Учебная программа дисциплины «История древней христианской Церкв

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ –

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЯТСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ»

Кафедра исторических дисциплин

«Утверждаю»

Первый проректор

канд. богословия

иерей Василий Писцов

________________________

«___» ____________2012 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История древней христианской Церкви (общая церковная история)»

Направление подготовки

033400.62 «Теология»

Профиль:

«Практическая теология конфессии»

Степень выпускника: бакалавр

Киров

2012

Программа рассмотрена на заседании кафедры исторических дисциплин

Протокол № ___ от «__»____ 2012 г.

Учебная программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 033400.62 «Теология» (Православная теология)

«История древней христианской Церкви (общая церковная история)» является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Курс «История древней христианской Церкви (общая церковная история)» синтезирует богословский и исторический подходы к изучению церковно-исторического материала в истории христианства. Курс предполагает формирование у студентов целостного представления об историческом пути Христианской Церкви.

Разработчик: иеромонах Никодим (Полушкин)

Рецензент: Машковцева В. В., кандидат исторических наук, доцент ВятГГУ

© Вятское духовное училище, 2012

© Иеромонах Никодим (Полушкин), 2012

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и значение учебной дисциплины «История Церкви (общая церковная история)» объясняются тем, что изучение исторического опыта поколений является важнейшим способом самоидентификации общества, средством ориентации человека в социальном пространстве. Кроме того, история является и формой социальной памяти человечества. Предметом изучения церковной истории является христианская Церковь. Христианская Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество людей, соединенных между собой православной верой в Него, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Как общество людей, явившееся в мире в определенное время, существовавшее в продолжение многих веков при постоянной смене людей, его составляющих и имевших разнообразное влияние на ход и развитие его жизни, Церковь должна иметь свою историю. Как наука история Церкви есть изображение в систематическом порядке, связи и последовательности жизни Церкви в некоторых ее проявлениях: история распространения или уменьшения Церкви под различными обстоятельствами истории, развитие церковного учения, борьба с еретическими течениями и расколами, состояние религиозно-нравственного уровня христиан в различные эпохи бытия Церкви. Курс «История Церкви (общая церковная история)» синтезирует богословский и исторический подходы к изучению церковно-исторического материала в истории христианства. Курс предполагает формирование у студентов целостного представления об историческом пути Христианской Церкви.

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса. Целью преподавания курса «История Церкви (общая церковная история)» является: формирование целостного представления об истории христианской Церкви, начиная от апостольских времен и до XX столетия включительно. Под этим понимается как внутренняя жизнь Православной и Католической Церкви, протестантских деноминаций; так и взаимоотношения со светской властью в разные периоды истории; а также отношения между христианскими конфессиями.

Задачи курса заключаются в следующем:

Выделение основных исторических этапов развития христианской Церкви.

Ознакомление студентов с важнейшими в истории христианства событиями и личностями.

Выделение основной проблематики в общей церковной истории, как в отношениях Церкви с государством, так и в отношениях между христианскими конфессиями.

Формирование обоснованных исторических оценок явлений в церковной жизни.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная программа по дисциплине История Церкви (общая церковная история)» разработана на основе учебного плана направления «Теология» и является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Это одна из фундаментальных гуманитарных дисциплин, занимающая значимое место в системе социогуманитарого образования. Ее изучение способствует формированию научного мировоззрения, широкого гуманитарного кругозора и социальной активности.

Учебная дисциплина История Церкви (общая церковная история)» опирается на знания, полученные при получении среднего образования, и служит базой для изучения курсов: «История Поместных Православных Церквей», «Византология», «Догматическое богословие», «История Западных Исповеданий», «Сравнительное богословие», «История Русской Православной Церкви».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);

имеет базовые знания в области социально-гуманитарных дисциплин (ОК-8);

готовность использовать первичные и вторичные источники, программные средства, ресурсы средства Интернет и работать в компьютерных сетях, создавать базы данных, способностью ввести результаты исследований в научный оборот и современное информационное пространство (ОК-17);

способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовность применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1);

способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем конфессиональных взаимоотношений в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные понятия церковно-исторической науки.

основные этапы истории христианства, хронологическую последовательность событий церковной истории.

основные сведения о наиболее выдающихся деятелях христианства (в объеме, предполагаемом настоящей программой).

основные закономерности взаимоотношений христианских Церквей с государством в разные периоды истории.

наиболее значительные церковно-исторические исследования, относящиеся к истории христианства.

Уметь:

определять причины и следствия отдельных событий в широком историческом контексте.

анализировать и оценивать с церковно-исторической точки зрения важнейшие события и проблемы в истории христианства (в объеме, предполагаемом настоящей программой).

Владеть:

навыками работы с научной литературой и источниками в библиотеках, архивах и сети Интернет по Истории Церкви (общей церковной истории)»;

приемами ведения дискуссии и полемики.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Общая трудоемкость

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа)

Вид учебной работы

Общий объем

Семестр

часов

зач. единиц

1

2

Аудиторные занятия (всего)

108

3

54

54

В том числе:

Лекции

42

1,2

22

20

Семинары

66

1,8

36

30

Самостоятельная работа (всего)

100

3

60

40

В том числе:

Работа с источникам

10

0,5

5

5

Семестровое сочинение

40

1,0

25

15

Другие виды самостоятельной работы

50

1,5

30

20

Вид промежуточной аттестации

диф. зачет

экзамен

8

3

5

Общая трудоемкость

216

6

108

108

2.2. Содержание тем учебной дисциплины

Введение в изучение церковной истории. Понятие об источниках. Церковная историография. Литература. Периодизация.

Состояние древнего мира перед пришествием Спасителя. Римская империя: история, политика, философские течения и религиозно-нравственное состояние.

Иудея: история, политическое, религиозное и нравственное состояние.

Апостольский период в жизни Церкви. Сошествие Св. Духа на апостолов. Благовестнические труды апостола Павла и других апостолов.

Гонения на христиан со стороны язычников в I- нач. IV вв.

Церковное вероучение в доникейский период. Учение о Предании Церкви. Учение о Троице, Христология в данный исторический период. Св. Ириней, Тертуллиан и Ориген. Хилиазм.

Мужи апостольские и апологеты. Общая характеристика периода и их деятельности. Сочинения.

Ереси и борьба Церкви с ними. Происхождение и сущность гностических систем. Система Валентина. Гностицизм Василида и Маркиона. Происхождение и содержание монтанизма. Распространение на Западе и Востоке. Манихейство

Внутренняя жизнь Церкви: организация, дисциплина и религиозно-нравственная жизнь. Расколы в Древней Церкви. Вопрос о падших. Споры о крещении еретиков и о времени празднования Пасхи. Христианское богослужение, таинства, праздники.

Распространение христианства на Западе и Востоке. Египет, Ливия. Хр-во в Аравии и Эфиопии. Распространение в Африке, Италии, Германии и Британии.

Император Константин Великий и Миланский эдикт. Изменение церковно-государственных отношений. Юлиан Отступник-языческая реакция. Права и привилегии Церкви, влияние на гражданское законодательство.

Начало монашества. Становление системы церковного управления. История монашества в IV–VIII веках. Известные деятели монашеского движения на Востоке и Западе. Церковное управление в эпоху Вселенских соборов. Митрополии и патриархаты.

Арианство и первые два Вселенских собора. Вклад в богословие свт. Афанасия Великого и Каппадокийцев.

Христологические споры. Аполлинарий Лаодикийский. Антиохийская христология (Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуестийский). Несторий архиеп. Константинопольский и его учение. Св. Кирилл Александрийский личность и влияние на богословие в Церкви. III Вселенский Собор. Согласительное определение 433 года.

Монофизитство, предпосылки появления. Евтихий архим. и личность Диоскора Александрийского. Разбойничий собор 449 года. IV Вселенский собор. Участие папы Льва Великого – Томос. Орос Халкидонского Собора, содержание и значение. Дальнейшая судьба монофизитства.

Император Юстиниан и его церковно-государственная политика. V Вселенский собор. Теория симфонии между государством и Церковью

. Император Ираклий внутренняя и внешняя политика. Монофелитство. «Изложение веры» (Экфесис) 638 года. Типос 648 года. Реакция на них Церкви. Папа Мартин и Максим Исповедник жизнь, труды и богословие. VI Вселенский Собор. Трулльский собор каноны собора. Дальнейшая судьба монофелитства.

Ислам. Возникновение. Основные положения. Развитие. Отношение с христианством.

Иконоборчество и VII Вселенский собор. Мотивы иконоборческого движения. Исаврийская династия. Иконоборческий собор 754 года решения и аргументация. VII Вселенский Собор. Иоанн Дамаскин — жизнь и труды. Второй период иконоборчества. Собор 815 года. Императрица Феодора и Торжество Православия.

Духовное просвещение и богословская наука в IV – XI вв. на Востоке и Западе.

Общий обзор христианской жизни в IV – XI вв. Духовенство и церковное устройство. Богослужение. Монашество на Востоке и Западе.

Предпосылки разделения Церквей. Патриархи Игнатий и Фотий. Раскол 1054 года.

Византийская империя до начала XIII века. Крестовые походы и их значение для Церкви. Династии Комнинов и Ангелов. Взятие Константинополя латинянами в 1204 году. Никейская империя. Латинские гос-ва крестоносцев. Церковное управление.

Униональная политика Византийских императоров в XIII-XV веках. Церковные унии в Лионе и Флоренции. Церковные писатели и богословская мысль поздней Византии. Падение Константинополя в 1453 году.

Восточная Церковь под Османским владычеством. Церковное управление и иерархия. Духовное просвещение. Богослужение и христианская жизнь. Восточные патриархаты в XV-XIX веках (общий обзор).

Восточная Церковь в XIX веке. Образование новых национальных Церквей.

Папство в период своего могущества XI-XIII века. Григорий VII и Иннокентий III. Западное монашество, появление монашеских орденов. Инквизиция. Богословская наука и духовное просвещение.

Упадок папства. Авиньонское пленение пап 1309-1378. Великий Западный раскол 1378-1417гг. Предшественники Реформации. Ереси. Духовное просвещение.

Зарождение протестантизма. Деятельность М. Лютера, Ж. Кальвина и У. Цвингли. Религиозные войны. Католическая контрреформация – Триденский собор. Реформация в Англии.

Западное христианство в XVII-XIX вв. I Ватиканский собор 1869-1870. Старокатоличество.

Западное христианство в XX в. II Ватиканский собор 1962-1965. Современное положение Римско-Католической Церкви. Римская курия. Учебные заведения.

2.3. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины

Аудиторные занятая

Самост. работа

Всего (час.)

Лекции

Семин.

Введение в изучение церковной истории. Понятие об источниках. Церковная историография. Литература. Периодизация.

1

2

1

4

Состояние древнего мира перед пришествием Спасителя. Римская империя: история, политика, философские течения и религиозно-нравственное состояние.

1

2

2

5

Иудея: история, политическое, религиозное и нравственное состояние

1

2

2

5

Апостольский период в жизни Церкви. Сошествие Св. Духа на апостолов. Благовестнические труды апостола Павла и других апостолов.

2

2

4

Гонения на христиан со стороны язычников в I- нач. IV вв.

4

2

6

.Церковное вероучение в доникейский период. Учение о Предании Церкви. Учение о Троице, Христология в данный исторический период. Св. Ириней, Тертуллиан и Ориген. Хилиазм.

1

2

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст