Учебная программа Дисциплины гсэ. Ф. 03 «Отечественная история»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Исторический факультет

Кафедра истории России и краеведения

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

__________________ Молев Е.А.

« » 2012 г.

Учебная программа

Дисциплины ГСЭ.Ф.03 «Отечественная история»

по направлению 090106 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»

Нижний Новгород

2012 г.

1. Область применения

Данная дисциплина относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам федерального компонента, преподается в 1 семестре.

2. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи дисциплины направлены на изучение социальной и политической истории России, выявление закономерностей и особенностей исторического процесса в нашей стране и исторических уроков, необходимых для понимания современных общественных и политических процессов выпускнику вуза.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения студенты должны:

знать основной фактический материал и хронологию Отечественной истории;

усвоить основные термины и понятия исторической науки и представления об общесоциологических законах, проявляющихся в историческом процессе;

уметь теоретически анализировать фактический материал, выявлять проявление общеисторических закономерностей и особенностей исторического процесса в России, основные периоды Отечественной истории;

уметь использовать исторические знания для анализа современных российских и мировых социальных и политических процессов.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

225

1

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

17

17

Лабораторные работы (ЛР)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

174

174

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графическая работа

Реферат

Другие виды самостоятельной работы (домашние работы)

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1.

Введение.

2

2.

Образование и развитие древнерусской государственности в IХ-Х вв. Политическое и социально-сословное устройство Киевской Руси.

2

1

3.

Феодальная раздробленность Руси ХII-XY вв. Формирование национального самосознания. Объединение русских земель вокруг Москвы. Особенности Московского централизованного государства.

2

1

4.

Укрепление российского централизованного государства. Утверждение крепостничества и закрепление сословий в ХYI-XYII вв.

2

1

5.

Дворянская империя. Расцвет и кризис феодально-крепостнической системы XYIII – первой половины XIX вв.. Общественно-политическая мысль и общественные движения первой половины ХIX вв.

3

1

6.

Царизм и капиталистическая модернизация страны, обострение противоречий в обществе в пореформенный период. Формирование массовых общественно-политических движений.

2

2

7.

Общественно-политическое развитие России на этапе буржуазно-демократической революции. Первая и вторая русские революции.

2

1

8.

1917 год. Общественно-политические силы в борьбе за власть. Победа Великого Октября.

3

2

9.

Утверждение Советской власти на местах. Классы и партии в гражданской войне в России.

2

1

10.

Советская России в годы нэпа. Внутрипартийная борьба и альтернативы общественного развития.

2

1

11.

Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1930-е гг. Утверждение государственного (раннего) социализма и командно-административной системы.

2

1

12.

Государство, партия и общество накануне и в годы Великой Отечественной войны.

2

1

13.

Социальные и политические процессы в послевоенные годы – середине 1960-х гг. Либерализация советской системы.

2

1

14.

Консервация общества и политической системы. Социальные противоречия «развитого социализма». 1965-1985 гг.

2

1

15.

«Перестройка» в СССР. Развал Советского Союза. 1985-1991 гг.

2

1

16.

Либеральные реформы 1990-х гг. и их социально-экономические последствия.

2

1

5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение.

Излагаются цели и содержание курса Отечественной истории, характеризуются методология, методика изучения, историография и источники по истории России.

Раздел 2. Образование и развитие древнерусской государственности в IХ-Х вв. Политическое и социально-сословное устройство Киевской Руси.

Освещается история возникновения и развития Древнерусского государства, становления раннефеодального общества в Киевской Руси, и начало формирования сословной системы, выявляется роль христианства в развитии государства, общества, культуры русского народа.

Раздел 3. Феодальная раздробленность Руси ХII-XY вв. Формирование национального самосознания. Объединение русских земель вокруг Москвы. Особенности Московского централизованного государства.

Раскрываются причины и процесс феодальной раздробленности Руси в XII-XY вв. и ее последствия. Характеризуется процесс возвышения Москвы и объединения ею русских земель в единое централизованное государство. Показываются особенности этого государства, его идеология.

Раздел 4. Укрепление российского централизованного государства. Утверждение крепостничества и закрепление сословий в ХYI-XYII вв.

Показывается развитие Российского государства, усиление его централизации самодержавной власти, переход от сословно-представительной монархии и абсолютизму в XYI-XYII вв.. Освещается процесс развития сословной системы, закрепощения крестьян и сословий. Выясняется причины и суть раскола русской православной церкви, ее роль в государстве и обществе.

Раздел 5. Дворянская империя. Расцвет и кризис феодально-крепостнической системы XYIII – первой половины XIX вв.. Общественно-политическая мысль и общественные движения первой половины ХIX вв.

Характеризуются социальные и политические реформы Петра I, укрепление абсолютизма и превращение России в дворянскую империю. Показывается борьба дворянских группировок за власть в эпоху дворцовых переворотов, внутренняя политика Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, развитие феодально-крепостнических отношений. Раскрывается содержание официальной идеологии и общественно-политической мысли, характеризуются общественно-политические движения первой половины ХIХ века.

Раздел 6. Царизм и капиталистическая модернизация страны, обострение противоречий в обществе в пореформенный период. Формирование массовых общественно-политических движений.

Раскрываются особенности развития капитализма в пореформенной России, показывается переход его на стадию империализма в начале ХХ в., многоукладность экономики, а также развитие и расслоение общества. Характеризуются реформы и контрреформы в России, развитие общественных движений и появление политических партий.

Раздел 7. Общественно-политическое развитие России на этапе буржуазно-демократической революции. Первая и вторая русские революции.

Анализируются причины возникновения первой русской революции, ее характер, движущие силы, работа первой и второй Государственных дум, значение революции. Выясняются причины возникновения первой мировой войны, отношение к ней классов и партий, показывается обострение общественных противоречий во время войны и осуществление Февральской революции.

Раздел 8. 1917 год. Общественно-политические силы в борьбе за власть. Победа Великого Октября.

Характеризуется расстановка классово-политических сил в 1917 г., освещается их борьба, выясняются альтернативы общественного развития. Излагается история Октябрьского вооруженного восстания, установления Советской власти в Петрограде, разъясняются первые ее декреты.

Раздел 9. Утверждение Советской власти на местах. Классы и партии в гражданской войне в России.

Показывается утверждение Советской власти на местах, блок большевиков и левых эсеров, Выясняются причины возникновения гражданской войны, ее этапы, расстановка классово-политических сил в войне, факторы победы большевиков и Советской власти.

Раздел 10. Советская России в годы нэпа. Внутрипартийная борьба и альтернативы общественного развития.

Характеризуются причины введения нэпа, его сущность, кризисы, достижения и издержки. Показывается внутрипартийная борьба в ВКП(б), выясняются причины победы И.В. Сталина и его сторонников.

Раздел 11. Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1930-е гг. Утверждение государственного (раннего) социализма и командно-административной системы.

Показываются революционные изменения 1930-х гг., свертывание нэпа, утверждение государственного (мобилизационного) социализма в СССР, выясняются причины возникновения культа личности Сталина, его позитивные и негативные последствия.

Раздел 12. Государство, партия и общество накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Характеризуется внешняя политика Советского правительства накануне войны, его меры по укреплении обороноспособности страны в 1939-1941 гг. Показывается единство правящей партии и народа в время Великой Отечественной войны, выясняются объективные и субъективные причины победы СССР над фашистской Германией.

Раздел 13. Социальные и политические процессы в послевоенные годы – середине 1960-х гг. Либерализация советской системы.

Показываются трудности восстановления народного хозяйства, отягощенные холодной войной, их преодоление и дальнейшие успехи. Характеризуется послевоенная политическая система, ее либерализация после смерти И.В. Сталина, внутрипартийная борьба и противоречия реформаторской деятельности Н.С. Хрущева.

Раздел 14. Консервация общества и политической системы. Социальные противоречия «развитого социализма». 1965-1985 гг.

Характеризуются консервация общества и политической системы в 1965-1985 гг., успехи экономической реформы 1965 г., причины ее свертывания, нарастание застойных и негативных явление в КПСС, государстве и обществе.

Раздел 15. «Перестройка» в СССР. Развал Советского Союза. 1985-1991 гг.

Освещаются политика КПСС «перестройки», «нового политического мышления», реформы в государстве и обществе и нарастание их негативных последствий. Показывается возникновение кризисных явлений в межнациональных отношений в СССР, развал Советского Союза антисоветскими силами.

Раздел 16. Либеральные реформы 1990-х гг. и их социально-экономические последствия.

Характеризуется борьба сторонников президентской и Советской власти в 1991-1993 г., завершившаяся ликвидацией советской системы. Выявляются сущность либеральных реформ 1990-х гг. как реставрации капитализма в России, их негативные социально-экономические последствия.

6. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XYII-XYIII вв. М.: Книжная палата, 1994.

Бушуев С.В., Миронов Г.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. IX-XYI вв. М.: Книжная палата, 1991.

История России с древнейших времен до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. члена-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 2008. – В 2 т.

История России с древнейших времен до 1861 года /Под ред Н.И. Павленко. М.: Высшая школа, 2000.

История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. М.: Высшая школа, 1994.

История современной России. 1917-2004 гг. / Под ред В.И. Белоуса. Н. Новгород: ННГУ, 2007.

Курс Отечественной истории IX-XX веков / Под ред Л.И. Ольштынского. М.: АСТ, 2002.

Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М.: Алгоритм, 2001. – в 2 кн.

Материалы по истории России ХХ века: Пособие для учителей / Под ред А.В. Медведева и др. Н.Новгород: Гуманитарный центр, 2003.

Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XIX век. М.: Книжная палата, 1995.

Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940. М.: Высшая школа, 1999.

Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1991. М.: Высшая школа, 1999.

Федоров В.А. История России. 1861-1917. М. Высшая школа, 2 001.

8. Вопросы для контроля

1. Предмет курса «Отечественная история». Методология исторического познания, историография и источники.

2. Киевская Русь, е государственное устройство и социально-классовая структура.

3. Крещение Руси. Роль православия в развитии государства и общества.

4. Причины феодальной раздробленности русских земель. Общественно-политическое устройство Руси в ХП-ХУ вв.

5. Политическая борьба на Руси и постепенное возвышение Московского государства в XIV в. Иван Калита, Дмитрий Донской.

6. Покорение Руси монголо-татарами. Татаро-монгольское иго и его влияние на исторические судьбы русского народа.

7. Объединение русских земель в централизованное государство во второй половине ХV – начале ХVI в. Иван III. Особенности российского государства.

8. Формирование общерусского самосознания и объединительной идеологии. Концепция «Москва – Третий Рим».

9. Развитие сословной системы российского общество в ХVI в. Закрепощение крестьян.

10. Утверждение сословно-представительной монархии в ХVI в. Боярская дума, земские соборы.

11. Укрепление самодержавной власти в ХVI в. Иван Грозный и Борис Годунов.

12. Причины возникновения Смуты в начале ХVII в. Ее ход и последствия.

Нижегородское ополчение. К.Минин и Д. Пожарский.

13. Развитие феодально-крепостнической системы в ХVII в. Соборное Уложение 1649 г. Закрепление сословий.

14. Династия Романовых в ХVII в. Роль земских соборов. Развитие политической системы. Утверждение абсолютизма.

15. Раскол русской православной церкви, его последствия. Патриарх Никон, протопоп Аввакум.

16. Государственные и социальные реформы в России первой четверти ХVIII в. Утверждение дворянской империи. Петр I.

17. Дворцовые перевороты ХVIII в. (1825-1861).

18. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II, ее внутренняя политика.

19. Внутренняя и внешняя политика России в конце ХVIII в. Павел I.

20. Внутренняя политика Александра I, ее противоречия.

21. Декабристы, их организации и проекты общественных преобразований.

22. Общественные движения 30-х – 50-х гг. ХIХ в.

23. Внутренняя политика Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст