Учебная программа дисциплины Психолого-педагогическая коррекция

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»

Кафедра практической психологии и педагогики

Учебная программа дисциплины

Психолого-педагогическая коррекция

Специальность «050706.65 — Педагогика и психология»

Автор — составитель:

Г.М. Ложкова,

ст. преподаватель.

Тобольск 2008

ДПП.Ф.12

Психолого-педагогическая коррекция

Теоретические основы и основные направления психолого-педагогической коррекции. Сущность, цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы.

Пояснительная записка

Развитие практической психологии в системе образования, создание психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования связаны с насущными потребностями школы и, прежде всего, необходимостью ее гуманизации в широком смысле этого слова. Обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психологического сопровождения растущей и формирующейся личности. С созданием психологической службы в системе образования появилась потребность в подготовке педагогов-психологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей.

Программа дисциплины «Психолого-педагогическая коррекция» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706.65 — Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 5 курсе в 9, 10 семестрах.

В соответствии с учебным планом для изучения дисциплины выделяется 200 часов, из них аудиторных 100 часов (50 часов отводится на лекционный материал, 50 — на практические занятия) и 100 часов – самостоятельная работа студентов. Формы контроля: 9 семестр – зачет; 10 семестр – экзамен.

Основное содержание курса представлено в пяти разделах:

Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции.

Сущность коррекционного процесса. Психологическая коррекция и ее виды. Психокоррекционная ситуация. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Принципы психокоррекционной работы. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию.

Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ. Основные требования к составлению психокоррекционной программы. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.

Психопрофилактика и ее основные принципы. Психопрофилактика как одно из направлений деятельности педагога-психолога. Организация психопрофилактической работы в образовательном учреждении. Предупреждение отклонений в поведении детей. Принципы ранней профилактики и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.

Раздел 2. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.

Психодинамическое направление. Коррекционные воздействия в классическом психоанализе. Классический психоанализ 3. Фрейда. Техники. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера. Техники. Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Техники. Логотерапия. Техники. Поведенческое направление. Техники. Особенности когнитивной психокоррекции. Когнитивно-аналитическое направление. Техники. Трансактный анализ Э. Берна. Гештальттерапия Ф. Перлза.

Раздел 3. Методы и средства психолого-педагогического воздействия.

Методы и средства психолого-педагогического воздействия:

Игротерапия. Общая характеристика метода. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Основные виды и формы игротерапии. Игротерапия в психоанализе. Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии. Игровая терапия, центрированная на клиенте. Игровая терапия отреагирования. Игровая терапия построения отношений. Примитивная игровая терапия. Игротерапия в отечественной психологической практике. Директивная и недирективная игротерапия. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом. Игровая комната и ее оснащение.

Игрушки и материалы. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту Требования к личности игрового терапевта. Требования к профессиональной подготовке игротерапевта.

Арттерапия. Общая характеристика метода. Цели артгерапии. Основные направления в артгерапии. Применение музыкотерапии в детском возрасте. Библиотерапия. Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура. Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии. Танцевальная терапия. Проективный рисунок. Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми. Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования. Сочинение историй. Сказкотерапия. Возможности работы со сказкой. Основные приемы работы со сказкой. Куклотерапия.

Психогимнастика. Подготовительная часть психогимнастического занятия. Пантомимическая часть психогимнастического занятия. Заключительная часть психогимнастического занятия

Психодрама. Описание метода. Формы и виды психодрамы. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, направленная на группу. Психодрама, центрированная на группе. Основные фазы психодрамы. Методики психодрамы.

Раздел 4. Групповые и индивидуальные формы работы.

Индивидуальная психокоррекция. Показания к индивидуальной психокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия. Психологические особенности индивидуальной психокоррекции. Основные стадии индивидуальной психологической коррекции.

Групповая психокоррекция. Специфика групповой формы психокоррекции. Работа психокоррекционной группы. Особенности комплектования группы. Возрастной и половой состав группы. Профессиональный состав группы. Размер группы. Частота и длительность встреч. Подготовка к групповой коррекции. Групповая динамика. Задачи и нормы группы. Структура группы и лидерства, групповые роли. Сплоченность группы. Групповое напряжение. Фазы развития группы. Руководство психокоррекционной группой. Основные задачи группового психолога. Работа под наблюдением супервизора. Ко-тренеры. Типичные ошибки руководителя группы. Этические требования к руководителю коррекционной группы.

Виды коррекционных групп. Тренинговые группы и социально-психологический тренинг. Работа тренинговых групп. Социально-психологический тренинг как средство коррекции. Упражнения, используемые при проведении социально-психологического тренинга. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов. Коммуникативный тренинг для подростков. Группы развития сензитивности (личностного роста).

Групповая дискуссия как метод групповой работы. Виды групповой дискуссии.

Раздел 5. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии.

Психологическая помощь детям дошкольного возраста. Игровая коррекция в работе с дошкольниками. Коррекция аффективного поведения дошкольников, межличностного взаимодействия в группе детского сада. Младший школьник как объект психологической помощи. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников. Технология работы с подростками. Групповая психотерапия при акцентуациях характера. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов. Коррекция агрессивного поведения. Коррекция девиантного поведения. Коррекция дезадаптации. Коррекция познавательных процессов.

По каждой теме учебного курса представлены лекции, планы семинарских (практических) занятий и литература к ним, перечень заданий и вопросов для самостоятельной работы. Максимальное внимание при этом уделяется задачам овладения студентами практических навыков психокоррекции.

1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью курса является обучение будущих педагогов-психологов методам психолого-педагогического развития и коррекции ребенка и подростка, которые в настоящее время являются наиболее востребованными обществом, овладение студентами знаниями и навыками по применению психокоррекционных методик и технологий.

Кроме того, будущие педагоги-психологи должны отчетливо представлять, с одной стороны, необходимость серьезного научного обоснования выбираемых методов коррекции, с другой стороны, осознавать, что разработка индивидуальных программ развития и коррекции чужда шаблонам и требует не только обширной компетентности, но и профессиональной интуиции. Студенты должны осознавать, что предлагаемые в данном курсе методы развития и коррекции могут быть лишь основой для дальнейшего непрерывного повышения квалификации в этой области практической деятельности. В связи с вышеизложенным, задачами дисциплины являются:

ознакомление студентов с принципами подбора диагностико-коррекционных методов;

показ сложностей и трудностей психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии и поведении;

определение круга проблем, с которыми встречается школа при работе с учащимися;

раскрытие арсенала специальных путей и средств разрешения проблем в поведении и развитии детей и подростков;

формирование у студентов умения самостоятельно разрабатывать программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции и программ групповой работы;

формирование представлений о системном характере психолого-педагогической помощи детям и подросткам;

формирование умения отличать пределы своей компетенции и определять круг специалистов, с которыми необходимо наладить сотрудничество для помощи данному ребенку;

формирование навыков самостоятельного научного и творческого поиска при решении проблем психолого-педагогической коррекции.

Дисциплина ориентирует на развивающую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую, научно-методическую, виды профессиональной деятельности; её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

диагностика уровня психического развития детей;

разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

психологическая поддержка творчески одаренных детей;

проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышение своей квалификации;

ведение школьной документации.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

теоретические подходы к разработке психологических основ коррекции;

особенности организациии и проведения психологической коррекции в системе образования;

специфику профессионально важных качеств личности педагога – психолога в системе образования;

формы представления и оформления информации по психологическому обследованию и коррекции учащихся и педагогов.

Студент должен уметь:

диагностировать и интерпретировать индивидуально – психологические характеристики личности (ученик-учитель-родители);

разрабатывать коррекционно-развивающие программы и психолого-педагогические рекомендации;

составлять индивидуальный образовательный маршрут и программу коррекционной помощи.

Студент должен владеть:

основными методами психологической коррекции;

методами коррекции детско-родительских и семейных отношений;

методами индивидуальной и групповой психологической коррекции.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

9

10

8

9

Общая трудоемкость дисциплины

200

200

112

88

106

94

Аудиторные занятия

100

24

56

44

24

Лекции

50

14

28

22

14

Практические занятия

50

10

28

22

10

Самостоятельная работа:

100

176

56

44

82

94

— Изучение литературы, самостоятельное изучение тем, подготовка к семинарским занятиям;

46

122

26

20

52

70

— подготовка и выполнение контрольных работ;

8

8

4

4

4

4

— выполнение заданий творческого характера

46

46

26

20

26

20

Итоговый контроль

Зачет, экзамен

зачет

зачет

экзамен

зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Всего часов аудиторных

Лекций

Практические занятия

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

1.

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции.

12

8

6

2

6

2

2.

Основные направления в психолого-педагогической коррекции.

18

4

18

4

3.

Методы и средства психолого-педагогического воздействия.

34

8

14

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст