Учебная программа дисциплины дисциплина гсэ. Р. 2 «Палеонтология

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

СОГЛАСОВАНО:

Директор ИФБиБТ

_____________/В.А. Сапожников /

«_____» _____________2009 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ИЭУиП

__________________/Е.Б. Бухарова /

«_____» _____________2009 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина ГСЭ.Р.2 «Палеонтология»

(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)

Укрупненная группа 020000 – Естественные науки

(номер и наименование укрупненной группы)

Специальность 020208.65 Биохимия

(номер и наименование направления, специальности)

Институт Фундаментальной биологии и биотехнологии

Кафедра Физико-химической биологии

Красноярск

2009

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки

Специальности 020208.65 – Биохимия

Программу составил:_к.г.-м.н., доцент Махлаев М.Л._______________________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Эволюционного ландшафтоведения и исторической экологии

«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой Ямских Г.Ю. ______________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________201__г.

Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой Физико-химической биологии

«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой Кратасюк В.А.__________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

Рабочая программа обсуждена на заседании НМС Института экономики, управления и природопользования____________________________________________________________

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ _Витковская Л.К._________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор Бухарова Е.Б.___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

Программа разработана и утверждена для студентов 2008 года набора

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Основная цель изучения курса:

Среди дисциплин, изучаемых студентами естественнонаучных специальностей, курс «Палеонтология» занимает важное место. Цель палеонтологии как биологической науки — изучение органического мира прошлых геологических эпох с его законами развития во времени и в пространстве. Объектами палеонтологии являются ископаемые, т.е. окаменевшие остатки организмов (Fossils) или следы их жизнедеятельности. Изучая ископаемые остатки вместе с вмещающими их породами разного возраста, палеонтология позволяет определить относительный возраст пород, стратифицировать геологические разрезы, дать представление об условиях осадконакопления отложений. Особое внимание уделяется тем группам организмов, которые имеют биостратиграфическое и породообразующее значение для отдельных отрезков геологического времени — «руководящими ископаемыми». Именно на этих группах фауны и флоры основаны методы биостратиграфической корреляции разрезов. Развитие органического мира прошлых геологических эпох является частью общей эволюции Земли во времени. Это обстоятельство определяет связь палеонтологии с современными направлениями биологии.

1.2. Задачи изучения дисциплины

При изучении данного курса студенты получают навыки работы с ископаемыми остатками, их определениями по существующим справочникам, выяснение экологии существования.

В результате изучения курса палеонтология студент должен:

— знать основы классификации и систематики органических объектов;

— уметь определять остатки ископаемой фауны на уровне родов с использованием соответствующих справочников и пособий;

— знать комплексы «руководящих ископаемых» для различных стратиграфических подразделений фанерозоя;

— знать экологию отдельных таксонов органического мира;

— уметь анализировать систематический состав ископаемых организмов и палеоэкологические условия их существования с целью восстановления палеогеографических особенностей осадочных бассейнов прошлых геологических эпох, видеть связь.

1.3. Межпредметная связь

Палеонтология – раздел естествознания, предметом изучения которого является органический мир прошлого. Иногда «по смыслу» переводится как «наука о древней жизни». Палеонтология как раздел научного знания находится на стыке биологических и геологических наук, входя в равной мере в сферу интересов и тех, и других. Поскольку палеонтология изучает органический мир – это наука, безусловно, биологическая. Но исследовать органический мир прошлого можно только по тем остаткам некогда существовавших организмов, которые сохранились в составе отложений и осадочных горных пород, сформировавшихся в геологическом прошлом. Их исследование – это предмет наук геологических. При этом не только объект исследования, но и основы методологии – те же, что и для всех геологических дисциплин, начиная с основополагающего для всех геологических наук метода актуализма.

Таким образом, палеонтология может быть определена как наука, изучающая органический мир прошлых геологических эпох и закономерности его изменения. Её предмет находится в области пересечения биологических и геологических наук. Соответственно, палеонтология теснейшим образом связана как с биологическими, так и с геологическими науками, а в определённой мере, и с географическими. Для изучения палеонтологии необходимы знания по дисциплинам «Зоология», «Ботаника».

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

4

Общая трудоемкость дисциплины

132

132

Аудиторные занятия:

54

54

Лекции

36

36

практические занятия (ПЗ)

18

18

семинарские занятия (СЗ)

лабораторные работы (ЛР)

другие виды аудиторных занятий

промежуточный контроль

Самостоятельная работа:

78

78

изучение теоретического курса (ТО)

67

67

курсовой проект (работа):

расчетно-графические задания (РГЗ)

Реферат

Задачи

Задания

10

10

другие виды самостоятельной работы

1

1

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

3. Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

часы

ПЗ или СЗ

часы

ЛР

часы

Самостоятельная работа часы

36

18

78

1.1

Палеонтология как геологическая и биологическая наука

4

2

10

1.2

Основы классификации и систематики органического мира Земли

8

3

12

1.3

Палеозоология беспозвоночных

8

5

18

1.4

Палеозоология позвоночных

8

4

20

1.5

Палеоботаника

8

4

18

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Тема 1.1. Палеонтология как геологическая и биологическая наука

Палеонтология — наука о вымерших организмах. Окаменелости или фоссилии — объект палеонтологических исследований. Подразделения палеонтологии: палеозоология, палеоботаника, микропалеонтология, палеоэкология, тафономия. Значение палеонтологии для эволюционного учения. Роль работ Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье, Ч. Дарвина, В.О. Ковалевского в развитии палеонтологии. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция жизни на Земле: доклеточный и клеточный этапы. Абиотическая (неживая) и биотическая среда существования организмов. Взаимоотношение организмов между собой: симбиоз, комменсализм, паразитизм. Экология организмов, экологическая ниша, палеоэкология. Биономия моря. Важнейшие биономические группировки морских организмов: планктон, нектон, бентос и их признаки. Факторы абиотической среды, влияющие на распределение организмов в морских и океанических бассейнах. Условия обитания и распространения организмов на суше. Понятие о зоо- и фитогеографических провинциях. Последовательность смен флор и фаун во времени. Тафономия как наука о захоронении организмов и сохранении их в ископаемом состоянии. Понятия тафономии: тафоценоз, танатоценоз, ориктоценоз.

Тема 1.2. Основы классификации и систематики органического мира Земли.

Понятие об организме. Таксономические подразделения органического мира. Прокариоты и эукариоты. Особенности строения организмов. Понятие о ткани и органе. Размножение и развитие организмов. Соотношение между онтогенезом и филогенезом. Понятие о виде. Ареал вида. Представление о «руководящих ископаемых». Характеристика основных породообразующих организмов.

1.3. Палеозоология беспозвоночных.

Подцарство простейшие или одноклеточные животные — Protozoa. Основы систематики, подразделения на типы. Тип Sarcodina (саркодовые). Деление на подтипы и классы:Foraminifera — фораминиферы, Radiolaria — радиолярии. Принципы систематики и характеристика классов, отрядов, родов. Распространение во времени, участие в породе-образовании, значение для стратиграфии нефтегазоносных отложений. Подцарство многоклеточных животных — Metazoa. Примитивные многоклеточные: тип Spongiata — спонгиаты, тип Archaeocyathi — археоциаты. Характеристика типов, основы систематики. Распространение во времени, значение для стратиграфии и породообразования. Настоящие многоклеточные. Общая характеристика организмов и подразделение на разделы и типы. Раздел радиально-симметричные или двухслойные — Radiata. Тип Cnidaria — стрекающие. Общий обзор строения и деление на классы. Строение организмов и их скелетов, принципы систематики и характеристика подклассов, отрядов, родов. Экология организмов и распространение во времени. Участие в породообразовании и рифообразовании. Раздел двусторонне-симметричные или трехслойные — Bilateria. Тип Annelides — аннелиды, высшие черви или кольчатые. Общая характеристика. Экология, распространение во времени. Значение для палеогеографии следов жизнедеятельности червей. Тип Arthropoda — членистоногие. Обзор строения, принципы систематики, деление на подтипы и классы, характеристика подклассов, отрядов, родов. Класс Trilobita — трилобиты. Строение панциря, основы систематики, экология. Значение для стратиграфии кембрийских и ордовикских отложений. Класс Crustacea — ракообразные. Строение организмов, основы систематики. Экология, значение для стратиграфии. Тип Mollusca — мягкотелые. Общий обзор строения, деление на классы. Класс Gastropoda — брюхоногие. Строение раковины. Принципы систематики и признаки подклассов, отрядов, родов. Геологическое строение и стратиграфическое значение. Класс Bivalvia — двустворчатые моллюски. Общий очерк строения, морфология раковины. Принципы систематики, деление на отряды и роды. Экология. Геологическое распространение и значение для стратиграфии и породообразования. Класс Cephalopoda — головоногие. Общий очерк строения, принципы систематики, характеристика подклассов, отрядов, родов. Экология головоногих. Значение для стратиграфии и корреляции верхнепалеозойских и мезозойских отложений нефтегазоносных провинций. Тип Briozoa — мшанки. Общий очерк строения. Признаки типа, деление на классы, отряды. Экология, значение для стратиграфии и породообразования. Тип Brachiopoda — плеченогие. Строение тела и раковины. Принципы систематики. Характеристика классов, отрядов, родов. Экология брахиопод, значение для стратиграфии и корреляции палеозойских отложений. Тип Echinodermata — иглокожие. Признаки типа. Деление на подтипы и классы. Класс Cystoidea — морские пузыри. Строение скелета, распространение во времени. Экология, значение для стратиграфии.

Класс Crinoidea — морские лилии. Строение скелета. Экология. Особенности эволюции класса. Распространение во времени, значение для породообразования.

Класс Echinoidea — морские ежи. Основы классификации и подразделение на отряды и роды. Экология, распространение во времени, значение для стратиграфии. Тип Hemichordata — полухордовые. Признаки типа. Деление на классы. Краткая характеристика классов. Класс Graptolithina — граптолиты. Особенности строения колоний, подразделение на подклассы и отряды. Связь ископаемых остатков граптолитов с фациями. Значение граптолитов для стратиграфии нижнепалеозойских отложений.

1.4. Палеозоология позвоночных

Тип Chordata — хордовые. Основные признаки типа. Деление на подтипы и классы.

Класс Conodonti — конодонты. Строение и состав скелета. Основы систематики. Экология, распространение во времени, значение для стратиграфии. Подтип Vertebrata — позвоночные. Строение скелетов и твердых образований. Основы классификации и характеристика отдельных таксономических категорий. Значение позвоночных для стратиграфии континентальных отложений и для палеогеографии. Надкласс Pisces — рыбы. Особенности строения. Основы систематики и характеристика отдельных классов. Экология. Роль рыб в эволюции позвоночных. Значение для стратиграфии. Надкласс Tetrapoda — четвероногие. Общие черты строения и особенности отдельных классов четвероногих. Классы Amphibia — земноводные, Reptilia — пресмыкающиеся, Aves — птицы, Mammalia — млекопитающие. Принципы систематики. Экология. Значение исследований В.О. Ковалевского по фауне ископаемых копытных для развития эволюционной палеонтологии. Геологическое распространение четвероногих. Значение их остатков для стратификации континентальных и угленосных отложений и для палеогеографии.

1.5. Палеоботаника

Предмет и задачи палеоботаники. Палинология — подразделение палеоботаники. Сохранение растений в ископаемом состоянии. Роль растений как породообразователей. Методы изучения растений. Краткая характеристика основных подразделений. Значение палеоботаники для стратификации континентальных и угленосных отложений и для палеогеографии.

3.3 Практические (семинарские) занятия

№ раздела дисциплины

Темы занятий, трудоемкость

Модуль I. Палеонтология

1.1 Палеонтология как геологическая   и биологическая наука

2 часа

1.2 Основы классификации и систематики органического мира Земли. 3 часа

1.3 Палеозоология беспозвоночных. 5 часов

1.4 Палеозоология позвоночных. 4 часа

1.5 Палеоботаника. 4 часа

3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

3.5 Самостоятельная работа*



Страницы: 1 | 2 | Весь текст