Учебная программа Дисциплины р3 «Распространение звука в океане

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Радиофизический факультет

Кафедра акустики

УТВЕРЖДАЮ

Декан радиофизического факультета

____________________Якимов А.В.

«18» мая 2011 г.

Учебная программа

Дисциплины М2.Р3 «Распространение звука в океане: теория и приложения»

по направлению 011800 «Радиофизика»

магистерская программа «Акустика»

Нижний Новгород

2011 г.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины — изучение физических основ распространения звуковых волн в океане. Основное внимание при чтении лекций уделяется наглядной интерпретации основных принципов анализа явлений в океанической среде при использовании максимально простых методов решения рассматриваемых конкретных задач.

2. Место дисциплины в структуре магистерской программы

Дисциплина «Распространение звука в океане: теория и приложения» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению 011800 «Радиофизика».

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

способностью использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, защиты государственной тайны (ОК-l0);

способность к свободному владению знаниями фундаментальных разделов физики и радиофизики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своим профилем подготовки) (ПК-1);

способность к свободному владению профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, использованию современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (ПК-2);

способность использовать в своей научно-исследовательской деятельности знание современных проблем и новейших достижений физики и радиофизики (ПК-3);

способность самостоятельно ставить научные задачи в области физики и радиофизики (в соответствии с профилем подготовки) и решать их с использованием современного оборудования и новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-4).

В процессе изучения дисциплины студенты должны приобрести элементарные знания по теоретическим основам океанологии и по основным методам расчета полей гидроакустического типа в неоднородных средах. От студентов требуется умение делать несложные оценки применительно к реальным физическим ситуациям.

В результате изучения данной дисциплины студенты наряду с фундаментальной подготовкой должны приобретать специальные знания, необходимые для работы в качестве радиофизиков-исследователей в специальных и отраслевых НИИ, соответствующего профиля.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

108

9

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

32

32

Практические занятия (ПЗ)

0

0

Семинары (С)

0

0

Лабораторные работы (ЛР)

0

0

Другие виды аудиторных занятий

0

0

Самостоятельная работа

40

40

Курсовой проект (работа)

0

0

Расчетно-графическая работа

0

0

Реферат

0

0

Другие виды самостоятельной работы

0

0

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен (36)

экзамен (36)

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1.

Физические характеристики океана, влияющие на акустические поля.

2

2.

Лучевая теория распространения звука в океане.

6

3.

Отражение звука от поверхности и дна океана.

6

4.

Распространение звука в условиях мелкого моря.

6

5.

Распространение звука в подводном звуковом канале.

6

6.

Методы расчета звуковых полей в переменных по трассе акустических волноводах.

6

5.2. Содержание разделов дисциплины

1. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОКЕАНА, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ

1.1. Введение. Акустика океана как отрасль океанологии: прямые и обратные задачи.

1.2. Неоднородность океанической среды. Физические свойства морской воды.

1.3. Стратификация океана. Типичные вертикальные профили скорости звука и солености. Формула Медвина. Различные способы измерения скорости звука в морской среде.

1.4. Затухание и рассеяние звука в море. Коэффициент затухания. Формулы Шулкина–Марша, Торпа, Киблуайта, Шихи-Холи.

1.5. Физические характеристики поверхности и дна океана, влияющие на распространение звука в морской среде.

1.6. Крупномасштабные неоднородности океана.

2. ЛУЧЕВАЯ ТЕОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКА В ОКЕАНЕ

2.1. Уравнение Гельмгольца. Плоские и сферические волны.

2.2. Рефракция лучей в слоистой среде: закон Снеля, радиус кривизны и кривизна луча. Трехмерная рефракция.

2.3. Траектория луча в плоскослоистой среде. Кусочно-линейная аппроксимация скорости звука.

2.4. Интенсивность звука, фактор фокусировки, каустики.

2.5. Геометроакустическое приближение: уравнение переноса и уравнение эйконала. Приближение ВКБ для плоскослоистой среды.

3. ОТРАЖЕНИЕ ЗВУКА ОТ ПОВЕРХНОСТИ И ДНА ОКЕАНА

3.1. Коэффициенты отражения и прозрачности на границе двух жидких сред.

3.2. Отражение плоской звуковой волны от жидкого слоистого дна.

3.3. Звуковое поле точечного источника, расположенного вблизи свободной поверхности.

3.4. Поле точечного источника, расположенного вблизи дна. Разложение сферической волны на плоские волны.

3.5. Боковая волна. Отражение от слоисто-неоднородного пространства. Каустики.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗВУКА В УСЛОВИЯХ МЕЛКОГО МОРЯ

4.1. Лучевое представление поля точечного источника в однородном изоскоростном слое. Понятие «мнимых» источников.

4.2. Интегральное представление поля в слое.

4.3. Представление поля в слое в виде нормальных мод. Коэффициенты возбуждения. Затухающие и распространяющиеся моды. Концепция Бриллюэна.

4.4. Связь между различными представлениями поля в однородном волноводе.

4.5. Распространение звуковых волн в двуслойной жидкости (волновод Пекериса).

5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗВУКА В ПОДВОДНОМ ЗВУКОВОМ КАНАЛЕ

5.1. Модель глубокого моря. Канонический подводный звуковой канал.

5.2. Простейшая лучевая теория ПЗК. Коэффициент захвата энергии в ПЗК.

5.3. Выражение для поля точечного источника в ПЗК в виде суммы нормальных волн.

5.4. Интегральное представление поля в ПЗК.

6. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЗВУКОВЫХ ПОЛЕЙ В ПЕРЕМЕННЫХ ПО ТРАССЕ АКУСТИЧЕСКИХ ВОЛНОВОДАХ

6.1. Метод поперечных сечений. Адиабатическое приближение. Примеры использования лучевого инварианта.

6.2. Метод Барриджа-Вайнберга — горизонтальные лучи и вертикальные моды. Звуковое поле в клиновидной области.

6.3. Метод параболического уравнения.

6. Лабораторный практикум

№п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

4

Селекция нормальных волн в маломодовом гидроакустическом волноводе.

2.

2

Исследование амплитудных характеристик обратного рассеяния акустических сигналов на телах простой формы.

3.

3

Исследование акустического поля в однородной среде с плоской границей.

4.

4

Реконструкция локализованной неоднородности в плоскослоистом волноводе.

Предусмотрены в Спецлабораториях.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

1. Бреховских Л.М., Лысанов Ю.П. Теоретические основы акустики океана. Л.: Гидрометеоиздат, 1982. — 264 с.

2. Бреховских Л.М. Волны в слоистых средах. М.: Наука, 1973. – 343 с.

3. Клей К.С., Медвин Г. Акустическая океанография. М.: Мир, 1980. – 582 с.

4. Акустика океана / Под ред. Дж. Де Санто. М.: Мир, 1982.

б) дополнительная литература:

1. Бреховских Л.М., Гончаров В.В. Введение в механику сплошных сред (в приложении к теории волн). М.: Наука, 1982. — 335 с.

2. Бархатов А.Н. Вопросы акустики ограниченных и неоднородных сред. Учебное пособие. Горький: изд-во ГГУ, 1980.

3. Толстой И., Клей К.С. Акустика океана. М.: Мир, 1969.

4. Бреховских Л.М., Годин О.А. Акустика слоистых сред. М.: Наука, 1989.

5. Урик Дж. Основы гидроакустики. Л.: Судостроение, 1978.

6. Распространение волн и подводная акустика / Под ред. Дж.Келлера и Дж.Папада-киса. М.: Мир, 1980. – 229 с.

7. Акустика в задачах. Учеб. рук-во. / Под ред. С.Н.Гурбатова и О.В.Руденко. М.: Наука, 1996. — 336 с.

8. Вопросы для контроля

Уравнение Гельмгольца. Плоские и сферические волны.

Рефракция лучей в слоистой среде: закон Снеля, радиус кривизны и кривизна луча.

Траектория луча в плоскослоистой среде.

Интенсивность звука, фактор фокусировки, каустики.

Геометроакустическое приближение: уравнение переноса и уравнение эйконала.

Приближение ВКБ для плоскослоистой среды.

Коэффициенты отражения и прозрачности на границе двух жидких сред.

Отражение плоской звуковой волны от жидкого слоистого дна.

Звуковое поле точечного источника, расположенного вблизи свободной поверхности.

Поле точечного источника, расположенного вблизи дна.

Боковая волна.

Отражение от слоисто-неоднородного пространства.

Лучевое представление поля точечного источника в однородном изоскоростном слое.

Интегральное представление поля в слое.

Представление поля в слое в виде нормальных мод. Коэффициенты возбуждения. Затухающие и распространяющиеся моды. Концепция Бриллюэна.

Связь между различными представлениями поля в однородном волноводе.

Распространение звуковых волн в двуслойной жидкости (волновод Пекериса).

Модель глубокого моря. Канонический подводный звуковой канал.

Простейшая лучевая теория ПЗК. Коэффициент захвата энергии в ПЗК.

Выражение для поля точечного источника в ПЗК в виде суммы нормальных волн.

Интегральное представление поля в ПЗК.

Метод поперечных сечений. Адиабатическое приближение. Примеры использования лучевого инварианта.

Метод Барриджа–Вайнберга — горизонтальные лучи и вертикальные моды.

Звуковое поле в клиновидной области.

Метод параболического уравнения.

9. Критерии оценок

Превосходно

Превосходная подготовка с очень незначительными погрешностями

Отлично

Подготовка, уровень которой существенно выше среднего с некоторыми ошибками

Очень хорошо

В целом хорошая подготовка с рядом заметных ошибок

Хорошо



Страницы: 1 | 2 | Весь текст