Традиционное прикладное искусство глазами молодых итоги VIII вс

Опубликовано в журнале Декоративно-прикладное искусство и образование. 2012. №3(4). www.dpio.ru

С.А.Тихомиров,

Высшая школа народных искусств (институт)

Традиционное прикладное искусство глазами молодых: итоги VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»

3-4 мая 2012 года в Высшей школе народных искусств (институте) состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых учёных «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»

Проведение конференции «Культура России…» в стенах Высшей школы народных искусств стало доброй научной традицией, имеющей важное значение для молодежи, готовящейся или уже вступившей на путь самостоятельной научно-поисковой деятельности. Постоянными участниками мероприятия являются не только студенты, аспиранты и молодые ученые головного вуза – ВШНИ – и его филиалов, но также представители различных образовательных и научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга и практически всех регионов России. Традиционно широко на мероприятии представлены исторические центры бытования народных художественных промыслов: Холуй, Мстёра, Богородское, Сергиев-Посад; Нижегородская, Московская, Архангельская области и т.д. Уже не первый год в мероприятии участвуют представители Государственной академии славянской культуры (Москва), Северо-Восточный Федеральный университета им. Амосова (Якутск), Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (Нижний Новгород), Гжельского государственного художественно-промышленного института, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В прошлом году оргкомитетом конференции был проведен эксперимент: мероприятие было впервые адресовано как студентам, так и аспирантам, молодым ученым. Изменение целевой аудитории мероприятия позволило не только и не столько количественно расширить круг участников, но сформировать «мосты», связывающие непрерывный научный поиск на различных ступенях образования и профессиональной деятельности.

Так, многие из аспирантов Высшей школы народных искусств не только участвуют с собственными докладами на конференции, но и руководят научно-исследовательской работой студентов (для многих аспирантов – это дебют в подобной деятельности). Публикуемые в сборнике материалов конференции статьи, где соседствуют труды студентов и их руководителей – молодых ученых – позволяют формировать преемственность в научно-исследовательской работе. Главное здесь – близость, взаимосогласованность научных интересов молодого специалиста и научных устремлений подопечного ему студента. Кроме того, статья молодого научного руководителя – это образец, эталон, к которому стремится студент.

Конференция «Культура России в XXI веке…» является единственным в России ежегодным специализированным молодежным мероприятием научно-практического характера, посвященным проблемам традиционного прикладного искусства и профессионального образования в данной сфере. Не случайно конференция проводится именно в Санкт-Петербурге, где еще в конце XIX века появилась Школа народных ремёсел, основанная императрицей Александрой Фёдоровной, традиции и историческое здание которой наследует Институт.

Конференция позволяет участникам публично представить результаты (нередко дебютные) научно-исследовательской, учебно-методической и художественно-творческой деятельности, обменяться педагогическим, научным и художественным опытом в области декоративно-прикладного искусства, повысить квалификацию, завести ценные знакомства, пообщаться с молодыми коллегами по наиболее актуальным вопросам, связанным с российской культурой во всем многообразии ее аспектов.

Доклад к.культ., начальника управления аспирантуры ВШНИ С.А. Тихомирова, открывший пленарное заседание, был посвящен основным направлениям и формам работы с талантливой молодежью в вузе, где особо отмечалось, что «непрерывное совершенствование системы выявления, развития, сопровождения и поддержки талантливой молодежи, опирающейся на лучший исторический опыт и учитывающей наиболее успешные современные инновационные проекты – один из ключевых элементов образовательной политики Высшей школы народных искусств до 2015 года».

Выступления докладчиков на пленарном заседании акцентировали внимание на конкретных видах традиционного прикладного искусства и профессионального художественного образования в этой сфере: к.п.н., зав.кафедрой ювелирного искусства Д.С. Дронов представил основные подходы к вопросу классификации и типологизации ювелирной культуры, О.С. Рахалина, ст.преподаватель кафедры художественной росписи ткани представила основные этапы исторического становления профессионального образования в области текстиля, Д.В. Бушкова, преподаватель кафедры лаковой миниатюрной живописи, подробно остановилась на вопросах содержания деятельности обучающихся по специализации «Палехская лаковая миниатюрная живопись» при выполнении дипломных работ. Живой отклик нашло выступление студентки IV курса Ю.А. Семеновой, рассказавшей об опыте реновации исторического кружевного подзора «Конница» студентами кафедры художественного кружевоплетения.

Особый интерес собравшихся вызвал доклад к.культ., докторанта Северо-Западного НИИ природного и культурного наследия П.И. Кутенкова, посвященного семиотической интерпретации узоров вышивки на 30 великоросских обрядовых рубахах полного круга жизни. Как подчеркнул докладчик, изучение этнографических объектов – одежды – с позиций семиотики, позволяет выйти к фундаментальным проблемам изучения и реконструкции не только материальной, но и духовной культуры жителей юга России, поскольку «народная сряда (женская одежда – С.Т.) в знаковом воплощении – … средоточие целостного мировоззрения» [1, с.5]. Выступление П.И. Кутенкова стало одновременно камертоном и своеобразным открытием выставки русских обрядовых бабьих рубах «Ты моя старушка в старомодном ветхом шушуне», работавшей во время конференции. Все экспонаты были собраны П.И. Кутенковым в ходе экспедиций на юге России и иллюстрировали динамику смыслов женского мира в традиционной культуре на разных этапах жизни владелиц одежды.

В дни конференции работали секции «Исторические традиции и современные образовательные технологии в подготовке художников традиционного прикладного искусства» (руководители — к.иск. Н.Г. Кузнецов, к.и.н., доц. Е.А. Гатальская, доц. П.В. Гусева), «История и современное развитие центров народных художественных промыслов» (руководители – к.п.н. Е.А. Лапшина, к.п.н., доц. О.В. Федотова, к.п.н. Т.Е. Лончинская), «Возрождение этнокультурных ценностей в повседневной жизни человека» (руководители – д.ф.н.. доц. С.В. Лебедев, к.культ. С.А. Тихомиров), «Декоративно-прикладное искусство в контексте современной культуры» (руководители – к.п.н. Д.С. Дронов, к.и.н. Винокур М.С.), «Художественные, социальные и технологические аспекты современного ювелирного искусства» (руководители – к.э.н., доц. С.Г. Сойников, к.п.н. Д.С. Дронов). Докладчиками обсуждался широчайший круг вопросов: от истории становления и развития центров бытования традиционного прикладного искусства и отдельных видов народных художественных промыслов до новых трендов в ювелирной моде и опыта реставрации исторического огнестрельного оружия. Значительный блок докладов был посвящен особенностям преломления традиционного прикладного искусства в сценическом искусстве (на примере театрального костюма), историко-культурному анализу генезиса и развития повседневных вещей, проблемам сохранения традиционной деревянной архитектуры.

С целью постепенно отхода от монологического представления результатов исследования, стимулирования диалога между участниками в дни конференции успешно работали два круглых стола. Первый из них (руководители – д.ф.н. С.В. Лебедев, к.и.н. М.С. Винокур) был приурочен Году русской истории и посвящен осмыслению исторических сюжетов в традиционном прикладном искусстве. Участники круглого стола обсуждали особенности применения исторических сюжетов в учебных работах студентов – будущих специалистов в области холуйской лаковой миниатюры (Ю.А. Бесшапошникова), интерпретации сюжета «Слова о полку Игореве» (И.И. Жуковская) и образа Бородинской битвы в произведениях художников традиционного прикладного искусства (Ю.И. Зайцева). А.С. Соболев представил собственный опыт осмысления исторической тематики художественно-выразительными средствами холуйской лаковой миниатюры на примере дипломной работы «Героизм русского солдата».

Второй круглый стол – «Сегодня учёба, завтра профессия», завершающий работу конференции, был посвящен дискуссии относительно проблем, путей их решения и перспектив профессионального становления художников традиционного прикладного искусства.

Конференция также стала важным художественным событием, поскольку мероприятие неизменно сопровождают выставки художественных работ студентов и сотрудников Высшей школы народных искусств, а также гостей мероприятия. В рамках VIII конференции работало 30 выставок: гости могли любоваться дипломными и курсовыми работами студентов ВШНИ (кафедр ювелирного искусства, лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивки, художественного кружевоплетения, пластических искусств, художественной росписи ткани, декоративной росписи), познакомиться с различными образцами и художественно-графическими проектами изделий, выполненными обучающимися. Крупным событием стало открытие выставки «Керамика, стекло. История – современность», где были представлены работы студентов и преподавателей кафедры декоративно-прикладного искусства Смольного института РАО.

Впрочем, участники конференции могли не просто полюбоваться красотой изделий, но и погрузиться в атмосферу художественного творчества, попробовать свои силы в ручном художественном труде на многочисленных мастер-классах, развернувшихся в мастерских Высшей школы народных искусств.

Конференция стала важным шагом на пути установления дружественных отношений между вузами, заинтересованными в сохранении и развитии художественной культуры народов России, налаживания научных и творческих контактов между будущими и молодыми специалистами в сфере традиционной культуры.

Литература

1. Кутенков П.И. Южнорусская народная одежда. Чернавская крестьянская родовая культура. Конец 19-го – 20-й вв. Части 1,2. – СПб.: Комиссия научного туризма РГО, 2011. -288с.