Учебная программа дисциплины Экология и безопасность жизнедеятел

Федеральное агентство образования и науки РФ

Воронежский государственный педагогический университет

Утверждаю

Зав. Кафедрой теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности _____________проф. А. И. Григорьев

«_______»___________________2009

Учебная программа дисциплины

Экология и безопасность жизнедеятельности.

Для подготовки специалистов по специальности

050104 «Безопасность жизнедеятельности»

Заочная форма обучения

Составитель: к.г.н., доцент Т. В. Зязина.

Воронеж – 2009

Выписки из ГОС ВПО

ДПП.Ф.11

Экология и безопасность жизнедеятельности

Экологическая безопасность, основные понятия. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. Экологические проблемы современности. Источники и характеристики загрязнений различных сфер. Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Пути решения экологических проблем. Мониторинг среды обитания. Экологическая оценка состояния региона. Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. Информационные технологии в управлении средой обитания. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

Основные задачи в области экологии и безопасности, которые должен решать студент после освоения курса в соответствие с типовыми задачами профессиональной деятельности специалиста по содержанию ГОС ВПО.

В области учебно-воспитательной деятельности:

— осуществление процесса обучения по разделам экологической безопасности (9 класс) курса безопасности жизнедеятельности в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по экологической безопасности курса безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

В области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

В области культурно-просветительной деятельности:

формирование экологической культуры учащихся;

В области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

В области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепление и сохранение здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом;

организация безопасности образовательных учреждений (экологическая безопасность);

организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий (ликвидация экологических последствий ЧС);

оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при неотложных состояниях, бытовых травмах и в условиях чрезвычайных ситуаций (при критической экологической ситуации, являющейся следствием ЧС).

Цели и задачи дисциплины.

Учебная программа дисциплины Экология и безопасность жизнедеятельности является основным документом, устанавливающим структуру, содержание и общие организационно — методические положения по реализации учебной дисциплины.

Учебная программа разработана на основе образовательного стандарта специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» с учетом существующей материально — технической базы и имеющейся в вузе учебной и учебно-методической литературы.

Цель курса – овладение теоретическим знаниями и практическими навыками в области экологической безопасности.

Задачи курса — формирование экологического мировоззрения студентов, подготовка их к преподаванию разделов экологического содержания в курсе Безопасность жизнедеятельность; осуществление профессиональной деятельности специалиста в области экологической безопасности.

Для успешного овладения дисциплиной студентам необходимы теоретические и практические знания по географии, химии, биологии, физике, общей экологии в объеме школьной программы, а так же курс овладение курсом Биология с основами экологии блока естественнонаучных дисциплин ГОС ВПО специальности.

Требования к уровню освоения учебного материала.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать: фундаментальные понятия общей экологии и основные экологические законы; механизмы поддержания гомеостаза в экосистемах; современные глобальные и локальные экологические проблемы; источники загрязнения окружающей среды; механизмы воздействия загрязняющих веществ, неблагоприятных механических и физических факторов на экосистемы, популяции и человека; пределы совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы; о влиянии экологических факторов на состояние здоровья человека; путях решения экологических проблем; методы мониторинга среды обитания; методы экологической оценки экологического состояния региона; средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды; информационные технологии в управлении средой обитания; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

Владеть следующими умениями:

логично и последовательно раскрывать сущность и причины возникновения экологической проблемы, конкретизировать ее с помощью фактов глобального, регионального и локального уровней, используя научные доказательства в виде закономерностей, фактов, данных статистического анализа; прогнозировать развитие неблагоприятных экологических процессов; формулировать предписания и запреты экологического характера, обосновывая их целесообразность с точки зрения сохранения экологического гомеостаза; осуществлять мониторинг жизнеобеспечивающих сред.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Всего часов

7 семестр

8 семестр

Общая трудоемкость

110

110

Аудиторные занятия

16

20

Лекции

8

10

Практические занятия

Лабораторные работы

8

10

Самостоятельная работа

86

80

Курсовые работы/рефераты

+

Вид итогового контроля

Зачет

Экзамен

Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды учебных занятий.

Название темы

Трудоемкость

Лекции

Практика

СРС

7 семестр

1

Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России

8

2

2

4

2.

Экологические проблемы современности (глобальные и локальные).

8

2

2

4

3.

Источники загрязнения окружающей среды (общая характеристика).

8

2

2

4

3.1. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

12

3.2. Химическая промышленность (неорганический, органический синтез, нефтехимия).

12

3.3. Производство стройматериалов.

12

3.4. Пищевая промышленность

12

3.5. Сельское хозяйство.

12

3.6. Проблемы захоронения и утилизации отходов

12

4.

Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Экологически обусловленные заболевания

8

2

2

12

Итого

126

8

8

110

8 семестр

5.

Пути решения экологических проблем.

5.1. Экозащитные технологии.

8

2

2

4

5.1.1. Очистка выбросов.

8

2

2

4

5.1.2. Безотходные технологии.

5.2. Нормирование вредного воздействия на окружающую среду (общая характеристика).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст