Учебная программа. «Адаптация слепых и слабовидящих в условиях т

Учебная программа.

«Адаптация слепых и слабовидящих в условиях туристско-краеведческой деятельности».

(для коррекционной школы 3 и 4 вида)

Автор; Гостев А. Ю.- инструктор по реабилитационному туризму СПБРОВОС

Краткая характеристика вида деятельности. Связь с основным (школьным) образованием.

Основой данной программы являются блоки начальной туристской подготовки из комплексной образовательной программы Станции юных туристов. Программа предусматривает приобретение учащимися основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирование на местности, ведения краеведческих и экологических наблюдений, оказания первой медицинской помощи. Особенностью данной программы является расширение эколого-краеведческого блока, которое включает знакомство как с уникальными культурно-историческими, так и с природными памятниками (заповедниками и заказниками) области и коррекционная направленность программы, связанная со спецификой работы со школьниками, имеющими нарушения зрения. При организации и проведении всех видов физических упражнений, практических выездов, походов, игр, педагог должен, учитывать индивидуальные особенности зрительного восприятия учащихся для получения ими доступной и качественной информации об окружающей предметной и социальной среде. Для этого необходимо использовать максимально возможное число наглядных средств обучения. Этим обусловлены некоторые особенности методики проведения занятий, подачи учебного материала, а также его изменение и дополнение. В процессе занятий туризмом со слепыми и слабовидящими детьми необходимо использовать бисенсорное восприятие, что во время проведения теоретических и практических занятий положительно влияет на развитие представлений об окружающем мире, и, в то же время, содействует эффективному усвоению учебного материала.

Программа предусматривает начальную туристскую подготовку, позволяющую завершить изучение программы зачетным степенным походом с основами краеведческого и экологического исследования местности. Район проведения и маршрут похода согласовывается с родителями учащихся.

Программа связана с некоторыми основными школьными предметами: география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, трудовое обучение. Необходимость практического применения знаний, умений и навыков усиливает интерес у слепых и слабовидящих учащихся к углублённому изучению данных предметов.

1. Цель программы.

Целью программы является всестороннее развитие личности учащегося с нарушенным зрением, направленное на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического потенциала и включение в массовые туристские мероприятия Санкт-Петербурга.

Проведение экспедиционных выездов и выездных практических занятий позволяют учащимся лучше узнать свой родной край, расширить кругозор, стать активными членами общества, также способствует оздоровлению учащихся и пропаганде здорового и активного образа жизни.

2. Задачи программы

Организационно-педагогические условия, необходимые для реализации программы, обеспечиваются в процессе решения следующих задач:

Образовательных: знакомство с различными видами туризма (пешеходный, лыжный, спелео и т.д.); организация образовательного процесса в системе занятий и итоговых мероприятий, обеспечивающих овладение учащимися с нарушенным зрением основными навыками начальной туристской подготовки; расширение и углубление знаний по экологии, краеведению, биологии, физике, географии, ОБЖ;

Воспитательные: духовное и нравственное воспитание детей и подростков, выработка гражданской позиции, воспитание чувства долга перед Родиной, семьей и коллективом. Ознакомление детей с национальными и культурно-историческими традициями страны и города. Воспитание чувства гордости у детей, как жителей России и Санкт-Петербурга; Психологическая подготовка и воспитание волевых качеств: навыков общения со зрячими сверстниками, руководителем, младшими товарищами (развитие толерантности и коммуникативности), в том числе в замкнутом коллективе, в походных условиях при больших физических нагрузках. Выявление лидерских способностей у членов группы с дальнейшим привлечением их в качестве капитанов команд или инструкторов

Развивающие: развитие навыков социально-бытовой и пространственной ориентировки, зрительного восприятия детей с нарушением зрения, обогащение представлений об окружающем мире, организация взаимодействия со зрячими сверстниками в процессе участия в туристских слётах, соревнованиях, походах; формирование черт личности, обеспечивающих успешную адаптацию в социуме: любознательность, инициативность, самостоятельность, реактивность; повышение функциональных возможностей организма, компенсация недостаточной двигательной активности, укрепление физического здоровья школьников. Закаливание организма, тренировка силы и выносливости у детей. Организация внеурочных мероприятий, активного отдыха после школы.

Проектная наполняемость детских объединений по годам обучения.

1 год

2 год

3 год

15 чел.

12 чел.

10 чел.

1 год

2 год

3 год

216

288

324

6 часов в неделю

8часов в неделю

9 часов в неделю

3. Продолжительность освоения программы3 года.

Уровень освоения программы:

1-2 год обучения – общекультурный, 3 год – углублённый.

4. Характеристика учащихся.

Содержание программы предназначено для усвоения учащимися с нарушенным зрением 7-11 классов, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. По завершении работы по настоящей программе учащимся могут быть предложены специализированные программы для третьего, четвертого годов обучения, содержание которых будет наиболее отвечать пожеланиям педагога и учащихся, продолжающих обучение в кружках СЮТура.

5. Формы и методы обучения.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе являются выездные практические занятия. Главная задача педагога – дать учащимся основы туризма, ориентирования, краеведения, экологии, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников). Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли закрепить теоретические знания на практике, осмыслить предложенный практический и наглядный материал, участвуя в соревнованиях, конкурсах и слетах.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

-лекции, в том числе с использованием наглядных средств обучения;

практические занятия в помещении;

тренировочные выезды, сборы;

работа в интегрированной группе (включение в выездные мероприятия

сверстников из массовых школ);

конкурсы; игры;

соревнования и слеты;

походы;

экскурсии;

самостоятельная работа учащихся (работа с картой и специальной литературой, проведение простейших наблюдений);

6. Формы промежуточной и итоговой аттестации.

Участие в тематических конкурсах, играх и соревнованиях ГорСЮТура

Методы отслеживания результативности.

С целью диагностики достижений учащихся и коррекции образовательного процесса регулярно применяются следующие методы:

тестирование, анкетирование, контрольные выезды;

участие в тематических играх, конкурсах, соревнованиях и проведение анализа индивидуальной и групповой результативности учащихся;

проведение и анализ летнего похода.

7. Ожидаемые результаты по итогам обучения.

Достижением целей программы является освоение начальной туристской подготовки, позволяющее подготовить и совершить зачетный степенной поход с основами краеведческого и экологического наблюдения, что способствует формированию общей культуры личности, правильному поведению в природе и обществе, а так же повышению уровня адаптации детей с тяжелыми нарушениями зрения.

Учащиеся 1 года обучения должны:

-приобрести первичные туристско-бытовые умения и навыки;

совершить степенной поход-путешествие;

сформировать представление о туристско-краеведческой деятельности;

повысить уровень коммуникативной культуры;

сформировать коллектив, способный к слаженным действиям по обеспечению жизнедеятельности на природе в однодневном походе в любое время года;

участвовать в соревнованиях районного ранга.

Учащиеся 2 года обучения должны:

— сформировать коллектив, способный к слаженным действиям по обеспечению жизнедеятельности на природе в походе с одной, двумя ночёвками в любое время года;

знать основные достопримечательности Ленинградской области;

участвовать в соревнованиях районного и городского ранга;

освоить приёмы спуска и подъёма на лыжах по крутым склонам;

уметь накладывать простейшие фиксирующие повязки при растяжениях, вывихах и ушибах;

обогащение представлений о туристско-краеведческой деятельности, развитие зрительного восприятия.

совершить зачётный поход 2 к.с.

Учащиеся 3 года обучения должны:

сформировать коллектив, способный к слаженным действиям по обеспечению жизнедеятельности на природе в многодневном походе в любое время года;

успешно взаимодействовать со зрячими сверстниками в процессе участия в соревнованиях различного ранга;

в совершенстве овладеть навыками выживания в экстремальных ситуациях.

совершить зачётный поход 2 к.с.

8. Условия пространственно-временного, материального, учебно-методического обеспечения.

8.1. Пространственно-временное обеспечение.

Занятия объединений учащихся проводятся:

— на базе образовательных учреждений;

— в музеях города;

— в парках города и области;

— в условиях природной среды на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области во время проведения выездных практических занятий и итоговых мероприятий.

8.2. Материальное обеспечение.

Приобретение необходимого для занятий личного снаряжения по предоставляемым педагогами спискам является заботой учащихся и их родителей. Групповое снаряжение и оборудование может предоставляться СЮТуром и образовательным учреждением.

8.3. Учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплекс (используемый в процессе реализации настоящей программы) включает в себя:

нормативные документы, определяющие формы туристско-краеведческой деятельности учащихся,

библиотеку отчетов о путешествиях школьников, находящуюся в распоряжении Маршрутно-квалификационной комиссии СЮТур,

постоянно корректируемый список литературы по проблемам детско-юношеского туризма, снабженный комментариями наиболее фундаментальных изданий,

туристскую периодику («Юный турист СПб», «Вестник детско-юношеского туризма Российской Федерации, и т.д.),

видеотеку.

Привлечение профессиональных кадров СЮТура к проведению тематических занятий и мероприятий.

Кроме этого занятия планируются с учетом участия команд СЮТур в городских массовых туристско-краеведческих мероприятиях.

Список литературы для учащихся:

Выголов В.П., Удралова Н.В. В край белых ночей. М.,Профиздат, 1986.

Замятнин Л.М. Скалолазы: спорт и профессия. Лениздат, 1982

Молодкин П.Ф. Школьное географическое краеведение. Ростов,1977

Хазанович К.К. Геологические памятники Ленинградской области. Л., Ленизда, 1982.

Юньев И.С. Краеведение и туризм. М., Знание, 1974

Энциклопедия туриста. М., БРЭ, 1989

Список литературы для педагога.

Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.,ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М.,ЦДЮТур МО РФ, 1994.

Ахметшин А.М. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей. Уфа, 2000..

Будовский А.Л. Система краеведческой и туристской работы — действенное средство реабилитации слепых и слабовидящих детей. // Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. / Минск, Полымя, 1991.

Благотворительная газета «Русский инвалид» СПб, № 7 – 8,2003.

Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство С-Петербурга: Город в необычном ракурсе. С-Пб, Свет.,1997.

Вульфов Б.З. Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М., Просвещение.,1978.

Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? М.,Политиздат.,1989.

Горбачевич К.П., Хабло Е. С. Почему так названы. СПб., Знание, 1996

Губаненков С.М. Обеспечение безопасности путешествий. СПб ГДТЮ, 1995.

Даринский А.В. Краеведение: Учебное пособие учителя, М., Просвещение,1987.

Даринский А.В. Санкт-Петербург 1703-1917. СПб., Свет, 1997

Дуткевич Я.И. Туристский поход как форма послеучебной реабилитации с учащимися школ слепых. \\ Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. Ч.1. М., Академия педагогических наук СССР, 1990

Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М., Академия 2002.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., Просвещение, 1990.

Жан Поль Хербек. Годятся ли горные походы для лиц с повреждённым зрением? ж. «Обозрение Европейских слепых. № XV 1977.

Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. Москва, Просвещение, 1984.

Кунцов Н.В. Туристский поход слабовидящих детей. \ Воспитательная работа в школах-интернатах для слепых детей. М.,1962.

Ковда Д.И. Организация досуга. / Наша жизнь, № 6, 1986

Константинов Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории:1918-1998г. М.,1998

Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.,ЦДЮТур МО РФ, 2002

Косторуб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1986

Кривошапова Л.И. Родник духовности. // Формирование и развитие гуманистических свойств личности инвалидов по зрению. Материалы научно-практической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей Российской Федерации. / Сост. Кантор В.З., Кочетков Ю.И., Рогушин В.К.,М., ВОС.,1994.

Лапин А. Я люблю ходить по земле. \\ Каждый день людям. Сборник очерков. М. , Просвещение.,1976.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, С-Пб., 1999

Лихачев Д.С. Экология культуры, № 7, 1979.

Луговьер Д.А. Организация и проведение чемпионатов по туризму. М., Турист, 1984

Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуации зимних условий. М., ЦДЮТур МО РФ, 1998.

Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. М., Просвещение., 1978.

Макареня А.А. Сурпаев Б.М. Гуманистическая концепция туризма как форма адаптации инвалидов к природной и социальной среде. \\ Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. Тезисы докладов и сообщений Международного конгресса по проблемам социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации инвалидов. Ч.1 .Тюмень.,1996.

Павлова В.П. Экскурсионно-краеведческая работа в системе гуманизации и развития личности слепых и слабовидящих школьников. // Формирование и развитие гуманистических свойств личности инвалидов по зрению. Материалы научно-практической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей Российской Федерации. / Сост. Кантор В.З., Кочетков Ю.И., Рогушин В.К., М.,ВОС.,1994.

Погодина В.Л. Курс краеведения «Твой Петербург» для начальной школы. СПб., Акцидент., 1997.

Продленный день в школе. Сост. Агафонова К.В., Зимина Р.Я., М., Просвещение., 1984.

Радченко В.В. Перевал в жизни. М. ВОС. 1994

Рогушин В.К. Медико-психологические функции пешеходного туризма инвалидов по зрению в структуре их социальной реабилитации//Материалы всероссийской научно-практиченской конференции, С-Пб., 2001

Семашко А.Н., Суна У.Ф. Развитие эстетической культуры молодежи. М., Знание., 1980.

Слесаренко Н.А. Социальная реабилитация слабовидящих школьников в условиях туристско-краеведческой работы.

Сорокин В.М. Психологические аспекты эстетического воспитания лиц с дефектами зрения. // Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. / Сост. Стернина Э.М., Рогушин В.К. М., ВОС.,1989.

Стернина Э.М. Роль эстетического воспитания в социально — трудовой реабилитации слепых и слабовидящих. // Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. / Сост. Стернина Э.М., Рогушин В.К. М., ВОС., 1989.

Строев К.Ф. Краеведение. Учебное пособие., М., Просвещение., 1974

Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М., Просвещение, 1990.

Юньев И.С. Краеведение и туризм. М., Знание, 1974

Тематический план учебной программы «Юные туристы»

1 год обучения

Разделы. Темы.

(этапы образовательного процесса)

Количество часов

Теория

Практика

всего

В поме-щении

На выездах и походах

11

Введение. История туризма. Виды туризма. Техника безопасности. Глоссарий.

4

4

22

Организация и подготовка туристских походов.

Подготовка к выездам, походам, соревнованиям. Техника безопасности на выездах и в походах. Правила движения в походе, преодоление препятствий. Распределение обязанностей в группе. Нормы некатегорийных туристских походов.

Техника и тактика туристских походов. Глоссарий.

5

5

2

12

33

Питание. Меню. Набор продуктов. Упаковка продуктов. Хранение продуктов. Приготовление пищи в полевых условиях. Приготовление пищи с использованием растительных ресурсов леса. Глоссарий.

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст