Учебная программа дисциплины Социальная геронтология по специаль

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

им. Д.И. Менделеева»

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Социальная геронтология

по специальности «040101.65 — Социальная работа»

Составитель:

доцент, канд. пед. наук,

Г.А. Яркова

Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________

Тобольск

2006Пояснительная записка

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми стала особенно актуальна в последние годы, когда демографические процессы старения общества стали развиваться особенно стремительно.

В настоящее время пожилые и старые люди составляют третью значимую категорию всего населения, что породило неизвестные ранее экономические, социальные, психологические, нравственно-этические и другие проблемы. Возникла необходимость расширения служб социальной защиты и помощи пожилым и старым людям, поиска новых технологий по обеспечению условий и средств их содержания. Актуальной стала проблема подготовки соответствующих кадров.

Известно, что переплетение соматических, психогенных, психологических проблем старых людей до такой степени сложно, что без достаточных знаний и специальной подготовки трудно установить, что определяет состояние старого человека и кто может ему оказать более полноценную и своевременную помощь.

Эти обстоятельства в значительной степени способствовали выделению и оформлению новой самостоятельной академической дисциплины – социальной геронтологии.

Курс «Социальная геронтология» предназначен для реализации программы высшего образования по подготовке квалифицированных специалистов в области социальной работы, хорошо ориентированных в широком спектре проблем старости и способных к разрешению их в социальной сфере.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом в учебном плане специальности «040101.65 – Социальная работа» по дисциплине «Социальная геронтология» определены следующие основные вопросы:

«Понятие и задачи геронтологии.

Медико-биологические, демографические, этнографические, социально-гигиенические вопросы старения человека.

Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе.

Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом.

Проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми».

Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла СД. 03 (специальные дисциплины) и изучается на 4 курсе (7 семестр). Общая трудоёмкость дисциплины составляет 117 часов, из которых: 54 часа отводится на аудиторные занятия, из них 36 часов – лекционный курс; 18 часов – практические и семинарские занятия; 63 часа – самостоятельная работа студентов. Изучение курса завершается в 7 семестре экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Социальная геронтология» выносятся на государственную аттестацию.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к тем видам деятельности, в которых социально-геронтологическая компетентность специалиста является особо значимым компонентом профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.

Цели и задачи дисциплины

Целью данного курса является изучение различных аспектов сложного процесса старения, формирование у студентов целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть современного общества и имеющих свой специфический характер; культивирование геронтофильных стереотипов в отношении пожилых и старых людей; поиск эффективных социальных мер и возможностей для сохранения здоровья, социальной активности и повышения качества жизни пожилых и старых людей; формирование основ ценности социально-геронтологического мышления специалиста социальной работы.

Задачи курса:

Побудить проникнуться чувством гуманности и общественной необходимости профессии социального работника, создать условия для овладения профессиональными навыками на основе саморазвития и самореализации личности будущего специалиста.

Определить задачи, основные направления и проблемы социальной геронтологии как науки и дисциплины.

Изучить теоретические основы и актуальные проблемы старения и старости на современном социально-экономическом периоде развития общества.

Дать научную информацию о биосоциальной сущности процесса старения человека с целью разработки эффективных методов профилактики преждевременного старения.

Определить место и положение старого человека в обществе, роль и влияние личностных качеств, образа жизни на психосоциальный статус пожилого человека.

Раскрыть специфику медицинских, психологических, социальных проблем пожилого старческого возраста для разработки превентивных социальных мер по устранению отрицательных последствий старения и старости.

Показать роль социального работника в формировании и реализации социальной политики государства по улучшению положения пожилых и старых людей в условиях современного общества.

Сформировать прочные представления о структуре и содержании деятельности учреждений социальной защиты пожилых и старых людей.

Студент должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

а) учебно-воспитательная деятельность:

– умение планировать и проводить встречи, беседы с клиентами пожилого и старого возраста;

– приобрести опыт эффективной социально-реабилитационной деятельности;

– научиться создавать разработки, программы по организации социально-профилактической работе с пожилыми и старыми людьми;

освоить формы и методы социальной работы с пожилыми людьми;

б) научно-методическая деятельность:

– участвовать в работе социальных служб города и района;

рефлексировать (анализировать собственную деятельность) с целью совершенствования собственной деятельности и повышения своей квалификации – социального работника.

в) профессиональная деятельность социального работника:

проявлять социально-геронтологическую компетентность специалиста;

понимать и знать психологические и социальные особенности пожилых и старых людей;

адекватно применять полученные во время обучения знания в разработке тактических и стратегических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых и старых людей.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент знает:

основные проблемы общей геронтологии, социальной геронтологии, психологию пожилого человека;

основные социально-экономические проблемы глобального процесса постарения населения и своеобразие этого процесса в современной России; положение пожилых и старых людей в различных национальных формациях, на различных этапах развития человеческой цивилизации, в определенных социально-экономических условиях;

процессы старения человека, естественный, физиологический или болезненный, патологический характер старения и его зависимости от различных внешних и внутренних факторов;

в совершенстве структуру и механизмы социальной защиты населения старшего возраста и ориентируется в индустрии социально-геронтологических услуг.

Студент владеет:

спецификой общения с пожилыми и старыми людьми;

приемами психотерапии, основами деонтологии, имеющими определенные значения в работе социального работника;

методиками социальной профилактики и предупреждения развития преждевременного старения населения в различных регионах Российской Федерации с учетом всех социальных, экономических, природно-экологических и других региональных особенностей;

необходимым объемом знаний о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть общества и имеющих свои специфические особенности.

Студент умеет:

выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные и отвечающие удовлетворению конкретных потребителей различных категорий населения старшего возраста в социальном обслуживании и помощи;

быть способным к критическому анализу отечественного и зарубежного опыта социальной защиты населения старшего возраста, особенно в отношении групп «риска», асоциальных и маргинальных представителей старшего поколения;

творчески использовать инновации в социальной работе с различными категориями населения старшего возраста;

применять теоретические знания по уходу за беспомощными старыми людьми, за старыми людьми с нарушенной психикой на практике;

внедрять собственные инновации в профессиональную деятельность по улучшению социального положения пожилых и старых людей, повышению их социального престижа.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

стационар

семестр

ОЗО

VII

Общая трудоемкость

117

117

117

Аудиторные занятия:

54

54

12

Лекции

36

36

8

Семинары

18

18

4

Самостоятельная работа:

63

63

105

1. Контрольная работа

8

8

12

2. Подготовка к практическим и семинарским занятиям

10

10

15

3. Подготовка к контрольной работе (полусеместровой)

8

8

12

4. Конспектирование литературы и первоисточников

10

10

16

5. Подготовка рефератов

10

10

16

6. Подготовка к экзамену

17

17

34

Вид итогового контроля

экзамен

экз.

экз.

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Стационар

ОЗО

всего

лекции

практ.

лк

пр

Раздел 1. Теоретические основы курса «Социальная геронтология»

6

6

2

1

Тема 1. Социальная геронтология: понятие и содержание.

2

2

2

2

Тема 2. Социально-психологические теории старения и старости.

2

2

3

Тема 3 Эволюция учений о сущности и механизмах старения и старости и ее значение для социальной геронтологии.

2

2

Раздел 2. Старение населения и его социальные последствия

6

4

2

4

Тема 4. Старение населения как социально-демографический процесс.

2

2

5

Тема 5. Старение населения в Российской Федерации и основные направления государственной демографической политики.

4

2

2

Раздел 3. Социальная значимость медицинских проблем населения старших возрастов

6

4

2

2

6

Тема 6. Анализ концепции здоровья населения старшего возраста и методы изучения потребностей в медицинском обслуживании.

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст