Учебная программа дисциплины Типология личности и личностный рос

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д. И. Менделеева»

Кафедра практической психологии и педагогики

Учебная программа дисциплины

Типология личности и личностный рост

Специальность «040101.65 – Социальная работа»

Автор-составитель:

А.С.Галета, ассистент

Тобольск 2007

Пояснительная записка

Дисциплина направлена на формирование у студентов понятий и представлений о разнообразии типологий личности и характера, методах исследования личности, особенностях развития и саморазвития личности. Основная задача дисциплины – познакомить будущего педагога-психолога с многообразием типологий личности, а также средствами диагностики и самодиагностики особенностей типа личности у людей разных возрастных категорий, учетом этих особенностей в профессиональном выборе и создании эффективного взаимодействия в коллективах разного уровня.

Программа дисциплины включает 3 раздела:

Типологический подход, общее и индивидуальное в психике человека;

Типологии темперамента;

Типологии характера.

По каждой теме учебного курса представлены лекции, планы семинарских и практических занятий и литература к ним, перечень заданий и вопросов для самостоятельной работы. При изучении дисциплины необходимо стимулировать поисково-исследовательскую деятельность студентов, а также ориентировать их на возможности практического применения психологических знаний.

1.Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать представление о современных и исторически сложившихся типологиях личности, ориентировать на необходимость учета особенностей типа личности в профессиональной деятельности.

Основные задачи:

изучить типологический подход к описанию личности в психологии;

познакомить с различными типологиями характера и личности в отечественной и зарубежной психологической литературе;

дать представление о темпераменте и его роли в формировании индивидуальных различий;

раскрыть арсенал специальных средств диагностики своеобразия личности.

Дисциплина ориентирует на развивающий, учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности; ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину должен:

знать категориальный аппарат дисциплины; основные подходы к типологиям характера и личности; психодиагностические методики акцентуаций характера личности.

уметь определять и интерпретировать типологические особенности личности; осуществлять организацию эффективного взаимодействия в учебной группе с учетом типологических особенностей учащихся.

владеть приемами диагностики типологических особенностей индивидуума; прогностическими умениями в определении профессиональных возможностей, направленности представителей разных психотипов.

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

3

ДО

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

36

36

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа:

изучение первоисточников, конспектирование;

реферирование;

знакомство с методами изучения типологических особенностей личности;

самостоятельное изучение тем;

подготовка и выполнение контрольных работ

54

12

12

10

10

10

54

12

12

10

10

10

Итоговый контроль

зачет

зачет

4.Содержание дисциплины

Содержание дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

(название)

Всего часов

Лекции

ПЗ

ДО

ДО

1.

Типологический подход, общее и индивидуальное в психике человека

18

12

6

2.

Типологии темперамента

18

12

6

3.

Типологии характера

18

12

6

Всего:

54

36

18

Содержание разделов дисциплины

4.2.1 Лекционный курс

№ лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол. часов

Второй семестр

Раздел 1. Типологический подход, общее и индивидуальное в психике человека

12

1.1.

Многоаспектность изучения личности в науке

Социально-психологическая сущность человека. Психологическая структура личности Интегральный и дифференциальный подходы к изучению личности. Структура индивидуальности человека.

2

1.2.

Теории личностных черт

Диспозиционное направление и факторный анализ личности (Г. Олпорт, Х. Айзенк, Р. Кеттелл). Кардинальная, центральная диспозиции, общие и индивидуальные черты.

2

1.3.

Соционическая типология

Истоки соционики: типология К.Г. Юнга. Модель К. Юнга. Экстраверсия – интроверсия. Рациональность – иррациональность. Соционические подтипы.

4

1.4.

Типы личности и психологический рост

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни Жизненный стиль. Психологический рост. Развитие личности (по Э. Берну). Преодоление чувства неполноценности.

4

Раздел 2.Типологии темперамента

12

2.1.

Типы и свойства темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента. Роль темперамента в деятельности. Темперамент и характер. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

6

Второй семестр

2.2.

Современные исследования свойств темперамента в зарубежной и отечественной психологии

Отечественные и зарубежные концепции темперамента. Темперамент как стиль поведения. Концепция свойств темперамента Я. Стреляу. Современные взгляды на темперамент человека.

6

Второй семестр

Раздел 3.Типологии характера

12

3.1.

Общее понятие о характере, его структура

Характер. Типология социальных характеров Э. Фромма. Типологическая модель социальных характеров (Б.С. Братусь). Типология манипулятивных характеров (Э. Шостром).

6

3.2.

Акцентуации характера и психопатии

Акцентуации характера и акцентуированная личность. Классификация акцентуаций характера (К. Леонгард, А.Е Личко).

Психопатия как патология характера. Разграничение акцентуаций характера и психопатий.

6

Итого:

30

4.2.2 Практические (семинарские) занятия ∗∗

№ занятия

Наименование темы практического занятия

Раздел, тема дисциплины

Кол.

часов

СМ/ПЗ

Раздел 1. Типологический подход, общее и индивидуальное в психике человека

1.1.

Исследования психологии личности на современном этапе

Многоаспектность изучения личности в науке

2

СМ

1.2.

Возникновение и становление типологического подхода изучения личности

Теории личностных черт

2

СМ

1.3.

Соционическая типология личности

Соционическая типология

2

СМ

Раздел 2.Типологии темперамента

2.1.

Типология темперамента

Типы и свойства темперамента

4

СМ

Раздел 3.Типологии характера

3.1.

Психология характера

Общее понятие о характере, его структура

4

СМ

3.2.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст