Учебная программа дисциплины «Гражданское право (Общая часть)» д

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Юридический факультет

Учебная программа дисциплины

«Гражданское право (Общая часть)»

для направления 030900.62

юриспруденция

Автор: доцент кафедры,

Кандидат юридических наук, Бондаренко Владислав Владимирович

2 курс

Санкт – Петербург

2012

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов по направлению подготовки «Юриспруденция», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «Гражданское право (Общая часть)».

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавр».

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения студентами дисциплины «Гражданское право (Общая часть)» являются:

— получение базовых знаний в области гражданского права;

— понимание системы гражданского законодательства и возможность определения места международных договоров, законов, подзаконных нормативно-правовых актов и иных источников права в регулировании частных общественных отношений;

— понимание смысла гражданско-правовой материи и заложенных в ней возможностей творческого практического применения;

— уяснение роли и значения судебной и иной правоприменительной практики;

— приобретение навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и исследовательских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студенты должны:

1. Знать:

— фундаментальные категории гражданского права;

— сущность основных теоретических понятий науки гражданского права;

— систему гражданского права как отрасли права, сущность и содержание её подотраслей и институтов, а также систему гражданского законодательства;

— основные тенденции в эволюции различных институтов частного права;

— характерные особенности учения о гражданском правоотношении;

— характерные особенности вещного права;

— основы учения об обязательствах их особенностях, отдельные виды обязательственных отношений.

2. Уметь:

— давать характеристику различных институтов частного права;

юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, владеть навыками толкования нормативно-правовых актов;

— самостоятельно анализировать гражданско-правовые нормы и применять их на практике;

— анализировать конкретную юридическую практику и делать заключение на основе анализа.

3. Владеть:

— юридической терминологией;

— навыками работы с правовыми актами;

— навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС / НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОНК-3

Качественное выполнение практических заданий, успешное написание проверочных работ

Лекционные и семинарские занятия, контрольные работы, домашнее задание

Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОНК-5

Качественная подготовка к занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольным работам

Лекционные и семинарские занятия, контрольные работы, самостоятельная работа

Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОНК-6

Качественная подготовка к семинарским занятиям, знание источников права (правовых памятников) и специальной литературы

Лекционные и семинарски занятия, домашнее задание, курсовая работа, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Владение культурой критического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Успешное написание проверочных работ, выполнение практических заданий

Лекционные и семинарские занятия, проверочные работы

Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-2

Участие в дискуссиях, защита выполненных работ, успешное написание проверочных работ

Лекционные и семинарские занятия (диспуты), проверочные работы, участие в научных кружках и конференциях

Способность понимать движущие силы и закономерности государственно-правового развития, место и роль своей страны в этом процессе

СЛК-3

Качественное выполнение домашних заданий, написание курсовых работ, эссе, статей

Лекционные и семинарские занятия , домашние задания, курсовые работы, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

ПК-4

Решение казусов, выполнение практических заданий

Лекционные и семинарские занятия

Способность толковать различные правовые акты

ПК11

Решение казусов, правильная квалификация правовых актов в проверочных работах

Лекционные и семинарские занятия, проверочные работы

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

— Административное право;

— Гражданское право (Особенная часть);

— Гражданский процесс;

— Международное частное право;

— Наследственное право;

— Право интеллектуальной собственности;

— Предпринимательское право;

— Семейное право;

— Страховое право.

5. Тематический план курса

«Гражданское право (Общая часть)»

№ п/п

Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Самост

работа

Всего

ЛекцииСем.или практич. занятияВсегоРаздел I. ВВЕДЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Т.1Гражданское право как отрасль права.

2241624Т.2Источники гражданского права

224

Раздел II. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

Т.3Понятие, элементы и виды гражданских правоотношений. 2243260Т.4Граждане как субъекты гражданских правоотношений.

224Т.5Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Общие положения

4

620Т.6Коммерческие организации как субъекты гражданских правоотношений 6Т.7Некоммерческие организации как субъекты гражданских правоотношений 2Т.8Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений

2Т. 9Объекты гражданских прав

2261222Т. 10Ценные бумаги

2Т. 11Нематериальные блага

2

2

4Т.12Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений6

4

102844Т.13Гражданско-правовой договор426Контр. работаРаздел III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Т. 14 Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей

2241838Т. 15Представительство 224Т. 16Защита гражданских прав.

224Т. 17Гражданско-правовая ответственность224Т. 18Сроки осуществления и защиты гражданских прав.224Контр. работаРаздел IV. ВЕЩНОЕ ПРАВО

Т. 19Общие положения о вещном праве2244284Т. 20Общие положения о праве собственности426Т. 21Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав.2

2

4Т. 22Право собственности граждан2

24

Т. 23Право собственности юридических лиц.224Т. 24Право публичной собственности224Т. 25Право общей собственности224Домашнее заданиеТ. 26Ограниченные вещные права 426Т. 27Защита права собственности и иных вещных прав 426Контр. работаРаздел V. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

Т. 28Понятие, виды и основания возникновения обязательств2244260Т. 29Исполнение обязательств 426Т. 30Обеспечение исполнения обязательств448Домашнее заданиеТ. 31Ответственность за нарушение обязательств 4261828Т. 32Изменение и прекращение обязательств224Контр. работаИтого:8864152

208

360

6. Формы контроля знаний студентов

Тип

контроля

Форма контроля

Модули

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

Домашнее задание

*

*

ГПиП

Письменная работа, 45 минут

Контрольная работа ****ГПиППисьменная работа, 20 минут (два задания)Промежут.

*

Устные ответы (два задания)

Итоговый

Экзамен

*

ГПиП

Устные ответы (три задания)

6.1 Критерии оценки знаний, навыков

6.1.1. Контрольные работы:

Шкала и критерии оценки за каждое задание:

Количество баллов

Обоснование

0,5

задание выполнено верно

1

задание выполнено неверно

Максимальное общее количество баллов за выполненную работу – 1.

Контрольные работы выполняются во II, III и IV модулях.

Общее количество контрольных работ – четыре.

Количество баллов, полученных за четыре контрольные работы, суммируется (максимальное количество баллов за четыре контрольные работы — 4) и при определении результирующей (10-балльной) оценки умножается на коэффициент 0,5.

Целью проведения контрольных работ является проверка усвоения студентами определенного теоретического материала и умение применить его при анализе правовых актов и юридически значимых документов.

Контрольная работа состоит из двух заданий, позволяющих определить знание заранее определенной судебной практики высших судов (определенных информационных писем).

Время на написание контрольной работы составляет 20 минут. В процессе написания контрольной работы не разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами лекций.

6.1.2. Домашние задания:

Шкала и критерии оценки:

Количество баллов

Обоснование

3

логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, основанный на знании литературы и источников по теме вопроса;

2

незначительное нарушение логики изложения материала, допущение не более одной-двух ошибок в отношении фактов и/или терминологии, неполнота или неточность в формулировках

1

существенное нарушение логики изложения материала, допущение многочисленных ошибок фактического и терминологического плана

0

полное несоответствие ответа вопросу или отсутствие ответа

Максимальное общее количество баллов за выполненную работу – 3.

Домашнее задание выполняется в III и IV модулях.

Общее количество домашних заданий – два.

Количество баллов, полученных за выполнение обоих заданий, суммируется (максимальное количество баллов — 6) и при определении результирующей (10-балльной) оценки умножается на коэффициент 0,5.

Целью проведения домашних заданий является проверка умения студентов анализировать изученную литературу.

Домашнее задание представляет собой анализ научной литературы, отражающей различные взгляды ученых по вопросам общей теории гражданского права.

Тематика определяется преподавателем.

Результаты представляются в виде письменной работы, выполняемой в аудитории. Время выполнения 45 минут.

6.1.3. Зачет:

Шкала и критерии оценки:

Количество баллов

Обоснование

10

исключительные знания контролируемого объема программного материала, абсолютное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, безукоризненное знание основных положений, в рамках заданий. Логически последовательные, содержательные, конкретные и исчерпывающие ответы на все основные вопросы зачетного билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора; свободное использование материалов всей рекомендованной литературы.

9

глубокие исчерпывающие знания контролируемого объема программного материала, хорошее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений, в рамках заданий. Логически структурированные, последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы по заданиям зачетного билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора; использование в необходимой мере в ответах материалов всей рекомендованной литературы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст