Учебная программа дисциплины дисциплина «Современные проблемы и

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФБ и БТ

_____________/_Сапожников В. А._/

«_____» _____________20__ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Современные проблемы и методы биотехнологии»

Укрупненная группа 020000 «Естественные науки»

Направление 020400.68 «Биология»

Институт фундаментальной биологии и биотехнологии

Базовая кафедра биотехнологии

Красноярск

2011

Учебная программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 «Естественные науки» для подготовки магистров по направлению 020400.68 «Биология» магистерская программа 020400.68.24 «Микробиология и биотехнология»

Программу составила:

Профессор базовой кафедры биотехнологии ИФБиБТ СФУ

д. б. н., проф. Т. Г. Волова ____________________

Заведующий базовой кафедрой биотехнологии ______________проф. Т. Г. Волова

Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ

«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________

Председатель НМСФ _____________________В. А. Сапожников

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 20___г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________ Т. Г. Волова

(фамилия, и.о., подпись)

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc348038218» 1. Цели и задачи изучения дисциплины PAGEREF _Toc348038218 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc348038219» 1.1. Цель преподавания дисциплины PAGEREF _Toc348038219 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc348038220» 1.2. Задачи изучения дисциплины PAGEREF _Toc348038220 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc348038221» 1.3. Межпредметная связь PAGEREF _Toc348038221 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc348038222» 2. Объем дисциплины и виды учебной работы PAGEREF _Toc348038222 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc348038223» 3. Содержание дисциплины PAGEREF _Toc348038223 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc348038224» 3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) PAGEREF _Toc348038224 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc348038225» 3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса PAGEREF _Toc348038225 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc348038226» 3.3. Практические (семинарские) занятия PAGEREF _Toc348038226 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc348038227» 3.4. Лабораторные занятия PAGEREF _Toc348038227 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc348038228» 3.5. Самостоятельная работа PAGEREF _Toc348038228 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc348038229» 3.5.1. Самостоятельное изучение теоретического материала PAGEREF _Toc348038229 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc348038230» 3.5.2. Написание и защита рефератов PAGEREF _Toc348038230 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc348038231» 3.5.3. Промежуточный контроль PAGEREF _Toc348038231 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc348038232» 3.6. Структура и содержание модулей дисциплины PAGEREF _Toc348038232 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc348038233» 4. Образовательные технологии PAGEREF _Toc348038233 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc348038234» 5. Учебно-методические материалы по дисциплине PAGEREF _Toc348038234 \h 26

HYPERLINK \l «_Toc348038235» 5.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы PAGEREF _Toc348038235 \h 26

HYPERLINK \l «_Toc348038236» 5.1.1. Основная литература PAGEREF _Toc348038236 \h 26

HYPERLINK \l «_Toc348038237» 5.1.2. Дополнительная литература PAGEREF _Toc348038237 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc348038238» 5.1.3. Электронные и интернет-ресурсы PAGEREF _Toc348038238 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc348038239» 5.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения PAGEREF _Toc348038239 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc348038240» 5.3. Контрольно-измерительные материалы PAGEREF _Toc348038240 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc348038241» 6 Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц PAGEREF _Toc348038241 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc348038242» 6.1. Положение об организации учебного процесса в Сибирском федеральном университете с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы PAGEREF _Toc348038242 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc348038243» 6.2. Виды контроля PAGEREF _Toc348038243 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc348038244» 5.2. Трудоемкость модулей и видов учебной работы по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» PAGEREF _Toc348038244 \h 34

1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

Биотехнология – новейшее направление комплекса наук биологического и небиологического профиля, объединившее и объединяющее крупнейшие достижения XX–XXI веков в области генетики и микробиологии, биоинженерии и биофизики, молекулярной биологии и молекулярной генетики. Биотехнология имеет огромное значение для развития научно-технического прогресса и повышения качества жизни человека через воспроизводство пищевых и лекарственных веществ нового поколения, новых экологически чистых материалов и изделий, новых, более эффективных методов дагностики и способов лечения, рационального использования ресурсов биосферы, нацеленных на охрану окружающей среды.

Дисциплина «Современные проблемы и методы биотехнологии» предусматривает рассмотрение теоретических основ новейших разделов биотехнологии и приобретение студентами знаний по методологии и ключевым направлениям современной биологической науки – протеомике, генетической инженерии, генной диагностики и генной терапии, новейших материалах, способах их синтеза и областях применения; метологии и направлениях биоинженерии, ориентированных на повышение экономической эффективности биотехнологий, а также современных методах физико-химического анализа клеточных макромолекул и целевых продуктов биотехнологии.

Цель курса – дать знания о новейших достижениях, направлениях исследования и практической реализации биотехнологической науки XXI века и обеспечить формирование у студентов представлений о революционных изменениях комплекса наук биологического направления в области генетической инженерии, геномике и протеомике, новейших достижений молекулярной биотехнологии.

Дисциплина «Современные проблемы и методы биотехнологии» относится к циклу М.3. – профессиональный цикл по направлению подготовки 020400.68 «Биология», программа подготовки магистров 020400.68.01 «Микробиология и биотехнология» укрупненной группы 020000 «Естественные науки».

Дисциплина «Современные проблемы и методы биотехнологии» формирует следующие компетенции магистров:

В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ОК-2: способен к инновационной деятельности;

ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня;

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ОК-5: проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, способен брать на себя всю полноту ответственности способен к поиску решений в нестандартных ситуациях;

ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные:

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

в) в соответствии с видами деятельности:

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

Трудоемкость дисциплины: 2,0 зачетные единицы (72 часа).

1.2. Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины: формирование у студентов знаний и умений в сфере потенциала, методологии и компетенций современной биотехнологии, новейших технологиях получения и использования генетически модифицированных организмов и продуктов, базирующихся на достижениях молекулярной биологии, молекулярной генетики и молекулярной биотехнологии.

Знания:

научных основ молекулярной биотехнологии;

основных направлений получения и использования генетически модифицированных организмов различного уровня организации;

научных основ новейших направлений и технологий получения целевых генно-инженерных продуктов для различных областей применения;

научных основ генной диагностики и генной терапии;

понятия необходимости соблюдения этических норм и стратегии риска при развитии биотехнологических технологий;

направлений исследований и стратегии применения новых безопасных материалов, получаемых биотехнологическими способами;

научных основ современных методов аналитики важнейших клеточных макромолекул и целевых продуктов биотехнологии;

методологии биоинженерии органов и тканей.

Умения:

ориентироваться в современных направлениях и новейших методах биотехнологии (геномике, протеомике, генетической инженерии, биоматериаловедении и современной аналитике);

использовать знания по новейшим направлениям современной биотехнологии при изучении специальных дисциплин;

применять полученные знания для повышения качества жизни людей;

использовать полученные данные при написании рефератов, статей, научных проектов.

1.3. Межпредметная связь

Для освоения данного курса необходимы базовые знания по биохимии, генетике, микробиологии, общей биотехнологии. В ходе освоения курса студенты применяют знания и используют навыки, полученные в рамках обучения по программе большого практикума по общей генетике, биохимии, биотехнологии, лекционных курсов по молекулярной биологии, генетике, курса «Введение в биотехнологию» и соответствующих практикумов.

Знания, получаемые по данной дисциплине, интегрируют приобретенные знания и умения в области цитологии, молекулярной биологии и молекулярной генетики, новейших направлений и методов биотехнологии, спецкурсов по молекулярной генетике, протеомике, генетической и клеточной инженерии.

Компоненты УМКД «Современные проблемы и методы биотехнологии» (учебное пособие, лабораторный практикум, методические указания по самостоятельной работе, банк тестовых заданий, презентационные материалы) служат основой для:

– освоения студентами дисциплины «Современные проблемы и методы биотехнологии»;

– подготовки магистерских диссертаций, тематика которых соответствует уровню науки и техники в новейших областях биотехнологии;

– получения фундаментальной основы, необходимой для проведения на высоком методическом уровне научно-исследовательских работ в области современной биотехнологии, а также подготовки высококвалифицированных специалистов для производственной деятельности на предприятиях микробиологической и биотехнологической промышленности.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 1

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего, зачетных

единиц (часов)

Семестр

10

Общая трудоемкость дисциплины

2,0 (72)

2,0 (72)

Аудиторные занятия:

0,83 (30)

0,83 (30)

лекции

0,28 (10)

0,28 (10)

лабораторные работы (ЛР)

0,42 (20)

0,42 (20)

промежуточный контроль

0,11 (4)

0,11 (4)

Самостоятельная работа:

1,17 (42)

1,17 (42)

изучение теоретического курса (ТО)

1,05 (38)

1,05 (38)

реферат

0,11(4)

0,11(4)

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

3. Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)

Разделы дисциплины приведены в табл. 2.

Таблица 2

п/п

Раздел

дисциплины

Лекции,

зачетные

единицы

(часы)

ЛР,

зачетные

единицы

(часы)

Самостоятельная

работа,

зачетные

единицы

(часы)

Формируемые

компетенции

1

Модуль 1. Введение в предмет «Современные проблемы и методы биотехнологии»

0,03 (1)

0,17 (6)

ОК — 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 13

2

Модуль 2. Трансгенные организмы

0,03 (1)

0,11(4)

0,17 (6)

ОК — 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 13

3

Модуль 3. Медицинская биотехнология: основы молекулярной терапии и диагностики социально значимых заболеваний

0,06 (2)

0,11 (4)

0,17(6)

ОК — 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 13

4

Модуль 4. Культура растительных клеток и тканей

0,06 (2)

0,11(4)

0,17 (6)

ОК — 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 13

5

Модуль 5. Биотехнология новых материалов: биосинтез, свойства, области применения

0,06 (2)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст