Учебная программа дисциплины «Педагогика и психология высшей шко

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Инженерно-педагогический факультет

Кафедра «Психология»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной,

воспитательной, аналитической

и информационной работе

____________________ Г.Ф. Ловшенко

______________________ 2012г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

для специальностей второй ступени высшего образования БНТУ

Минск 2012

Составили: профессор Клименко В.А., доцент Островский С.Н.

Программа составлена на основе типовой программы дисциплины «Педагогика и психология высшей школы», утвержденной 18.07.2011 Министерством образования Республики Беларусь, регистрационный № ТД-CГ.019/ тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Психология» БНТУ (протокол № 4 от 26 .11.2012г.)

Заведующий кафедрой ____________ В.А. Клименко

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией ИПФ

(протокол №_5____ от __10.12.2012 г.)

Председатель __________________ С.С. Данильчик

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость обновления образовательных стратегий и концепций вызвана изменением роли образования в современном динамичном мире, в котором оно становится важнейшим механизмом развития личности, социума, цивилизации в целом. Потребность в повышении качества высшего образования обусловила переход вузов на систему многоступенчатой подготовки специалистов, предполагающую обновление структуры, содержания и технологий образовательного процесса в соответствии с мировыми образовательными тенденциями. Вследствие этого в настоящее время учебный процесс в вузах стал более сложным по своим целям, задачам, интенсивности и содержанию. Он требует глубокого психологического осмысления закономерностей учебной деятельности, принципов и методов обучения и воспитания, формирования личности и коллектива студентов. Все более очевидным становится, что без использования психолого-педагогических знаний нельзя сформировать всестороннюю подготовленность будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности.

Одним из главных условий совершенствования образовательной сферы общества является наличие высококвалифицированных преподавательских кадров высшей школы, призванных обеспечивать качественную подготовку специалистов для народного хозяйства.

В этой связи актуализируется проблема подготовки преподавательских кадров через магистратуру и аспирантуру, ориентированных на научно-педагогическую деятельность в разных типах образовательных учреждений и готовых к ее осуществлению на высоком научно-методическом уровне.

Учебная программа интегрированного курса «Педагогика и психология высшей школы» (34 час) разработана для специальностей второй ступени высшего образования БНТУ с учетом преемственности с программой учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» (68 час). Учебный предмет «Педагогика и психология высшей школы» входит в обязательный блок социально-гуманитарных дисциплин для студентов магистратуры.

Главная цель курса «Педагогика и психология высшей школы» — формирование у магистрантов педагогической и психологической культуры, готовности к осуществлению образовательного процесса и воспитательной работы со студенческой молодежью, проведению педагогических и психологических исследований в области образования, самообразованию, профессиональному и личностному росту.

Образовательные цели:

ознакомление обучающихся с основными направлениями развития педагогической и психологической наук, их отраслями — педагогикой и психологией высшей школы;

овладение понятийным аппаратом педагогики и психологии, методологией и методами педагогических и психологических исследований;

усвоение знаний о системе образования, основных проблемах и тенденциях развития высшего образования;

освоение сущности образовательного процесса в вузах, колледжах, лицеях; способов его проектирования, осуществления, диагностики и психолого-педагогического анализа его хода и результатов;

овладение знаниями о психолого-педагогических особенностях взаимодействия и общения преподавателей и студентов;

изучение психологических основ педагогического мастерства и творчества преподавателя;

-осмысление объективных связей обучения, воспитания и развития личности.

Воспитательные цели:

воспитание педагогической направленности личности студентов, формирование у них профессиональных педагогических качеств и способностей; готовности к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию, стимулирование процессов само актуализации и самореализации;

оказание помощи студентам в адаптации к образовательному процессу в вузе и профориентации.

Развивающие цели:

— развитие профессионального педагогического мышления на основе овладения современными технологиями обучения и воспитания студенческой молодежи, способами организации их научно-исследовательской деятельности, формами и методами контроля качества образования; формирование перцептивных, коммуникативных, рефлексивных и исследовательских умений, способностей к освоению и разработке психолого-педагогических инноваций.

Изучение магистрантами курса «Педагогика и психология высшей школы» осуществляется в процессе лекционных, семинарских и практических занятий с преобладанием активных форм и методов обучения: проблемные лекции и семинары, игровые методики, включение студентов в учебные ситуации, моделирующие профессиональную педагогическую деятельность, видеотренинги, а также различные активные формы контролируемой преподавателем самостоятельной работы студентов (работа над рефератом, выполнение тестов, творческих заданий, научно-исследовательских проектов).

Формами текущего контроля усвоения студентами знаний и умений выступают выполнение ими промежуточных тестов и творческих заданий, решение проблемных ситуаций и задач, разработка проектов, написание и защита реферата, выступление с научным докладом.

Магистранты — заочники, которые не могут посещать занятия, изучают курс «Педагогика и психология высшей школы» путем самостоятельной работы с написанием реферата (эссе, творческого задания). Выполненную работу сдают преподавателю не позднее, чем за 7-10 дней до окончания учебного процесса, и защищают ее на практическом занятии.

Общее количество часов, отводимое на изучение дисциплины – 84. Из них аудиторных – 56 часов, том числе лекции – 30, практические и семинарские занятия – 26. Форма итогового контроля – зачет.

2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2.1 Педагогика и психология высшей школы. Ценности и цели образования

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук. Предмет, задачи и основные категории педагогики высшей школы. Методы педагогических исследований. Организация педагогического исследования. Педагогический эксперимент. Применение методов математической статистики для обработки результатов исследования.

Психология высшей школы в системе психологических наук. Предмет, задачи и основные категории психологии высшей школы. Методы психологических исследований.

Образование как всеобщая форма развития личности, общественного сознания и общества в целом. Образование как единство обучения, воспитания и развития личности. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Проблема таксономии образовательных целей. Идея непрерывного образования, его цели, функции, содержание, структура. Целеполагание в высшем профессиональном образовании. Современная концепция развития высшего образования и дидактические подходы к ее реализации.

2.2 Развитие высшего образования в современных условиях. Высшее образование в Республике Беларусь. Состояние. Тенденции развития

Роль высшего образования в развитии современной цивилизации. Многоуровневая система высшего образования. Развитие различных типов ВУЗов. Университеты в системе высшего образования. Фундаментализация образования в высшей школе. Принципы преемственности, непрерывности и вариативности высшего образования, его гуманизации и гуманитаризации. Процессы интеграции и интернационализации в высшем образовании. Образовательные стандарты как элемент государственной политики в сфере образования и средство обеспечения качества высшего образования. Информатизация образовательного процесса в вузе. Последипломное образование как средство непрерывного образования через всю жизнь.

Современное состояние высшего образования в Республике Беларусь. Особенности реформирования высшей школы Беларуси. Тенденции развития национальных систем высшего образования в странах Европы и Содружества независимых государств.

2.3 Субъекты образовательного процесса в высшей школе

Специфические особенности субъектов образовательного процесса. Преподаватель вуза как субъект процесса обучения. Содержание и структура деятельности преподавателя, условия ее эффективности. Характеристика педагогического мастерства преподавателя вуза. Основные категории педагогического мастерства: профессионализм, педагогические техники и технологии, педагогический опыт и творчество, педагогическая этика, индивидуальный стиль взаимодействия. Структура профессиональных способностей и умений преподавателя. Личностные качества преподавателя. Акмеологические основы самосовершенствования личности педагога.

Учебно-воспитательный коллектив образовательного учреждения. Структура учебно-воспитательного коллектива и его особенности.

Студент и его позиция в образовательном процессе. Студенчество как социальная группа. Мировоззренческие представления и идеалы студентов. Социальный портрет современного студента. Условия эффективной адаптации студентов к жизнедеятельности в вузе.

2.4 Психологическая характеристика субъектов образовательного процесса

Тенденции и актуальные вопросы современной психологии личности. Противоречия и кризисы как факторы развития личности. Возрастные и тендерные особенности личности студента. Я-концепция личности и ее формирование. Структура Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты. Рефлексия и самосознание. Самооценка и самоуважение. Влияние самооценки на отношение к другим людям. Осознание себя как носителя социальной роли педагога. Рефлексия образа действия, рефлексия профессиональной деятельности: предпосылки личностного роста и самоактуализации преподавателя.

Мотивация учения студенческой молодежи. Психологические основы и особенности учения, обучения, научения в системе высшего образования. Психологические особенности организации и управления учебной деятельностью студентов. Формирование интеллектуальных потребностей, социальных интересов, профессионального мышления, знаний, умений и навыков. Обучение студентов способам планирования, самоконтроля за выполняемыми действиями и операциями, умению понимать, осознавать схемы действий и свой когнитивный стиль. Самоуправление учебной деятельностью. Проблемы адаптации к учебной деятельности.

Понятие о группах и коллективах и их классификация. Структура учебно-воспитательного коллектива и его особенности. Социально-психологические особенности студенческого коллектива. Практические методы исследования коллектива. Психологические основы формирования коллектива.

Типологические особенности личности преподавателя и стили педагогической деятельности. Имидж педагога и самопрезентация. Авторитет педагога, его формирование и показатели степени авторитетности. Авторитетность, профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Взаимосвязь научной направленности, репродуктивных v. творческих форм обучения,, воспитания студентов. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства. Творческое настроение, умение управлять собственным состоянием состоянием других. Социальный интеллект и социальная компетентность педагога.

Психология деятельности коллектива кафедры. Морально-психологический климат и совместимость. Межличностные отношения на кафедре.

2.5 Дидактика высшей школы. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

Предмет, задачи и основные категории дидактики высшей школы. Дидактика как область педагогической науки, изучающая закономерности, цели, задачи, содержание, формы и методы обучения. Сущность, структура, движущие силы процесса обучения в высшей школе. Преподавание как организационно-управленческая деятельность педагога. Учение как деятельность в образовательном процессе. Педагогическое проектирование целей и содержания обучения студентов. Учебно-планирующая документация. Закономерности и принципы обучения как методологические и дидактические регулятивы преподавательской деятельности.

Структура педагогического процесса и его закономерности. Педагогический процесс как целенаправленное, последовательное и динамическое взаимодействие педагога с обучающимися. Закономерности и основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Структура процесса обучения: преподавание как деятельность педагога, учение и усвоение как деятельность обучающихся. Структура процесса усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение.

Методы и средства обучения в высшей школе. Классификация методов обучения в современной дидактике. Активные методы обучения. Условия, определяющие выбор методов и приемов обучения. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Учебно-методические комплексы нового поколения.

Система методов обучения в техническом вузе. Репродуктивные и активные методические системы обучения. Поисковый метод. Исследовательский метод. Рассказ. Беседа. Работа с книгой. Демонстрации. Экскурсии. Лабораторные опыты. Упражнения. Методические системы, перспективные для применения в техническом вузе.

2.6 Формы организации учебного процесса и средства обучения в вузе

Общее понятие о системах и формах обучения. Классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения. Лекция как форма организации обучения в вузе. Виды лекций и их структура. Проведение лекций с использованием средств обучения. Работа студентов на лекции. Научный уровень лекции. Воспитательный уровень лекции. Мастерство устной речи лектора, техника, нормативность, выразительность речи, приемы ораторского искусства. Психологическое воздействие лектора на аудиторию.

Практические занятия в вузе, их виды, структура и особенности проведения. Практические занятия как организационная форма обучения. Виды практических занятий в вузе (семинары, лабораторные занятия, курсовые работы, курсовое и дипломное проектирование и др.). Требования к организации практических занятий. Упражнение как основной вид учебно-познавательной деятельности на практических занятиях. Пути активизации познавательной деятельности на практических занятиях (ролевые и деловые игры и др.).

Обучающе-исследовательский принцип организации обучения.

Курсовое и дипломное проектирование. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Виды практик (учебная, производственная, преддипломная и др.).

Самостоятельная работа как составляющая учебного процесса. Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы (КСР) студентов. Текущее и итоговое тестирование студентов как форма КСР. Проблема разработки тестов. Методики тестирования. Активные формы и методы обучения (пресс-конференция, учебная дискуссия, деловая дидактическая игра и др.) как средство организации контролируемой самостоятельной работы. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Роль научно-исследовательской работы (НИР) студентов в подготовке будущих специалистов. Связь учебной, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности студентов в учебном процессе. Формы и способы организации НИР студентов. Организация НИР в вузе (на кафедрах, факультетах). Роль совместной НИР студентов и преподавателей (научных сотрудников) в развитии вузовской науки.

Сущность контроля в учебном процессе. Функции, виды и способы контроля. Формы педагогического контроля (предварительный, текущий, рубежный, итоговый). Критерии и правила оценивания и выставления оценок. Рейтинговая система оценки усвоения учебного материала. Сущность системы зачетных единиц-кредитов. Самоконтроль и самооценка студентов в учебном процессе как компонента рефлексивной культуры будущего специалиста.

2.7 Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе

Понятие о социально-психологической службе учебного заведения. Основные направления деятельности социально-психологической службы. Роль социально-психологической службы в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи.

Учет особенностей психологии студента при проведении занятий. Использование психологических знаний и сведений о студентах при построении учебного процесса. Развитие познавательной сферы студентов. Использование способностей студентов в процессе их обучения.

Факторы успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Роль кураторов в успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Использование психологического инструментария при построении учебного процесса. Использование обратной связи как основного фактора, способствующего успешному обучению студентов в вузе.

2.8 Технологизация учебного процесса и педагогические технологии

Технологизация процесса обучения. Генезис и определение категории «педагогическая технология». Виды педагогических технологий. Технология блочно-модульного обучения. Технологические основы проблемного обучения. Технологии активного обучения. Эвристические технологии обучения. Технология знаково-контекстного обучения. Информационные технологии обучения. Технология дистанционного обучения. Организация учебных занятий с использованием электронных ресурсов.

2.9 Состав, структура и разработка частной методики учебной дисциплины

Состав и структура частной методики. Определение целей учебной дисциплины. Общее и профессиональное содержание дисциплины. Научные и практические основы дисциплины. Установление логических связей с другими дисциплинами. Конструирование содержания отдельных тем. Определение методов учебно-воспитательной работы деятельности преподавателя по дисциплине (словесная и практическая учебная деятельность, воспитательная и подготовительная деятельность). Определение методов учебно-познавательной деятельности студентов и форм занятий по учебной дисциплине (лекции, практические занятия, самостоятельная работа и др.).

Состав и структура учебно-методического комплекса. Документы целеполагания и содержания дисциплины. Документы системы. Организационно-методические документы.

2.10 Система управления качеством образования в вузе

Проблема управления качеством образования в вузе. Составляющие качества образования. Модель подготовки будущего специалиста в вузе. Конкурентоспособность и профессиональная мобильность молодого специалиста как показатель качества вузовской, подготовки. Профессионально-педагогическая культура преподавателя как основополагающий фактор качества обучения в вузе. Мониторинг качества образования. Роль самооценки, внешней экспертизы, анкетирования студентов и преподавателей в повышении качества образования.

2.11 Сущность процесса воспитания в вузе. Система воспитательной работы в вузе

Сущностные характеристики и особенности процесса воспитания в вузе. Структура воспитательного процесса. Закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания (целенаправленность, связь воспитания с практикой, комплексный подход, единство сознания и поведения, инициативность и сознательность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, преемственность и систематичность, единство педагогических требований, принцип гуманистического подхода к формированию и воспитанию личности).

Содержательно-технологическая взаимосвязь аудиторных и внеаудиторных форм и методов обучения и воспитания как условие эффективности формирования личности будущего специалиста. Воспитание и обучение в вузе как фактор социализации будущего специалиста

Методы воспитания как способы воздействия на личность. Методы формирования сознания личности (беседы, диспут, метод примера и др.). Методы организации деятельности и самоорганизации личности с целью усвоения социально накопленного опыта (педагогическое требование, общественное мнение, подражание, создание воспитывающих ситуаций и др.). Методы стимулирования поведения и саморазвития творческой индивидуальности (соревнование, поощрение, манящая перспектива и др.).

Средства воспитания как конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.).

Педагогическая поддержка деятельности студенческого актива. Самоуправление студентов как фактор воспитания и профессионального становления специалиста. Общественные молодежные организации и объединения и их роль в воспитании учащейся молодежи. Виды и содержание социально-воспитательной деятельности, обеспечивающей эффективное личностное и профессиональное развитие будущих специалистов. Деятельность куратора учебной группы.

2.12 Психология общения. Педагогическое общение

Общая характеристика общения. Потребности и функции общения. Средства общения. Общение и межличностные отношения. Перцептивный аспект общения. Психологические механизмы социальной перцепции. Ошибки перцепции и каузальной атрибуции. Интерактивный аспект общения. Эго-состояние личности и позиции в общении. Позиционные конфликты. Коммуникативный аспект общения. Виды слушания.

Фазы и техники активного слушания. Причины нарушения общения на коммуникативном уровне.

Цели и ценности педагогического общения. Виды, стратегии, стили и модели педагогического общения. Компоненты педагогического общения: предкоммуникативная ориентировка в ситуации и партнерах общения; собственно процесс общения, объединяющий как компоненты техники, так и личностные факторы (мотивы, цели, содержание, позиции в общении). Влияние ценностных ориентации в общении, установок на эффективность педагогического общения и роль в педагогическом процессе.

Развитие коммуникативной культуры педагога и студента.

2.13 Способы психологического воздействия на личность

Средства психологического воздействия. Цели и виды влияния. Заражение и его механизмы. Подражание (побуждение импульса к подражанию). Просьба, принуждение. Убеждение, его структура и эффективность. Внушение и его особенности. Игнорирование субъекта общения. Деструктивная критика. Манипуляции в общении. Манипулятивные технологии и механизмы воздействия. Деструктивность манипулятивного воздействия. Распознавание и защита от манипулятивного воздействия.

2.14 Психология личности руководителя

Сущность деятельности руководителя. Лидер и руководитель. Структура профессионально важных качеств руководителя. Психологические проблемы стиля руководства и управления групповыми отношениями. Формы профессионального общения руководителя. Управленческая практика оценки и аттестации персонала.

2.15 Организационные конфликты и способы их разрешения

Понятие конфликта. Психологический механизм конфликта. Классификация конфликтов. Внутриличностные конфликты и их виды. Внешние проявления внутриличностных конфликтов, их распознавание и оказание психологической помощи. Межличностные конфликты, их структура, стадии протекания, способы разрешения. Педагогическое взаимодействие в напряженных ситуациях Конфликтная компетентность педагога (знание механизмов предупреждения конфликтов особенностей реагирования, владение способами выхода из напряженных ситуаций с минимальными потерями). Психология здоровья и здорового образа жизни Самоуправление эмоциональным состоянием и здоровьем. Конфликтные ситуации в образовательных учреждениях между преподавателями и студентами и способы их регулирования.

Причины производственных конфликтов. Стадии развития производственных конфликтов. Стили разрешения конфликтов. Роль руководителя и общественных формирований в разрешении и регулировании конфликтных ситуаций в организации.

Понятие стресса и способов его профилактики.

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др)

Литература

Формы контроля знаний

лекциипрактические (семинарские) занятиялабораторные занятияуправляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента1234567891Педагогика и психология высшей школы. Ценности и цели образования

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук.

Психология высшей школы в системе психологических наук.

Образование как всеобщая форма развития личности, общественного сознания и общества в целом. 22; 4

7; 9

10

19

26

28

292Развитие высшего образования в современных условиях. Высшее образование в Республике Беларусь. Состояние. Тенденции развития.2210; 23

26; 27

33Рефераты3Субъекты образовательного процесса в высшей школе

Специфические особенности субъектов образовательного процесса. Учебно-воспитательный коллектив образователь

ного учреждения.221; 3

6; 12

13

14123456789Структура учебно-воспитательного коллектива и его особенности. Студент и его позиция в образовательном процессе.25

334Психологическая характеристика субъектов образовательного процесса

Тенденции и актуальные вопросы современной психологии личности. Мотивация учения студенческой молодежи. Проблемы адаптации к учебной деятельности. Понятие о группах и коллективах и их классификация. Типологические особенности личности преподавателя и студента. Стили педагогической деятельности. Психология деятельности коллектива кафедры. Морально-психологический климат и совместимость. Межличностные отношения на кафедре. 225; 9

11; 13

14

15

16

17

18

22

24

29

31

41Тесты,

рефераты5Дидактика высшей школы. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

Предмет, задачи и основные категории дидактики высшей школы. Дидактика как область педагогической науки, изучающая закономерности, цели, задачи, содержание, формы и методы обучения. Структура педагогического процесса и его закономерности. Методы и средства обучения в высшей школе. Система методов обучения в техническом вузе223

6

7

10

26

30

38

42

43Рефераты123456789Методические системы, перспективные для применения в техническом вузе6Формы организации учебного процесса и средства обучения в вузе

Общее понятие о системах и формах обучения. Классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения. Практические занятия в вузе, их виды, структура и особенности проведения. Обучающе-исследовательский принцип организации обучения. Курсовое и дипломное проектирование. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Самостоятельная работа как составляющая учебного процесса. Сущность контроля в учебном процессе.225

7

10

19

30

33

37

42Научные доклады7Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе.

Психологическая служба вуза. Учет психологии студента при проведении занятий. Факторы успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе.28Технологизация учебного процесса и педагогические технологии

Технологизация процесса обучения. Генезис и определение категории «педагогическая технология». Виды педагогических технологий. Информационные технологии обучения222

3

10

14

439Состав, структура и разработка частной методики учебной дисциплины

Состав и структура частной методики. Определение целей учебной дисциплины. Общее и профессиональное содержание дисципл.ины. Определение методов учебно-познавательной деятельности студентов223

6

10

17

20Разработка частной методики учебной дисциплиныи форм занятий по учебной дисциплине. Состав и структура учебно-методического комплекса. Организационно-методические документы10Система управления качеством образования в вузе

Проблема управления качеством образования в вузе. Модель подготовки будущего специалиста в вузе. Мониторинг качества образования. Роль самооценки, внешней экспертизы, анкетирования студентов и преподавателей в повышении качества образования210

13

14

23

25

35

40; 4511Сущность процесса воспитания в вузе Система воспитательной работы в вузе

Сущностные характеристики и особенности процесса воспитания в вузе.

Цели, содержание и средства воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Методы и средства воспитания.

Сущность и принципы организации воспитательной системы в вузе225

6

21

34

36



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст