Учебная программа дисциплины «история благотворительности» Курс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ»

Курс по выбору студента (ГСЭ В.01.)

Специальность 040101.65 – социальная работа

Составитель:

к.и.н., старший преподаватель

Муратова С.Р.

Утвержден

на заседании кафедры

«___» _____________2007 г.

Тобольск, 2006

Пояснительная записка

Дисциплина «История благотворительности» направлена на изучение путей и методов решения социальных задач в различные исторические эпохи в России, с глубокой древности до XX века. История развития социальной помощи изучается в тесной связи с развитием Российского государства, её социальной структуры и экономических возможностей. При изучении дисциплины перед студентом раскрываются психологические мотивы милосердия, побуждающие людей оказывать помощь друг другу.

«История благотворительности» – это дисциплина по выбору студента и относится к блоку общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ В 01.) основной образовательной программы подготовки специалиста для данной сферы профессиональной деятельности.

Дисциплина изучается на втором курсе в III семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из которых 18 часов отводится на лекционный курс; 18 часов – на практические занятия; 36 часов вынесено на самостоятельную работу студентов. Изучение курса заканчивается зачетом.

Курс имеет большое познавательное значение. В процессе освоения программы студенты познакомятся с биографиями многих известных людей, чьи судьбы были связаны с оказанием помощи нуждающимся.

Курс имеет большое воспитательное значение, содействует возвращению и сохранению традиций, духовных ценностей, несет большой потенциал духовного возрождения России. Этот курс актуален именно сегодня, в пору духовной неустойчивости и смятения умов.

1. Цели и задачи дисциплины:

Изучение курса направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

исследовательско-аналитическую;

воспитательную.

Для подготовки к этим видам деятельности студенты должны уметь решать следующие профессиональные задачи:

исследовательско-аналитическую — анализировать и прогнозировать социальные проблемы, в курируемом районе учитывая предыдущий опыт, с целью разработки проектов и программ социальной работы;

воспитательную – проведение воспитательной работы в социальных службах, средних специальных учебных заведениях.

Дисциплина «История благотворительности» имеет своей целью изучение достижений российского общества в области социальной помощи нуждающимся в дореволюционной и современной России, а также углубление знаний по Истории социальной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

удовлетворить интерес к деятелям и событиям прошлого;

закрепить знания по Истории социальной работы;

получить примеры общественного поведения, необходимые ему и для выработки своей профессиональной и жизненной позиций.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

— знать:

основные понятия дисциплины;

историю становления благотворительных организаций России;

региональную историю благотворительности;

филантропов России.

— уметь:

использовать исторический опыт для формирования своей жизненной и профессиональной позиции;

извлекать из накопленного Россией опыта лучшие традиции организации благотворительности.

— владеть навыками:

правильной организации самостоятельной учебной деятельности;

конспектирования лекций и рекомендуемой литературы;

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Всего

часов

ОДО

ОЗО

семестры

семестры

III

III

3,5

5,5

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

72

72

Аудиторные занятия

36

36

6

10

Лекции

18

18

6

10

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа

36

36

66

62

Подготовка к срезовой контрольной работе

6

6

12

10

Чтение литературы и первоисточников

10

10

20

20

Написание рефератов

10

10

Глоссарий

4

4

12

12

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

6

6

22

20

Вид итогового контроля

зачет

зачет

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

Разделы дисциплины

лекции

семинары

СР

одоозоодоозоодоозо3,55,53,55,53,55,51.Благотворительность в Древней Руси и в Московском царстве.4224—420202.Благотворительные ведомства в XVIII-XIX вв. 102610—242622Современная российская благотворительность4224—82020

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Лекционный курс

Семестр

№ лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол. часов

Раздел I. Благотворительность в Древней Руси и в Московском царстве.

III семестр

1

Введение. Благотворительность в Древней Руси

Основные понятия дисциплины: благотворительность, филантропия, филантропическое заведение, филантропическое общество. Историография вопроса благотворительности и попечительства в России.

Благотворительность княжеская и церковная. Олег, Владимир I, Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Владимир Мономах.

Иван Грозный и решения Стоглавого собора 1551 г. Милосердие в эпоху Алексея Михайловича Романова – Федор Ртищев.

Рождение государственного учреждения — Аптекарского приказа.

2

2

Религиозные представления о милосердии и благотворительности

Особенности библейских представлений о помощи нуждающимся. Милостыня в ветхозаветном и новозаветном представлении. Традиции тайной милостыни. Понятия «Страх Господень», «Любовь».

Понятие «благотворительности» в древних буддийских трактатах.

Проблема добра и человеколюбия в Коране. Особенности исламского осмысления феномена благотворительности и милосердия. Понятие «любви» в исламе.

2

Раздел II. Благотворительные ведомства в XVIII-XIX вв.

3.

Рождение русской медицинской школы

Деятельность Алексея Михайловича Романова. Открытие первых медицинских школ.

Развитие среднего медицинского образования в царствование Петра Великого.

Первая гражданская больница в Москве (Ф. Ртищев, Петр I, Павел I,): история Главного военного госпиталя им. Н.Н. Бурденко и Павловской больницы.

Чума 1770-1772 гг. Екатерининская больница. Учреждение Приказа общественного призрения. Дворянская опека о вдовах и сиротах дворянского происхождения. Сиротские суды для попечения о вдовах и сиротах купеческого, мещанского и ремесленного сословий.

Тюремные комитеты. Деятельность доктора Федора Петровича Газа.

2

4.

Благотворительные ведомства.

Императрица Мария Федоровна и её реформаторская деятельность. Ведомство учреждений императрицы Марии. Основание в России женского педагогического образования.

Вдовий дом. Мариинская больница в Москве.

Императорское Человеколюбивое общество. Александр Николаевич Голицын, Сергей Михайлович Голицын.

Омское благотворительное общество. Иркутский сиропитательный дом Елизаветы Медведковой. Общество вспомоществования бедным студентам Тобольской губернии. Общество содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам, Тюменское Попечительное общество о бедных.

2

5.

Труд и жилье вместо подаяния: опыт трудоустройства и обеспечения социальным жильем в XIX- начале XX вв.

Ужесточение государственных мер против профессионального нищенства. Монастырский приказ и его глава – боярин А.И. Мусин-Пушкин.

Работные дома и дома трудолюбия. Императрица Александра Федоровна. Биржа труда.

Оказание помощи нуждающимся в жилье. Братолюбивое общество, как часть Человеколюбивого общества. Деятельность княгини Надежды Борисовны Трубецкой. Дома бесплатных квартир братьев Ляпиных, ночлежные дома Ляпиных.

Частные благотворители в деле строительства дешевых квартир для нуждающихся. Гавриил Гавриилович Солодовников. Константин Васильевич Морозов.

Общественные организации в борьбе с пьянством. Первое в России общество трезвости «Согласие против пьянства» и Л.Н. Толстой. Деятельность Александро-Невского братства. Александр Васильевич Невский.

Общество распространения полезных книг А.Н. Стрекаловой.

2

6.

Призрение детей: бесправное большинство.

Начало призрения беспризорных детей: деятельность Новгородского митрополита Иова (эпоха Петра I). Указ Петра I от 4 ноября 1715 г.

Призрение детей в эпоху Екатерины II. XXI глава «Учреждения для управления губерний» — «О Городовом сиротском суде и его должности». Дворянская опека.

Детские приюты Москвы в XIX в. и их организаторы: Братья Прохоровы, Федор и Василий Федоровичи Набилковы. Усачевско-Чернявское женское училище.

Детские сиротские приюты для детей мещанского и купеческого сословий. Коммерческое училище. Мещанское училище.

История возникновения Совета детских приютов. Общество попечения о нуждающихся в защите детях (1883 г.). Журнал «Детская помощь».

Помощь студенчеству. Деятельность Варвары Алексеевны Морозовой: Долгоруковская стипендия, начальная школа, Ремесленное училище.

Деятельность братьев Бахрушиных.

2

7.

Сестры и братья милосердия.

Служение в общинах сестер милосердия как одна из форм подвижничества. Духовно-рыцарские ордены в Европе. Гражданское общинное благотворительное движение и Винцент де Поль.

Свято-Троицкая община сестер милосердия. Великая княжна Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская. Первая община сестер милосердия в Москве. Княгиня Софья Степановна Щербатова и доктор Федор Петрович Гааз. Благотворительная деятельность дочери графа В.Г. Орлова Екатерины Владимировны Новосильцевой. Сестры милосердия Никольской общины (1854 г.). Крестовоздвиженская община сестер милосердия (1854 г.). Н.И. Пирогов. Наталья Борисовна Шаховская и община сестер милосердия «Утоли моя печали». Покровская община сестер милосердия и её основательница матушка Митрофания.

Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста. Советский Красный Крест.

2



Страницы: 1 | 2 | Весь текст