Учебная программа Дисциплины гсэ. Ф. 02 «Физическая культура» по

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра организации физкультурно-спортивной деятельности

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ФКС

_____________ Кузьмин В.Г.

« » 2012 г.

Учебная программа

Дисциплины ГСЭ.Ф.02 «Физическая культура»

по направлению 090106 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»

Нижний Новгород

2012 г.

1. Область применения

Данная дисциплина относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам федерального компонента, преподается в 1-6 семестрах.

2. Цели и задачи дисциплины

Целью физического воспитания студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В ходе реализации учебной программы «Физическая культура», при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 408 часов, обеспечивает выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего, профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент):

основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы, физическая культура и спорт как социальные феномены общества; Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности;

спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;

профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

В свою очередь указанный обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса обучения поданной учебной дисциплине:

понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

знать основы физической культуры и здорового образа жизни, владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

408

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия

408

82

82

82

82

40

40

Лекции

Практические занятия (ПЗ)

340

68

68

68

68

34

34

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Другие виды аудиторных занятий

68

14

14

14

14

6

6

Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графическая работа

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

5.Содержание дисциплины

Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

социально-биологические основы физической культуры;

основы здорового образа и стиля жизни;

оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционально овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию коллективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

5.1.Разделы дисциплины и виды занятий

5.1.1 Теоретический раздел

№п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

2

2Социально-биологические основы физической культуры.

2

3Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

2

4Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

2

5Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

2

6Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2

7Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или физических упражнений.

2

8Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

2

9Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

2

10Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.

2

11Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

2

5.1.2 Практический раздел

№п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1Гимнастика

28

2Плавание

8

3Лыжная подготовка

34

4Ускоренное передвижение

46

5Легкая атлетика

38

6Силовая подготовка

38

7Спортивные игры

46

8Комплексные занятия

50

9Профессионально-прикладная физическая подготовка

30

Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта. Реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Рекомендуемые методико-практические занятия

Для студентов первого курса

Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).

Основы методики самомассажа.

Методика коррегируюшей гимнастики для глаз.

Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности. (Лёгкая атлетика, бег на лыжах, гимнастика).

Для студентов второго курса

Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).

Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).

Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств.

Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.

Для студентов третьего курса

Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей, освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.

Обязательными видами физических упражнений являются: отдельные дисциплины легкой атлетики (бег 100 м — юноши, девушки; бег 2000 м — девушки; бег 3000 м — юноши), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, включают специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы.

Подбор упражнений на практических занятиях предусматривает совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.

Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента. Учебный материал имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность. При его реализации необходим индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами.

Студенты специального учебного отделения (включая занимающихся в группах лечебной физической культуры и освобожденных от практических занятий) на первых четырех семестрах пишут рефераты, связанные с особенностями использования средств физической культуры при их индивидуальных отклонениях в состоянии здоровья.

Содержание и конкретные средства каждого практического занятия в основном, специальном и спортивном отделениях определяются преподавателями учебных групп с учетом графика учебных занятий на каждом факультете для каждого учебного отделения.

5.1.3 Контрольный раздел

Контрольные занятия, зачеты, экзамены обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума — регулярности посещения обязательных занятий; обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания для студентов разных учебных групп по видам спорта (элективных курсов и групп спортивного отделения), по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики подготовки бакалавров и специалистов.

Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий контроль позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

Обязательные тесты определения физической подготовленности.

п/п

Название теста

Юноши

Девушки



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст