У учащихся специальных

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ

У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ

(КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

программа и методические рекомендации

МОСКВА 2008

Авторы: С.М. Чечельницкая, С.В. Летуновская А.А. Михеева.

Формирование социальных установок и жизненных навыков в области здоровья у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (программа и методические рекомендации) – М.: ООО «Мирея», 2008. — 56 стр.

Рецензенты:

Родионов В.А. – доктор педагогических наук, заместитель директора АНО «Премьер».

Морозова Н.Н. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГУ им. Н.П. Огарева.

Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Формирование установок на здоровый образ жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью»»), проект № 07-06-00290а

В книге представлены сведения, касающиеся социальных установок и жизненных навыков, овладение которыми способствует сохранению и укреплению здоровья человека; представлены дополнительные материалы к содержанию действующей программы (СКОУ VIII вида) по формированию данных установок и навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и методические рекомендации по проведению этой работы.

Издание адресовано педагогам, психологам, логопедам и воспитателям СКОУ VIII вида, студентам факультетов коррекционной педагогики и психологии.

EMBED CorelDRAW.Graphic.13 Научно-методический центр «ДАР», 2008

Коллектив авторов, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..4

Современная модель здоровья человека ………………………………..5

Социальные установки, регулирующие поведение по отношению

к здоровью …………………………………………………………………7

Основные жизненные навыки в области здоровья и пути их

формирования у учащихся с интеллектуальной

недостаточностью …………………………………………………………9

Содержание работы по формированию у учащихся с

интеллектуальной недостаточностью основных жизненных

навыков (дополнения к программе) ………………………………………19

Приложение 1. Пример конспекта урока…………………………………45

Приложение 2. Пример занятия, проводимого психологом ……………50

Рекомендуемые информационные источники …………………………..53

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье — важнейшая ценность для каждого человека. С рождения природа дает каждому из нас определенный его запас, и очень важно в течение жизни сделать все максимально возможное для его сохранения и укрепления.

Что для этого нужно, какими путями и способами лучше это сделать, человек учится в процессе жизни, читая книги и журналы, просматривая различные телевизионные передачи, посещая специальные курсы и тренинги, учась у родителей, друзей, знакомых и т.д. Но основной запас знаний в области здоровья, умений и навыков человеку дает школа. Особенно важна ее роль в этом плане, если речь идет о ребенке с интеллектуальной недостаточностью. Ведь такая работа требует особого подхода, учитывающего своеобразие ребенка с умственной недостаточностью. Далеко не все родители владеют необходимыми знаниями, а многие, к сожалению, и не стремятся активно участвовать в воспитании. Затруднен, в связи со снижением познавательной деятельности, и процесс самостоятельного получения людьми с умственной отсталостью необходимых знаний и навыков.

У учащихся СКОУ VIII вида изначально уже более низкий уровень здоровья, чем у лиц с нормальным интеллектом. Поэтому если сравнивать содержание и организацию обучения в СКОУ и в общеобразовательных школах, то здоровьесберегающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, уделяется гораздо больше внимания. Однако в последние годы появилось достаточно большое количество новых разработок в области здоровья человека, и назрела необходимость дополнения содержания действующих программ в плане обучения школьников путям сохранения и укрепления своего здоровья.

В настоящей книге идет речь о формировании так называемых социальных установок и основных жизненных навыков в области здоровья, овладение которыми, по последним научным исследованиям, проводившимся по всему миру, позволяет более полноценно заботиться о своем здоровье. В ней представлены дополнительные материалы к содержанию действующей программы (СКОУ VIII вида) по формированию социальных установок и жизненных навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и методические рекомендации по проведению этой работы, приведены примеры такой деятельности. Чтобы увидеть место социальных установок и жизненных навыков в структуре здоровья человека, рассматривается современная его модель.

Авторы будут благодарны всем читателям, которые укажут свои содержательные пожелания, замечания, мысли по проблеме, рассматриваемой в данной книге, что найдет отражение в следующих публикациях и, несомненно, будет способствовать повышению эффективности ее решения.

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

До настоящего времени нет единого, признаваемого всеми исследователями, определения здоровья, их существует более 100. Официальным считают то, которое прописано в документах Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Однако в настоящее время многие авторы критически подходят к данной трактовке, считая ее недостаточно точной и представляющей собой некую эталонную модель. К тому же если речь идет о человеке с какими-либо заболеваниями и дефектами, то по данному определению получается, что он вовсе не обладает данной характеристикой жизнедеятельности.

В последние годы все большее количество ученых рассматривает здоровье как категорию, в значительной степени позволяющую человеку максимально гармонично развивать то, что он получил от природы, проявлять себя и взаимодействовать с окружающими. Так, с точки зрения Петленко В.П. и Давиденко Д.Н. «Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей». В документах Датского Совета по профилактической политике указано, что здоровье является относительным понятием, связанным с благополучием человека, включая комфортность и возможность самовыражения. «Здоровье в целом (на концептуальном, а не эмоционально-чувственном уровне) понимают как норму, систему, полноту, целостность, гармонию тела, психики, духа. Они и составляют здоровье как интегральную и одновременно фундаментальную характеристику человека» (В.Э. Войцехович).

Таким образом, в современных научных подходах преобладает точка зрения, рассматривающая здоровье как текущее состояние человека, более широкую категорию в сравнении с болезнью, когда болезнь или предболезнь являются его частными случаями. При этом наличие болезни или дефекта не означает исчезновение здоровья, а говорит лишь о слабом, неполном или здоровье не в пределах индивидуальной нормы.

Выделяются несколько видов здоровья:

— соматическое – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития;

физическое – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которых составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека;

психическое – состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, наличие душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию;

нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.

Рождаясь, каждый из нас уже обладает определенным индивидуальным потенциалом здоровья. В ходе дальнейшей жизни его формирование происходит под воздействием ряда факторов, как положительно, так и отрицательно на него воздействующих. К ним относят влияющие на человека факторы, в результате действия которых увеличивается вероятность развития какого-либо отклонения в здоровье. При этом типичным для них является поражение группы лиц, а не отдельного человека. Разнообразные факторы, положительные и отрицательные, воздействуют на полученный человеком от природы потенциал здоровья на протяжении всей его жизни.

Такое влияние происходит из внешней (социальной и природной) среды, а также из внутренней — биологической сферы человека. Среди социальных факторов выделяют семейные (обеспеченность, в частности, возможность получения качественной медицинской помощи, стиль родительских отношений и т.д.), школьные (педагогический стиль учителей, отношение с учителями, степень эмоционального выгорания учителей, отношения со сверстниками и т.п.), факторы сообщества (в частности, отношение к ребенку-инвалиду). К биологическим факторам, влияющим на здоровье учащихся, можно отнести: пол, возраст, наследственность, темперамент, физические характеристики ребенка, тип его нервной системы и т.д. Кроме того, выделяют группу факторов природной среды и индивидуальный образ жизни человека.

Факторы риска влияют на здоровье постоянно, но при этом не обязательно возникают патологические состояния. Это зависит от силы и времени их воздействия, а также от того, насколько индивид способен им противостоять за счет уровня своих адаптационных возможностей, развития медицинской помощи и возможности ею пользоваться, наличия поддержки родственников и друзей и т.д. В том числе, сюда следует отнести и наличие у человека полноценных социальных установок на здоровый образ жизни — личностных образований, связанных с намерениями человека поступать определенным образом. Именно с помощью них каждый из нас регулирует свое поведение.

Такая установка включает в себя три компонента: осознание информации, определенное отношение к ней и намерение поступать тем или иным образом. Например, ребенок не просто должен знать, что нужно слушаться учителя, но и положительно относится к этим знаниям («да, я верю, что именно так надо себя вести») и, в частности, при замечании со стороны учителя, иметь желание поступить согласно своим знаниям, то есть выполнить просьбу или требование взрослого. Только если формировать у школьника именно социальные установки, а не просто знания, педагог может быть уверенным, что произведенное воздействие скажется в дальнейшем на поведении ученика, приведет к прогнозируемому позитивному изменению.

Для реализации социальной установки в повседневной жизни люди должны обладать определенными навыками, которые в мировой практике получили название жизненных. Установлено, что независимо от того, в какой стране или местности находится человек, необходимо овладение им тремя группами жизненных навыков: коммуникации и межличностного общения, принятия решений и критического мышления, а также навыков самоуправления и решения проблем. Кроме того, человеку важно овладеть и теми жизненными навыками, которые учитывают специфику его проживания в определенной стране, области и т.д.

Таким образом, основными задачами специалистов, обучающих школьников путям сохранения и укрепления своего здоровья, необходимо формировать у них социальные установки на здоровый образ жизни, а также основные жизненные навыки, с помощью которых их можно реализовать.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ

ПОВЕДЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗДОРОВЬЮ

Социальная установка включает в себя три компонента: осознание информации, определенное отношение к ней и намерение поступать тем или иным образом. Например, ребенок не просто должен знать, что нужно слушаться учителя, но и положительно относиться к его учительской позиции («да, я верю, что именно так надо себя вести») и, в частности, при замечании со стороны учителя, иметь желание поступить согласно своим представлениям, то есть выполнить просьбу или требование взрослого. Только если формировать у школьника именно социальные установки, а не просто знания, педагог может быть уверенным, что произведенное воздействие скажется в дальнейшем на поведении ученика, приведет к прогнозируемому позитивному изменению.

Все многообразие социальных установок, регулирующих поведение в отношении здоровья, можно свести к нескольким классам, в соответствии с основными понятиями здорового стиля жизни. Стиль жизни (/греч./ Stylos — букв. палочка, стерженек) — это только одна из характеристик образа жизни, описывающая тип поведения личности, в котором зафиксированы устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности (культурологический словарь). Здоровый стиль жизни — продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личной эволюции, позволяющий согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности (С.О. Авчинникова, М.Я. Виленский).

В таблице приведены основные классы социальных установок, регулирующих поведение в отношении здоровья и их минимально достаточное наполнение.

Таблица 1. Классификация социальных установок, регулирующих поведение в отношении здоровья

Класс установки

Наполнение класса

На позитивные отношения с окружающими

Сопереживание близким людям

Открытость в отношениях с близкими людьми

Бесконфликтное решение возникающих в общении проблем

Принятие и оказание помощи в сложных жизненных ситуациях

На поддержание хорошей физической формы

Занятия физической культурой

Регулярное пребывание на свежем воздухе

На здоровое питание

Соблюдение режима питания

Оптимизация рациона питания

Разнообразие питания

Адекватный питьевой режим

Соблюдение правил обработки и хранения продуктов питания

На соблюдение гигиены тела

Регулярные водные процедуры

Употребление гигиенических средств

Регулярный уход за кожей, ногтями и волосами

Выбор одежды в соответствии с сезоном и видом деятельности

На соблюдение гигиены жилища

Регулярные влажные уборки

Нормальная освещенность помещения

Регулярное проветривание

Эстетическое оформление помещения

На соблюдение режима труда и отдыха

Чередование занятий

Нормальная продолжительность сна

Контроль утомления и переутомления

Активный отдых

На безопасное поведение

Соблюдение правил безопасного поведения на дорогах

Соблюдение правил безопасного поведения в быту

Избегание нахождения с незнакомыми людьми в ограниченном пространстве

Отказ от предложений незнакомых людей

Избегание самостоятельного выбора и приема лекарственных препаратов

На безопасное сексуальное поведение

Позднее начало половой жизни

Предпочтение брачных отношений

Верность половому партнеру

Неприятие насильственных половых отношений

Неприятие агрессивного полового поведения

Использование презервативов, как средств защиты от ИППП, ВИЧ

Периодическое обследование на ИППП, ВИЧ

Обращение за медицинской помощью в случае возникновения симптомов ИППП

На избегание табакокурения, употребления алкоголя и пробы наркотиков

Избегание ситуации пассивного курения

Отказ от пробы сигарет

Избегание компаний, употребляющих алкогольные напитки

Поиск форм проведения праздников, не связанных с приемом алкоголя

Отказ на предложения попробовать любое незнакомое таблетированное или порошкообразное средство

Элементы социальных установок, которые необходимо формировать у ученика, достаточно полно представлены в действующих программах, различных методических пособиях и рекомендациях для СКОУ VIII вида. Контекстный анализ современных программ позволяет систематизировать их и сделать предложения по их дополнению.

ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ В ОБЛАСТИ

ЗДОРОВЬЯ И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Для реализации социальной установки в повседневной жизни люди должны обладать определенными навыками, которые в мировой практике получили название жизненных. Установлено, что не зависимо от того, в какой стране или местности находится человек, необходимо овладение им тремя группами жизненных навыков: коммуникации и межличностного общения, принятия решений и критического мышления, а также навыков самоуправления и решения проблем. Кроме того, человеку важно овладеть и теми жизненными навыками, которые учитывают специфику его проживания в определенной стране, области и т.д.

По определению, представленному в документах Всемирной Организации Здравоохранения, жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности повседневной жизни. Обобщив результаты исследований, проводившихся по всему миру, ученые выделили 10 основных навыков, овладение которыми наиболее важно человеку для сохранения и укрепления своего здоровья:

межличностного общения,

ведения переговоров/отказа,

сопереживания/эмпатии,

сотрудничества и коллективной/групповой работы,

пропаганды/защиты интересов,

принятия решения/решения проблем,

критического мышления,

увеличения уверенности и способностей самоконтроля, принятия ответственности, изменения или достижения изменений,

управления чувствами/эмоциями,

10) управления стрессом.

Каждый из этих навыков, в свою очередь, состоит из ряда компонентов, которые представлены в таблице 2.

Кроме того, важно учитывать и специфику проживания человека в определенной стране, области и т.д. Опираясь на основные причины преждевременных смертей российского населения, можно сказать, что учащимся школ нашей страны следует овладеть еще некоторым рядом навыков, перечень которых также представлен в таблице 2.

Таблица 2. Основные жизненные навыки, которые необходимо формировать у учащихся СКОУ VIII вида

Название навыка

Структура сформированного навыка

Навыки межличностного общения

Вербальная/невербальная коммуникация: ребенок способен вести диалог, владеет широким спектром помощников речи (мимика, жесты, интонация, поза).

Активное слушание: ребенок способен выслушивать собеседника, не перебивая его и вычленяя основное содержание обращения. При слушании ребенок активно пользуется мимикой и жестами для выражения поддержки говорящему.

Выражение чувств: получение и предоставление (без обвинений) и получение отклика: ребенок уметь осознавать свои эмоции, выражать их при помощи слов, мимики, жестов, позы; владеет достаточным словарным запасом для описания возникающих при общении переживаний.

Навыки ведения переговров/отказа

Переговоры и разрешение конфликтов: ребенок умеет распознавать ситуацию конфликта, может прекратить разговор в случае возникновения конфликта, умеет уступать в споре, умеет приводить аргументы в защиту своей позиции, толерантен к чужому мнению.

Навыки настойчивости: ребенок способен повторять неудающееся действие до достижения успеха, в разговоре приводить доводы, поддерживающие содержание его обращения.

Навыки отказа: ребенок способен в необидной форме отказаться от необычного для него предложения, привести доводы в пользу своего отказа.

Формирование сопереживания/эмпатии

Способность слушать, понимать потребности других людей, понимать обстоятельства и выражать это понимание, проявлять заботу и сочувствие. Обращать внимание на способности своих друзей радоваться успехам других. Уметь сопереживать другим – сочувствовать их неприятностям и радоваться успехам.

Сотрудничество и коллективная/ групповая работа

Проявление уважения к тому, что делают другие люди и к другому стилю. Умение взаимодействовать в команде, поддерживать интересы команды.

Оценка собственных возможностей и вклад в коллектив/ группу.

Навыки пропаганды/защиты интересов

Влияние на навыки и убеждения ближайшего окружения в целях поддержания семьей здорового стиля жизни.

Умение отстоять собственные интересы, связанные с поддержанием здорового стиля жизни.

Навыки принятия решения/решения проблем

Навыки сбора информации.

Оценка будущих последствий совершаемых действий для самого себя и для других – определение альтернативных решений проблем.

Навыки критического мышления

Анализ влияния сверстников и средств массовой информации.

Анализ отношений, ценностей, социальных норм, убеждений и факторов, влияющих на них.

Определение существенной информации.

Навыки увеличения уверенности и способностей самоконтроля, принятия ответственности, изменения или достижения изменений

Формирование чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях.

Формирование навыков самоанализа, включение осознание прав, влияния, ценностей, отношений, сильных и слабых сторон.

Навыки управления чувствами/ эмоциями

Управление чувством гнева, злости, обиды.

Умение осознать эти чувства и выразить их в неагрессивной и необидной форме.

Управление чувством горя и тревоги. Умение осознать это чувство и его причины и обратиться за помощью.

Навыки управления стрессом

Контроль времени. Умение и привычка составлять режим дня, недели.

Положительное мышление. Умение находить позитивные моменты в жизни, переключаться на занятия, способствующие повышению настроения.

Методика релаксации. Умение расслаблять мышцы, регулировать дыхание.

Навыки соблюдения адекватного двигательного режима и контроля за собственным физическим состоянием

Навык выполнения утренней гимнастики и релаксирующих физкультпауз, навыки участия в подвижных и командных играх, индивидуальных занятий физической культурой в свободное время, тренировки значимых двигательных качеств. Навыки контроля за пульсом и дыханием при выполнении упражнений, определения утомления и переутомления и т.д.

Навыки рационального и безопасного питания

Соблюдение правил приготовления и хранения пищи, режима питания, выбора продуктов по их пищевой ценности, составления рационального меню в соответствии с материальными возможностями и индивидуальными потребностями, употребление витаминов и микроэлементов и т.д.

Навык поддержания домашней диеты, учитывающей правила разнообразного питания.

Умение применять знания о наиболее распространенных продуктах-аллергенах при соблюдении принципов разнообразного питания. Умение составлять меню с учетом основных правил домашней диеты.

Умение определять по запаху, цвету и вкусу признаки испорченных продуктов.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст