Учебная программа дисциплины «история государства и права зарубе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор,

проректор по учебной работе

______________ С.Н. Туманов

«22» июня 2012 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

По направлению подготовки 03090062 – Юриспруденция

Учебная программа по истории государства и права зарубежных стран

составлена на основании учебного плана, утвержденного ректором ФГБОУ ВПО «СГЮА» и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 03090062 – Юриспруденция.

Учебная программа обсуждена

на заседании кафедры

«4» июня 2012 г.

протокол 12

Учебная программа

утверждена на Учебно-методическом Совете

ФГБОУ ВПО «СГЮА»

«18» июня 2012 г.

Протокол № 5

Заведующий кафедрой истории

государства и права,

профессор О.Ю. Рыбаков

ВВЕДЕНИЕ

История государства и права зарубежных стран относится к циклу дисциплин ОПД, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 03090062 – юриспруденция и представляет собой неотъемлемую часть, необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Концепция всего курса предполагает прохождение обучаемым в период обучения следующих стадий:

I. Формирование представлений о предмете истории зарубежного государства и права:

«пассивное» восприятие и накопление информации;

приобретение навыков целенаправленного восприятия историко-правовых явлений и процессов;

обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие историко-правовых явлений;

расширение объема представлений о конкретных государствах и их правовых системах, входящих в предмет данной науки;

формирование представления об общих и специфических закономерностях возникновения, развития, а иногда и гибели государственности и права в конкретно-исторических условиях.

II. Формирование историко-правовых понятий:

обогащение словаря историко-правовых терминов;

выделение и распознавание историко-правовых понятий среди других:

по существенным признакам;

на основе овладения приемами сравнения;

3)овладение приемами группировки, классификации и обобщения знаний в предметах и исторических явлениях с целью формирования понятий.

III. Оперирование историко-правовыми знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности:

1) обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной практической деятельности;

2) обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной научно-практической деятельности, соединению их с новыми понятиями, выработке новых историко-правовых знаний.

Основными целями и задачами изучения данного курса являются:

формирование юридического мировоззрения у обучаемых, позволяющего занимать твердые позиции в отстаивании режима законности;

формирование у обучаемых твердых представлений о пути человеческой цивилизации к ценностям демократии и справедливости;

уяснение основных политических процессов в современном мире на основе знаний о зарубежном государстве и праве, полученных в данном курсе;

приобретение умений анализировать юридические документы, оставивших заметный след в истории человеческой цивилизации, находить и анализировать статьи памятников права при решении конкретных задач (казусов);

овладение навыками аргументировано и юридически грамотно обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам, делать сравнительный анализ юридических документов.

После изучения данного курса обучающиеся должны:

знать:

— природу и сущность государства и права;

— этапы развития государства и права, основные источники права на различных исторических этапах;

— основные исторические закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран;

— эволюцию ведущих государств в соответствующие исторические эпохи;

— историю возникновения и развития важнейших правовых институтов и их эволюции на различных этапах истории человечества.

быть способными продолжать процесс изучения других юридических дисциплин самостоятельно, с использованием знаний, полученных по истории государства и права;

уметь самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;

иметь:

навыки аналитической работы, понимать смысл нормативных актов и применять нормы действующего права к конкретным жизненным ситуациям;

навыки научно-исследовательской работы в области юриспруденции;

обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.

На изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран отводится 216 часов.

Формами промежуточной аттестации обучающихся являются написание рефератов и курсовых работ, выполнение тестовых заданий, подготовка докладов на конференции, итоговая форма контроля – экзамен.

Компетенции по истории государства и права

зарубежных стран

Дисциплина

Компетенции

История государства и права зарубежных стран

ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-8, ОК-9,

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

«История государства и права зарубежных стран»

Цель дисциплины

формирование юридического мировоззрения у обучающихся, позволяющего занимать твердые позиции в отстаивании режима законности;

Задачи (научить)

— уяснение основных политических процессов в современном мире на основе знаний о зарубежном государстве и праве,

— овладение навыками аргументировано и юридически грамотно обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам,

-делать сравнительный анализ юридических документов.

В процессе освоения данной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующее:

Общекультурные компетенции

ОК – 1

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

Знать: роль и значение основных государственно-правовых институтов, их эволюцию на различных этапах развития человеческого общества; общекультурные и профессиональные качества юриста, его профессионального правосознания, основные проявления правового нигилизма и недостатков в работе правоохранительных органов и профессионального юридического образования;

Уметь: правильно оценивать роль и значение основных государственно-правовых институтов; формировать общекультурные и профессиональные качества юриста, высокое профессионального правосознание, бороться с проявлениями правового нигилизма и недостатками в работе правоохранительных органов и в сфере профессионального юридического образования;

Владеть: общекультурными и профессиональными качествами юриста, необходимыми для осуществления профессиональной юридической деятельности.

ОК – 3

владеет культурой общения, способен обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее осуществления

Знать: общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления;

Уметь: применять общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления;

Владеть: навыками работы с информацией (ее восприятия, обобщения, анализа).

ОК – 7

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Знать: законодательство зарубежных стран с момента возникновения государства и по настоящее время, особенности его развития и совершенствования;

Уметь: самостоятельно анализировать произошедшие изменения в законодательстве зарубежных государств, применять их опыт при осуществлении профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ отраслевого законодательства зарубежных стран;

Владеть: навыками работы с законодательными актами;

ОК – 8

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Знать: основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности, а также форм, средств и методов их использования для достижения целей и решения профессиональных задач,

Уметь: определять блок социальных, гуманитарных и экономических наук и из составляющих, необходимых для решения профессиональных задач, и использовать их в профессиональных целях;

Владеть: навыками изучения и применения гуманитарных (философия, политология, социология, экономическая теория и т.д.), обще-правовых (теория и история государства и права и др.) и смежных отраслевых юридических дисциплин (административное право, муниципальное право и др.) для решения профессиональных задач.

ОК – 9

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы

Знать: исторический генезис и современное состояние процессов становления и развития государственно-правовых понятий и институтов и их взаимосвязь и зависимость от социальных, политических и экономических процессов развития зарубежных государств;

Уметь: анализировать социально значимые процессы и проблемы зарубежных государств в целях определения их влияния на закономерности их развития в различные исторические периоды;

Владеть: навыками сбора, обобщения и анализа информации о социально значимых процессах и проблемах развития зарубежных государств для решения профессиональных задач.

Профессиональные компетенции

ПК – 2

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

Знать: содержание, формы и способы реализации законодательства в зарубежных странах, способы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Уметь: применять нормы законодательства зарубежных стран в конкретных практических ситуациях.

Владеть: навыками анализа правоприменительной практики.

ПК-9

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

Знать: зарубежное законодательство о правах человека и гражданина, международные акты в области прав человека

Уметь: соблюдать права человека и гражданина в своей профессиональной деятельности, а также использовать свои профессиональные юридические знания в целях защиты прав и свобод человека и гражданина,

Владеть: навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина,

ПК – 15

способен толковать различные правовые акты

Знать: законодательство зарубежных стран в различные исторические периоды;

Уметь: толковать и анализировать нормы законодательных актов зарубежных стран;

Владеть: приемами и способами анализировать и решать юридические проблемы в сфере истории государства и права зарубежных стран.

ПК – 17

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическим уровне

Знать: основные теоретические положения и законодательные акты дисциплины истории государства и права зарубежных стран;

Уметь: изучать, анализировать законодательство зарубежных стран, делать соответствующие теоретические выводы и доводить их до сведения обучающихся;

Владеть: приемами изучения и анализа государственности зарубежных стран в различные исторические периоды;

ПК – 18

способен управлять самостоятельной работой обучающихся

Знать: методику преподавания дисциплины, основные теоретические положения истории государства и права зарубежных стран;

Уметь: применять методику преподавания и основные теоретические положения истории государства и права зарубежных стран при проведении самостоятельной работы обучающихся;

Владеть: приемами и способами самостоятельной работы обучающихся по дисциплине истории государства и права зарубежных стран;

ПК – 19

способен эффективно осуществлять правовое воспитание

Знать: нормативно-правовую базу и основные теоретические положения дисциплины истории государства и права зарубежных стран в процессе формирования правосознания обучающегося;

Уметь: применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;

Владеть: нормативно-правовой базой и теоретическими положениями для эффективного осуществления правового воспитания.

Предмет и метод, периодизация, значение истории государства и права зарубежных стран

Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина. Задачи курса, принципы его построения. Периодизация курса.

Место истории государства и права в системе юридических наук, ее связь с общей историей государства и права, другими юридическими дисциплинами. Значение для общеобразовательной и профессиональной подготовки юристов.

Раздел 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА

1. Государство и право в странах Древнего Востока

(древневосточные цивилизации)

Возникновение и основные этапы развития государственных образований в Древнем Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Общественный строй древневосточных государств. Основные категории населения и их социально-правовой статус. Общинная организация стран Древнего Востока, ее влияние на форму государственной власти. Роль географического фактора. Особенности рабовладения на Древнем Востоке. «Азиатский способ производства». Коллективная земельная собственность и причины ее существования.

Государственный строй древневосточных государств. Восточная деспотия как форма правления и ее характерные признаки. Другие формы правления древневосточных государств. Специфические черты государственного аппарата. Функции государства в странах Древнего Востока. Принципы организации центрального и местного управления, судебных систем, армии.

Взаимосвязь права и религии на Древнем Востоке. Система источников права. Становление основных институтов права.

Законы Хаммурапи. История создания и общая характеристика. Правовое положение различных групп населения. Регулирование имущественных отношений: право собственности, договорные отношения. Регулирование семейно-брачных отношений. Наследственное право Преступление и наказание. Судебный процесс.

Законы Ману. История создания и общая характеристика. Особенности общественного строя Индии. Вещное право. Договорные отношения. Семья и брак, наследственное право Преступление и наказание. Судебный процесс.

Общая характеристика и основные институты права Египта и Китая.

2. Античная цивилизация и античные государства

Особенности античной государственности. Сущность античного полиса и системы его управления. Общественный строй полиса и институт гражданства. Этапы развития государства и права в Древней Греции и Риме.

Древняя Греция

Общественный строй и управление “гомеровской” Греции. Реформы Тезея, Солона, Клисфена, их содержание и роль в возникновении афинского государства. Расцвет афинской демократии в V — IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Образование Афинского морского союза.

Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Порядок комплектования и компетенция. Высшие государственные должности, порядок их замещения и принципы деятельности. Причины кризиса афинской демократии.

Источники афинского права. Законы Драконта. Законы Солона. Основные черты афинского права: право собственности, обязательственные отношения, семейно-брачное и наследственное право, преступление и наказание, судопроизводство.

Возникновение государства в Спарте. Особенности общественного строя Спарты (спартиаты, периэки, илоты). Военно-аристократический характер политической организации. Архагеты, герусия, эфоры, народное собрание. Пелопонесская война и кризис спартианской политической системы.

Древний Рим

Возникновение государства в Риме. “Царский” период развития государственности. Органы власти и управления. Царь (rex), Сенат, куриатные комиции. Борьба плебеев и патрициев. Реформы Сервия Туллия. Образование аристократической республики в Риме.

Общественный и государственный строй республиканского Рима. Правовое положение римских граждан, латинов, перегринов, рабов. Три статуса правоспособности и способы ее умаления. Сенат, народные собрания, магистратуры. Порядок их комплектования и компетенция. Принципы деятельности.

Обострение социально-классовых противоречий во II-I вв. до н.э. Нобили и всадники. Реформы братьев Гракхов. Военная реформа Мария. Диктатура Суллы. Восстание Спартака. Триумвираты. Кризис римского народовластия.

Изменения в общественном строе и правовом положении населения в I-V вв. н.э. Эдикт Каракаллы. Кризис рабовладельческой хозяйственной системы. Пекулий и колонат.

Принципат и упадок республиканских учреждений. Имперское чиновничество. Политическая роль армии.

Доминат. Реформы Диоклетиана и законодательство Константина. Разделение империи на Западную и Восточную.

Причины падения Западной Римской империи.

3. История римского права

Основные этапы развития римского права. Источники права: правовые обычаи, законы XII таблиц, законотворчество народных собраний, эдикты магистратов, законодательная деятельность юристов, акты императоров.

Кодификационные работы в Западной и Восточной римских империях. Свод Юстиниана (общая характеристика).

Системы римского права: частное и публичное, квиритское и преторское, право перегринов, “право народов”.

Вещное право в Риме. Понятие и виды собственности в римском праве. Классификация вещей. Способы приобретения и защиты вещных прав. Владение и держание. Приобретательская давность. Права на чужие вещи: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право.

Обязательственное право. Понятие и основания возникновения обязательств. Разновидности договоров в квиритскую и классическую эпохи. Условия действительности и недействительности договоров, их прекращение. Обеспечение договоров. Деликты и их разновидности.

Брачно-семейное право: формы родства, состав римской семьи, отцовская власть, виды и формы брака, условия заключения и прекращения брака, регулирование имущественных отношений в семье.

Наследственное право. Время открытия наследства и наследственная масса. Разряды наследников по закону. Наследственная трансмиссия. Особенности наследования по завещанию. Формы составления и оглашения завещания. Ограничение завещательного отказа. Легаты и фидеикомиссы.

Формы гражданского процесса: легисакционный, формулярный и экстраординарный. Стадии процесса. Исполнение решений.

Уголовное право и процесс в Риме.

Историческое значение и рецепция римского права.

Раздел II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНИЕ ВЕКА

1. Два пути развития средневековых цивилизаций

Возникновение феодального государства и права – общее и особенное процесса феодализации у различных народов. Два пути развития средневековых цивилизаций. Возникновение феодальной государственности в результате разложения родового строя и в результате кризиса рабовладения.

Эволюция феодальной монархии в Европе: раннефеодальная монархия, сеньориальная монархия, сословно-предствительная монархия, абсолютизм.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст