Учебная программа дисциплины психологическое консультирование Сп

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»

Кафедра практической психологии и педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психологическое консультирование

Специальность «050706.65 — Педагогика и психология»

Автор — составитель:

М.Г. Бобкова, кандидат психол. наук.

Тобольск 2007

ДПП.Ф.11

Теоретические основы, цели и задачи, структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования. Техники и методы консультирования. Этика практического психолога. Групповые и индивидуальные формы работы.

Пояснительная записка

Дисциплина «Психологическое консультирование» входит в дисциплины предметной подготовки специальности «педагогика-психология» и изучается на IIIкурсе в 6 семестре. Дисциплина рассчитана на 200 часов, из которых 90 часов отведено на аудиторные занятия. Основными видами занятий являются: лекционные занятия – 30 часов для студентов очной формы обучения и 16 часов для студентов заочной формы обучения; практические и семинарские занятия – 60 часов для студентов очной формы обучения и 14 часов для студентов заочной формы; самостоятельная работа студентов — 110 часов.

Основная задача лекционного курса – показать студентам многообразие подходов психологического консультирования с оценкой сильных и слабых их сторон; подчеркнуть важность выбора той концепции, которая более всего соответствует собственной индивидуальности и специфике задач, решаемых в психологической практике; актуализировать необходимость формирования профессионального мышления психолога, предметом которого являются свойства психической реальности человека; сформировать систему понятий и представлений триалогического подхода к индивидуальному психологическому консультированию (консультант, клиент, наблюдатель– супервизор).

Вышесказанное определило направленность и содержание практикума по психологическому консультированию, включенного в обсуждаемую учебную программу и ориентированного на раскрытие средств и способов воздействия на свойства психической реальности человека с целью их выявления, фиксации, а при необходимости и изменения.

Основная задача практикума: осваивать и совершенствовать техники психологического консультирования – специфические действия психолога, проживающего позиции »консультанта», »клиента» и »наблюдателя – супервизора» в ситуациях реальной практической работы с личностно- значимыми запросами и проблемами.

Освоение данной дисциплины «Психологическое консультирование» предполагает планирование и организацию разнообразной и систематической самостоятельной работы студентов.

Основными задачами самостоятельной работы являются:

углубление, расширение и закрепление полученных в рамках данной дисциплины теоретических знаний;

овладение навыками самостоятельного использования методов психологического консультирования в реальных ситуациях и анализа их результатов.

Исходя из специфики и содержания дисциплины, задач, решаемых в ходе ее изучения, можно выделить следующие формы самостоятельной работы студентов:

изучение основной и дополнительной психологической и педагогической литературы;

выполнение домашних работ (рефератов);

выполнение контрольных и самостоятельных работ

Основными видами текущего и промежуточного контроля знаний являются контрольные работы, выполнение тестовых заданий, анализ домашних работ. Итоговый контроль осуществляется в виде экзамена для студентов очной и заочной формы обучения.

1.Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является ознакомление студента с сущностью, задачами и методами психологического консультирования, основными подходами психологического консультирования сложившимися в отечественной и зарубежной психологии; освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования; развитие личных профессиональных качеств психолога-консультанта.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания данной дисциплины решаются следующие задачи:

раскрываются теоретические основы психологического консультирования, основные функции и сферы применения данной прикладной отрасли в различных областях жизни;

закладываются знания о концепциях и методах психологической помощи;

формируются навыки психологического консультирования;

закладываются навыки выработки своего профессионального стиля консультирования, определения путей профессионального роста;

формируется психологическая компетентность в области практической психологии.

Данная дисциплина является базовой для дальнейшего освоения таких дисциплин, как «Психолого-педагогическая коррекция», «Психотерапия», «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину,

должен знать:

основы общей теории, цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;

подходы к разрешению типовых консультативных проблем;

должен уметь:

использовать на практике психотехнические приемы консультирования, способы определения длительности и эффективности процесса консультирования;

осуществлять индивидуальное и групповое консультирование;

должен владеть:

профессиональным мышлением для оценки, анализа и объяснений свойств психической реальности человека;

практическими знаниями психологического консультирования, сложившимися в различных научных подходах.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

VI

IV

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

Общая трудоемкость

200

200

200

200

Аудиторные занятия

90

30

90

30

Лекции

30

16

30

16

Практические занятия

60

14

60

14

Самостоятельная работа:

изучение и реферирование литературы;

организация и проведение индивидуальных консультаций;

работа с супервизором

110

30

40

40

170

30

70

70

110

30

40

40

170

30

70

70

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Всего

Лекции

ПР

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

1. Введение в психологическое консультирование

43

15

18

8

25

7

2. Концепции и методы психологической помощи, разработанные в западной традиции и используемые в психологическом консультировании

47

15

12

8

35

7

Всего:

90

30

30

16

60

14

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Лекционный курс

VI Семестр

№ ЛК

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол-во часов

Раздел 1. Введение в психологическое консультирование

(18 часов)

1.1.

Понятие о психологической помощи и специфика психологического консультирования. Основные задачи и формы психологической помощи. Понятие о психологическом консультировании. Цели и задачи психологического консультирования. Отличительные признаки близких по содержанию понятий: медицинская психотерапия, неврачебная психотерапия, психокоррекция и психологическое консультирование. Становление психологической помощи как социального института и профессии. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире. Составляющие процесса психологической помощи.

2

1.2

Предмет и задачи консультативной психологии. История и этапы возникновения консультативной психологии. Аспекты анализа структуры и факторов консультативного процесса (на основе индивидуальных различий; организации диалога; организации труда психолога). Цель, задачи и принципы психологического консультирования.

2

1.3.

Модель эффективного психолога-консультанта. Этические аспекты психологического консультирования. Понятие «ответственности психолога консультанта». Правила конфиденциальности. Требования к личности психолога-консультанта. Типичные ошибки в работе психолога консультанта.

2

1.4.

Классификация видов психологического консультирования. Проблемно-ориентированное консультирование. Личностно-ориентированное консультирование. Решение-ориентированное консультирование: применяемые приемы. Дискантное психологическое консультирование. Индивидуальное и групповое консультирование.

2

1.5.

Содержание и организация психологического консультирования. Индивидуальное, групповое и дистантное консультирование Пространственные и временные аспекты консультативной беседы. Этапы и фазы консультирования. Технология ведения консультативной беседы. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-консультант.

4

1.6.

Структура консультативного процесса. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса: аналитико-интерпретативная, рационально-констатирующая, процессуальная, эмпатическая, парадоксальная, реконструктивная ориентации. Измерение беседы между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом по Дж.Бьюженталю.

6

Раздел 2. Концепции и методы психологической помощи, разработанные в западной традиции и используемые в психологическом консультировании (12 часов)

2.1.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939). Цель психоаналитической терапии. Основные защитные механизмы. Основные методы работы.

2

2.2.

Аналитическая психология Карла Густава Юнга (1875-1961). Основные положения подхода. Три метода для достижения сферы бессознательного. Анализ сновидений в русле аналитической психологии.

2

2.3.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937). Основные положения подхода. Сущность и цели концепции. Этапы работы с клиентом. Основные приемы и методы работы в индивидуальной психологии.

2

2.4.

Гуманистически-ориентированное консультирование. Основные положения подхода. Клиент-центрированный подход Карла Роджерса. Экзистенциональный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя. Логотерапия Виктора Франкла.

2

2.5.

Гештальттерапия. Теоретические основы. Пять механизмов нарушения саморегуляции. Основная цель и технические процедуры в гештальттерапии.

2

2.6.

Бихевиорально-ориентированнное консультирование. Основные положения подхода. Методологические основы. Виды и методы систематической десенсибилизации.

2

4.2.2. Практические (семинарские) занятия

№ занятия



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст