Учебная программа дисциплины упд. Русский язык. Публицистический

Министерство образования и науки РФ

Областное государственное автономное образовательное учреждение НПО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 50

«Утверждаю»

Директор ОГАОУ

НПО ПУ-50

« » ________2012

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УПД. Русский язык. Публицистический стиль.

Модуль 4.

Группа: ..

Количество часов на дисциплину:5

Количество аудиторных часов: 5, из них:

5ч. Развитие речи.

Итоговый контроль: анализ газетных материалов

Залари 2012

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Место дисциплины: Дисциплина входит в состав федерального компонента дисциплин «Филология. Русский язык (базовый уровень)».

Изучение дисциплины базируется на основе федерального компонента государственного стандарта РФ в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 10-11 кл. Власенкова А. И., Рыбченковой Л.М. Русский язык (Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 10-11 класс/ — М.: «Просвещение»,2009). Дисциплина «Публицистический стиль » русского языка необходима при изучении раздела «Функциональные разновидности русского литературного языка».

Цель: формирование системы публицистических понятий; умение определять и доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю речи; анализировать тексты публицистического стиля; создавать тексты данного стиля в разных публицистических жанрах; умение самостоятельно готовиться к устному выступлению; умение участвовать в обсуждении сообщений, докладов, в диалогах, диспутах.

Задачи:

сформировать базовый понятийный аппарат публицистического стиля;

отличать признаки публицистического стиля, сферу его использования, назначение и основные жанры;

знать правила подготовки к устному выступлению, особенности композиции устного выступления;

отличать признаки дискуссии как публицистического жанра; правила деловой дискуссии.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

      При изучении публицистических понятий необходимо руководствоваться следующими принципами: функциональным, нормативно – стилистическим, контекстным. Функциональный принцип (заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и в речи). Нормативно-стилистический принцип (заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи). Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь. Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление слова и реалии. Грамматический принцип основывается на сопоставлении лексического и грамматических значений слова. В публицистическом стиле слова-термины нередко используются в переносном значении: фронт работ, сигнал неблагополучия, атмосфера доброжелательности (вражды). Контекстный принцип заключается в выяснении конкретного лексического значения слова, которое только и проявляется из словесного окружения. Следовательно, организуя работу над публицистическими понятиями, необходимо опираться на какой-либо из описанных принципов или на их сочетание, если потребуется.

Требования к освоению содержания дисциплины

Овладение публицистическими средствами языка предполагает как знание отличать признаки публицистического стиля, сферу его использования, назначение и основные жанры, так и выработку умений определять и доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю речи, анализировать тексты данного стиля и создавать публицистические тексты.

Обучающийся должен знать основные публицистические понятия, владеть анализом текста данного стиля.

Обучающийся должен уметь определить названные единицы в тексте, в речи, дать им характеристику; уметь работать со словарем, различать жанры публицистического стиля.

Виды контроля знаний: текущий, промежуточный

итоговый

В течение изучения этого модуля обучающемуся необходимо

выполнить 5 заданий по развитию речи

Итоговый контроль – сочинение — репортаж

Планирование содержания дисциплины

Публицистический стиль речи

№ урока

Дата

Тема урока

Знать

Уметь

Кол-во часов

Домашнее задание

7

22.10.2012

Особенности публицистического стиля речи

Отличительные признаки публицистического стиля, сфера его использования, назначение и основные жанры.

Определять и доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю речи; анализировать тексты публицистического стиля и выделять его отличительные особенности.

1

Сочинение в публицистическом стиле (упр.184.)

2

4.11.2012.

Очерк как жанр публицистического стиля.

Отличительные черты очерка как публицистического жанра; виды очерков.

Создавать тексты публицистического стиля в жанре очерка.

1

Сочинение в жанре очерка

3

5.12.2012.

Эссе

Отличительные особенности эссе как публицистического жанра.

Создавать тексты в жанре эссе

1

Создание текста в жанре эссе «О милосердии в немилосердный век».

4

14.01.12.

Устное выступление

Правила подготовки к устному выступлению; особенности композиции устного выступления.

Самостоятельно готовиться к устному выступлению.

1

Подготовиться к выступлению на лингвистическую тему(упр. 213)

5

23.01.12

Дискуссия как жанр публицистического стиля.

Отличительные признаки дискуссии как публицистического жанра.

Участвовать в обсуждении сообщений, докладов, в диалогах диспутах и дискуссиях.

1

Сочинение — репортаж на самостоятельно выбранную тему.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 4.

Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стиль. 5ч. р.р.)

У.Е.4.1 ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. Публицистический стиль

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

У.Е.4.2Умение определять и доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю, анализировать тексты публицистического стиля.

У.Е.4.3 Создание текстов публицистического стиля в разных жанрах.

Основные понятия

В программу для 11 класса включены отдельные публицистические понятия: публицистический стиль речи, публицист, публика, жанры публицистики, языковые средства публицистического стиля, очерк, виды очерка, устное выступление, доклад, дискуссия, оппонент, диспут, диалог.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карта СР

Самостоятельная работа предполагает подготовку обучающихся к практическим занятиям, чтение обучающимися рекомендуемой литературы, работу со словарями.

Месяц

Учебная

неделя

Кол-во

Часов

Учебное задание по модулю

Вид

контроля

Форма отчетности

Баллы

Модуль 4

Октябрь

2

1

Комплексный анализ текста (упр.182)

Текущий

Промежут.

Анализ

3-5

Декабрь

4

2

1.Подготовить в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе.

2.Подбор эпитетов (упр.197-198)

Текущий

Промежут.

Сообщение.

Сочинение.

3-5

IV. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Проверка качества усвоения знаний проводится в устной и в письменной форме, предполагает разные по форме и по объему работы, анализ текста публицистического стиля. Все виды работ позволяют диагностировать уровень знаний обучающегося по предмету.

В процессе освоения дисциплины обучающийся может получить за один модуль максимальное количество баллов 10, минимальное – 6.

V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

 

PAGE

PAGE 6