационных систем в различных областях географической науки.

2

11.

Развитие и современные проблемы метеорологии и климатологии в Беларуси.

а) Климатические наблюдения в XIX и XX вв. Климатический атлас Беларуси.

б) Современные проблемы и новые направления климатических исследований на современном этапе.

в) Проблемы точности долгосрочных и краткосрочных прогнозов погоды.

2

12.

Современные проблемы геоэкологических исследований.

а) Становление геоэкологии как научного направления.

б) Теоретические и методологические основы геоэкологии.

в) Гуманитарно-экологический подход. Формирование основных геоэкологических принципов, правил и законов. природопользования и охраны окружающей среды.

г) Исследования геоэкологических проблем, возникающих в процессе различных видов хозяйственной деятельности.

2

13.

Развитие и современные проблемы геоботанических и зоогеографических исследований.

а) Становление и развитие геоботанических и зоогеографических исследований.

б) Современные проблемы изменения растительного покрова и изучения различных групп фауны. Проблема сохранения биологического разнообразия. Красная книга Беларуси.

в) Исследования в области краеведения и топонимики.

2

Итого: за семестр

26

6

Всего за учебный год

26

6

2. Перечень тем практических (семинарских) занятий, их содержание

и объем в часах

№ пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1.

Становление и развитие научных географических школ Беларуси. Научные направления и основатели школ.

а) Основные этапы развития географической науки в Беларуси.

б) Научные направления и основатели географических школ.

в) Географические исследования Беларуси на современном этапе.

2

2

2.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст