Учебная программа дисциплины «социальная статистика» Специальнос

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА»

Специальность «040101.65» – социальная работа»

Составитель:

доцент, канд. пед. наук,

Е.А.Морозов

Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________

Тобольск, 2006

Пояснительная записка

Дисциплина относится к блоку ОПД (федеральный компонент) и изучается на 3 курсе в 5 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов, из которых: 36 часов отводится на лекционный курс; 18 часов – на семинарские занятия; 54 часа – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Социальная статистика» выносятся на государственную аттестацию.

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса «Социальная статистика» – формирование у студентов знаний основ социальной статистики, а также элементарных, профессиональных навыков статистической деятельности.

Задачи дисциплины:

— изучить предмет и задач социальной статистики;

— познакомиться с современной системой организации социальной статистики;

— изучить и освоить основные методы измерения в социальной статистике;

— изучить и приобрести навыки расчета системы показателей социальной статистики: статистика численности, состава и движения населения, статистика уровня и качества жизни населения, статистика доходов населения и др.;

— познакомится с расчетами статистики потребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения населения и др.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен иметь представление о предмете и задачах социальной статистики, о сферах применения статистических методов исследования.

Студент должен знать:

1. Базовые дидактические понятия и категории в контексте рассматриваемой дисциплины: домохозяйство, индекс развития человеческого потенциала, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии, наличное население, общественное мнение, паритет покупательной способности, перепись населения, показатели демографической нагрузки, покупательная способность, система национальных счетов, социальная статистика, трудоспособное население, уровень жизни, экономически активное население и др.

2. Современную систему организации социальной статистики: статистка населения, статистика доходов и расходов населения, санитарная статистика, моральная статистика, статистика образования, и др.

3. Статистический исследовательский инструментарий: методы расчета статистических величин, статистических и экономических показателей.

Студент должен уметь:

1. Пользоваться методами измерения в социальной статистике.

2. Пользоваться системой показателей социальной статистики, к которой относятся: статистика численности, состава и движения населения, статистика личности и семьи, статистика производственных сил, уровня и качества жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения и др.

3. Рассчитывать статистику потребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения населения и др.

4. Собирать и обрабатывать статистическую информацию, проводить ее анализ, делать необходимые выводы.

5. Использовать изученные методики сбора и обработки информации в анализе социальных явлений, происходящих в обществе, государстве, с целью адекватной оценки конкретных ситуаций.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5

Общая трудоёмкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

Лекции

Практические (семинарские) занятия

54

36

18

54

36

18

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям

Подготовка к срезовым контрольным работам (решение социально-статистических задач и терминологический диктант)

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение и конспектирование литературы

54

12

10

16

16

54

12

10

16

16

Вид итогового контроля

Экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Разделы дисциплины

(название)

Всего часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные работы

1

Теоретические вопросы социальной статистики

36

36

2

Статистические методы изучения социальных явлений и процессов

18

18

Итого

54

36

18

4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса).

Семестр

№ лекции

Раздел дисциплины,

тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

5

1-2

Раздел 1 «Теоретические вопросы социальной статистики».

Тема «Предмет, задачи и организация социальной статистики».

Понятие «социальная статистика». Взаимосвязь социальной статистики с другими науками. Предмет исследования в социальной статистике. Актуальность социальных проблем. Основные задачи социальной статистики. Практическое использование данных. Объекты социальной статистики. Обобщение информации по социальной сфере. Методы и измерения в социальной статистике. Система показателей в социальной статистике.

4

5

3-5

Раздел 1 «Теоретические вопросы социальной статистики».

Тема «Статистика населения».

Характеристика численности и состава населения. Источники информации о населении. Группировки населения и системы показателей. Статистическое изучение движения населения.

6

5

6-7

Раздел 1 «Теоретические вопросы социальной статистики».

Тема «Структура семей и домохозяйств».

Семья в системе общественных отношений. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения. Типология семей и домохозяйств. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств.

4

5

8-10

Раздел 1 «Теоретические вопросы социальной статистики».

Тема «Статистика рынка труда и трудовых ресурсов. Статистика занятости и безработицы».

Задачи статистики рынка труда. Источники данных. Характеристика экономической активности населения. Изучение занятости и безработицы населения. Уровни занятости и безработицы. Состав безработных. Состав занятых. Трудоустройство населения: основные направления изучения. Содержание труда. Статистическое изучение трудовых ресурсов. Статистика численности работников и использования рабочего времени. Производительность труда и оценка влияния структурных факторов на её динамику. Характеристика условий труда и производственного травматизма работников. Критическая зона рынка труда.

6

5

11-13

Раздел 1 «Теоретические вопросы социальной статистики».

Тема «Уровень жизни населения как объект статистического наблюдения: система показателей и основные направления изучения».

Понятие «уровень жизни населения», его составляющие. Формирование системы показателей уровня жизни населения. Социальные нормативы и потребности. Задачи изучения уровня жизни. Общая оценка уровня жизни. Концепция человеческого развития и показатели обобщённой оценки развития человека и человеческого потенциала. Международное сопоставление валового внутреннего продукта на основе паритетов покупательной способности валют. Человеческое развитие и гендерное неравенство. Воздействие экологии на человеческое развитие. Региональные аспекты человеческого развития в России.

6

5

14-16

Раздел 1 «Теоретические вопросы социальной статистики».

Тема «Статистика доходов населения».

Источники информации о доходах населения. Задачи статистики при изучении доходов населения. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств. Программа наблюдения и основные показатели доходов населения на выборке домашних хозяйств. Денежные доходы населения. Концепция доходов Дж.Хикса и система макропоказателей, характеризующая доход в СНС. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе. Основные направления изучения заработной платы и затрат на рабочую силу. Дифференциация доходов населения и методы её анализа. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу. Изучение социальной стратификации населения. Характеристика бедности населения. Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности. Социальное обеспечение и социальная защита населения. Индексация доходов.

6

5

17-18

Раздел 1 «Теоретические вопросы социальной статистики».

Тема «Статистика расходов населения. Статистика потребления населением товаров и услуг».

Источники информации о расходах населения. Задачи статистики при изучении расходов населения. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе. Программа наблюдения и основные показатели расходов населения на выборке домашних хозяйств. Модели распределения населения по среднедушевому денежному расходу. Потребление населения и его законодательное регулирование. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления на макроуровне. Фонд потребления населением основных продуктов питания. Методы изучения дифференциации потребления. Прожиточный минимум и потребительский бюджет. Динамика потребления населения и потребительских цен. Индекс потребительских настроений населения. Индекс потребительских ожиданий населения. Модели потребления.

4

Итого

36

4.2.2. Практические (семинарские) занятия (содержание практических (семинарских) занятий и методические указания для подготовки к ним приведены в приложении 2 учебно-методического комплекса).

№ занятия

Наименование темы практического занятия

Раздел, тема дисциплины

Количество часов

1

Статистическое изучение демографических процессов

Раздел 2

«Статистические методы изучения социальных явлений и процессов»

6

2

Статистическое изучение доходов населения

Раздел 2

«Статистические методы изучения социальных явлений и процессов»

8

3

Статистическое изучение уровня жизни населения

Раздел 2

«Статистические методы изучения социальных явлений и процессов»

4

Итого

18

4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов (содержание самостоятельной работы студентов и методические указания к её выполнению приведены в приложении 3 учебно-методического комплекса).

Разделы и темы программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Количество часов

Раздел 1

«Теоретические вопросы социальной статистики»

Тема

«Моральная статистика»

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение и конспектирование литературы

Зачётная неделя

6

Раздел 1

«Теоретические вопросы социальной статистики»

Тема



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст