Учебная программа дисциплины «Римское право» для направления 030

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кафедра теории и истории права и государства

Учебная программа дисциплины

«Римское право»

для направления 030900.62, «Юриспруденция»

1 курс

Автор: профессор кафедры,

кандидат юридических наук, доцент Алексеева Татьяна Анатольевна

Согласовано УМО

«___»_____________20 г.

Одобрена на заседании кафедры

теории и истории права и государства

Зав. кафедрой Почекаев Р.Ю.

Протокол № от «___»___________20 г.

Утверждена СФ_______________________

Председатель ______________

«___»__________20 г.

Санкт – Петербург

2012

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки «Юриспруденция», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «Римское право».

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавр».

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Римское право» являются:

— Получение базовых знаний о римском праве и его всемирно-историческом значении;

— Знакомство с правовой системой Древнего Рима и его элементами;

— Знакомство с понятийным аппаратом, классификациями правовых явлений, конструкциями, разработанными в Древнем Риме и сохраняющими свое значение до настоящего времени;

— Приобретение первичных навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и исследовательских работ, историко-правового исследования.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студенты должны:

1. Знать:

— систему источников римского права и характерные черты каждого их вида;

— основные тенденции в эволюции различных институтов римского частного права;

— характерные особенности учения о лицах, правовом регулировании семейных отношений в Древнем Риме;

— характерные особенности вещного и наследственного права;

— основы учения об обязательствах, особенности обязательственного права в Древнем Риме, отдельные виды обязательственных отношений;

— юридическую терминологию, сформировавшуюся в Древнем Риме;

— роль и значение юриспруденции в эволюции правовой системы Древнего Рима;

— основные юридические термины, конструкции, дефиниции, классификации, возникшие в Древнем Риме и сохранившие свое значение до настоящего времени.

2. Уметь:

— объяснить причины и особенности создания в Древнем Риме универсальной правовой системы, пригодной для использования в условиях развитого имущественного оборота;

— выявлять влияние римского частного права на правовые системы различных государств;

— давать характеристику институтов римского частного права;

— работать с источниками римского права и использовать их при решении казусов;

— объяснять методы, использованные римскими юристами в процессе их деятельности, способы анализа ими конкретных жизненных ситуаций.

3. Владеть:

— римской юридической терминологией;

— навыками работы с римскими источниками права;

— навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС / НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОНК-3

Качественное выполнение практических заданий, успешное написание проверочных работ

Лекционные и семинарские занятия, контрольная работа, домашнее задание

Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОНК-5

Качественная подготовка к занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе

Лекционные и семинарские занятия, контрольная работа, самостоятельная работа

Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОНК-6

Качественная подготовка к семинарским занятиям, знание источников права (правовых памятников) и специальной литературы

Лекционные и семинарски занятия, домашнее задание, курсовая работа, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Владение культурой критического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Успешное написание проверочных работ, выполнение практических заданий

Лекционные и семинарские занятия, проверочные работы

Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную

речь

СЛК-2

Участие в дискуссиях, защита выполненных работ, успешное написание проверочных работ

Лекционные и семинарские занятия (диспуты), проверочные работы, участие в научных кружках и конференциях

Способность понимать движущие силы и закономерности государственно-правового развития, место и роль своей страны в этом процессе

СЛК-3

Качественное выполнение домашних заданий, написание курсовых работ, эссе, статей

Лекционные и семинарские занятия , домашние задания, курсовые работы, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

ПК-4

Решение казусов, выполнение практических заданий

Лекционные и семинарские занятия

Способность толковать различные правовые акты

ПК11

Решение казусов, правильная квалификация правовых актов в проверочных работах

Лекционные и семинарские занятия, проверочные работы

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

— Конституционное и муниципальное право России;

— Административное право;

— Гражданское право;

— Гражданский процесс;

— Российское предпринимательское право;

— Международное право;

— Международное частное право;

— Конституционное право зарубежных стран;

— Семейное право.

5. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары

1

Понятие римского права

8

4

4

2

Источники римского права

8

2

6

3

Римский гражданский процесс

16

2

4

10

4

Лица

14

6

8

5

Семейное право

8

4

4

6

Вещное право

10

2

2

6

7

Понятие обязательств

8

2

2

6

8

Обязательства из контрактов

14

2

6

6

9

Обязательства из квази-контрактов

8

2

2

4

10

Обязательства из деликтов и квази- деликтов

6

2

4

11

Наследственное право

8

2

4

2

Итого

108

30

20

58

6. Формы контроля знаний студентов

Тип

контроля

Форма контроля



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст