Участие женщин в общественно-политической и культурной жизни тад

На правах рукописи

Мирзорахимова Татьяна Мирзоазизовна

УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И

КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ТАДЖИКИСТАНА

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945ГГ.)

Специальность – 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание

ученой степени кандидата исторических наук

Душанбе

2006

Работа выполнена на кафедре истории таджикского народа

Таджикского государственного национального университета.

Научный руководитель–доктор исторических наук

Зикриёева Малика Файзиевна

Официальные оппоненты–доктор историчеких наук,профессор

Мирзоев Ниез Мирзобадалович

Кандидат исторических наук

Ашрапова Сайера Турсуновна

Ведущая организация– Таджикский педагогический институт языков

Защита состоится_____________________ 2006г. в 14-00 часов на заседании Диссертационного совета Д 737.004.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Таджикском государственном национальном университете по адресу: г. Душанбе, пр. Рудаки 17.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского государственного национального университета.

Автореферат разослан __________________ 2006г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета, кандидат

исторических наук, доцент Раджабова Д.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В Таджикистане половину населения составляют женщины и от их активной деятельности во многом зависит дальнейшее укрепление суверенитета и развитие республики. Об этом постоянно говорит и пишет Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов. В частности, в докладе «Достойная роль женщины в обществе и государстве», посвященной международному женскому дню, 7 марта 2006 года он подчеркнул, что «Повышение статуса женщины в обществе превратилось в одно из важных направлений политики государства.… В настоящее время участие женщин в государственных делах, в управлении отраслями экономики и социальной сферы вышло на беспрецедентный уровень…. Несмотря на это, хочу напомнить, что воспитание, выдвижение и расстановка грамотных, образованных и квалифицированных кадров из числа женщин и девушек во всех органах и местностях все еще не отвечает требованиям дня».1

С целью фактического повышения роли женщин в обществе необходимо эффективное использование исторического опыта работы по повышению общей и политической культуры женских масс. В частности, изучение и обобщение участия женщин Таджикистана в общественно-политической и культурной жизни в годы Великой Отечественной войны является актуальным и, безусловно, имеет научно-теоретическое и практическое значение. Во-первых, это будет способствовать дальнейшему повышению роли женщин в решении актуальных проблем суверенной Республики Таджикистан; во-вторых, использование данного опыта окажет практическую помощь в деле военно-патриотического воспитания женских масс и частичному привлечению их в ряды вооруженных сил; в-третьих, будет способствовать возрастанию деятельности культурных учреждений и гармоничному развитию личности женщин в XXI веке в условиях глоболизации общества.

Таким образом, исслеование темы «Участие женщин в общественно —политической и культурной жизни Таджикистана в годы Великой Отечественной войны» является актуальным, имеет научно-теоретическое, практическое и политическое значение, будет способствовать дальнейшему повышению роли женщин в укреплении независимости Республики Таджикистан.

Степень изученности темы. Выбор темы диссертации заключается в том, что она до настоящего времени не подвергалась специальному исследованию, хотя некоторые аспекты исследуемой проблемы частично нашли освещение в общих трудах, посвященных теме «Таджикистан в годы Великой Отечественной войны». Следует согласиться с выводом доктора исторических наук М.Ф. Зикриёевой о том, что «изучение опубликованных и неопубликованных работ по данной теме показало, что еще недостаточно написано и издано трудов, освещающих славные страницы истории женщин Таджикистана в годы Великой Отечественной войны. Поэтому, целесообразно с позиции нового видения подготовить и издать капитальный труд, посвященный героическому подвигу женщин республики в годы войны»1

Таким образом, научную литературу, относящуюся к исследуемой проблеме в рассматриваемый период, можно разделить на три группы. Первая группа — докторские и кандидатские диссертации.2 В докторских диссертациях Л.П. Сечкиной3, С. Рахимова4 приведены некоторые факты и цифры, свидетельствующее об участии женщин в сфере культурной жизни. Определенный научный интерес представляет докторская диссертация М. Ф. Зикриёевой «Историография проблемы женщин Таджикистана» (Душанбе: Ирфон, 2002), где специальная глава посвящена освещению роли женщин Таджикистана в годы Великой Отечественной войны в научной литературе.

Следует отметить, что в республике защищены три кандидатских диссертаций, посвященных истории женщин Таджикистана в годы Великой Отечественной войны. Так, если в диссертации Г.А. Мухтаровой5 освещается вклад женщин в сельскохозяйственное производство, то диссертация М. Махкамовой6 раскрывает трудовой подвиг женщин в сфере промышленности. В кандидатской диссертации С.Т. Ашраповой исследуется проблема освещения вклада женщин Таджикистана в победу Великой Отечественной войны на страницах периодических изданий7. К сожалению, в указанных кандидатских диссертациях фактически не затрагивается вопрос участия женщин в культурной жизни. Хотя, ради справедливости следует отметить, что в них встречаются отдельные примеры, свидетельствующие об участии женщин в общественно-политической жизни республики в те суровые годы войны.

Вторая группа – опубликованные научные труды и учебные пособия, посвященные истории Таджикистана в годы Великой Отечественной войны. Отдельные аспекты проблемы участия женщин в общественно-политической и культурной жизни республики освещены в многотомном коллективном труде, по истории Великой Отечественной войны1, «Истории таджикского народа», истории общественно-политических организации Таджикистана2. Проблемы патриотического воспитания девушек исследованы в монографии профессора Ф. Зикриёева3. В трудах докторов исторических наук Л.П. Сечкиной, С. Рахимова, Г.Х. Хайдарова, кандидатов исторических наук Дж. Усманова, М. Бобохонова, М. Шералиева, Ф. Караева и др. нашли отражение некоторые вопросы участия женщин в культурной жизни республики в годы Великой Отечественной войны4.

Третья группа – это монографии, брошюры и научные статьи, посвященные истории женщин Таджикистана, где также освещается вклад славных дочерей республики в разгром врага. В работах М.К. Гаффаровой, Р.А. Набиевой, С. Назаровой, С.А. Халиковой5 приведены факты, цифры о трудовом вкладе женщин в тылу, освещается их помощь фронту, героические подвиги дочерей Таджикистана на фронтах Великой Отечественной войны.

Особенно в связи с 50 –летием и 60-летием победы над фашизмом в журналах и научных сборниках опубликованы многочисленные статьи, где раскрывается деятельность женщин в сфере культурной жизни в годы войны1.

В честь 15-ой годовщины независимости Республики Таджикистан, года арийской цивилизации, 2700-летия города Куляба и VI форума таджиков мира издана коллективная монография под названием «Родник жизни», где нашли освещение некоторые славные страницы истории женщин Таджикистана в годы Великой Отечественной войны.2

Таким образом, изучение опубликованных и неопубликованных работ привело диссертанта к выводу о том, что до настоящего времени отсутствует специальное исследование, где комплексно раскрывается участие женщин в общественно-политической и культурной жизни республики Таджикистана в годы Великой Отечественной войны.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное изучение, обобщение и освещение деятельности женщин Таджикистана в общественно-политической и культурной жизни республики в годы Великой Отечественной войны. В соответствии с этой целью диссертант пытается решить следующие задачи:

–осветить участие женщин в общественно-политической жизни республики;

–проанализировать вклад женщин в работу советских органах и общественно-политических организаций;

–обобщить борьбу женщин за охрану здоровья трудящихся;

–раскрыть роль женщин в сфере народного образования;

–исследовать вклад женщин в развитие науки, литературы и искусства;

–выявить степень участия женщин в проведении культурно-воспитательной работы среди населения.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1941-1945 годы XX века, когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз и женщины страны внесли существенный вклад в разгром врага. Несмотря на трудности военного периода женщины фактически, заменяя мужчин ушедших на фронт, в тылу проводили многогранную работу в общественно-политической и культурной жизни Таджикистана.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые в историографии республики на основе богатого, разнообразного фактического материала комплексно исследуется участие женщин в мобилизации материальных и трудовых ресурсов на разгром врага, в политико-воспитательной, общественной и культурной жизни республики. С позиции нового видения в диссертации объективно раскрыты трудности, недостатки, упущения исследуемой проблемы и показаны успехи в привлечении женщин в работу советских, профсоюзных, хозяйственных организаций, учреждений культуры, народного образования, искусства и общественно-политическую жизнь. В целях патриотического воспитания девушек суверенного Таджикистана внесены также практические рекомендации по эффективному использованию исторического опыта вклада женщин в победу над фашизмом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы общественно-политическими организациями и учреждениями культуры в деле патриотического воспитания подрастающего поколения, особенно женской молодежи. Обобщения, выводы и фактический материал диссертации может быть использован при подготовке и издании работ по истории культуры, истории женщин Республики Таджикистан.

Материалы диссертации также можно использовать при чтении спецкурса в высших учебных заведениях, а также при написании учебных пособий, способствующих воспитанию подрастающего поколения в духе героического прошлого, массового патриотизма.

Методологическая основа исследования. Диссертант, опираясь на научные принципы, использует различные методы познания, такие, как анализ, обобщение, описание, сопоставление. Руководствуясь принципом историзма и с позиции диалектики, автор стремился осветить те перемены, которые произошли в деятельности женщин в сфере общественно-политической и культурной жизни Таджикистана в годы Великой Отечественной войны.

Источниковая база диссертации разнообразна, и ее можно разделить на следующие группы:

а) Архивные материалы. Ценные факты, цифры о деятельности женщин республики в годы Великой Отечественной войны находятся в фондах Центрального архива Республики Таджикистан, Партийного архива Института политических исследований Компартии Таджикистана, в архивах Министерств образования и культуры Республики Таджикистан. Перечень фондов даётся в тексте и в списке использованных источников и литературы.

б) Сборники документов. К ним относятся материалы статуправления1, сборники, посвященные женскому вопросу2, сборник документов «Из истории культурного строительства в Таджикистане 1941-1960гг. Сборник документов и материалов. Т.2. (Душанбе: Ирфон, 1972), где приводятся ценный материал и цифровые данные по исследуемой теме .

в) Периодическая печать, в частности газеты: «Точикистони Сурх», «Коммунист Таджикистана», «Ќизил Тожикистон», «Бадахшони Сурх», «Стахановец» и др., оказали практическую помощь автору в написании диссертации. Ценные материалы, документы опубликованные в периодической печати в связи с 30, 40, 50 и 60-летием Победы над фашизмом, где уделено особое внимание вкладу женщин в сферу культурной жизни республики.

г) Воспоминания ветеранов труда и войны3 в частности, женщин-работниц, инженерно-технического персонала: А. Саидовой4, С. Ахадовой5, Х.З. Тахировой6 и других оказали фактическую помощь в написании научной истории женщин в годы Великой Отечественной войны7.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного национального университета. Результаты исследования излагались на научных конференциях, основные обобщения, выводы автора отражены в опубликованных работах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, анализируется степень изученности проблемы, определены цель, задачи, хронологические рамки, методология и источниковая база, научная новизна, практическая значимость исследования.

В первой главе «Участие женщин в общественно-политической жизни Таджикистана» рассматриваются следующие вопросы: работа женщин по мобилизации материальных и трудовых ресурсов на разгром врага; деятельность женщин в советских и общественно-политических организациях; женщины республики в борьбе за охрану здоровья населения.

В диссертации отмечается, что одним из ярких страниц в истории страны являлся вклад женщин Таджикистана в дело мобилизации материальных и трудовых ресурсов на разгром врага. Они добровольно просили отправить их на фронт. Тысячи дочерей Таджикистана с оружием в руках и наравне с мужчинами уничтожали врага, вносили вклад в дело освобождения страны и народов мира от фашизма. Около 300 тысяч сыновей и дочерей Таджикистана отправились на защиту страны, некоторые из них пали смертью храбрых за Родину. В этом ратном деле достойное место занимали женщины. Боевой славой покрыли себя Ойгул Мухамаджанова, Нина Лобковская, Анзурат Исаева, Джанат Рахимова, Назира Умарова, Ином Курбанова, Аслия Максудова, Шахри Хайдарова, Махбуба Турсунова, Софья Ниязова, Хосият Рахматова, Саида Саидова, Анна Светличная, Саодат Алибоева и многие другие.

Автор, опираясь на первоисточники, приходит к выводу о том, что в республике в течение года была успешно осуществлена мобилизация сил и средств, которые с большой эффективностью использовались для удовлетворения потребностей фронта. Весь народный патриотизм тружеников тыла выразился в росте политической и трудовой активности, в тысячах трудовых подвигов, полной готовности отдать все силы на разгром врага.

В годы войны женщины проявили большую волю при организации, отправке на фронт отцов, братьев и сыновей. Они также проявили трудовой героизм в тылу, внесли лепту в дело превращения страны в боевой единый лагерь. Патриотизм женщин проявлялся и в том, что они на производстве заняли места ушедших на фронт мужчин, успешно трудились под лозунгами «Все для фронта, всё для победы!», «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!».

В главе обобщено участие женщин в движении по созданию фонда обороны, пополнения его сбором денег, облигации госзаймов, сдачей драгоценных металлов, ювелирных украшений, скота и т.д. Важной формой помощи фронту были воскресники, которые являлись иллюстрацией растущего патриотического движения среди женщин и дали десятки тысяч рук для полевых работ и промышленности. Заработанные во время воскресников средства полностью отдавали в фонд обороны страны. В этот фонд в республике было собрано 30,5 млн. руб. деньгами и 45,2 млн. руб. облигациями и, кроме того, было сдано 40750 пудов зернопродуктов. За годы войны трудящиеся Таджикистана подписались на Государственные военные займы на сумму свыше 805 млн. руб1. и приобрели лотерейных билетов на 130 млн. руб2. И в этих суммах есть большая доля женщин республики. Умелыми руками домохозяек изготовлялись теплые вещи и отправлялись на фронт. В сельских горных районах Памира были организованы кружки рукоделия, где женщины вечерами после утомительных дневных работ вязали носки, перчатки и т.д. К 1943г. колхозниками Таджикской ССР было собрано для подарков бойцам Красной Армии на 1 млн. 200 тыс. руб3. Из Таджикистана на фронт были отправлены 151 вагон подарков, 532 тыс. теплых вещей.

В диссертации подробно проанализирована деятельность женщин в советских органах, партийных, комсомольских и других общественно-политических организациях по усилению морально-политического единства трудящихся, укреплению союза рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции.

В связи с уходом на фронт депутатов мужчин, возросла роль женщин и в управленческой работе. В целом по стране в Верховных Советах и аппаратах Советов народных комиссаров союзных республик к 1 октября 1944 года женщины составляли 55,5 процентов. Женщины – депутаты почти полностью заменили мужчин и в сельских и посёлковых Советах. В 1945г. – 76,5 процента депутатов этих Советов в стране составляли женщины4.

Женщины-депутаты Таджикистана в рассматриваемый период успешно работали в комиссиях Советов по оборонной работе, борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, оказывали помощь семьям военнослужащих, трудоустройству инвалидов Отечественнной войны, по сбору подарков для Красной Армии и т.д. Всего по республике было 1800 членов постоянных комиссий.5

С первых дней войны партийные организации уделяли внимание идеологической работе особенно среди женщин. В 1944г. в Таджикистане при обкомах, горкомах и райкомах партии вместо секторов были организованы женотделы1.

Женотделы уделяли особое внимание широкому вовлечению женщин в общественное производство. Им удалось создать женский актив, который занимался привлечением широкой массы домохозяек и девушек к общественному труду.

Необходимо отметить, что большую практическую деятельность по повышению общественной и трудовой активности женщин проводили также женсоветы, созданные непосредственно при промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах республики.

С целью проведения разнообразной воспитательной работы среди широких женских масс положительную роль сыграло создание женского актива. Практическую помощь женактиву оказывали партийные органы. В частности, парткабинеты райкомов и горкомов партии помогали женским агитколлективам в проведении воспитательной работы.

В главе также исследована деятельность профсоюзных организаций среди женских масс. Изучение первоисточников свидетельствует о том, что профсоюзные организации придавали особое значение вопросу мобилизации женщин на производство, обучению их профессиями. Так, более 100 женщин Душанбинского узла Ашхабадской железной дороги учились на путевых обходчиков и бригадиров. Девять женщин Ленинабадского хлопкозавода стали приёмщиками хлопка. На Душанбинской автобазе №2 46 женщин заменили ушедших на фронт мужчин и стали работать шоферами, слесарями, контролерами и кондукторами. Благодаря деятельности профсоюзных организации уже в 1942г на промышленных предприятиях республики работали 15,7 тысяч женщин, что составило 64,4 процента всего количества имеющихся рабочих мест в республике.

С первых дней Великой Отечественной войны комсомол Таджикистана, являясь общественно-политической организацией юношей и девушек, вносил свою лепту в мобилизации людских и материальных ресурсов на разгром врага2. Комсомольские организации, помогая военным комиссариатам, проводили организационную и воспитательную работу по подготовке и отправке юношей и девушек на фронт. В частности, они прилагали усилия поподготовке резервистов из числа женской молодежи для Красной Армии.

В третьем параграфе главы анализируется вопрос участия женщин в борьбе за охрану здоровья населения.

Великая Отечественная война поставила конкретные задачи перед государственными и общественно-политическими организациями в сфере охраны здоровья, как военнослужащих, так и в целом, трудящихся тыла. Безусловно, решение данного вопроса имело военно-стратегическое и народнохозяйственное значение.

Несмотря на трудности военного периода в условиях Таджикистана проводилась последовательная работа по укреплению здоровья трудящихся, а также по восстановлению здоровья инвалидов войны1.

В главе отмечается, что в тылу женщины, заменяя мужчин – медиков, успешно работали в качестве врачей, медсестер, санитарок в эвакогоспиталях, больницах, поликлиниках, амбулаториях. Они принимали самое активное участие в сборе лечебных трав, приготовлении лечебных препаратов и в донорстве. Женщины объявили своё шефство над инвалидами войны, успешно боролись за охрану материнства и детства. Они внесли свой вклад в укрепление материально-технической базы здравоохранения, учились в мединституте, медшколах на различных курсах подготовке медсестер и санитарок.

В исследуемый период большую лечебную деятельность среди населения, в частности женского населения, проводили специалисты – медики, прибывшие с эвакогоспиталями, а также эвакуированные врачи, медсестры, прибывшие из прифронтовых районов страны2.

Анализ и обобщение большого фактического материала привели автора к выводу о том, что благодаря развитию физической культуры укрепилось здоровье и у женской части населения, они успешно трудились в различных отраслях народного хозяйства и вносили конкретную лепту в дело укрепления обороноспособности Родины.

Война внесла свои коррективы и в сфере физической культуры и спорта Таджикистана. Это работа проводилась в двух направлениях: по линии военно-технических видов спорта, а также путем общего физического воспитания граждан республики.

Несмотря на сложности и трудности военного периода женщины участвовали в различных спортивных соревнованиях, устанавливали новые спортивные рекорды, осваивали различные специальности, имеющие оборонное значение. В деле привлечения женщин к физкультурной и спортивно-оборонной подготовке конкретную работу проводили добровольные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ОСОВИАХИМ-а, различные спортивные клубы1.

Таким образом, несмотря на большие трудности, в годы Великой Отечественной войны женщины Таджикистана принимали активное участие в мобилизации трудовых и материальных ресурсов на разгром врага, в работе общественно-политических организаций, а также в борьбе за охрану здоровья населения республики.

Во второй главе «Вклад женщин в культурную жизнь республики» исследуется самоотверженный труд женщин в сфере народного образования; роль женщин в сфере науки, литературы и искусства; участие женщин в проведении культурно-воспитательной работы среди населения.

Большую роль в исследуемые годы женщины играли и в сфере народного образования. Война создала серьезные трудности для народного образования, немало учителей ушли на фронт. Особенно до 1943г. в республике уменьшилось число школ и количество учащихся.

В рассматриваемый период таджикские учителя показали пример трудового героизма, перенесли много трудностей и лишений: кроме обучения и воспитания детей, они выполняли хозяйственные работы, выступали инициаторами различного рода патриотических мероприятий, таких как создание фонда обороны, строительства танковых колонн, авиаэскадрилий и др. Женщины-педагоги являлись инициаторами организации многосменной работы школ.

В связи с тем, что в состав учительских кадров влилось много новых педагогов, которые фактически не имели опыта ведения учебно–воспитательной работы, поэтому ежегодно возрастала проблема переподготовки кадров и совершенствования их мастерства. Кроме того, анализ уровня образованности показывает, что он по республике был низким. Если в 1941-42 учебному году из 13306 учителей 8462 не имели даже среднего образования, то к концу войны намного улучшилось положение и на 6468 сократилось количество педагогов, имеющих образование ниже среднего1.

В главе отмечается, что в условиях войны возросла актуальность проблемы подготовки учителей из числа женщин. С этой целью в республике были открыты специальные женские педагогические институты, училища и даже женские курсы по подготовке учительниц2.

С целью планомерной подготовки молодежи для поступления в высшие учебные заведения, особенно подготовки кадров из числа женщин, в республике ежегодно росло количество госинтернатов и его воспитанников3.

Интернаты были открыты, главным образом, в больших городах и районах республики. Только в Сталинабадской области в январе 1943г. было открыто 6 школьных интернатов с контингентом 300чел4., в Ленинабаде — 200чел., в Ура-Тюбе – на 150чел5.

К сожалению, недостаточно были охвачены школами интернатами республики девушки местной национальности. К январю 1945г. в госбюджетных интернатах республики было 748 учащихся, из них 120 девочек6.

За годы войны из числа женщин выросли сотни талантливых педагогов, воспитывающих подрастающее поколение в духе преданности Родине. Благодаря конкретной заботе органов просвещения тысячи женщин в годы войны стали опытными педагогами, среди которых были: Ш. Исомухамедова, М. Махмудова, М. Шакармамадова, М.А. Лебедова, Е.П. Скороходова и др7.

В годы Великой Отечественной войны наряду с партийными и другими общественными организациями учителя Таджикистана проводили разнобразную массово-политическую работу среди населения. В этом деле женщины-учительницы принимали самое активное участие и проводили конкретную работу в следующих направлениях: в качестве лекторов они регулярно читали лекции, проводили беседы; на призывных пунктах постоянно, как агитатор и политинформатор вели массово-разъяснительную работу с допризывниками и т.д.

Эффективными были беседы учительниц среди домохозяек и особенно с родителями, получившими извещения о смерти мужей и сыновей.

Таким образом, женщины-учительницы Таджикистана, также как и весь советский народ, внесли весомый вклад в победу над фашизмом. В рассматриваемый период значительно активизировалась деятельность женщин учительниц по повышению успеваемости, как в стенах школ, так и в воспитании учащихся в духе любви и преданности Родине и ненависти к врагам.

Благодаря активному участию женщин-учительниц и заботе государственных и общественно-политических организации к концу войны наметился подъем школьного образования в республике.

Многочисленные архивные документы и материалы, опубликованные в периодической печати, беседы с ветеранами культурного фронта свидетельствуют о том, что в годы военных испытаний женщины проявили плодотворную деятельность в сфере науки, литературы и искусства.

В специальном параграфе отмечается что, в выявлении разнообразных ресурсов края для последующего использования их в народном хозяйстве включались и женщины-ученые Таджикистана. Ими были разработаны проблемы, имеющие оборонное значение. Изучение первоисточников привело к выводу о том, что в годы войны женщины добивались успехов в научной сфере. Об этом свидетельствует деятельность доктора биологических наук В.И. Запрягаевой, кандидата биологических наук О.Н. Сорокиной, научных сотрудников Академии наук А.П. Синициной, А.И. Карповой, Т.И. Рябовой, Е.Г. Кримовой, Л.В. Успенской и многих других1.

Женщины ученые были самими активными участницами борьбы за здоровье людей. При их участии в республике началась компания по выращиванию лекарственных растений. Так, под руководством Т.И. Рябовой было испытано 27 видов лекарственных растений, таких как валериана, наперстянка, белладонны, шалфея лекарственного, аптечной ромашки и др. для получения дефицитного, в условиях войны, фармацевтического сырья2.

В рассматриваемый период особое внимание было уделено показу значения шефской работы творческой интеллигенции в области литературы и искусства.

С первых дней войны писатели и поэты Таджикистана объявили, что готовы защищать Родину, своим пером мобилизовать население на разгром врага. Следует подчеркнуть, что в период 1941-1945гг. в творчестве поэтов и писателей республики важное место занимала тематика женщины-героини фронта и труженицы тыла. Поэты и писатели широко освещали роль женщин в разгроме фашизма. Так, например, героическому подвигу дочери таджикского народа – летчице Ойгул Мухамаджановой посвящены десятки поэм, стихов поэтов республики1.

В годы Великой Отечественной войны наряду с писателями – мужчинами, успешно трудились и творили женщины – поэтессы и писательницы. Об этом ярко свидетельствует деятельность поэтессы Розии Озод. Первым поэтическим сборником поэтессы стала «Любовь к Родине» (1944г.) («Мухаббат ба Ватан»)3.

Поэты и писатели Таджикистана, в том числе женщины, в годы Великой Отечественной войны создали замечательные и глубоко-художественные образы, смогли внести свой скромный вклад в победу над фашизмом.

В главе отмечается, что во все времена искусство играло большую роль в деле эстетического воспитания людей, повышения их общей и политической культуры. В годы войны искусство смогло мобилизовать широкие массы населения страны на разгром врага. Оружием работников культурного фронта Таджикистана стало искусство.

Несмотря на сложность и трудность военного времени в республике работали 5 республиканских, 5 областных, 6 районных и 5 эвакуированных театров. Программы театральных коллективов отвечали требованиям времени, на сценах ставились произведения, воспитывающие любовь к Родине, героизм, описывающие стойкость на фронтах, созидательный труд на предприятиях в колхозах и совхозах республики.

В исследуемый период женщины являлись ведущими исполнительницами в Ленинабадском и Хорогском музыкально-драматическом театре, где успешно выступали С. Шоисмоилова, Б. Алифбекова, С. Бандишоева. Необходимо отметить, что женская молодежь принимала самое активное участие и в деятельности районных, городских театров.

В годы войны были выработаны специфические формы культурного обслуживания населения, в частности военно-шефская работа театров Таджикистана. Женщины являлись активными участницами фронтовых театров, фронтовых концертных бригад1, проводили широкую концертную деятельность в трудовых коллективах и в госпиталях, являлись авторами оригинальных художественно-изобразительных произведений и участвовали в различных республиканских и всесоюзных выставках2.

Таким образом, внимательное изучение первоисточников привело к выводу о том, что женщины являлись самими активными участницами в культурной жизни страны. Они успешно создавали идейно богатые работы, которые способствовали мобилизации широкой массы населения в дело защиты и укрепления любимой Родины.

В третьем параграфе работы обобщен и освещен вклад женщин в сферу культурно-воспитательной работы среди населения.

Как известно, в условиях Таджикистана, до войны основным кадровым потенциалом в сфере культурно-просветительных учреждений и в проведении идеологической работы среди населения являлись мужчины. Но в связи с мобилизацией лиц мужского пола в действующую армию эта работа почти полностью легла на плечи женщин. Поэтому государственным, партийным и общественно–политическим организациям приходилось в кратчайший срок подготовить женский актив, способный проводить культурно-воспитательную работу среди населения3. В этой связи принимались конкретные документы, где четко определялись задачи по совершенствованию и переводу воспитательной работы на военный лад. В целях реализации этих задач большая практическая помощь оказывалась идеологическим кадрам. Так в частности, организовывалась теоретическая и методическая помощь лекторам, агитаторам, руководителям агитпунктов и, в целом, женскому активу. Это работа осуществлялась и в форме проведения зональных совещаний, семинаров, подготовке и рассылке на места различных инструктивных писем и телеграмм, методических разработок, наглядных пособий и др.

В главе отмечается, что ежегодно росло число женщин, работающих в сфере идеологической работы. Так, 1944г. в республике успешно работали 5030 женщин-агитаторов, 289 докладчиц. Благодаря их деятельности удалось максимально привлечь женщин для оказания помощи наступавшей армии, снабжения их необходимыми товарами.

Известно, что еще в 20-х–30-х годах происходило раскрепощение женщин-таджичек, однако сохранившиеся пережитки прошлого требовали усиления воспитательной работы. Поэтому в годы войны уделялось особое внимание улучшению массово-политической работы среди женщин. С этой целью в республике были созданы специальные женские агитколлективы, которые вели конкретную работу по повышению политической культуры женщин.

Исследование показало, что в решении воспитательной работы, особенно среди домохозяек, значительную роль сыграли женотделы, женсектора и инструктора по работе среди женщин при партийных органах.

Методическую и организаторскую помощь женактиву оказывали агитпункты, которые создавались на промышленных предприятиях в колхозах, совхозах, а также по месту жительству граждан. На 1 апреля 1942г. успешно функционировали 527 агитпунктов1.

В результате повышения политической культуры стало широко практиковаться выдвижение женщин на руководящую работу. Используя различные формы воспитательного воздействия на женские массы, работники идеологического фронта постоянно проводили работу по укреплению морально-политического единства тружеников республики.

Хорошо была поставлена агитационно-пропагандийская работа в Горно-Бадахшанской автономной области. Только за первый год войны в области было прочитано 648 лекций, проведено 398 митингов, 4635 бесед, где приняло участие 283,7 тыс. женщин2. К сожалению, не во всех отдаленных горных районах благополучно обстояла массово-политическая работа среди женщин.

В диссертации отмечается, что эффективной формой военно-патриотического воспитания женщин в годы войны стало проведение антифашистских митингов, собраний и встреч с фронтовиками, публикация писем с фронта и на фронт, встречи с участниками войны и т.д. Широкое распространение получили индивидуальные формы агитации среди женщин: коллективные прослушивания радиопередач, громкие читки газет и т.д. Изучение источников и беседа с ветеранами привело к выводу о том, что полезными были краткие беседы агитаторов без всякого регламента при поездки в автобусе, на вокзале, в магазине, чайхане, базаре.

В исследуемый период для повышения политического уровня женщин рационально использовалась наглядная агитация. Особенно эффективное значение имели плакаты «Родина – мать зовет» И. Тоидзе, «Бей насмерть» Н. Жукова, «Ты, помог фронту?» Д. С. Моора, «Боец спаси от рабства» Б. Корецкого. За военные годы в республике было выпущено 85 плакатов общим тиражом 263 тыс. экз., 232 антифашистских листовок тиражом более миллиона экземпляров1.

Необходимо отметить, что центром культурно-воспитательной работы являлись непосредственно трудовые коллективы, цеха, бригады, колхозные поля, фермы, где проводились лекции, доклады, беседы.

В исследуемый период большую разнообразную работу женщины проводили через культурно-просветительские учреждения, которые смогли добиться повышения общей и политической культуры граждан республики. Особенно большое воспитательное значение имели деятельность кружков художественной самодеятельности, концерты – митинги, встречи с творческой интеллигенцией, демонстрирование оборонных и антифашистках кинофильмов, показ спектаклей, выставки книг, плакатов, произведений художников и т.д.

Как известно, в годы войны печать и другие средства массовой информации занимали важное место в системе идеологической, политико-воспитательной работы среди войнов, а также среди тружеников тыла. Несмотря на трудности, все же в республике сохранилось необходимое количество периодической печати и они успешно выполняли те задачи, которые были на них возложены2. В годы войны в республике издавались 3 республиканских, 5 областных, и 52 районных газет. В последние годы войны увеличилось количество периодической печати в Таджикистане.

В годы войны на фронтах издавались газеты на языках народов СССР. Например, «Красноармейская правда» издавалась на 6 языках, в том числе и на таджикском языке. Со страниц национальной фронтовой прессы, как и всей советской журналистики той поры, веяло дыханием беспримерных подвигов тех, кто самоотверженно сражался на фронте и трудился в тылу, кто ежедневно проявлял свою непреклонную волю в борьбе с врагом, выражая готовность перенести любые испытания и лишения, преодолеть любые трудности во имя Победы.

Женщины-журналисты принимали активное участие в выпуске периодической печати и успешно справлялись с поставленными задачами.

В главе отмечается, что в годы войны в республике радио имело особо важное значение, поскольку газеты и журналы, особенно в отдаленные высокогорные районы, из-за дорожно-транспортных затруднений доставлялись с большим опозданием. Радио же давало возможность быстрого получения свежей информации в любых уголках республики. Если 1940г. в Таджикистане имелось 12611 радиоточек, то 1945гих число увеличилось до 16727, количество радиоузлов на этот период увеличилось с 45 до 70.

Следует подчеркнуть, что женщины республики активно участвовали в развитие радиовещания, а также в подготовке и реализации радиопрограмм. В деле повышения общей и политической культуры женщин особую роль играли такие передачи редакций, как последние известия, рубрики «Женщины и сбор теплей одежды, подарков фронтовикам», «Герои войны и тыла». Эффективными являлись политическин информации: «Вести с фронта», «Забота женщин о семьях военнослужащих», «Эвакуированных детях» и т.д.

Таким образом, радиовещание, которое велось на таджикском, узбекском и русском языках, сыграло положительную роль в деле повышения политической культуры и, в целом, улучшению воспитательной работы среди женщин республики.

Патриотическое и интернациональное значение имела деятельность женщин по организации шефства над частями Красной Армии, детскими домами, яслями, над эвакуированными детьми из прифронтовых районов страны, над семьями фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны. Большое воспитательное значение имело участие женщин в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.

В главе раскрывается роль художественной самодеятельности в повышение общей культуры населения. И в этом деле женщины принимали самое активное участие. Песня не только поднимала настроение людей, но и вдохновляла их на новые трудовые подвиги. Именно в этот период в республике возникла новая форма театрального творчества – концерты – митинги1.

Таким образом, анализ и обобщение большого фактического материала привело к выводу о том, что женщины в годы Великой Отечественной войны, несмотря на сложности и трудности, смогли внести достойный вклад в проведение культурно-воспитательной работы среди многонационального населения Республики Таджикистан и добились их мобилизации на разгром врага.

Одним из величайших завоеваний Советской власти явилось раскрепощение женщин среднеазиатских республик, вовлечение их в активную общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь. Многогранная деятельность женщин в трудные годы Великой Отечественной войны подтверждает мысль о торжестве раскрепощения женщин Таджикистана.

В заключение диссертации автор, подводя итоги исследования, предлагает некоторые практические рекомендации по дальнейшему усилению военно-патриотического воспитания граждан независимого Таджикистана, особенно женщин, которые составляют половину населения республики.

По научному исследованию и историографии проблемы «Женщины в годы Великой Отечественной войны»:

1. Целесообразно при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, или на кафедре истории таджикского народа Таджикского государственного национального университета создать центр по разработке, обобщению и публикации трудов по женскому вопросу.

2. К сожалению, до настоящего времени отсутствуют труды, посвященные воспоминаниям женщин-участниц войны, а также тружениц тыла. При финансовой помощи Комитета по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистана следует подготовить и издать книгу «Воспоминания женщин Таджикистана периода Великой Отечественной войны».

3. Назрела необходимость подготовки и издания фундаментального научного труда: «Женщины Таджикистана в годы Великой Отечественной войны». В подготовке такого труда необходимо привлечь всех ученых специалистов, занимающихся женской проблемой. Эту работу может координировать кафедра истории таджикского народа Таджикского государственного национального университета.

4. Известно, что женские неправительственные организации Таджикистана регулярно проводят научные конференции по различным аспектам женской проблемы. С целью военно-патриотического воспитания женской молодежи они могли бы совместно с кафедрами истории вузов республики подготовить и провести научную конференцию на тему: «Героический подвиг женщин на фронтах Великой Отечественной войны».

По проблеме повышения общей и политической культуры женщин:

5. Ежегодно увеличивается количество молодых женщин служащих в военных частях, поэтому необходимо при республиканских, областных, районных газетах и средствах массовых информации ввести постоянно действующую рубрику «Военно-патриотическое воспитание женской молодежи».

6. Целесообразно в планы работы правительственных и неправительственных женских организаций включить раздел, посвященный военно-патриотическому воспитанию женщин.

7. С целью усиления физической закалки женской молодежи следует Комитету по делам физической культуры и спорта при Правительстве Республики Таджикистан разработать долгосрочную программу проведения женских спартакиад, соревнований по военно-техническим видам спорта «А ну-ка, девушки!» и т.д.

8. В целях усиления военно-патриотического воспитания населения городов и районов целесообразно подготовить и издать для активистов женских и спортивных организаций специальные методические пособия по проведению воспитательной работы.

9. Для уточнения исторических фактов целесообразно провести специальную научно-практическую конференцию на тему «Женщины Таджикистана в годы Великой Отечественной войны», раскрыть ошибки, недостатки в освещении рассматриваемой проблемы, организовать круглый стол по уточнению периодизации темы «Таджикистан в годы Великой Отечественной войны»; теоретического и методического аспекта темы.

Таким образом, многочисленные архивные источники, опубликованные сборники документов, материалы периодической печати свидетельствуют о том, что женщины Таджикистана в годы Великой Отечественной стали ведущей силой в сфере общественно-политической и культурной жизни, внесли достойный вклад в деле разгрома фашистской Германии и милитаристической Японии.

Ныне укрепление суверенитета Таджикистана в решение его проблем во многом зависит от фактического повышения общественного статуса женщин, которые составляют 49,8% населения республики. Об этом четко говорил Президент Э.Ш. Рахмонов в своей речи на съезде женских объединений. «Роль и положение женщин в нашем обществе сегодня очень весомы. За какую бы проблему, имеющую социально-политическое значение, мы не возьмемся, оказывается, что ее разрешение невозможно без участия актива женщин, без учета их мнений и предложений»1.

С целью фактического вовлечения женщин в созидательный процесс важно эффективно использовать накопленный в прошлом исторический опыт. В частности, целесообразно использовать опыт героического труда женщин, проявленный в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1.Деятельность женщин в советских и общественно-политических организациях.- Душанбе, 2004 г. – 22 п.с.

2. Женщины Республики в борьбе за охрану здоровья населения. – Душанбе, 2005 г. – 23 п.с.

3. Участие женщин в проведении культурно-воспитательной работы среди населения. – Душанбе, 2006 г. – 24 п.с.

4. Роль женщин в сфере науки, литературы и искусства ( в печати).

1 Рахмонов Э.Ш. Достойная роль женщины в обществе и государстве. Доклад Президента на торжественном собрании в честь международного женского дня //Народная газета. – 2006. – 15 марта.

1 Зикриёева М.Ф. Освещение вопроса женщины Таджикистана в годы Великой Отечественной войны в научной литературе //Точикистон дар солхои Чанги Бузурги Ватани. – Душанбе, 2000. – С.16.

2 На материалах Таджикистана, посвященной теме Великой Отечественной войны защищены две докторские и 22 кандидатских диссертаций.

3 Сечкина Л.П. Таджикистан в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945гг.). – Алма-Ата, 1988.

4 Рахимов С. Деятельность Коммунистической партии Таджикистана по мобилизации материальных и духовных сил республики на разгром немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной Войны (июнь 1941-1945гг.) – Душанбе, 1991.

5 Мухтарова Г.А. Колхозницы Таджикистана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) – Душанбе, 1973.

6 Махкамова М. Коммунистическая партия Таджикистана – организатор трудового подвига женщин в промышленности в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) – Душанбе, 1982.

7 Ашрапова С.Т. Освещение вклада женщин Таджикистана в победу Великой Отечественной войны на страницах периодических изданий. – Душанбе, 2004.

1 История таджикского народа. Т.III, книга вторая. – М.: Наука, 1965; Набиева Р.А., ЗикриёевФ.Б. Таърихи халќи точик. – Душанбе: Сарпараст, 2001; Точикистон дар солхои Чанги Бузурги Ватанй. – Душанбе: Ирфон, 2005.

2 Гафуров Б.Г. Парторганизация и вопросы культуры //В помощь партработникам. – Сталинабад, 1944;. Коммунистическая партия Таджикистана в период Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945гг.) – Душанбе: Ирфон, 1983; Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана. Т.2 (1938-1983гг.). – Душанбе: Ирфон, 1984; Раджабов С., Шукуров М. Профсоюзы советского Таджикистана. – Душанбе: Ирфон, 1987; Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Таджикистана (Страницы истории). – Душанбе: Ирфон, 1985; Набиев В.М. Вклад творческой молодежи Таджикистана в разгром фашистской Германии //Культура – духовное оружие победы. – Душанбе: Эчод, 2005.

3 Зикриёев Ф. Бахри хаёти осоишта. – Душанбе: Ирфон, 1970.

4 Сечкина Л.П. Таджикистан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. – Душанбе: Дониш, 1989; Рахимов С. Таджикистан кузница победы. – Душанбе, 2005; Усмонов Дж. В годы великой битвы. – Душанбе: Таджикгосиздат, 1963; Бобохонов М. Трудовые и ратные подвиги учителей Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945гг.). – Душанбе, 1983; Шералиев М. Идеологическая работа в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийной организации Таджикистана). – Душанбе: Дониш, 1985; Караев Ф. Таджикистан в годы Великой Отечественной войны в исторической литературе 60-80гг. XX века. – Душанбе: Деваштич, 2005; Хайдаров Г.Х. Годы громовые (1941-1945гг.). – Худжанд: Нури маърифат, 2005.

5 Ѓаффорова М. Ба хаёт тадбиќ шудани идеяи озодии занон. – Душанбе, 1960; Набиева Р.А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. – Душанбе: Ирфон, 1973; Она же. Ватандўстии занони Точикистон. – Душанбе: Деваштич, 2005; Халикова С.А. Женщины Советского Таджикистана. – Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949; Назарова С. Занони Осиеи Миена дар солхои Чанги Бузурги Ватани Душанбе: Ирфон, 1980.

1 Ашрапова С.Т. Трудовой подвиг и общественно-политическая деятельность женщин Таджикистана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. //Чавонон ва чахони андеша. Сб. научных трудов молодых ученых. – Худжанд, 2002. – С.270-277; Зикриёева М.Ф. Освещение вопроса женщины Таджикистана в годы Великой Отечественной войны в научной литературе //Точикистон дар солхои Чанги Бузурги Ватани. – С.14-16; Саидова Б. Сахми занони Точикистон дар рушди фарханг дар солхои Чанги Бузурги Ватаниї //Культура – духовное оружие победы. – Душанбе: Эчод, 2005. – С.25 и др.

2 См.: Зикриёева М. Женщины Таджикистана в зеркале истории //Родник жизни. – Душанбе: Адиб, 2006. – С.237-341; Набиева Р. По призыву Родины (Женщины Таджикистана в годы Великой Отечественной войны) //Там же. – С.351-360.

1 Женщины и дети в СССР. Статистический сборник. – М.: Госиздат, 1963; Женщины в Таджикской ССР. Краткий статистический справочник. – Сталинабад, 1960; Советский Таджикистан за 60 лет. Юбил. ежегодник. – Душанбе, 1984; Женщины в СССР. 1985. Статистические материалы. – М., 1985; Женщины и дети в Таджикской ССР. – Душанбе: Ирфон, 1986.

2 Законодательство о правах женщин в СССР. Сборник нормативных актов. – М.: Юрид. лит., 1975; Охрана материнства и детства в СССР. Сборник нормативных актов. – М., 1986; Законодательство о правах и обязанностях женщин. – Душанбе: Ирфон, 1986 и др.

3 Халикова С.А. Женщины Советского Таджикистана. – Сталинабад, 1949; Таджикистан за годы Советской власти. – Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957; За народное дело. – Душанбе: Ирфон, 1974; Единство фронта и тыла. Письма с фронта и на фронт в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). – Душанбе: Ирфон, 1975; Книга в строю боевом. – Душанбе: Ирфон, 1990 и др.

4 См. За народное дело. – С.284-287.

5 Ахадова С. Мой путь на производстве //Таджикистан за годы Советской власти. – С.118-132.

6 Тахирова Х. Выступление на антифашистском митинге представителей среднеазиатских народов 31 января 1943г. в Ташкенте //Коммунист Таджикистана. – 1943. – 6 февр.

7 Подробно см.: монографию доктора исторических наук М. Зикриёевой. Историография проблемы женщин Таджикистана. – С.164-191.

1 Фазылов Н. Формирование и развитие государственных финансов Таджикской ССР. – Душанбе, 1968. – С.128.

2 Коммунист Таджикистана. – 1945. – 5 мая.

3 Мухтарова Г.А. Колхозницы Таджикистана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) – С.22.

4 Мурманцева В.С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. – С. 117.

5 ЦГА РТ. Ф.Р-713, оп. 2, д. 453, л. 67.

1 АЦПИ КП РТ. Ф. 3, оп. 4, д. 676, л.4.

2 Подробно об этом пишется в кн.: Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Таджикистана (Страницы истории). – Душанбе: Ирфон, 1985; Зикриёев Ф. Бахри хаёти осоишта: Он же. Комсомол Таджикистана. Краткая летопись. – Душанбе: Ирфон, 1985 и др.

1 Данный опыт обобщен и освещен в следующих работах: Саженин И. На страже здоровья трудящихся //Славное сорокалетие. – Душанбе: Ирфон, 1964. – С.172-208; Таджиев. Я. Здравоохранение Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1974; Давлатёров. Д. Здравоохранение в Таджикистане в годы Великой Отечественной войны //Советский Таджикистан в Отечественный войне (1941-1945гг.). – Душанбе: Дониш, 1975. – С. 138-146; Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной войны. – Душанбе: Дониш, 1985. – С. 157-171; Марченко М.А. Вклад здравоохранения Таджикистана для победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. //Точикистон дар солхои Чанги Бузурги Ватани. – Душанбе: Ирфон, 2005. – С. 68-81.

2 АЦПИ КП РТ. Ф. 3, оп. 4, д. 616, л. 47.

1 См.: Усманов Дж. В годы великой битвы. – Душанбе: Таджикгосиздат, 1963. – С. 12.; Шарипов Х.Ш. Оборонно-патриотическая организация Таджикистана //Книга в строю боевом. – С. 349.

1 ЦГА РТ. Ф. 212, оп. 4, д. 4, л. 76.

2 Там же Ф. 713, оп. 2, д. 175, л. 47.

3 Исмаилов Б. Работа школьных комсомольских организации Таджикистана с учащимися в годы Великой Отечественной войны (941-1945гг.) //Уч. Записки Сталинабадского пединститута им. Шевченко. Вып. №2. – Сталинабад, 1956. – С. 71.

4 ЦГА РТ. Ф. 713, оп. 2, д. 186, л. 7-8.

5 Из истории культурного строительства в Таджикистане 1941-1960гг. Т.2. Сборник документов и материалов. Т.2. – С. 57-58.

6 Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной войны. – С. 142.

7 Халикова С.А. Женщины советского Таджикистана. – С. 70.

1 Текущий архив АН Республики Таджикистан. Отчеты о научно-исследовательской работы за 1941-1945гг.

2 Рябова Т.И. Опыт культуры лекарственных растений в Сталинабадском ботаническом саду //Известия ТФАН. – 1944. — №3.

1 Миршакар М. Порчае аз достони «Вараќахои мухаббат» //Точикистон дар солхои Чанги Бузурги Ватани – Душанбе: Ирфон, 2005. — С. 277; Там же. – С. 275-276.; Набиева Р. По призыву Родины (Женщины Таджикистана в годы Великой Отечественной войны) //Родник жизни. – С. 353.

1 Культура – духовное оружие победы. – Душанбе: Эљод, 2005. – С. 25.

2 Ќизил Тожикистон. – 1943. – 16 апр.

3 АЦПИ КП РТ. Ф. 3, оп. 93, д. 41, л. 10, 30.

1 Усманов Дж. В годы великой битвы. – С. 16.

2 Пропагандист. – 1942. — №9. – С. 55.

1 Шералиев. М. Идеологическая работа в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийной организации Таджикистана). – С. 83.

2 Подробно см.: Кн.: Набиева Р.А., Ашрапова С. Освещение трудового подвига женщин Таджикистана в годы Великой Отечественной войны на страницах республиканских газет. – Душанбе 2003; Ашрапова С. Патриотизм женщин Таджикистана в годы Великой Отечественной войны на страницах периодических изданий. – Душанбе, 2004.

1 Садои мардум. – 2005. – 26 февр.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст