Учебная программа дисциплины «Педагогическая деонтология» (курсы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Педагогическая деонтология»

(курсы по выбору)

Специальность «050711.65 – социальная педагогика»

Составитель:

Ст. преподаватель,

Е.В. Шигорина

Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________

Тобольск, 2006

Пояснительная записка

Спецкурс «Педагогическая деонтология» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся:

-этики как науки о морали;

-профессиональной этики педагога;

-педагогической культуры личности учителя;

-этики и эстетики педагогического труда.

В системе подготовки специалиста спецкурс «Педагогическая деонтология» являются связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, в этом состоит ее специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления профессиональной деятельности во всех формах ее проявления, с другой – выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем будет рассмотрена более глубоко и подробно.

Основная часть спецкурса посвящена этическим принципам профессиональной деятельности педагога. Логика построения спецкурса обусловлена системой последовательной работы по овладению профессиональной этики от осознания, осмысления идеалов, к постижению путей и средств развития профессиональной позиции.

Содержание спецкурса в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоорднированно с общепрофессиональными дисциплинами, входящими в учебный план и являющихся базовыми компонентами государственного образовательного стандарта.

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель спецкурса является подготовка студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

-социально- воспитательной;

-культурно – просветительной;

— научно – методической.

Цель – формирование у студентов целостного представлении о профессиональной этике педагога как системе принципов и нравственных норм профессиональной деятельности.

Для выполнения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание педагогической деонтологии;

— дать общее представление о профессионально – этических нормах педагогической деятельности;

— рассмотреть главные ценности, сформулированные в профессионально – этическом кодексе педагога и социального педагога.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения данного курса студент должен:

Знать:

— теоретические основы педагогической деонтологии, ее принципов,

— основные категорий и понятия, соотношения понятий «этика» и «деонтология» в педагогике;

— основные этапы развития этических и нормативных основ социальной деонтологии.

— нормы и стандарты поведения и деятельности педагога;

— критерии осознания профессионального долга, сферы реализации долга и нормативных обязательств социального педагога – отношения с клиентом, с коллегами, государством, обществом, а также его этические обязанности перед профессией и самим собой;

-этические нормы, регулирующие профессиональную социально – педагогическую деятельность.

Владеть:

понятийным аппаратом изучаемой дисциплины;

— способами решения проблемных этических ситуаций с позиции педагогической и социальной деонтологии;

— этическим кодексом социального педагога;

-системой знаний о педагогической деонтологии как науке, учебной дисциплине;

— базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной этики педагога.

Уметь:

— уметь работать с нормативно–правовой, программной, методической документацией;

— уметь разрешать противоречия и дилеммы в педагогической деятельности;

— совершенствовать свои личностно – нравственные качества и позиции, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Всего часов

10 семестр

Общая трудоёмкость

44

Аудиторные занятия

20

Лекции

10

Практические занятия

10

Самостоятельная работа:

22

Работа с глоссарием

4

Реферат

4

Конспектирование

4

Работа со специальной и методической литературой

4

Выполнение творческих заданий

6

Подготовка к срезовой контрольной работе

2

Текущий контроль

Контрольные работы

Итоговый контроль

зачет

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Темы

Лекции

Практика

1

Тема 1. Проблема педагогической деонтологии в наши дни.

2

2

2

Тема 2. Этика и эстетика педагогического труда

2

2

3

Тема 3. Профессиональная педагогическая деятельность, общая культура и этика педагогического труда

2

2

4

Тема 4. Профессиональная компетентность и культура педагога.

4

2

Итого:

10

10

4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса).

Семестр

№ лекции

Темы учебного курса, содержание лекции

Количество часов

31 Термин «деонтология». Принципы деонтологии. Педагогическая деонтлогия (от греч. должное и учение) — наука о профессиональном поведении педагога. Правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности. Специфика педагогической деятельности. Основное «орудие» труда учителя — его собственная личность, профессиональная зрелость. Профессиональная ответственность педагога.

2

2

Тема 2. Этика и эстетика педагогического труда

Профессиональная культура педагога. Этика (от греч. ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология). Гуманистическая педагогика. Проявление гуманности педагога. Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989). Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками. Профессионально значимые личностные черты педагога. Единство педагогических требований к формированию личности ребенка в семье и детском учреждении. «Этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Этика и эстетикой профессионального труда. Две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая.

2

3

Тема 3. Профессиональная педагогическая деятельность, общая культура и этика педагогического труда

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время. Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Важнейшие характеристики педагогической деятельности. Преднамеренный характер профессиональной педагогической деятельности.

Компоненты педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Десять групп педагогических умений по А.К. Марковой. Проблемы педагогических способностей. Личная педагогическая культура как предпосылка успешной профессиональной деятельности. Общая культура педагога как точка отсчета его квалификации и профессионального роста. Содержание общей культуры педагога. Ядром общей культуры личности — образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Спектр этических качеств.

2

4

Тема 4. Профессиональная компетентность и культура педагога

Профессиональная компетентность и культура педагога

Педагогическая профессия, как преобразующая и управляющая. Понятие профессиональной компетентности педагога. Содержание профессиональной компетентности педагога. Квалификационная характеристика как нормативная модель компетентности педагога. Квалификационная характеристика. Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания. Педагогические умения.

Подходы к классификации педагогических умений. Их можно свести в три большие группы: по педагогическим функциям (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, О.А. Абдуллина и др.); по постановке и решению разного класса педагогических задач (И.Т. Огородников, Л.Ф, Спирин и др.); по этапам управления педагогическим процессом (В.А. Сластенин. Л.И. Мищенко и др.).

4

График контроля самостоятельной работы студентов.

1. Срезовая контрольная работа – во время полусеместровой аттестации.

2. Коллоквиум – за неделю до зачетной недели.

3. Проверка конспектов по темам, выносимым на самостоятельное изучение – до зачетной недели включительно.

4.2.4. Лабораторный практикум — не предусмотрен.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература:

Александрова В.Г. Какая наука нужна сегодня учителю? / В.Г. Александрова // Магистр. — 2000. — №

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М. , 1990. – 300 с.

Белякова Г.И. Профессиональный этикет. – М.,1975.

Булатов О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М. , 2001. – 240 с.

Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Ж.В. Ваганова. — Челябинск, 2000. — 81с.

ведение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2 — изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

Русская Е. Имидж современного педагога / Е. Русская // Мир образования. — 1995. — № 1.- С. 91.

Кукушин В.С. введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. Серия «Педагогическое образование».- Ростов н/Д: Издтельский центр «МарТ», 2002. – 224 с.Основы этических знаний. 2- е изд., испр., доп.- СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 224 с.

Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя. / Под ред. Г.А. Бордовского. — М., 1987.

Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб.-метод.пособ / Н.А. Неудахина. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. — 152 с.

Соломина Г.М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: Социально-психологический тренинг: Учеб. Пособ / Г.М. Соломина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1996. — 119с.

Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 368с.

Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов.- М.: Высш. шк.,1998. — 166 с.

63. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П. Чернявская. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 176 с.

Дополнительная литература

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /А.С. Роботова , Т.В. Леонтьева и др. М., 2000.

3. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000.

4. Профессиональное самовоспитание учителя. /Под ред. С.Б. Елканова — М.,1986.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М. , 2002.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:

— нормативно – правовые акты в сфере социально – педагогической деятельности;

— учебная и справочная литература и др.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:

компьютерный мультимедийный класс;

— схемы;

— сравнительные таблицы.

7. Содержание текущего и промежуточного контроля.

Содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении 5 учебно-методического комплекса.

7.1. Текущий контроль за результатами процесса обучения:

— срезовая контрольная работа по темам;

— коллоквиум;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст