Учебная программа дисциплины «История Русской Православной Церкв

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

«Утверждаю»

Первый проректор

Иерей Василий Писцов

________________________

«___» ____________2012 г.

Учебная программа дисциплины

«История Русской Православной Церкви»

для направления подготовки «Теология»

степень выпускника: бакалавр

Киров — 2012

Утверждено на заседании

Учебно-методического совета

«___»_______________2012 г.

Протокол _____

Председатель УМС_________

«История Русской Православной Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (модуль: «История конфессии»).

Учебная программа разработана в соответствии с учебным планом по направлению «Теология»

Разработчик: иерей Василий Писцов, кандидат богословия

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История Русской Православной Церкви» является изучение истории Русской Православной Церкви с древности до времени установления Московского патриаршества (1589 г.)

Задачи курса заключаются в следующем:

внимательно изучить исторические события жизни Русской Православной Церкви и ее главнейших представителей в указанный период;

проанализировать исторические обстоятельства жизни Русской Церкви, ее влияния на жизнь страны, общества, религиозного чувства народа;

изучив различные точки зрения и оценки событий жизни Русской Православной Церкви, выработать целостное представление об ее истории;

понять связи современные церковных вопросов и проблем с их историческими причинами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная программа по дисциплине «Название дисциплины» разработана на основе учебного плана направления «Теология» и является дисциплиной базовой части профессионального цикла (модуль: «История конфессии»).

Курс «История Русской Православной Церкви» последует курсу «История России» и опирается на знания, получаемые студентами в курсах «История Поместных Православных Церквей», «История Вятской епархии», «Церковное право», «Литургика», «Церковное искусство». Дисциплина является предшествующей для курса «История Русской Православной Церкви в XX веке».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

периодизацию истории Русской Православной Церкви, исторический контекст каждого периода, его границы;

ключевые для каждого периода даты, касающиеся основных событий истории Русской Церкви и представителей;

последовательность и причинно-следственные связи основных событий и тенденций в истории Русской Православной Церкви;

жизнеописания основных исторических лиц, их влияние на ход истории;

взаимосвязь исторических обстоятельств жизни Русской Церкви с другими аспектами ее деятельности: вероучительными, каноническими, культурологическими, церковным искусством и т.п.

Уметь:

свободно ориентироваться в истории Русской Православной Церкви;

определять наиболее важные характеристики исторических периодов жизни Церкви, основных событий ее истории, роли исторических значимых личностей;

пользоваться историческими источниками и исторической литературой;

давать связное изложение основных исторических обстоятельств жизни Церкви и ярких исторических деятелей;

верно и обоснованно оценивать роль исторических событий и деятельности исторических личностей;

применять исторические уроки и знания причинно-следственных связей в истории Русской Православной Церкви в решении проблем современной церковной жизни.

Владеть:

навыками связного изложения фактов, эпизодов и тенденции истории Русской Православной Церкви;

навыками исторического анализа событий в жизни Русской Православной Церкви;

способностью находить причины современных вопросов церковной и общественной жизни в прошлом.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Общая трудоемкость

дисциплины составляет 8 зачетных единиц или 288 часов.

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры

3456Аудиторные занятия (всего)

140

36

44

36

24

В том числе:

Лекции

83

24

25

19

15

Практические занятия (ПЗ)

24

10

2

4

8

Семинары (С)

33

2

17

13

1

Самостоятельная работа (всего)

140

В том числе:

Работа с источникам

30

10

5

10

5

Реферат (контрольная работа )

10

5

5

Курсовая работа

30

15

15

Другие виды самостоятельной работы

70

20

20

20

10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

8

2

2

2

2

Общая трудоемкость

288

4.2. Содержание разделов дисциплины

2 курс

Раздел 1. Введение в историю Русской Православной Церкви.

Тема 1.1. Понятие о науке «История Русской Церкви».

Историография: понимание данного термина разными историками; предмет, задачи и причинно-следственные отношения в истории для объяснения поставленных задач. Деление истории на отделы. Периодизация истории Русской Церкви на 6 периодов. Источники науки: вещественные и письменные. Церковные историки: Лебедев А.П., Глубоковский Е.Е., Карташов А.В., Пушкарев, митрополит Платон (Левшин), митрополит Евгений (Болховитинов), митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), протоиерей Александр Горский, Доброклонский А.П., Знаменский П. В., Тальберг Н.

Раздел 2. Домонгольский (Киевский) период (до 1237).

Тема 2.1. Христианство в пределах России до X века.

Деятельность апостола Андрея (предание); деятельность равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-X в.в.; славяно-варяжские набеги на Византию; деятельность первых русских князей в отношении христианства, крещение святой Ольги. Языческий период деятельности князя Владимира; попытка реформирования язычества. Создание единого пантеона.

Тема 2.2. Крещение Руси при св. князе Владимире.

Первые христианские мученики на Руси: Феодор и Иоанн. Выбор веры князем Владимиром. Крещение князя Владимира: различные версии места крещения. Крещение Руси. Отношения римских пап с св. кн. Владимиром: западный миф о Крещении Руси. Распространение христианства при св. кн. Владимире Святославовиче. Личное преображении св. кн. Владимира. Устроение канонической иерархии в Русской митрополии. Разделение на епархии. Вопрос о центре митрополии и первом митрополите. Константинопольская Церковь и РПЦ: 28 правило VI Вселенского собора.

Тема 2.3 Русское язычество: система мифологических представлений славян.

Погребальная обрядность; языческий пантеон; культ рода и рожениц; обоготворение природы: поклонение светилам, деревьям, воде; почитание камней (фетишизм); почитание матери сырой земли; языческие праздники: коляда, масленица, радоница, купала, Ярилин день.

Тема 2.4 Иерархия Русской Церкви до 1054 года.

Основные события в истории РПЦ до сер. XI века. Митрополит Михаил I. (988 — 991гг.): участие в крещении киевлян; миссионерская деятельность святителя. Гипотеза А.В. Карташева о митр. Михаиле. Митрополит Леонтий (992 — 1018 гг.). Храмостоительство и распространение веры на Руси. Кончина св. Владимира. Мученичество Бориса и Глеба. Митрополит Иоанн I (1017—1034 гг.). Начало правления Ярослава Мудрого. Митрополит Феопемпт (1034 — 1049). Митрополит Иларион (1050 — 1054гг.)

Тема 2.5 Русская Православная Церковь во 2-ой пол. XI в. – нач. XIII века.

Митр. Ефрем (1055 — 1065) и Георгий (1065 — 1076), вопрос о митрополиях Черниговской и Переяславской. Митр. Иоанн II (1077 — 1089), Иоанн III (1090 — 1091) и Николай (1092 — 1104). Митрополиты Никифор I (1104 — 1121) и Никита (1122 — 1126). Великий князь Владимир Мономах. Митрополит Михаил II (1129 — 1145). Митрополит Климент Смолятич (1147-1155) и попытка достижения независимости от Константинопольского патриархата при князе Изяславе Мстиславиче; отношения русских архиереев к этому вопросу. Русская Церковь во второй половине 50-х и в 60-е годы XII столетия: церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского, Феодорец «Белый клобучок». Митр. Михаил III (1171 — 1183) и Никифор II (1183 — 1203). Русская Церковь в первой трети XIII столетия.

Тема 2.6 Киевская митрополия и другие Церкви.

Отношения Древней Руси с папством до крещения. Папская восточная политика после 988 года. Политика пап на по отношению к Северо-восточной и Южной Руси.

Тема 2.7 Источники содержания иерархии и приходского духовенства.

Архиерей: десятина, доходы с земельной собственности, добровольные приношения прихожан, вклады в Церковь, пошлины со службы мер и весов, плата с церковного суда, пошлины за поставления духовенства, плата за благословение браков, сборы по кунице, дар епископу с мирян. Приходское духовенство: руга, приношения прихожан, сборы на Пасху, Рождество Христово и Петров пост, пожертвование за требы. Права духовенства: освобождение от мирского суда, податей, налогов, воинской повинности.

Тема 2.8 Богослужение в домонгольский период.

Богослужебное пение. Богослужебные книги. Гимнотворцы: Григорий, митрополит Илларион, святитель Кирилл Туровский. Последование таинств. Богослужебный устав: прп. Феодосий, Студийский устав. Дни памяти святых и праздники. Канонизация в Русской митрополии. Чтимые иконы Божией матери. Мощи святых. Споры о постах в среду и в пяток.

Тема 2.9 Каноническая письменность и канонические памятники Древней Руси.

Памятники канонического права государственного происхождения: «Устав князя Владимира», «Устав князя Ярослава Мудрого». Уставные грамоты местного значения. Церковный суд в Древней Руси. Юрисдикция церковного суда. Семейное и брачное право. Соборные постановления и решения Константинопольских патриархов, грамоты патриархов, касательно дел Русской Церкви. Русские памятники канонического характера: «Церковные правила митр. Иоанна (1080-1089 г.)», «Кириково вопрошание», «Белечский устав». Соборы в Русской Церкви в домонгольский период.

Тема 2.10 Монастыри и монашество.

Монастыри северо-восточной Руси. Подвижники. Монастыри юга Древней Руси. Княжеские монастыри. Экономическое положение, система собственности, организация черного духовенства.

Тема 2.11 Духовное просвещение и книжность.

Мнения историков по поводу состояния просвещения и грамотности населения Киевской Руси. Житийная переводная литература (XI-XII вв.). Духовная литература Киевской Руси XI- нач. XII вв. (служба святым мученикам Борису и Глебу, «Поучение к братии» Новгородского епископа Луки Жидяты, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, послании прп. Феодосия Печерского, письменная деятельность прп. Нестора). Литература Киевской Руси XII – нач. XIII вв. (святитель Кирилл Туровский, еп. Климент Смолятич, свт. Симеон Владимирский, Поликарп). Паломническая литература. Литература Владимирской Руси (св. блгв. кн. Андрей Боголюбский).

Раздел 3. Монгольский период (1237-1459)

Тема 3.1 Монголо-татарское нашествие (1237-1240).

Походы монголов: 1223 г. – встреча монгол с коалицией русских войск на р. Калка. 1227 г. – смерть Чингиз-хана и деление империи на 4-ри улуса. Походы 1237-1240 гг.; 6 декабря 1240 г. падение Киева. Поход татар в Европу. Набеги татар на Русь. Русская Православная Церковь и монгольское иго. Отношение ханов Золотой Орды к Русской Церкви. Предписания «Ясы».

Тема 3.2. Русские князья – защитники и страдальцы земли Русской.

Св. князь Александр Невский и князь Даниил Галицкий. Воители Русской земли: св. Меркурий Смоленский, кн. Ярослав и кн. Константин Ярославские, св. блгв. кн. Михаил Черниговский, кн. Роман Рязанский (+ 1270 г.), Михаил Тверской (+ 1318 г.), Довмонт-Тимофей Псковский и др. Латинская агрессия на Русь в XII-XIII вв. Образование Ливонского ордена. Активность римской курии в Северо-Западной Руси. Буллы против «неверных» русских: 1232 г., 1233 г. Невская битва (15 июля 1240 г.). 1245 г. «XIII Вселенский собор» в Лионе. Миссия Плано Карпини. Предложение св. Александру Невскому принять католическую веру. Католическая политика в отношении Галицкого князя Даниила.

Тема 3.3 Митрополит Кирилл, Киевский и всея Руси (1249-1281 гг.).

Митрополит Иосиф (1237 г.). Собор во Владимире (1274 г.). Улучшение духовно-нравственного состояния клира, ценз на поставление священства, ставленическая плата. Сарайская епархия в Золотой Орде (1261 г.). Канонизация Александра Невского. Митрополит Максим, Киевский и всея Руси (1283-1305 гг.). Поездка в Орду. Собор в связи с заключением Лионской унии 1274 г. Деятельность митрополита. Стремление в Галицкой Руси учредить собственную митрополию. Святитель Петр, Киевский и всея Руси (1308-1326 гг.). Жизнь до поставления на кафедру. Св. Петр − кандидат на Галицкую митрополию. Поставление на общерусскую кафедру. Собор в Переяславле-Залесском (1311). Св. Митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Пребывание митрополита в Москве. Основание Успенского собора (1325). Святитель Феогност, Киевский и Владимирский (1328-1353 гг.). Окончательное утверждение митрополичьей кафедры в Москве. Борьба митрополита за права Русской Церкви, отстаивание прав в Золотой Орде. Святитель Феогност и великий князь Симеон Гордый. Святитель Алексий, Московский (1354-1378 гг.). Его церковная и государственная деятельность. Ученые труды святителя. Споры о единстве митрополии. «Мятеж во святительстве». Митрополит Антоний в Галиче. Поставление митрополита Киприана (Киев) с тем, чтобы он после кончины св. Алексия возглавил русскую митрополию.

Тема 3.4 Смутное время в митрополии (1378-1390 гг.).

Смуты в митрополии по кончине св. Алексия. Архимандрит Михаил (Митяй). Поставление митрополита Пимена. Митрополит Пимен (1383 или 1386 – 1389 гг.). Поставление митрополита Пимена. Деятельность на митрополии. Святитель Дионисий Суздальский. Жизнь и подвиги. Преподобный Сергий Радонежский. Преп. Сергий Радонежский. Основание и устройство Троице-Сергиева монастыря. Преп. Сергий и св. митр. Алексий Московский. Преп. Сергий и св. Димитрий Донской. «Эпоха Куликовской битвы». «Игумен Земли Русской». Школа преподобного Сергия. Его ученики − основатели новых обителей. Значение Троице-Сергиева монастыря.

Тема 3.5 Искусство XIV – XV вв.

Феофан Грек. Преподобный Андрей Рублев. Русская литература и письменность в XIV-XV вв. Пагубные последствия монгольского нашествия для развития духовного образования и просвещения. Состояние грамотности в обществе. Образованность духовенства (характеристика). Переводная письменность: Афон. Южно-славянское влияние. Сборники. Распространение апокрифических сочинений. Оригинальная письменность: Поучения и послания. Митрополит Кирилл, Серапион, епископ Владимирский, святитель Петр, святитель Алексий, преп.Кирилл Белозерский. Агиографическая литература. Прохор, еп. Ростовский, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и другие авторы. Стиль «плетения словес». Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения».

Тема 3.6 Митрополит Киприан (1390-1406 гг.).

Митрополит св. Киприан. Окончательное утверждение на кафедре. Положение Церкви в русском государстве. Церковный суд. Просветительные труды святителя Киприана. Устранение беспорядков в богослужении. Ересь стригольников − первое еретическое движение в Древней Руси. Появление ереси в Пскове. Объяснение наименования. Основные положения лжеучения. Борьба иерархов Церкви с ересью. Увещевательные грамоты патриархов Нила и Антония. Послания святителя Фотия.

Тема 3.7 Митрополит Исидор. Ферраро-Флорентийская уния.

Митрополит Исидор. Его участие в Ферраро-Флорентийском соборе. Измена Православию. Осуждение Собором русских епископов (1441). Бегство в Рим. Преп. Сергий и св. Димитрий Донской. «Эпоха Куликовской битвы». Деятельность святителя Стефана Пермского. Григорьевский затвор в Ростове Великом. Создание зырянский азбуки. Борьба с язычеством. Первые успехи проповеди в Пермской земле (Малая Пермь и Вычегда).

Раздел 4. Период разделенной Церкви(1459 по 1589 для Русской Православной Церкви, 1459 по 1686 для Юго-Западной Церкви)

Тема 4.1. Автокефалия Русской Церкви. Свт. Иона (1448-1461 гг.), Разделение Русской митрополии, Феодосий (1461-1464 гг.), Филипп I (1464-1473 гг.), Геронтий (1473-1489 гг.)

Поставление митрополита св. Ионы (1448). Установление автокефалии русской Церкви, прекращение зависимости от Константинопольского патриархата. Падение Константинополя (1453).

Посвящение патриархом-униатом Григорием Маммой, жившим в Риме, митрополитом Киевским Григория Болгарина. Собор в Москве (1459). Окончательное разделение митрополии.

Митрополит Феодосий (1461-1464). Начало фактической автокефалии. Деятельность митрополита Феодосия по укреплению русской Церкви. Отношения с Новгородом. Духовный облик митрополита.

Митр. Филипп I (1464-1473). Нестроения в Новгороде и Пскове. Сторонники сепаратизма в церковной среде. Битва на Шелони (1471). Поражение новгородцев. Увеличение зависимости Новгорода от Москвы в делах церковных. Конфликт с Константинополем, вызванный попытками греков уничтожить автокефалию Русской Церкви.

Брак великого князя Иоанна III с Софьей Палеолог. Политические последствия этого брачного союза. Папский легат кардинал Антоний в Москве. Реакция митрополита. Начало строительства нового Успенского собора (1472).

Митр. Геронтий (1473-1489). Столкновения с великим князем (из-за Кирилло-Белозерского монастыря и хождения «посолонь»). Покаяние Иоанна III.

«Стояние на Угре» (1480). Роль иерархии в свержении монгольского ига (митр. Геронтий, архим. Вассиан (Рыло)).

Покорение Новгорода (1478). Поставление московского кандидата на Новгородскую кафедру (архиеп. Сергий). Появление ереси жидовствующих.

Тема 4.2 Ересь жидовствующих. Мирополит Зосима (1490-1494 гг.). Свт. Геннадий Новгородский.

Схария. Появление ереси в Новгороде. Генезис ереси. Основные положения лжеучения. Источники. Новообращенные.

Распространение ереси в Москве. Тайный характер ереси, Открытие тайного движения. Первое осуждение жидовствувщих (1488).

Митрополит Зосима (1490-1494) − приверженец жидовствующих. Использование еретиками эсхатологических настроений. Удаление Зосимы с кафедры.

Высокопоставленные покровители еретиков. Дьяк Федор Курицын. Ересь в доме великого князя.

Борьба свт. Геннадия Новгородского и преп. Иосифа Волоцкого с еретиками. Геннадьевская Библия. «Просветитель». Причины распространения воззрений жидовствующих в русском обществе.

Тема 4.3 Русская культура II половины XV века. Иеромонах Пахомий Серб, иконописец Дионисий, зодчие Василий Ермолин и Аристотель Феорованти.

Отражение идеи «Москва−Третий Рим» в архитектуре. Ансамбль Московского Кремля. Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения на митрополичьем дворе, храм-колокольня преп.Иоанна Лествичника. Работа итальянских архитекторов в Москве. Строительство соборных и приходских храмов.

Работы Дионисия в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. «Иконописец Третьего Рима».

Памятники церковного зодчества середины XVI столетия. Храм Вознесения Господня в селе Коломенском, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково, Храм Василия Блаженного (Собор Покрова на Рву).

Певческая культура. Федор Крестьянин.

Тема 4.4 Митр. Симон (1495-1511 гг.). Прп. Нил Сорский и прп. Иосиф Волоцкий. Теория «Москва−Третий Рим».

Митрополит Симон (1495 − 1511). Собор 1503 года. Дисциплинарные вопросы. Спор о монастырских имениях. Две точки зрения. Заволжские старцы (преп. Нил Сорский и Паисий Ярославов) и преп. Иосиф Волоцкий. Спор «иосифлян» и «нестяжателей». Традиционная точка зрения. Мнения современных светских исследователей. Поддержка «нестяжателей» великим князем.

Изменение в отношениях между Церковью и государством. Увеличение зависимости митрополита от великого князя. Тенденция к вмешательству государства в церковную жизнь.

Собор 1504 года. Осуждение жидовствуюцих. Предание их светской власти. Позиция «заволжских старцев».

Идея всемирного христианского центра в Византии и на Балканах. Падение Константинополя (1453). Эсхатологические настроения. Изначальный эсхатологический характер теории. Формула старца Филофея. Его послания к великому князю и Мисюрю Мунехину. Влияние апокрифов на возникновение новой историософской концепции. Идея преемственности власти московских государей от Византийских императоров. Значение брака Иоанна III с племянницей последнего византийского императора. «Приданое» Софьи Палеолог. Венчание Димитрия на царство (1498).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст