Учебная программа дисциплины «теория социальной работы» Специаль

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Специальность «040101.65 – социальная работа»

Составитель:

ст.преподаватель

Е.В. Шигорина

Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________

Тобольск, 2006Пояснительная записка

Учебный курс «Теория социальной работы» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся:

— социальной работы как области познания;

— форм социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни;

— субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника;

— клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной ситуации;

— методов помощи клиентов.

В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, в этом состоит ее специфика. С оной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой – выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем будет рассмотрена более глубоко и подробно.

Основная часть курса посвящена существующим в мировой и отечественной практике представлениям о социальной работе и ее этических принципах, а также базовым формам и методам практической работы с клиентом, с группами, семьями в социуме. Особый упор при этом делается на формирование у будущих социальных работников целостного восприятия проблем и нужд клиента с учетом специфики тех или иных социальных и индивидуальных факторов.

Содержание курса в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоорднированно с общепрофессиональными дисциплинами, входящими в учебный план и являющихся базовыми компонентами государственного образовательного стандарта.

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель учебного курса является подготовка студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

— посреднической;

— исследовательско – аналитической;

— организационно – управленческой и административной;

— воспитательной;

— развивающей;

-культурно – просветительной;

— научно – методической.

Для выполнения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание социальной работы как специфической деятельности;

— рассмотреть методологические основы социальной работы и философский аспект;

раскрыть основные направления социальной работы в условиях реформирования России;

— сформировать у будущих социальных работников целостное восприятие проблем и нужд клиента, с учетом специфики тех или иных социальных и индивидуальных факторов;

— обобщить и систематизировать научно – методические и технологические наработки зарубежных и отечественных специалистов в области профессиональной социальной работы.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения данного курса студент должен:

Знать:

— основные этапы и тенденции становления и развития теории социальной работы в России и за рубежом;

— понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

-профессионально – этические, организационно – управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

— основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

-основы правового обеспечения социальной работы;

— основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально – педагогической работы в социальных учреждениях.

Владеть:

понятийным аппаратом изучаемой дисциплины;

— приемами организации самостоятельной работы;

-системой знаний о социальной работе как науке, учебной дисциплине и практической деятельности;

— владеть системой знаний о сфере социального обслуживания населения, содержании и структуре социальных процессов.

Уметь:

— уметь работать с нормативно–правовой, программной, методической документацией;

— уметь анализировать основные тенденции развития социальной работы; передовой опыт.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Общая трудоёмкость

270

180

90

Аудиторные занятия

134

90

44

Лекции

84

60

24

Практические занятия

50

30

20

Самостоятельная работа:

136

90

46

Работа с глоссарием

20

10

10

Реферат

40

24

16

Конспектирование

20

10

10

Работа со специальной и методической литературой

30

20

10

Выполнение творческих заданий

26

14

12

Подготовка к срезовой контрольной работе

Текущий контроль

Контрольные работы

Контрольные работы

Контрольные работы

Итоговый контроль

Экзамен

Экзамен

Экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практика

1

Раздел 1. «Социальная работа как вид научного знания».

16

12

2

Раздел 2. «Социальная работа как учебная дисциплина».

8

4

3

Раздел 3. «Теория социальной работы в системе наук».

16

8

4

Раздел 4. «Социальная работа и общественное развитие».

18

10

5

Раздел 5. «Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы».

14

10

6

Раздел 6. «Социальная работа как профессиональная и добровольческая деятельность».

12

8

Итого: 134 часа

84

50

4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса).

Семестр

№ лекции

Раздел дисциплины,

тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

3

1 -3

Раздел 1. «Социальная работа как вид научного знания».

Тема: «Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности».

Исторические корни развития социальной помощи в России. Современное понимание основ социального развития. Вклад в теорию и практику социальной работы зарубежного опыта социальной работы. Специфические механизмы поддержки населения в России. Представления о способах и формах в общественном сознании. Приоритетные проблемы как объект изучения разных социальных наук. Благотворительность в России как социальный феномен. Новые подходы в развитии российской благотворительности в 19 в. Возрождение общественных организаций в период развития советского общества. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке. Роль зарубежных ученых в становлении социальной работы.

6

3

4 -5

Раздел 1. «Социальная работа как вид научного знания».

Тема: « Сущность социальной работы, ее объект и предмет».

Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи. Принципы помощи. Концепция льгот и привилегий основа идеологии социальной помощи. Понимание человеческих прав и их законодательное признание в текстах основополагающих документах. Смысл и содержание социальной работы. Соотношение понятий «социальная работа» и «социальное обслуживание». Субъект – объектные отношения. Предмет социальной работы – социальная ситуация клиента.

4

3

6

Раздел 1. «Социальная работа как вид научного знания».

Тема: «Уровни социальной работы».

Уровни социальной работы по Р. Баркеру. Субъекты социальной работы. Функционально – ролевой репертуар специалиста по социальной работе. Дифференциация объема знаний в соответствии с выполняемой ролью. Организационно – координаторские функции социального работника.

2

3

7 -8

Раздел 1. «Социальная работа как вид научного знания».

Тема: «Типы теорий и моделей социальной работы».

Связь между теориями и моделями социальной работы. Связь теоретического знания с основными направлениями практической деятельности социальных работников. Теории систем и системные идеи в социальной работе. Влияние социологии на структурную социальную работу. Социолого-ориентированные теории и модели. «Модель жизни» экологической теории. Системно – экологический подход в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения. Психолого–ориентированные модели. Комплексно–ориентированные теории.

4

3

9 — 10

Раздел 2. «Социальная работа как учебная дисциплина».

Тема: « Социальное образование: содержание и организация».

Проблемы содержания социального образования. Содержание и объем понятия «социальное образование». Изменения в содержании социального образования. Направления развития социального образования. Организационные аспекты социального образования. Новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования – основа модернизации образования. Введение национально – регионального компонента. Новые организационные структуры социального образования.

4

3

11 — 12

Раздел 2. «Социальная работа как учебная дисциплина».

Тема: «Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст