Учебная программа дисциплины методика преподавания интегративног

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ВОУ ГПО ОГУ

Факультет документоведения и педагогического образования

Кафедра методики начального обучения

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050708 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОСТАВИТЕЛЬ:

кандидат педагогических наук,

доцент Н.Е. Наумова

Орёл – 2008

Cодержание Государственного образовательного стандарта по дисциплине

«ДПП.Ф.10» — Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». /180/

Развитие методики преподавания естествознания в России. Материальное оснащение курса «Естествознание». Формы и методы преподавания естествознания. Уроки природоведения. Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по природоведению для начальных классов. Методика работы по преподаванию курса «Окружающий мир». Экологическое воспитание на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром.

Объяснительная записка.

Методика преподавания курса «Окружающий мир» – один из профилирующих учебных предметов на факультете документоведения и педагогического образования.

Важнейшие цели и задачи учебной программы по курсу «Окружающий мир» для начальной школы могут быть реализованы только в том случае, если учитель глубоко овладеет знанием предмета и современными методами его преподавания.

В процессе изучения методики преподавания курса «Окружающий мир» будущий учитель вооружается знаниями теоретических и прикладных основ педагогических и методических наук, истории развития школьной системы, а также современными проблемами методики естествознания, обществознания и путей их решения. Будущему педагогу необходимо знать основные этапы развития методики естествознания как науки, ее современное состояние в стране и за рубежом, особенности программ, учебников, методических пособий в различные исторические периоды.

Методика работы с естествоведческим материалом в начальной школе претерпела в последние годы ряд изменений. Вместо доминантного формирования природоведческих знаний, умений и навыков при организации работы акцент делается на всестороннее развитие личности ребёнка. При изучении окружающего мира, младшие школьники не только усваивают теоретический материал, но у них развиваются мышление, внимание, коммуникативные способности.

Если раньше обучение велось по единым программам и темам, то в настоящее время в блоке естественных дисциплин пять традиционных и свыше десяти вариативных программ. Авторы и авторские коллективы при создании новых программ расширяют и дополняют обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» с целью формирования у детей младшего школьного возраста единой научной картины мира. Во всех без исключения программах делается акцент на усвоение учащимися этических норм поведения, что способствует более лёгкой адаптации к школьной жизни. Естествоведческие программы для начальной школы представляют возможность учителю выбрать наиболее приемлемую методику работы.

Особое внимание программа уделяет вопросам форм, методов и методических приемов обучения школьников, задачам воспитывающего, развивающего обучения учащихся начальных классов, формированию знаний, умений и навыков экологической культуры и здорового образа жизни. Учитель начальных классов должен легко оперировать основными понятиями, категориями, идеями предметов естествоведческого и обществоведческого циклов, овладеть методикой их развития. Курс методики преподавания окружающего мира должен вооружать студентов знаниями и умениями применения новых технологий обучения в школе, должен научить создавать и использовать материальные и дидактические средства обучения.

Кроме того, студент должен овладеть целой системой знаний и умений, необходимых преподавателю курса «Окружающий мир» в сельской малокомплектной школе. Учетов результатов учебно-воспитательной работы контролю и оценке знаний и умений школьников, а также организации внеурочной и внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», как в городской, так и в сельской школе.

Изучение методики преподавания курса «Окружающий мир» должно базироваться на глубоком анализе опыта работы передовых учителей.

Программа состоит из « Введения» и восьми разделов. Во «Введении» дается характеристика задач обучения курсу «Окружающий мир» и методики ее обучения. Студенты узнают об отличии учебного предмета от науки, знакомятся с основными методами исследования методики преподавания курса «Окружающий мир» как науки.

В разделе 1 – «История преподавания естествоведческих дисциплин в начальных классах школы» – прослеживается становление естествоведческих предметов в дореволюционной России. Основное внимание обращается на показ борьбы прогрессивных взглядов с реакционными в процессе развития методики преподавания естествознания.

Подробно рассматривается развитие естествоведческих предметов в советское время и на современном этапе в условиях вариативного обучения.

Важное место занимает раздел «Содержание курса «Окружающий мир»», где студенты знакомятся с целями и задачами естествоведческого и обществоведческого образования, с основными идеями, категориями понятиями, законами и закономерностями содержания школьного курса, а также знакомятся с теорией развития умений и навыков и методикой их формирования.

Самым большим по объему является раздел о методах и формах обучения естествознанию. Здесь дается анализ основных методов обучения, обращается внимание на специфику использования их при изучении курса «Окружающий мир», указываются требования к современному уроку «Окружающий мир», к методике проведения экскурсий, практических работ, нестандартных уроков и т.д.

В программе рассматриваются также вопросы материального обеспечения процесса и внеурочной работы учащихся.

По учебному плану на преподавание методики естествознания предусмотрено:

Примерная расчасовка тем лекционного курса

Виды учебной работы

Количество часов при сроке обучения

5 лет

3 года

Лекции

20ч

16 ч

Семинарские занятия

20ч

11ч

Практические занятия

4 ч

Форма учета знаний – экзамен.

№п/п

Темы

Кол-во

часов

1

Предмет задачи и методы исследования методики преподавания курса «Окружающий мир»

2/2

2

История развития методики естествознания как науки

6/4

3

Содержание предмета курса «Окружающий мир» в начальной школе, его задачи; естественно научные понятия, умения, навыки.

6/4

4

Методы и методические приемы обучения естествознанию

12/10

5

Традиционные и нетрадиционные формы обучения естествознания в начальной школе

8/4

6

Учет и контроль знаний по естествознанию

2/2

7

Классификация средств обучения и методика их использования в начальной школе

2/0

8

Активизация познавательной деятельности учащихся

4/2

Примерный план

семинарских и лабораторных занятий

№ п/п

темы

Кол-во часов.

1

История развития методики естествознания

2/2

2

Анализ УМК Плешакова А.А. «Мир вокруг нас»

2/2

3

Анализ УМК Виноградовой Н.Ф.«Окружающий мир»

2/2

4

Анализ УМК Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.В. «Мы и окружающий мир»

2/2

5

Словесные методы обучения естествознанию

2/

6

Методика использования дополнительной литературы

2/

7

Наглядные методы обучения естествознанию

2/

8

Наблюдение ведущий метод обучения естествознанию

2/

9

Эксперимент – ведущий метод обучения естествознанию

2/2

10

Методика работы с комнатными растениями

2/

11

Методика работы с картами

2/

12

Методика использования ТСО

2/

13

Календарно-тематическое планирование

2/

14

Комбинированный урок по естествознанию

2/2

15

Предметный урок по естествознанию

2/2

16

Учет и контроль знаний по естествознанию

2/2

17

Экскурсия – основная форма учебно-воспитательного процесса по естествознанию

2/2

18

Нетрадиционные формы, методика их проведения

2/

19

Внеклассная работа по естествознанию

2/

20

Особенности урока в МКШ

2/2

В знаменателе дроби указано количество часов по трехгодичному плану.

Тематика лабораторно-практических работ

Наблюдение и анализ уроков опытных учителей.

Пробные уроки студентов и их анализ.

Методика проведения опытов и наблюдений.

Программа

Введение

Предмет, основные задачи и методы исследования курса методики преподавания курса «Окружающий мир». Связь с другими науками.

Раздел 1 История преподавания естествоведческих, географических и обществоведческих дисциплин в начальных классах школы

Преподавание естествознания, истории, географии в школах России с XVII — ХVIII вв, роль М.В. Ломоносова для русской науки и становления школьного предмета естествознания и истории. В.Ф. Зуев и его педагогическое наследие.

Первые учебники по географии (К.П. Арсеньев, И Завалишин) Преподавание естествознания в ХIХ в, расцвет преподавания естественных наук в школе и ВУЗе; период реакции, подъем общественной мысли в 60-ых гг. ХIХ в. Роль ученых педагогов, естествоиспытателей и методистов в развитии предмета естествознания в русской школе и методики естествознания как науки. Теряев, Мартынов, Н.В. Гоголь, Н.М.Карамзин, К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов и др. Критика Гердом теории обучения Любена. Методическая система А.Я. Герда. Поиск приемов совершенствования преподавания естествознания в русской школе.

Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук – их роль в становлении естествознания как самостоятельного предмета. Биологическое направление в развитии естествознания, В.В. Половцов и его труды. Разработка теоретических и практических основ естествознания и его методики: Б.Е. Райков, И.И. Полянский, К.П. Ягодовский, их взгляды на развитие преподавания естествознания в начальной школе.

Раздел 2 Начальное естествознание, история и география в советской школе и в современный период.

Разработка основ методики преподавания естествознания в трудах советских педагогов и методистов (К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, В.П. Горощенко). Активный поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир». Учебники и методические пособия В.А. Тетюрева, С.А. Павловича, М.Н. Скаткина, В.П. Горощенко; их роль в совершенствовании форм и методов по естествознанию; становление и развитие исследовательского метода.

Роль А.А. Половинкина и К.А. Сонгайло в географическом образовании младших школьников.

Широкое внедрение в школьную практику новых альтернативных программ и учебников, их вариативность. Исследования Л.Ф. Мельчакова, З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой, А.А. Плешакова, А.А. Вахрушева, Н.Ф. Виноградовой, О.Т. Поглазовой, естественнонаучное образование в системе Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.

Раздел 3 Содержание предмета окружающий мир

Цели и задачи естественнонаучного образования в школе, роль блоков естествознания и обществознания и в системе начального образования. Формирование у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, атеистическое воспитание младших школьников. Воспитание у детей любви к Родине, экологическое и эстетическое воспитание.

Стандарты школьного естественнонаучного образования. Системы естественнонаучных понятий, умений и навыков в составе школьного образования. Соотношение учения и умственного развития учащихся начальных классов в процессе обучения естествознанию и обществознанию, межпредметные связи, связь обучения естествознанию с жизнью.

Основные положения теории познания и их применение в обучении естествознанию. Методика формирования естественнонаучных представлений и понятий, суждений и умозаключений. Теория развития умений и навыков, их классификация и методика формирования.

Раздел 4 Методы и приемы обучения естествознанию

Методы обучения естествознанию в начальной школе, теория методов и их классификация, требования к ним; связь методов с целями и содержанием естественнонаучного образования в школе.

Характеристика различных групп методов. Словесные методы: беседа, рассказ, описание, объяснение, инструктаж, работа с учебниками. Наглядные методы обучения: наглядно-иллюстративные, наглядно-поисковые, наглядно-исследовательские, демонстрационные. Практические методы: работа по распознаванию и определению, наблюдение, эксперимент – ведущие методы обучения естествознанию, методы моделирования, решения познавательных задач. Метод как система методических приемов. Технические, организационные, логические приемы.

Развитие познавательной активности, творческих способностей и самостоятельности при использовании различных методов и приемов обучения: игровые технологии, проблемное обучение, система опорных сигналов в начальной школе.

Раздел 5 Организационные формы обучения естествознанию

Понятие организационной формы обучения. Урок – основная форма обучения в школе. Требования к современному уроку по естествознанию в начальной школе. Методические формы планирования, виды планирования, подготовка учителя к уроку. Типы уроков по содержанию методов и дидактическим целям. Лабораторно-практические занятия; требования к ним, особенности и специфика в соответствии со спецификой предмета естествознания. Экскурсия — основная форма обучения естествознанию. Их определение, классификация и методика проведения. Эколого-природоохранительная направленность экскурсий в природу. Практические занятия в условиях пришкольного участка, форма их организации, экспериментальная направленность. Нетрадиционные формы обучения: интегрированные уроки, уроки сказки, уроки устные журналы, уроки путешествия, уроки викторины. Особенности организационных форм работы в мало комплектной школе.

Внеурочная и внеклассная форма работы по естествознанию: индивидуальная, групповая, массовая формы работы.

Кружковая, клубная работа; работа зеленых и голубых патрулей, отрядов по борьбе с эрозией почв, школьных лесничеств. Методика организации массовой работы (Праздник урожая, День леса, День птиц, Неделя экологии, олимпиады по естествознанию и т.д.). Организация работы факультативов по естествознанию («Что такое экология?», «Планета загадок», «Уроки Айболита» и др.)

Раздел 6 Учет и контроль знаний .

Формы учета и контроля знаний школьников, их значение, классификация, общая характеристика видов и способов контроля. Порядок учета и контроля умений и навыков.

Раздел 7 Материальное обеспечение преподавания естествознания.

Классификация материальных средств обучения естествознанию и методика их использования в начальной школе. Значение и система материальных средств обучения естествознанию: кабинеты, музеи, уголки живой природы, географическая площадка, уголок краеведения, пришкольный участок. Общая характеристика средств обучения, создание кабинета естествознания в соответствии с ГОСТом. Методика использования средств обучения по естествознанию в начальной школе.

Тематика курсовых и квалификационных работ

по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» для студентов факультета Документоведение и педагогическое образование

Активизация познавательной деятельности учащихся при постановке учебных опытов в курсе окружающего мира.

Внеклассное чтение в процессе преподавания окружающего мира в курсе начальной школы



Страницы: 1 | 2 | Весь текст