Учебная программа Дисциплины дс. Ф. 02 «Передача дискретных сооб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Радиофизический факультет

Кафедра радиотехники

УТВЕРЖДАЮ

Декан радиофизического факультета

____________________Якимов А.В.

«27» июня 2012 г.

Учебная программа

Дисциплины ДС.Ф.02 «Передача дискретных сообщений»

по специальности 090106 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»

Нижний Новгород

2012 г.

1. Область применения

Данная дисциплина относится к дисциплинам специализации федерального компонента, преподаётся в 9 семестре.

2. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является ознакомление с основными способами передачи дискретных сообщений в многолучевых каналах связи. Задачами дисциплины являются: изучение математических моделей каналов передачи дискретных сообщений; изучение воздействия многолучевых каналов связи на передаваемый сигнал; изучение моделей многолучевого распространения сигнала и способов приёма сигналов в многолучевых каналах.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

— иметь представление о цифровых каналах передачи информации, основных методах приёма цифровых сигналов, многолучевом распространении сигнала;

— знать характеристики многолучевых каналов и методы приёма сигналов в них.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

120

9

Аудиторные занятия

68

68

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

0

0

Семинары (С)

0

0

Лабораторные работы (ЛР)

34

34

Другие виды аудиторных занятий

0

0

Самостоятельная работа

52

52

Курсовой проект (работа)

0

0

Расчетно-графическая работа

0

0

Реферат

0

0

Другие виды самостоятельной работы

0

0

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1.

Основные понятия теории передачи дискретных сообщений

4

2.

Дискретные каналы

8

3.

Многолучевые каналы

3

4.

Замирания в многолучевых каналах

8

5.

Методы приёма сигналов в многолучевых каналах

11

34

5.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Основные понятия теории передачи дискретных сообщений.

Сообщения, сигналы, каналы связи. Преобразование сообщения в сигнал. Количество информации в сообщении. Помехи и искажения в канале связи. Пропускная способность канала связи.

Тема 2. Дискретные каналы.

Понятие дискретных каналов и их классификация. Пропускная способность дискретного канала без шумов. Методы устранения избыточности сообщения. Дискретные каналы с шумами. Основные методы приёма сигналов в каналах с шумами. Помехоустойчивые коды.

Тема 3. Многолучевые каналы.

Многолучевое распространение радиоволн. Дискретная и непрерывная многолучёвость. Замирания. Числовые характеристики многолучевых каналов.

Тема 4. Замирания в многолучевых каналах.

Классификация замираний. Модели замираний. Модель Кларка гладких замираний. Доплеровский сдвиг в модели Кларка. Райсовский многолучевой канал.

Тема 5. Методы приёма сигналов в многолучевых каналах.

Классификация методов приёма сигналов в многолучевых каналах. Разнесение лучей с помощью широкополосных сигналов. Приёмники широкополосных сигналов с некогерентным и когерентным сложением лучей. Когерентное сложение лучей с весами при пространственном разнесении. Помехоустойчивость приёма при пространственном разнесении.

6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторной работы

1

5

Алгоритм когерентного сложения лучей с весами при пространственном разнесении

2

5

Rake-приёмник

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1.М.В.Гаранин, В.И.Журавлев, С.В.Кунегин. Системы и сети передачи информации — М.: Радио и связь, 2003.

2.Б. Скляр. Цифровая связь. Теоретические основы и практическое применение. -М.: Издательский дом “Вильямс”, 2007.

3.Волков Л.Н., Немировский М.С., Шинаков Ю.С. Системы цифровой радиосвязи: базовые методы и характеристики. — М.: Эко-Трендз, 2005.

4. Л.М.Финк. Теория передачи дискретных сообщений. –М.: Сов. радио, 1970. -728 с.

7.И.С.Гоноровский. Радиотехнические цепи и сигналы: Учебник для вузов. — М.: “Дрофа”, 2006.

б) дополнительная литература:

В.М.Вишневский, А.И.Ляхов, С.Л.Портной, И.В.Шахнович. Широкополосные беспроводные сети передачи информации. — М.: Техносфера, 2005.

8. Вопросы для контроля

1. Понятия сообщения, сигнала, канала связи.

2. Преобразование сообщения в сигнал. Количество информации в сообщении.

3. Помехи и искажения в канале связи.

4. Пропускная способность канала связи.

5. Понятие дискретных каналов и их классификация.

6. Пропускная способность дискретного канала без шумов.

7. Методы устранения избыточности сообщения.

8. Дискретные каналы с шумами.

9. Основные методы приёма сигналов в каналах с шумами.

10. Помехоустойчивые коды.

11. Многолучевое распространение радиоволн.

12. Дискретная и непрерывная многолучёвость.

13. Замирания. Числовые характеристики многолучевых каналов.

14. Классификация замираний.

15. Модель Кларка гладких замираний.

16. Доплеровский сдвиг в модели Кларка.

17. Райсовский многолучевой канал.

18. Классификация методов приёма сигналов в многолучевых каналах.

19. Разнесение лучей с помощью широкополосных сигналов.

20. Приёмник широкополосных сигналов с некогерентным сложением лучей.

21. Приёмник широкополосных сигналов с когерентным сложением лучей.

22. Алгоритм когерентного сложения лучей с весами при пространственном разнесении.

23. Помехоустойчивость приёма при пространственном разнесении.

9. Критерии оценок

Превосходно

Ставится, если студент после подготовки с использованием конспектов лекций даёт исчерпывающий ответ на два контрольных вопроса, а также на дополнительно задаваемый экзаменатором вопрос из списка контрольных вопросов.

Отлично

Ставится, если студент после подготовки с использованием конспектов лекций даёт исчерпывающий ответ на два контрольных вопроса.

Очень хорошо

Ставится, если студент после подготовки с использованием конспектов лекций даёт ответ на два контрольных вопроса с рядом заметных ошибок.

Хорошо

Ставится, если студент после подготовки с использованием конспектов лекций даёт ответ на два контрольных вопроса не более, чем с двумя значительными ошибками.

Удовлетворительно

Ставится, если студент после подготовки с использованием конспектов лекций даёт исчерпывающий ответ на один контрольный вопрос с небольшими ошибками, либо даёт ответ на один или два контрольных вопроса с 3-4 значительными ошибками, либо хорошо ориентируется в темах контрольных вопросов с номерами 1-6, 8, 11, 14, 18, 19.

Неудовлетворительно

Ставится, если есть слабые знания по вопросам 1-6, 8, 11, 14, 18, 19, а знания по всем остальным вопросам отсутствуют.

Плохо

Ставится, если отсутствуют знания по всем вопросам.

10. Примерная тематика курсовых работ и критерии их оценки

Курсовые работы не предусмотрены.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 090106 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем».

Автор программы _________________ Ивлев Д.Н.

Программа рассмотрена на заседании кафедры 10 апреля 2012 г. протокол № 12

Заведующий кафедрой ___________________ Канаков В.А.

Программа одобрена методической комиссией факультета 17 мая 2012 г.

протокол № 02/12

Председатель методической комиссии_________________ Миловский Н.Д.

PAGE

PAGE 2