Учебная программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 7 Медицинская био

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологии

____________/ Сапожников В.А. /

«_____»_____________2008 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина _____ СД.Ф.7 Медицинская биохимия ____

Укрупненная группа ____020000 — Естественные науки .

Специальность ___________ 020208.65 — Биохимия .

Институт Фундаментальной биологии и биотехнологии .

Кафедра Физико-химической биологии__ _

Красноярск

2008

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 — Естественные науки

__________________________________________________________________

(указывается номер и наименование укрупненной группы)

специальности 020208.65 — Биохимия

(указывается номер и наименование направления ( специальности)

Программу составили: доцент Субботина Т.Н.

Заведующий кафедрой ____________________ В.А. Кратасюк

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»____________2008г.

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры физико-химической биологии

«_____»____________2008г. протокол

Заведующий кафедрой ________________________ В.А. Кратасюк

(фамилия, и. о., подпись)

Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ _____________

__________________________________________________________________

«_____» __________________ 200___ г. протокол № _____________

Председатель НМСФ _____________________В.А. Сапожников

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 200__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой _________________________

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Целью изучения дисциплины является соединение фундаментальных сведений по биохимии человека и возможность использования этих знаний в клинической практике.

1.2 Задачи изучения дисциплины

В задачи изучения дисциплины входит:

● ознакомление студентов с современными сведениями по клинико-биохимическим основам нормы и патологии, а также лабораторной диагностике некоторых внутренних болезней.

● формирование представлений о принципах использования биохимических тестов для оценки нарушений здоровья человека и постановки клинического диагноза.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: теоретические основы, достижения и проблемы современной биохимии, в том числе медицинской биохимии и клинической лабораторной диагностики;

уметь: использовать приобретенные знания и навыки для решения задач медицинской биохимии, ветеринарной биохимии, биотехнологии, биологического контроля окружающей среды

владеть: широким спектром аналитических методов и подходов биоорганической и биологической химии;

1.3 Межпредметная связь

Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Биология», «Физиология человека и животных с основами высшей нервной деятельности», «Биохимия и молекулярная биология», «Цитология с основами гистологии», «Энзимология». Курс «Медицинская биохимия» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Методы биохимических исследований», «Молекулярные механизмы гормональной регуляции», «Молекулярная биология», «Химия патологических процессов», «Патофизиология крови». Знания медицинской биохимии – необходимая база для проведения большого практикума, а также для выполнения курсовых работ, подготовки бакалаврских квалификационных работ, тематика которых связана с необходимостью использования знаний по биохимии человека в клинической практике.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

8

Общая трудоемкость дисциплины

70ч

()

70ч

()

Аудиторные занятия:

32ч

32ч

Лекции

32ч

32ч

Самостоятельная работа:

38ч

38ч

изучение теоретического курса (ТО)

20ч

20ч

Реферат

Задачи

10ч

10ч

Вид промежуточного контроля

Зачёт

Зачёт

3 Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

Таблица 3.1.

п/п

Разделы дисциплины

Лекции,

часов

ПЗ или СЗ

часов

ЛР

часов

Самостоятельная работа, часов

1

Медицинская энзимология

14ч

2

Белки и другие азотсодержащие соединения плазмы крови в клинической диагностике

3

Исслелование обмена углеводов

4

Липиды и липопротеины: обмен и его нарушения

5

Водно-электролитный баланс и кислотно-основное состояние организма

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

1. Медицинская энзимология – 14 ч.

1.1. Введение в медицинскую биохимию – 2ч.

Медицинская биохимия как наука. Разделы медицинской биохимии: патологическая и клиническая биохимия. Биохимические основы патологических состояний, основные причины заболеваний. Стадии развития заболевания. Биохимические исследования в клинике. Спектр клинико-биохимических исследований: «базовые» или «основные», специальные и ургентные (тесты при неотложных состояниях). Порядок проведения биохимических исследований. Подготовка обследуемых лиц к анализу. Правила взятия биологического материала. Правила хранения биологического материала. Трактовка результатов анализа. Способы выражения биохимических результатов. Вариабельность результатов исследований. Аналитические вариации: точность и аккуратность, чувствительность и специфичность, референтные уровни. Понятия «ложно позитивных» и «ложнонегативных» результатов. Биологические и другие факторы, влияющие на интерпретацию результатов исследований. Биохимические исследования, проводимые вне лабораторий.

1.2. Энзимопатологии — 2ч.

Врождённые (наследственные) энзимопатии. Классификация. Механизм возникновения наследственных энзимопатий. Метаболический блок обмена веществ. Приобретённые энзимопатии: пищевые и токсические. Клинические проявления энзимопатий. Энзимопатии с клиническими проявлениями. Относительно бессимптомные энзимопатии. Бессимптомные энзимопатии.

1.3. Энзимодиагностика: распределение ферментов в организме и уровень их активности – 2ч.

Субклеточная локализация ферментов. Органная специфичность в распределении ферментов. Ферменты сыворотки крови, различные классификации. Секреторные, индикаторные и экскреторные ферменты. Функциональные и нефункциональные ферменты. Факторы, влияющие на уровень ферментов во внеклеточной жидкости. Диагностическое значение снижения ферментативной активности. Неспецифическое физиологическое и патологическое повышение активности ферментативной активности. Источники ошибок при проведении лабораторных анализов: доаналитические, аналитические и постаналитические ошибки. Стабильность ферментов при хранении.

Недостатки ферментативного анализа. Основные принципы дифференциальной диагностики при использовании ферментативных тестов. Ранняя диагностика острого инфаркта миокарда. Диагностическая эффективность, чувствительность и специфичность ферментативных тестов.

1.4. Энзимодиагностика: активность ферментов плазмы крови – 2ч.

Определение активности ферментов. Характеристика стационарных (по конечной точке) и кинетических методов определения активности ферментов. Прямой и непрямой оптический тест Варбурга. Расчёт ферментативной активности при определении активности по конечной точке и при кинетическом определении.

1.5. Использование ферментов в лабораторной практике (часть 1) – 2ч.

Применение ферментов в качестве аналитических реагентов. Обнаружение самих ферментов в сыворотке крови при поражении органов и тканей. Характеристика ферментов, наиболее значимых в энзимодиагностике. Лактатдегидрогеназа.

1.6. Использование ферментов в лабораторной практике (часть 2) – 2ч.

Аминотрансферазы: аспартатаминотрансфераза (АсАт) и аланинаминотрансфераза (АлАт). α-Амилаза. Креатинкиназа. Щелочная и кислая фосфатазы. Холинэстераза. Липаза. γ-Глутамилтрансфераза.

1.7. Энзимотерапия – 2ч.

Использование ферментов в качестве лекарственных препаратов. Заместительная терапия (введение отсутствующего фермента). Использование ферментов в качестве агентов, специфически разрушающих продукты обмена веществ в организме больного. Использование ингибиторов ферментов в качестве лекарственных препаратов.

Белки и другие азотсодержащие соединения плазмы крови – 4ч.

2.1. Неферментативные белки плазмы крови – 2ч.

Неферментативные белки плазмы крови. Общая характеристика, функции, основные представители фракций белков плазмы крови. Нормопротеинемия, гипопротеинемия, гиперпротеинмия. Альбумины крови. Транспортные белки плазмы крови: трансферрин, гаптоглобин, гемопексин. Белки – ингибиторы пртеаз, α1-Антитрипсин. Белки острой фазы: α1-Антитрипсин, С-реактивный белок, гаптоглобин, фибриноген.

2.2. Небелковые азотсодержащие низкомолекулярные соединения2ч.

Небелковые азотистые компоненты крови. Общая характеристика, состав небелкового азота. Резидуальный азот. Ретенционная почечная- и внепочечная азотемия. Продукционная азотемия. Основные небелковые азотистые компоненты крови: мочевина, мочевая кислота, креатин, креатинин. Понятие «почечного порога». Беспороговые вещества. Клиренс креатинина – индикатор функции почек.

3. Исследование обмена углеводов – 2ч.

3.1. Гомеостаз глюкозы крови — 2ч.

Источники глюкозы крови. Усваиваемые и неусваиваемые углеводы пищи. Роль печени в обмене углеводов. Гормональная регуляция концентрации глюкозы в крови: инсулин, глюкагон, гормон роста, адреналин, кортизол. Взаимосвязь метаболизма глюкозы, неэтирифицированных жирных кислот и кетоновых тел.

4. Липиды и липопротеины: обмен и его нарушения – 4ч.

4.1. Структура, свойства и метаболизм липидов и липопротеинов –2ч.

Характеристика основных групп липидов: жирные кислоты, триацилглицерины, фосфолипиды, холестерин. Липопротеины: структура, номенклатура и функции. Основные аполипопротеины: апо А, апо В, апо С и апо Е. Экзо- и эндогенный метаболизм липопротеинов.

4.2. Нарушения обмена липидов – 2ч.

Нарушения метаболизма липопротеинов. Дислипидемии. Гиперлипидемия первичная и вторичная. Семейная гиперхолестеринемия и семейный дефект аполипопротеина В100. Полигенная гиперхолестеринемия. Семейная комбинированная гиперлипидемия. Семейная дисбеталипопротеинемия. Семейная гипертриглицеридемия. Синдром хиломикронемии. Гиперальфалипопротеинемия. Исследования при гиперлипидемии. Лечение гиперлипидемии: диета, лекарственные препараты, экстракорпоральное удаление жиров, хирургическое лечение.

5. Водно-электролитный баланс и кислотно-основное состояние организма – 8ч.

5.1. Водный и натриевый обмен – 2ч.

Водно-электролитный баланс организма: основные понятия: водные пространства организма, электролиты, концентрация, осмоляльность. Водный и натриевый баланс. Обмен воды в норме. Антидиуретический гормон и регуляция осмоляльности. Обмен натрия в норме. Регуляция обмена натрия альдостероном. Предсердный натрийуретический гормон. Регуляция объёма жидкости. Гипернатриемия. Возможные причины гипернатриемии. Потеря воды. Потеря воды и натрия. Увеличение содержания натрия во внеклеточной жидкости. Клиническая картина и лечение гипернатриемии. Другие причины нарушения осмоляльности, понятие осмоляльного сдвига. Гипонатриемия, вызванная задержкой воды. Безотёчная гипонатриемия и её лечение. Отёчная гипонатриемия и её лечение. Гипонатриемия, вызванная потерей натрия. Псевдогипонатриемия.

5.2. Обмен калия и внутривенная инфузионная терапия – 2ч.

Калиевый баланс в организме. Калий сыворотки крови. Понятия метаболического ацидоза и алколоза. Причины гиперкалиемии и её лечение. Причины гипокалиемии и её лечение.

Внутривенная инфузионная терапия. Планирование инфузионной терапии – обследование пациентов. Жидкости, применяемые в инфузионной терапии. Способы их введения. Мониторинг водозаместительной терапии.

5.3. Кислотно-основное состояние организма – 2ч.

Продукция кислот в организме. Буферные системы организма во внеклеточной и внутриклеточной жидкости. Физиологические механизмы контроля кислотно-основного состояния. Функциональное состояние лёгких и кислотно-основное состояние. Функциональное состояние желудочно-кишечного тракта и кислотно-основное состояние.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст