Толкушин О. Г., Ярмилко А. В

Толкушин О. Г., Ярмилко А. В.

ГОРОДСКАЯ СИМВОЛИКА ТАЛЬНОГО

19 августа 2000 года город Тальное, украшенный и похорошевший, с обновлёнными фасадами исторических зданий и со свежей разметкой на дорогах, торжественно отметил своё 850-летие. Что же послужило основанием для утверждения о столь почтенном возрасте города? По предположению историков П. Голубовского и Н. Ткаченко Тальное соотносится с летописным городом Куныль, который существовал во времена Киевской Руси. Согласно Ипатьевской летописи, в 1150 году через это поселение проезжал князь Изяслав Мстиславич. На основании этой информации и было решено считать 1150 год началом отсчёта истории города. Как бы то ни было, в Тальном положено начало хорошей традиции — отмечать День города. К празднику были разработаны и утверждены официальные городские символы — герб и флаг. Работа над ними началась более года назад со сбора фактического материала о Тальном и составлении исторической справки. В процессе создания герба и флага города были введены в оборот новые источники, что позволило по-новому взглянуть на уже известные исторические факты из истории города.

Город Тальное — административный центр одноимённого района, расположен на обоих берегах реки Горный Тикич и его притока Тальянки, в 141 км к юго-западу от города Черкассы — областного центра. Железнодорожная станция на линии Христиновка — Цветково. Население на январь 1993 года — около 17 тысяч человек.

Территория Тального была заселена с глубокой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, сделанные на территории города и его околицах. Здесь обнаружены остатки четырёх поселений трипольской культуры, одно поселение эпохи бронзы (культура не определена) и остатки трёх поселений черняховской культуры. В словаре Брокгауза и Ефрона содержится упоминание об археологических изысканиях в этом месте: «в 1876 году были раскопаны 8 могил. Были найдены скелеты, а также многочисленные предметы старины — платиновые зеркала, украшения из драгоценных металлов, орудия труда, предметы домашнего обихода»1. С Тального в 1890-е гг. началась эпоха изучения трипольских памятников Буго-Днепровского междуречья.

На территории Тальновщины обнаружены самые крупные поселения Трипольской культуры, датируемые IV — III тысячелетиями до н. э. Эти находки свидетельствуют, что земли, на которых сейчас находиться город, были обитаемы с давних времён.

Данные о заселении этой местности в более поздние времена крайне скудны. Имеется летописное упоминание о походе князя Изяслава в 1150 г. через здешние земли (Изяслав II Мстиславич, ок. 1092 — 1154 гг., в крещении Пантелеймон, сын великого князя киевского Мстислава I Владимировича Великого, великий князь киевский в 1146 — 1149, 1150 — 1154 гг.2). На территории города археологами обнаружен культурный слой монголо-татарского периода, не дающий, однако, оснований утверждать о существовании в это время городского поселения.

С XIV века земли современной Тальновщины входили в состав Великого княжества Литовского. Как и соседние территории, находящиеся на южной окраине княжества, они были мало заселенными. Через эту местность проходил т. н. «Чёрный шлях», один из главных путей татарских походов. Видимо поэтому и нет сведений о поселениях того времени: частые набеги южан разоряли и надолго опустошали эти земли. Требовались многие годы, чтобы вновь заселить и обжить их. Наиболее крупному опустошению эта местность подверглась в 1482 году, когда через неё прошёл крымский хан Менгли-Гирей.

По Люблинской унии 1569 года Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились в одно государство — Речь Посполитую. В соответствии с новым переделом земель местность, упоминаемая под названием Умань (на которой впоследствии среди прочих поселений появилось и Тальное), в составе Брацлавского воеводства оказалась под властью польской Короны. Письменное упоминание об этом содержится в сеймовом акте 1609 года, согласно которому территория, «называемая Уманью», была пожалована Брацлавскому старосте Валентину Калиновскому. «Эта пустыня, необозначенная въ актSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h границами, имSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hла въ окружности болSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hе 300 верстъ»3. Постепенно эти земли заселяются, появляются сведения о некоторых поселениях Тальновщины. Так, на карте Боплана, составленной в конце 40-х гг. XVII в., обозначена Романовка. Тального на этой карте нет. О точном времени образования города нет ясности до сих пор. Возможно, в те далёкие времена тут было какое-то незначительное поселение, ибо в первом письменном упоминании, относящемуся к 1664 году, Тальное упоминается уже как местечко (местечко отличалось от села тем, что имело площадь более 5 гектаров). Вероятно, столь значительному росту поселения за короткий период времени (в конце 40-х гг. XVII века оно ещё не упоминается, а через каких-то 15 лет это уже местечко) способствовали особые причины.

Существует несколько версий происхождения названия города. В тюркских языках слово «таль» означает оборонительное сооружение или то, что аналогично понятию засека, залога (залога — гарнизон, охранительная стража, засада4). Возможно, на этом южном рубеже со времён Киевской Руси существовал сторожевой укреплённый пункт, а может быть, и поселение.

Согласно другой версии, слово таль в славянских рукописях упоминается в значении заложник, пленник. У Даля таль, тала трактуется как залог, заложник5. Такой версии придерживается и Похилевич: «Таль у древнихъ лSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hтописцовъ означаетъ заложникъ. СлSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hдовательно, Тальное, Тальянка, древнSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя славянскSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя названSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя и вSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hроятно, получили наименованSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя еще до руинъ»6. То есть, возможно, в этих местах было удобно удерживать и охранять заложников. Однако неясно, кто был заложником, кто и для каких целей их удерживал.

Исследуя историю Тального, мы обратили внимание на наличие определённой корреляции между названием «Тальное», словом Tal (что в переводе означает долина7), особенностями рельефа местности, этническим составом населения этого населённого пункта и его экономикой. На основе этого наблюдения нами предложена такая версия происхождения современного названия города. Через Тальное протекает река Горный Тикич. На многие километры по её течению тут самое удобное место для переправы. К ней сходились многочисленные дороги: из Черкасс (через Смелу), Канева, Богуслава на юго-запад — к Умани, Бару, Брацлаву, Хотину. Может быть, поэтому людей издавна привлекало столь выгодное во многих отношениях место? Людный перекрёсток привлекал и торговцев. Большую их часть составляли евреи, хотя были и татары (должно быть, и караимы), греки, армяне. Поселившиеся на этих территориях евреи относятся к субэтнической группе ашкеназов (ашкенази, от древнееврейского Ашкиназ — Германия) — потомков центрально-европейских евреев. Разговорный язык у этой группы — идиш (буквально — еврейский). Идиш относится к языкам индоевропейской семьи (германская группа). Евреи — ашкенази переселились в XIV — XV вв. на территорию Великого княжества Литовского с территории Польши и других европейских стран. Осев в Тальном, они впоследствии составляли значительную часть его населения (вплоть до начала 40-х годов XX века). Не исключено, что они дали название городу по характерной особенность местности. Русло реки Горный Тикич в этом месте протекает в довольно глубокой долине (каньоне). А сам город расположен на холмистых, с большими перепадами высот берегах, за что местность заслужила сравнение с пейзажами Швейцарии. На идиш EMBED Word.Picture.8 (долина) произносится «толь»8 (такое же по смыслу и близкое к немецкому варианту по звучанию). Вполне вероятно, что от слова «долина» и произошло современное название города Тальное (Тальнэґ — укр.).

Возможно, такое толкование названия города в тот период его существования способствовало закреплению прежнего, имеющего тюркское либо славянское происхождение.

В подтверждение приведённой версии можно сказать, что только благодаря торговле мог произойти довольно интенсивный рост поселения в те времена (приблизительно с конца 40-х годов XVII века до 1664 года — первого письменного упоминания о местечке Тальное). В различные эпохи сменяющие друг друга этнические группы могли по-разному трактовать значение местного топонима, исходя из своих лингвистических либо других понятийных особенностей. Поэтому могут быть различные трактовки этого названия с точки зрения тюрко-монгольского, славянского, либо еврейского происхождения.

По Андрусовскому перемирию 1667 года между Московским царством и Речью Посполитой Тальное, как и окрестные земли, осталось под властью Польши. Но мирная жизнь в этих краях так и не наладилась. Борьба за эту землю, где враждовали не только государства, но и отдельные личности, вылилась в череду перманентных войн. В 1674 году во время турецкого похода в поддержку П. Дорошенко была разрушена почти вся правобережная от Днепра территория современной Черкасской области. Долгие годы здешние земли, в том числе Тальное, пребывали в запустении. Зыков, исследователь Уманщины (к которой, безусловно, относились земли Тальновщины), писал про те времена: «…татары, турки, поляки, и наконецъ, свои же братья казаки, опустошивъ богатый край, сдSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hлали его къ концу XVII столSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hтSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя безлюдным мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hстом. Время разоренья — конец XVII и начало XVIII в. стало называться «Уманской Руиной «»»»»»»»«»»»»»»»9.

Постепенно жизнь в этих краях вновь возрождается. В Тальном появляются каменные постройки. В 1702 году здесь был построен каменный костёл св. Анны. Здание костёла — старейшая сохранившаяся постройка Тального.

По Прутскому договору 1711 года эта местность остаётся в составе Польши. С 1725 года Тальновское имение, находящееся во владении рода Калиновских, переходит вместе с землями «въ Кiевской и Подольской Украйнахъ въ собственное владенiе великаго короннаго гетмана Силезiя Потоцкаго»10 (полное имя — Франциск-Селезий Потоцкий). С этого времени и до 1824 года Тальное принадлежало Потоцким. В словаре Брокгауза и Ефрона об этом роде упоминается следующее: «Потоцкiе (гербъ Пилава) — шляхетскiй, позднSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hе графскiй польскiй родъ, получившiй свое названiе от дер. Потокъ близъ Кракова»11. Лакиер описывает герб Потоцких так: «Пилява (Pilawa) — в голубом поле два белых креста и половина третьего с левой только стороны (рис 1). За подвиги против пруссаков, преимущественно при городе Пиляве, был герб этот пожалован витязю Зарослав королем Польским Владиславом Кудрявым»12. Город »»Пилява, находившийся в Восточной Пруссии, более известен под названием Пиллау (ныне — город Балтийск Калининградской области). Описание герба города Пиллау: «Щит пересеченный. Верхнее поле червленое, нижнее лазуревое. На пересечении серебряный осетр с золотой королевской короной»13. Как видно из приведенного описания символика городского герба не совпадает с символикой герба Потоцких. То есть родовой герб получил только название города, под которыми отличился один из представителей Потоцких. А символика в щите родового герба отображает характерные для таких случаев эмблемы, которыми отмечались отличившиеся на полях сражений воины. В гербе Потоцких это серебряные кресты.

Со времён Потоцких в городе остался замечательный памятник — парковый комплекс, созданный в Тальновском имении по типу уманского парка «Софиевка». В парке были выкопаны озёра, в которых водились рыбы редких пород, пруды, на которых гнездились лебеди. В лесах парка жили олени, фазаны. Славу парка составляла его дендрология: в нём росло свыше 50 редких пород деревьев, хотя преобладали всё же дуб и граб. Парк украшали скульптуры из белого мрамора, часть которых после 1917 года была перевезена в «Софиевку». В настоящее время Тальновский парк — памятник садово-парковой архитектуры XVIII века.

Польская власть, стремясь распространить своё влияние на находившееся на подконтрольной ей территории население, насильственно обращала его в католичество, подвергало гонениям православных священников. Польские магнаты расширяли свои землевладения на правобережье Днепра. Для привлечения рабочей силы на вновь осваиваемых землях они предоставляли поселенцам льготы, освобождая на несколько лет от оброка и барщины. Окончание срока льготных лет пришлось на 30-е гг. XVIII века. Попытки закабаления крестьян выливались в конфликты между ними и помещиками. Кроме того, «одни только евреи и лица, содержавшSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iе папское исповSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hданSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iе остались свободными отъ приписки къ имSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hниямъ и не воспользовались благодSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hянSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iями крSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hпостнаго состоянSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя»14. Нестабильность усугублялась внутренней слабостью Речи Посполитой. Всё это привело к возникновению гайдамацкого движения (гайдамак — в тюркских языках бунтовщик, человек вносящий смуту, разорение). В периоды кризиса в Речи Посполитой «ватаги» гайдамаков, в обычное время занимавшиеся главным образом разбоем, разрастались в серьёзную военную силу за счёт поддержки местного населения (в основном крестьянства). Тальновское имение во времена гайдамацкого движения не пострадало, хотя неоднократно посещалось восставшими. Лишь однажды, в мае 1738 года, гайдамаки совершили нападение на Тальное. Забрав скот у богатой шляхты, они скрылись в степи.

С 1793 года Тальновщина в составе Российской империи. В 1795 году Тальное входит в новосозданный Уманский уезд Киевской губернии и остаётся собственностью Потоцких. Станислав и София Потоцкие имели пять детей: трёх сыновей — Александра, Мечислава, Болеслава и двух дочерей — Софию и Ольгу. После смерти графа Потоцкого его жена София и её дети получили равные части наследства. С 1823 года младшая Ольга становится владелицей Тальновского имения. В завещание было указано, что это имение должно переходить по наследству по женской линии. В 1824 году Ольга выходит замуж за Льва Александровича Нарышкина (1785 — 1846). Тальное вместе с сёлами имения, как приданное графини, перешло к Нарышкиным. В Тальновском ключе (сохранившаяся с давних пор форма административно-территориального деления) за графиней числилось «земли 30,440 десятинъ, съ значительными лSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hсами и съ 5520 ревизскими душами, въ слSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hдующихъ селахъ: М. Тальномъ, с. ГордашевкSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h, Лащевой, РомановкSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h, ПаланочкSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h, ПоташSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h, МошуровSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h, БSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hлашкахъ, ГлSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hбочкSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h, Кобриновой-греблSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h, д. СоколовочкSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13h»15. По тем временам это было очень крупное землевладение.

Графы Нарышкины жили в основном в Одессе и на даче Мисхор в Крыму, изредка наезжая в Тальное. При них в Тальновском имении в 30-е гг. появилась больница, в начале 40-х гг. заложено первое в местечке предприятие — бумажная фабрика. На основанном в эти годы графом конном заводе разводили коней английской и арабской породы. Проводились работы по благоустройству парка. В 1846 году в Тальном на месте старой деревянной церкви генерал Нарышкин построил каменную Свято-Троицкую церковь с каменною же колокольнею. Население Тального к середине XIX века составляло «жителей обоего пола: православныхъ 1861, римскихъ католиковъ 251, евреевъ 3163, изъ коихъ 26 купцовъ 3-й гильдSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iи»16.

У Нарышкиных была единственная дочь София. Согласно завещанию Потоцкого Тальновское имение перешло по наследству к ней. Софья Львовна была замужем за графом Петром Павловичем Шуваловым. Род Шуваловых происходил из дворян Костромской губернии. Шуваловы возвысились во времена Елизаветы Петровны, активно способствуя её восхождению на царский трон. Происхождение герба Шуваловых Лакиер связывает с польским гербом Боньча. Как следует из его описания, «Boncza — есть в голубом поле бегущий вправо единорог, цвета белого. Верхняя его половина с передними ногами видна в нашлемнике (рис. 2). Родоначальник рода Боньчиев, Мерж, выехал из Италии в 996 году и принял фамилию Боньча или по имени Бонифаций в сокращенном и испорченном виде, или за свои богатства (bona), или, наконец, потому, что прибыл в благоприятное время (bona, czas)»17. В геральдике единорог — это элегантный, но свирепый зверь, похожий на лошадь, но с козлиной бородой, ногами антилопы, хвостом льва и рогом в центре лба таким острым, что любой может порезаться только от прикосновения к его кончику18. Единорог — эмблема чистоты, непорочности и мужской чести. По этой причине этот символ включался в гербы высшей знатью. Изображение герба Шуваловых сохранилось на здании «Охотничьего домика» — дворца графа Шувалова в Тальном (фото 1).

При графе П. Шувалове в Тальном произошли знаменательные события, приведшие к появлению в городе промышленности. В Тальном к концу 40-х гг. XIX в. из промышленных предприятий действовала только бумажная фабрика. На её месте в 1849 году граф П. Шувалов построил сахарный завод. Для его дальнейшего развития и наращивания производства сахара был построен и запущен в 1853 году кирпичный завод. Потом были сооружены пивоваренный завод, вальцовая и две водяные мельницы. В местечке также работало 11 кузниц.

Развитие промышленности, в том числе сахарной, торговля зерном дали импульс к постройке железной дороги в этих местах. В большинстве случаев железные дороги строило государство. Однако помещики, дабы ускорить строительство дороги или чтобы она проходила в более выгодном (близком) расстоянии от их заводов и имений, обычно принимали финансовое либо иное участие в её сооружении. В 1891 году вступила в действие железнодорожная линия Христиновка — Цветково, проходившая недалеко от Тального: «РазстоянSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iе … отъ ближайшей желSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hзнодорожной станцSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iи — 1 верста. ЖелSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hзнодорожная станцSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя носитъ названSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iе «Тальное»19. Постройка дороги способствовала дальнейшему развитию торговли и промышленности в Тальном. На железнодорожную станцию местными купцами доставлялась пшеница со всего Уманского уезда, откуда она вывозилась в портовые города Российской империи — Одессу, Николаев, Ревель (в настоящее время Таллин), Либаву (Лиепая), Нарву, Кенигсберг (Калининград).

Промышленное развитие сопровождалось ростом населения. К 1900 году в Тальном, «местечке, принадлежавшем графу Павлу Петровичу Шувалову», насчитывалось: «… дворовъ — 1150, жителей обоего пола — 9312 чел., изъ нихъ мужчинъ 4674 и женщинъ — 4638. Главное занятiе жителей — хлSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hбопашество и торговля»20. По показателям численности дворов и количества жителей в этой части Киевской губернии Тальное значительно превышало нынешние районные центры Маньковку, Христиновку, Катеринополь, Жашков, Лысянку, старинный Корсунь и даже город Канев, уступая лишь Звенигородке и Умани21. За полвека население местечка почти удвоилось, характер занятий населения практически не изменился. Все крупные предприятия Тального принадлежали помещику, графу Шувалову. Только одно значительное предприятие местечка — сооружённый к концу XIX века мыловаренный завод — «принадлежалъ мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hщанину Хаскелю Нахмановичу Рапопорту»22.

На основании этих сведений можно сделать вывод, что в Тальном было хорошо развито промышленное и сельскохозяйственное производство, а также торговля. К концу XIX века в Тальном были «православная и католическая церковь, синагога, 4 еврейских молитвенных дома, двуклассное народное училище, больница, почтово-телеграфная контора, лавки»23 — религиозные и светские учреждения, характерные для местечек этой части Российской империи.

В конце 1895 года сгорел графский дворец в Тальном. В огне погибли находившиеся в замке коллекции картин, скульптур, другие произведения искусства. На месте сгоревшего деревянного в 1898 году было начато строительство каменного дворца Шувалова — необычного для этих мест архитектурного сооружения. Строительство его завершилась около 1905 года. Двухэтажное кирпичное здание с черепичной крышей, украшенное башнями со шпилями, напоминает средневековый замок. Центральное место среди многочисленных помещений дворца занимает бальный зал с широкой каменной лестницей, ведущей к комнатам на втором этаже. В доме имеются полуподвальные помещения с окнами, расположенными на уровне фундамента, и подвалы. Замок также известен под названием «Охотничий домик». А расположено это оригинальное здание в живописной части Тальновского дендропарка.

София Львовна и Пётр Павлович имели сына Павла и четырёх дочерей: Ольгу, Софию, Елену и Варвару. В 1905 году старшая из них SYMBOL 150 \f «Times New Roman» \s 14– Ольга Петровна SYMBOL 150 \f «Times New Roman» \s 14– унаследовала Тальновское имение. Она была замужем за флигель-адъютантом Его Величества ротмистром Сергеем Александровичем Долгоруким. Тальновское имение принадлежало им до 1917 года.

События 1917 года нарушили устоявшийся уклад жизни в Тальном. После нескольких лет войн, разрухи в Тальном установилась Советская власть. В соответствии с новым административным делением в апреле 1923 года создаётся Тальновский район с центром в Тальном. В 1926 году Тальному присвоен статус посёлка городского типа. С 1938 года населённый пункт отнесен к категории городов районного подчинения и имеет статус города. В довоенные годы в Тальном получила дальнейшее развитие промышленность.

Вторая мировая война оставила свои кровавые следы в судьбе города. С 29 июля 1941 года по 9 марта 1944 года Тальное было оккупировано войсками гитлеровской Германии. За эти годы город понёс неисчислимые людские потери. Не успевшее эвакуироваться еврейское население Тального, было согнано и замучено в Уманском и Звенигородском гетто. 18 августе 1941 года на поле между Тальным и Белашками фашисты расстреляли 2800 местных евреев. На территории каменоломен действовал концлагерь для советских военнопленных. За время оккупации в нём уничтожено более 1000 пленных. Более полутысячи жителей города было угнано в Германию. На фронтах войны погибло и пропало без вести 834 тальновчанина. Большой урон нанесён экономике города: были разрушены почти все промышленные предприятия, в том числе сахарный завод, элеватор, нефтебаза, электростанция, уничтожен железнодорожный вокзал. 8 марта 1944 года, накануне освобождения города советскими войсками, фашисты взорвали Свято-Троицкую церковь. Значительные разрушения нанесены жилым домам горожан.

После войны в Тальном были восстановлены разрушенные предприятия, начали строиться новые. В 1959 — 1960 гг. реконструирован щебёночный завод. В 1960 — 1970 годах вырос комбинат хлебопродуктов, в состав которого вошли кукурузокалибровочный и комбикормовый заводы, элеватор, мельница. При пищекомбинате с 1968 года действует завод по разливу местной минеральной воды. К 1990 году в Тальном действовало 10 промышленных предприятий.

В Тальном сохранились до наших дней или же описаны в литературе такие памятники архитектуры:

— костёл св. Анны 1702 года постройки, ныне действующий, заканчивается его реставрация (фото 2);

— дворец Шувалова, построенный по проекту датского архитектора Андреаса Клеменсена в 1898 SYMBOL 150 \f «Times New Roman» \s 14– 1905 гг. В настоящее время часть его помещений занимает музей истории земледелия (Музей хлеба). Со времени постройки здание ни разу капитально не ремонтировалось, находится в аварийном состоянии (фото 3);

SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Свято-Троицкая церковь 1846 года постройки, взорвана отступающими немецкими войсками 8 марта 1944 года;

SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- «Дом Фанина» SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- резиденция управляющего имением Долгоруких Фанина, 1903 год постройки, здание восстановлено в 1946 году (фото 4).

Украшением Тальновского парка является водопад на речке Тальянке.

На основании собранной информации были определены идеи, которые возможно было бы отразить в создаваемом гербе города Тального, и предложены символы, их отражающие.

На протяжении нескольких тысячелетий, возможно, с некоторыми перерывами, территория Тального была заселена. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Большей частью найденные памятники относятся к Трипольской культуре. Триполье SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- археологическая культура древнейших земледельческо-скотоводческих племён позднего неолита SYMBOL 150 \f «Times New Roman» \s 14– ранней бронзы, населявших в IV SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- III тысячелетии до нашей эры земли современной Правобережной Украины. Наименование «Трипольская культура» было дано археологом В. В. Хвойкой по месту первых открытий, сделанных в 1896 году близ села Триполье под Киевом24. У носителей этой культуры было развито гончарное искусство (хотя они и не пользовались гончарным кругом). Посуда разнообразной формы и назначения расписывалась красной, чёрной и белой краской. Представляется возможным отобразить идею существования поселений на территории города с древнейших времён одним из символов жилого дома SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- кувшином. В качестве образца взят сосуд, найденный при раскопках одного из древних поселения на окраине Тального (фото 5).

Ещё одна особенность города SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- источник минеральной воды. Тальновская минеральная вода на протяжении длительного времени развозилась по окрестностям и поэтому известна далеко за пределами города. Для отображения этой идеи можно изобразить воду, которая вытекает из сосуда.

Иным воплощением идеи древней истории Тального может служить символ, в котором соединены солярные и лунарные знаки, характерные для культуры Триполья и отражающие представления наших предков о мироздании. Археологом Д. К. Черноволом в качестве элемента герба было предложено использовать изображение солярно-лунарного знака с сосуда, найденного при раскопках в Тальянках. Предложенный символ имеет четырёхчастную структуру, отражающую чередование времён года (зима, весна, лето, осень), времён суток, стороны света. Серповидные сегменты, вероятно, отображают лунные фазы и жизненный цикл в целом SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- от зарождения до расцвета и угасания. Возможно, этот символ содержит указание на Зодиак и колесо SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- одно из важнейших открытий человечества, которое, по данным некоторых исследований, уже было известно трипольцам. Этот солярно-лунарный знак можно отобразить в гербе полностью либо немного стилизовать, упростив изображение (рис. 3).

Город расположен на мощном слое чернозёма, который покоится на гранитах. Ещё со времён Триполья земли современной Тальновщины были центром высокоразвитой земледельческой культуры. Сельскохозяйственное производство и по сей день играет важную роль в жизни города. Поэтому можно изобразить одно из полей герба либо чёрным цветом, отобразив таким способом характер здешнего почвенного слоя, либо зелёным SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- символом жизни, процветания. Уместным было бы также золотое поле, символизирующее давние хлеборобские традиции. Многовековая история возделывания хлеба в этих местах отражена в экспозициях Тальновского музея истории земледелия.

На протяжении длительного времени Тальное жило преимущественно торговлей, что сформировало соответствующий уклад жизни населения. Поэтому в гербе целесообразно изобразить кадуцей SYMBOL 150 \f «Times New Roman» \s 14– общепризнанный символ торговли.

Через Тальное протекает река Горный Тикич. Эту географическую особенность города SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- речную долину, переправа через которую с давних времён существовала в этом месте, в гербе можно отразить следующим символом SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- серебряным (лазурным) делением щита герба (фото 6).

Одна из особенностей Тального SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- его граниты (фото 7). Тальновские граниты отличаются особой прочностью. По этой причине они трудно поддаются обработке. Поэтому гранит использовался цельными глыбами. Этим гранитом, например, укрыты набережные в Санкт-Петербурге. В гербе эта идея может быть символически отражена мурованной стеной. Символ стены также является отражением идеи укреплённых сторожевых пунктов на территории поселения в давние времена.

Со времён средневековья города Европы получали геральдические символы двумя путями: либо населённому пункту предоставлялись городские права и герб верховной властью, либо поселение использовало герб владельца в качестве городского символа. Впоследствии, при переходе города к самостоятельному управлению, этот герб узаконивался как его собственный. Случалось, что поселение утрачивало свои городские права и становилось собственническим. Собственник мог присвоить городской герб, если ранее не имел своего. Тальным длительное время владели Калиновские, затем Потоцкие. После раздела имения Потоцких Тальное наследовалось по женской линии. Его владельцами становились Нарышкины, Шуваловы и Долгоруковы. Свидетельств об использовании гербов собственников как городских символов Тального не обнаружено.

Тем не менее, в геральдике существует традиция использовать в городской символике герб (элементы герба) личности, внесшей выдающийся вклад в развитие поселения или прославившей его иным образом. Граф Пётр Шувалов фактически стал зачинателем промышленности в Тальном. По этой причине в гербе города основной символ герба Шуваловых SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- единорога SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- можно использовать в качестве одного из щитодержателей. Другим щитодержателем представляется возможным изобразить быка. Ещё со времён Древнего Египта быкоподобный Апис SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- божество плодородия, а реальные животные-быки стали символом трудолюбия, упорства, настойчивости и терпения25. Такими качествами должны были обладать хлеборобы, чтобы из года в год выполнять свою нелёгкую работу. И такие труженики жили на протяжении многих веков в этих краях. Кроме того, образ быка был культовым в земледельческих культурах со времён Триполья. Предлагается изобразить щитодержателей на гербе серебром, чтобы подчеркнуть аллегоричность образов.

Создаваемый герб относится к территориальным. Поэтому для указания его статуса уместно увенчать щит герба городской короной. Предпочтительно использовать четырёхугольный с заострением внизу щит, характерный для гербов населённых пунктов Черкащины (многие гербы на щите такой формы употребляются уже не одно столетие).

В клейноде герба Тального можно поместить изображение феникса как воплощение основной идеи герба. Этот фантастический персонаж SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- символ возрождающейся жизни. Феникс в мифологии древних народов SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- птица, возрождающаяся из собственного пепла. С давних времён и до наших дней символика возрождения присуща также культуре и верованиям украинского народа. В более отдалённые времена земледельцы Триполья культивировали обряд периодического самосожжения и восстановления своих поселений, тесно связанный с существовавшей тогда на здешних землях системой землепользования26,27. Изображение феникса в гербе Тального будет подчёркивать идею многократного возрождения населённого пункта.

Щит и щитодержателей представляется возможным расположить на монолитном гранитном основании, что также может характеризовать и тальновские граниты, и незыблемые устои многовекового существования этого поселения.

На девизной ленте помещается либо девиз герба (по давней традиции девиз пишется по-латыни), либо наименование населённого пункта. Изречение на девизной ленте должно суммировать идеи герба, служить словесным выражением его сути. Для вышеизложенных идей краеведом А. Н. Самковым был предложен такой девиз: «От хорошего корня» («Ab radice bona» SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- лат., «De lka bona radico» SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- эсперанто). Девизная лента должна крепится к основанию, на котором расположен щит и щитодержатели.

На основе перечисленных идей было составлено несколько вариантов герба и флага города Тальное (рис. 3, 4).

Из предложенных вариантов депутатами 12 сессии Тальновского городского Совета народных депутатов 23 созыва, состоявшейся 18 июля 2000 года, были выбраны и утверждёны герб и соответствующий ему вариант флага (решение № 12/2-4(3) от 18.07.2000 г.).

Описание герба города Тальное (рис. 5): «Щит герба скошенный справа трёхчастно. В первой золотой части чёрный солярно-лунарный знак. Во второй лазурной части серебряный кадуцей в перевязь справа. Третья часть красная мурованная в направлении скошения, с серебряными швами.

Щит увенчан серебряной городской короной с тремя зубцами и возрастающим из красного пламени золотым фениксом с расправленными крыльями. Щитодержатели: справа SYMBOL 150 \f «Times New Roman» \s 14– серебряный бык, слева SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- серебряный единорог, стоящие на каменистом подножии с зелёным покрытием. Щит поставлен на группу каменных валунов, опоясанных серебряной девизной лентой с надписью красными буквами: «Від доброго кореня» («Ab radice bona»)».

Таким образом, в принятом варианте герба отражены основные идеи, характерные для Тального.

В первой части щита герба изображение солярно-лунарного знака с сосуда времён Трипольской культуры символизирует существование поселения на месте Тального с древнейших времён. Золотой цвет этого поля ассоциируется с древней традицией выращивания хлеба в этих краях.

Географическая особенность Тального SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- местонахождение города в долине реки Горный Тикич SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- отображена в щите лазурным скошением. Пересечение многих дорог у переправы через реку, способствовало развитию в этом месте торговли. Поэтому в лазурном поле помещён общепризнанный символ торговли SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- кадуцей. В гербе он изображён серебром. На берегах реки имеются выходы гранитных пород. Красная мурованная часть щита герба символизирует, с одной стороны, знаменитые, особо прочные тальновские граниты, а с другой SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- указывает на укреплённые пункты, существовавшие на месте поселения в давние времена.

Серебряная городская корона указывает на статус герба.

Феникс, помещённый в клейноде, отражает главную идею герба SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- многократное возрождение поселения на месте современного города. Он также символизирует существовавший во времёна Триполья обычай периодического сжигания поселений и строительства вместо них новых.

Правый щитодержатель SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- бык SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- символ богатства земли. Он символизирует культ плодородия, восходящий в данной местности к земледельческо-скотоводческим племенам Трипольской культуры. Возделывание хлеба остаётся здесь одним из основных занятий населения и до настоящего времени.

Граф П. П. Шувалов внёс значительный вклад в развитие промышленности и социальной сферы Тального. Его выдающиеся заслуги перед городом символизирует изображённый вторым щитодержателем единорог SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- главный элемент родового герба Шуваловых.

Щит и щитодержатели расположены на каменистом подножии, что символизирует и тальновские граниты, и незыблемые устои многовекового существования этого поселения.

Девиз «От хорошего корня» выражает сущность традиций, отражённых в гербе, благодаря которым поселение существует на этом месте на протяжении многих столетий.

Описание флага (рис. 6): «В прямоугольном полотнище синяя диагональная полоса с верхнего древкового угла. В верхней золотой концевой части полотнища чёрный солярно-лунарный знак. В нижней части SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- золотой кадуцей, положенный диагонально, как и полоса, в направлении верхнего древкового угла.

Приложения к описанию: соотношение сторон полотнища 2:3 (высота к длине); размер диагональной полосы составляет 1/5 высоты полотнища; диаметр солярно-лунарного знака составляет 1/5 длины полотнища; длина кадуцея составляет 1/2 длины диагонали полотнища».

Цвета и символы флага отображают главные идеи герба Тального. Поскольку флаг самостоятельный официальный символ города (хотя и вторичный по отношению к гербу), то композиция элементов герба и основных цветов на нём несколько отличается от изображения на щите. Отображение на полотнище символики герба Тального подчёркивает принадлежность флага этому городу.

Принятые городские символы были представлены общественности Тального во время торжеств, связанных с празднованием его 850-летия. Герб и флаг присутствовали на городской площади во время театрализованного представления, на страницах газет, брошюр, на сувенирных изделиях. Они стали неотъемлемой частью жизни города.

В процессе создания герба и флага города были введены в оборот новые источники, что позволили по-новому взглянуть на уже известные исторические факты истории Тального.

Используемая литература.

1) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Брокгаузъ Ф. А., Ефронъ И. А. Энцbbbbbbиклопедическій словарь, С. Петербургъ, 1901, NТомъ XXXIIа, С. 553.

2) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Дворянские роды Российской империи, ИПК «Вести», СПб, 1993, Т. 1, Князья, С. 98.

3) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Похилевич Л. Сказанія о населенныхъ мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hстностяхъ Кіевской губерніи, К., 1864, С. 339.

4) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Гринченко Б. Д. Словарь украинского языка (репринтное издание, Лексикон, Киев, 1996, С. 60.

5) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, Русский язык, М., 1991, Т. IV, С. 585.

6) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Похилевич Л. Сказанія о населенныхъ мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hстностяхъ Кіевской губерніи, К., 1864, С. 355.

7) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Немецко-русский словарь, Советская энциклопедия, М., 1964.

8) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Русско-еврейский (идиш) словарь, Русский язык, М., 1989.

9) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Зыковъ В. А. К исторSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iи Умани, ТипографSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя «ЭнергSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iя» Х. Баренбойма и Я. Перельштейна, Умань, 1916, С. 15.

10) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Зыковъ В. А., Указанное сочинение, С. 17.

11) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Брокгаузъ Ф. А., Ефронъ И. А. Энцbbbbbbиклопедическій словарь, С. Петербургъ, 1898, NТомъ XXXIVа, С. 738.

12) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Лакиер А. Б. Русская геральдика (репринтное издание), Книга, М., 1990, С. 284.

13) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Губин А.Б., Кретинин Г.В. Гербы Восточной Пруссии, Гербовед, № 2, 1992, С. 59.

14) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Похилевич Л., Указанное сочинение, С. 495.

15) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Похилевич Л., там же, С. 355.

16) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Похилевич Л., там же, С. 355.

17) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Лакиер А. Б., указанное сочинение, С. 260.

18) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов, М., 1996, С. 308.

19) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Списокъ населенныхъ мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hст КSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iевской губернSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iи, ИзданSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iе КSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iевскаго Губернскаго Статистическаго Комитета, КSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iевї, 1900, С. 1648 SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 13- 1649.

20) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Списокъ населенныхъ мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hст КSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iевской губернSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iи, Указанное сочинение, С. 1648 SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- 1649.

21) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Списокъ населенныхъ мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hст КSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iевской губернSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iи, там же, С. 1598, 1618, 620, 1417, 643, 769, 723, 587, 1549.

22) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Списокъ населенныхъ мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hст КSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iевской губернSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iи, там же, С. 1648 SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- 1649.

23) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Брокгаузъ Ф. А., Ефронъ И. А. Энцbbbbbbиклопедическій словарь, С. Петербургъ, 1901, NТомъ XXXIIа, С. 553. (Смотри также: Списокъ населенныхъ мSYMBOL 104 \f «Izhitza» \s 13hст КSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iевской губернSYMBOL 105 \f «Izhitza» \s 13iи, там же).

24) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Большая Советская Энциклопедия, Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», М., 1956, Т. 43, С. 259 SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- 260. (смотри также: Украинская Советская Энциклопедия, К., 1984, Т. 11, Книга первая, С.256).

25) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики, Международные отношения, М., 1995, С. 67 SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- 68.

26) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Круц В.О., Чабанюк В.В., Чорновіл Д.К. Ранок землеробського світу. Пам’ятки трипільської культури на Тальнівщині, Техніка, Київ, 2000, С. 13.

27) SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- Шилов Ю. А. Пути Ариев, Полиграфкнига, Киев, 1996, С. 270.

Фото авторов. Лето 2000 года.

Материал подготовили:

Толкушин Олег Геннадиевич, председатель Черкасского областного геральдического общества

Ярмилко Андрей Васильевич, сотрудник Черкасского Государственного университета им. Б. Хмельницкого.

Рисунок 1. Герб Пилава

Рисунок 2. Герб Боньча

Рисунок 3. Солярно-лунарный знак:

а) полное изображение

б) стилизованное изображение.

Рисунок 4. Проекты щита герба города Тальное.

Рисунок 5. Проекты флага города Тальное.

Рисунок 6. Герб города Тальное.

Рисунок 7. Флаг города Тальное.

Рисунок 8. Сувенирный значок с изображением герба города Тальное.

Фото 1. Герб Шуваловых на фасаде дворца.

Фото 2. Костёл св. Анны.

Фото 3. Дворец Шувалова. Общий вид.

Фото 4. Дом управляющего имением Долгоруковых Фанина.

Фото 5. Сосуд из поселения Трипольской культуры (Тальное).

Фото 6. Тальное SYMBOL 45 \f «Symbol» \s 14- город на берегах Горного Тикича.

Фото 7. Выход гранитных пород на территории Тального.

Фото 8. На праздновании Дня города: символическая передача князем Изяславом флага и ключа меру Тального А. Биленко.

PAGE 1