Учебная программа для еврейских школ СНГ и стран балтии

ИСТОРИЯ

ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ЕВРЕЙСКИХ ШКОЛ СНГ

И СТРАН БАЛТИИ

По заказу Министерства образования Израиля

Центр Чейза по развитию иудаики на русском языке

Еврейский университет в Иерусалиме

Иерусалим, 5764 (2004)

История еврейского народа

Учебная программа для еврейских школ СНГ и стран Балтии

Программа разработана Центром Чейза по развитию иудаики на русском языке (Еврейский Университет в Иерусалиме) по заказу Министерства образования Израиля.

Директора проекта: З. Элькин, С. Гольдин

Редактор-составитель и общий координатор проекта: И. Дворкин

Комиссия по составлению программы по истории еврейского народа:

проф. И. Барталь – председатель комиссии.

д-р У. Таир – координатор, составитель программ для 5 и 11.

Й. Бен-Яков – Министерство образования Израиля. Отдел «Хефциба».

д-р Э. Элазари – Министерство Образования Израиля, Отдел учебных программ.

д-р Т. Перельмутер – Министерство Образования Израиля. Отдел «Хефциба».

С. Гольдин – научный консультант

И. Дворкин –составитель программ для 5 и 11 классов

Г. Казовский –научный консультант, литературный редактор

М. Навон – составитель программ для 6 класса

Д. Романовский – составитель программ для 9-10 классов

д-р М. Сильверман – научный консультант

проф. Ш. Штампфер – научный консультант

М. Эзер – составитель программ для 7-8 классов

З. Элькин – научный консультант

Редактор: Г. Ахиезер

Технический редактор: А.Коган

© Министерство Образования Израиля, Иерусалим, 2004 Общая структура учебных программ

Учебная программа для еврейских школ СНГ и стран Балтии по циклу еврейских предметов, кроме иврита, включает 3 базовых предмета – историю еврейского народа, еврейскую литературу и еврейскую традицию.

Распределение часов по данным предметам по классам соответствует следующей таблице:

Класс

5

6

7

8

9

10

11

Предмет

История еврейского народа

2

2

2

2

2

2

1

Еврейская литература

1

1

1

1

1

1

(1)

Этика, традиции и обычаи еврейского народа

1

1

1

1

1

1

1

Всего

4

4

4

4

4

4

2(3)

В скобках — факультативный курс.

Оглавление

Благодарности……………………………………………………………………… 4

Введение …………………………………………………………………………………… 6

Класс 5. Рассказы по еврейской истории ……………………………………………………… 12

Класс 6. От библейской эпохи до эпохи гаонов……………………………………………. 30

Класс 7. От эпохи гаонов до изгнания из Испании………………………………………… 44

Класс 8. От изгнания из Испании до разделов Польши……………………………………59

Класс 9. От разделов Польши до Первой Мировой войны……………………………… 72

Класс 10. От Первой Мировой войны до конца 20 в………………………………………….91

Класс 11. Еврейская цивилизация…………………………………………………………………… 105

Библиография………………………………………………………………………………………………….122

Благодарности

Составители программы благодарят за помощь, оказанную нам на разных этапах работы, как отдельными людьми, так и организациями.

Ряд ценных замечаний по программе по истории еврейского народа высказали проф. Й.‑Т. Ассис и И. Лурье. Хотя они не участвовали в заседаниях комиссии, их дополнения существенно улучшили качество программы.

Программы на разных этапах обсуждались с учителями еврейских школ на территории бывшего Советского Союза. В 2002-3 учебном году составители пользовались консультациями учителей, работающих в системе еврейского образования России и Украины. Особенно значительный вклад внесли И. Кабанчик (Львов), И. Лерер (Москва), д-р М. Мельцин (С-Петербург).

В августе 2003 и в январе 2004 соответственно в С-Петербурге и в Иерусалиме состоялись научно-методические семинары по испытанию программ, организованные Министерством Образования Израиля и Еврейским Агентством (Сохнут), в которых приняли участие в общей сложности около 40 педагогов из СНГ и стран Балтии. В 2003-4 учебном году программы прошли предварительное испытание в некоторых школах с еврейским этнокультурным компонентом. Результаты этого испытания, а также замечания учителей-предметников, оказали существенное влияние на программы в их конечном виде.

Особенно мы признательны следующим учителям:

М. Бунимовичу (Казань)

И. Кабанчику (Львов)

А. Клемперту (Москва)

И. Лереру (Москва)

Д-ру М. Мельцину (С-Петербург)

С. Митрофанову (С-Петербург)

И.Хапко (Киев)

Вся работа проходила при взаимодействии с Ассоциацией директоров еврейских школ СНГ и Балтии. Выражаем глубокую признательность председателю ассоциации Г.И.Липману. Предоставленная составителям программы возможность участвовать в семинаре учителей еврейских школ, организованном Ассоциацией совместно с Региональным центром по моделированию деятельности учреждений с этнокультурным компонентом образования (директор Т. Ш. Фельдблюм) и Педагогическим клубом «Новая еврейская школа», оказала существенную помощь в работе над программой. Авторские разработки и учебные программы, созданные в этих организациях, часто служили отправной точкой в нашей работе. Мы очень благодарны всему коллективу Педагогического клуба и его директору Х. Ротман.

Значительная помощь по обеспечению программы русскоязычной литературой по иудаике была получена от издательства «Гешарим – Мосты культуры». Мы выражаем благодарность издательства д-ру М. Гринбергу и заведующему иерусалимской редакцией М. Яглому. Говоря о библиографии, нельзя не упомянуть авторские разработки в этой области, предоставленные доктором А. Ольманом.

Наконец, составители благодарят Центр Мельтона по еврейскому образованию при Еврейском университете в Иерусалиме и лично директора русской программы проф. Ш. Штампфера за помощь в работе с учителями из СНГ и многочисленные консультации, предоставленные на разных этапах работы над программой.

Введение

Программа рассчитана на преподавание истории еврейского народа в общеобразовательных школах с еврейским этнокультурным компонентом в государствах СНГ и Балтии. Значение преподавания истории определяется той ролью, которую она играет в формировании национального и культурного самосознания, что особенно важно в еврейской школе. Для еврейского народа история являлась одним из важнейших факторов национальной самоидентификации: в условиях отсутствия единства территории, языка, хозяйственной и политической деятельности на протяжении тысячелетий, именно еврейская история, осознание общности исторической судьбы способствовали формированию чувства национального единства евреев. Многие из еврейских обычаев и праздников имеют историческое происхождение и осмысление. Все вышесказанное справедливо и для современной эпохи, когда существование еврейского народа опирается на единство «национального дома» (еврейского государства) и разбросанной по всему миру еврейской диаспоры.

Столь существенная роль в национальном самосознании превращает историю в один из основных предметов цикла еврейских дисциплин. Более того, другие предметы (традиция, литература, классические тексты) — связываются курсом истории в единое целое.

Преподавание еврейской истории не может ограничиваться только социально-политическими аспектами. Интеллектуальная история, история культуры и явлений духовной жизни являются существенной составляющей программы еврейской истории.

В то же время очень важно проследить связи культурной истории с историей политической, явлений духовной жизни с событиями социальными, как в частной, так и в общественной жизни. Особенно продуктивным в преподавании истории представляется использование материалов из области социологии и антропологии. Например, анализ формирования и развития семейных и общинных институтов напрямую связан с курсом традиции и с современными процессами развития еврейской общины. Связь политической и культурной истории задает внутренний стержень, позволяющий учащимся глубже осмыслить события современной жизни.

Не менее важным аспектом преподавания истории в еврейской школе является соотношение курсов еврейской, мировой и национальной истории. Жизнь евреев никогда не проходила изолированно от окружавших их народов; это верно и для истории евреев России и бывшего Советского Союза на протяжении последних двух столетий. Это придаёт значение преподаванию еврейской истории как фактору формирования национального самосознания, развития плюрализма, открытости и способности межкультурного взаимодействия. Поэтому общие исторические курсы (всемирной и национальной истории), которые преподаются в еврейских школах СНГ и Балтии и курс истории еврейского народа должны быть связаны друг с другом. Учитывая, что хронологические рамки еврейской истории в определенной степени совпадают с мировой, а значительная часть предлагаемой программы посвящена жизни евреев на территории бывшего Советского Союза (примерно 25%), необходимо синхронизировать изучение соответствующих тем программ общей и еврейской истории.

Цели и задачи

Преподавание истории еврейского народа в школах СНГ и стран Балтии с еврейским этнокультурным компонентом преследует следующие цели:

1. формирование исторических знаний, развитие исторического мышления (подразумевающего понимание общего хода развития исторического процесса в его разнообразии и противоречивости);

2. развитие способности использовать исторические знания и приобретенные навыки и умения для оценки событий и персоналий истории;

3. осмысление роли человека в истории;

4.   воспитание в учащихся мировоззренческих убеждений – идеалов гуманизма, добра, справедливости, национальной толерантности и готовности бороться за эти идеалы словом и делом;

5. воспитание в учащихся качеств достойного представителя своего народа и гражданина страны проживания; подготовка молодого поколения к активному сознательному участию в общественной жизни, пониманию роли и места своего народа и государства проживания в мировой и европейской истории, формирование у него понимания собственной ответственности за будущее своего народа и государства проживания;

Структура и объем программы

Количество часов, выделяемое на преподавание истории еврейского народа в данной программе, соответствует минимуму, установленному Министерством образования Израиля для школ СНГ и Балтии, работающих в сотрудничестве с ним.

Класс

5

6

7

8

9

10

11

количество часов

2

2

2

2

2

2

1

Для более подробного освещения событий региональной истории или другого дополнительного материала, программа предусматривает выделение по выбору руководства школы специального времени для изучения отдельных тем (вместо сквозной темы).

Данная программа исходит из необходимости следовать двум принципиально разным моделям преподавания истории еврейского народа. Модель «А» предполагает наличие пропедевтического курса «Рассказы по родной истории» в 5 классе. В соответствии с моделью «Б» преподавание последовательного курса истории начинается уже в 5 классе, а пропедевтика осуществляется в 3-4 классах. Это позволяет уделить больше внимания новой и новейшей истории (8-10 класс вместо 9-10).

Обе модели включают возвращение к пройденному ранее материалу (2-й концентр), при этом для него выделено только 34 урока в 11-м классе (1 урок в неделю). Повторение материала древней истории в 11-м классе представляется необходимым методическим приёмом, учитывая важность библейской эпохи для еврейского национального самосознания и невозможность ограничиться изучением ранних этапов еврейской истории в 5 – 6 классах. Наряду с этим, изучение истории в 11 классе необходимо осуществлять с новых позиций, включая элемент углубления.

В целом последовательность изучения истории еврейского народа по циклам в рамках 2-х моделей выглядит следующим образом:

элемент

программы

Программа

Класс

цели и задачи

особенности преподавания

модель «А»

модель «Б»

пропедевтика

Рассказы по еврейской истории

5

3 – 4

Пробуждение интереса к еврейской истории, построение общей картины и ознакомление с основными реалиями, введение основных названий, имен и понятий.

рассказ, обсуждение источников

1- концентр

История еврейского народа

6 – 10

5 –10

Последовательное систематическое изучение истории еврейского народа в контексте мировой и региональной истории на основе источников.

лекция, анализ, интерпретация, сравнение источников

2- концентр

Еврейская цивилизация

11

11

Повторение и углубление пройденного материала, особенно древнего и средневекового периода. Осознание важнейших проблем и коллизий еврейской истории.

анализ проблем, дискуссия, написание проектов

В настоящей программе курсивом выделяются иноязычные слова и термины (прежде всего из еврейских языков).

Звездочкой (*) обозначены темы, имена и термины, не обязательные для изучения и запоминания.

Исходя из заданных параметров, преподавание истории еврейского народа в соответствии с двумя принятыми в программе моделями осуществляется следующим образом:

Тема

Класс,

Модель А

Класс,

Модель Б

Рассказы по еврейской истории

5

3-4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст