Учебная программа дисциплины «методика и технология работы социа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»

Специальность «050711.65 – социальная педагогика»

Составитель:

ст.преподаватель

Е.В. Макарова

Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________

Тобольск, 2006

Пояснительная записка

Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли социального педагога и вытекающих из нее требований к его деятельности и личности.

Сегодня учреждениям образования более чем когда – либо необходим социальный педагог высокой культуры, развивающий индивидуальные потенциалы тех, кого воспитывает, способный самосовершенствоваться в профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует идеи индивидуально – ориентированного подхода к подготовке педагогических кадров.

Курс «Методика и технология работы социального педагога» является обязательной дисциплиной Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031300 – Социальная педагогика. В соответствии с требованиями стандарта данная учебная дисциплина призвана обеспечить праксиологическую сторону подготовки специалиста.

Курс «Методика и технология работы социального педагога» является одним из базовых в профессиональной подготовке будущих специалистов. Наряду с сообщением студентам теоретического материала, данный предмет предоставляет им возможность ознакомиться с социально – педагогической практикой, осмыслить собственный опыт, включиться в соответствующую деятельность, сформировать профессиональную готовность к реализации целостного социально – педагогического процесса.

Изучение курса формирует специфическую культуру педагогического мышления, создает условия для становления индивидуальной философии профессиональной социально – педагогической деятельности у будущих специалистов.

Содержание учебной дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» и рабочая учебная программа разработаны на основе Государственного образовательного стандарта по специальности.

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель учебного курса — освоение будущими специалистами операционально-организационных основ социально–педагогической деятельности, формирование их профессиональной позиции посредством интеграции теоретических и практико-ориентированных, технологических знаний, формирование профессиональной готовности к реализации целостного социально–педагогического процесса и выполнения профессиональных видов деятельности:

— социально – педагогической;

— учебно – воспитательной;

— развивающей;

-культурно – просветительной;

— научно – методической;

-организационно – управленческой.

Цель конкретизируется в задачах курса:

— дать представление о методике и технологии работы социального педагога как одной из отраслей педагогической науки и практики;

— раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально – педагогической работы;

— сформировать умения организовывать социально – педагогический процесс в различных социокультурных условиях.

— обобщить и систематизировать научно – методические и технологические наработки зарубежных и отечественных специалистов в области профессиональной практической социально – педагогической деятельности.

Реализация поставленных целей и задач курса будет успешной, если студент осознает значение теоретико-методологических основ социальной педагогики для будущей профессиональной деятельности; владеет основными понятиями и категориями теоретического знания, профессиональной лексикой; понимает сущность социально – педагогической работы, ее цели, задачи, функции, умеет дифференцировать содержание работы социального педагога с различными категориями подопечных; способен рефлексировать по поводу своего уровня владения методикой и технологиями работы социального педагога.

Практическая направленность курса определяется его содержанием и соотношением видов занятий: соразмерное сочетание лекций, семинаров, практических занятий, экскурсий в различные учреждения социально – педагогической сферы, обсуждением результатов педагогической практики. Таким образом, активизируются анализ конкретного опыта, самостоятельная учебная и практическая работа студентов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучив курс, студенты узнают об особенностях социального воспитания в условиях перехода к цивилизованному рынку, о сущности, вариантах содержания, методов, средств, форм социально – педагогической деятельности в историко– и сравнительно – педагогическом аспекте, научаться планировать, программировать и анализировать собственную деятельность, осуществлять ее методическое обеспечение.

Изучив все разделы курса, студент должен:

Знать:

— историю и современные тенденции развития социально – педагогических методик и технологий;

— основные понятия дисциплины;

— основы организационно- управленческой, исследовательско — аналитической и научно – педагогической деятельности;

— методы и технологии работы социального педагога;

— знать содержание международных документов по проблемам защиты детства; основные положения законов РФ по социальной защите различных категорий населения; документы и материалы Министерства образования РФ по организации социально – педагогической работы с детьми.

Овладеть:

— приемами организации самостоятельной работы;

— системой знаний о разработке технологий социально – педагогической деятельности, разной направленности;

— методами изучения личности, групп, коллектива, типов семей, воспитательной ситуации;

— понятийным аппаратом;

— владеть системой знаний о сфере социально – педагогической деятельности, сущности, содержании и структуре социально – педагогических процессов;

— владеть умениями проектирования, реализации и оценивания и коррекции социально – педагогического процесса в различных социо – культурных условиях;

— основами организации опытно – экспериментальной и исследовательской работы в сфере социально – педагогической деятельности;

— системой знаний о человеке как субъекте процесса социализации, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития.

Уметь:

— уметь работать с нормативно–правовой, программной, методической документацией;

— уметь разрабатывать микро и мезопроекты социально – педагогической помощи и поддержки личности при выработке жизненной программы;

— уметь разрабатывать и реализовывать комплексную программу социально – педагогической помощи семье;

— уметь организовывать досуговую деятельность подопечных;

— уметь анализировать основные тенденции социально – педагогической практики; реализовывать методы самоанализа социально – педагогической деятельности;

— уметь определять и формулировать исходные теоретические посылки социально – педагогического исследования; анализировать передовой социально – педагогический опыт.

Формы и методы обучения студентов: лекции; семинар – дискуссия; экскурсия в социально – педагогические службы; изучение опыта практической работы различных учреждений инфраструктуры социально – педагогической деятельности по профилактике, реабилитации, коррекции, адаптации детей и молодежи; деловая и ролевая игра; имитационный социально–педагогический тренинг; конференция, «круглый стол»; подготовка рефератов и докладов.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

7

8

Общая трудоёмкость дисциплины

280

56

108

116

Аудиторные занятия

138

28

54

56

Лекции

78

14

30

34

Практические занятия

60

14

24

22

Самостоятельная работа:

140

28

54

60

Реферат

20

8

14

6

Выполнение творческих заданий

40

10

14

10

Конспектирование

30

10

8

10

Работа с литературными источниками

36

10

12

10

Работа с глоссарием

14

8

6

4

Вид итогового контроля

Зачёт

Экзам.

Экзам.

4. Содержание дисциплины.

4.1 Разделы дисциплины и виды учебных занятий.

№ п./п.

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

СР

1

Социально-педагогическая деятельность как процесс

4

4

10

2

Теоретические основы разработки социально-педагогических технологий

10

6

14

3

Методика и технология социально-педагогической работы в социуме

6

4

12

4

Методика и технология социально-педагогической работы с семьёй

10

8

18

5

Работа социального педагога с трудными подростками

8

8

10

6

Технология педагогического разрешения конфликтов

2

16

7

Методика и технология социально-педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями

6

4

18

8

Технология работы социального педагога в образовательных учреждениях

8

8

14

9

Социально-педагогические технологии работы в различных учреждениях города

10

8

10

10

Методика и технология социально-педагогической работы с личностью

8

6



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст