Типовая учебная программа для высших учебных заведений согласова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

__________________А.И. Жук

________________2008

Регистрационный № ТД-___________/тип.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Типовая учебная программа для высших учебных заведений

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического объединения вузов

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

__________________________В.Л. Клюня

10.03.2008 г.

Начальник управления высшего и среднего специального

образования Министерства образования Республики Беларусь

___________________________Ю.И. Миксюк

________________2008 г.

Первый проректор Государственного учреждения образования

«Республиканский институт высшей школы»

____________________________В.И. Дынич

__________________2008 г.

Эксперты:

_______________________А.В. Макаров

_________________2008 г.

_________________________С.М. Артемьева

________________2008 г.

Минск 2008

Составители:

Н.П. Денисюк — доцент кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент;

В.А. Мельник — профессор кафедры идеологии и политических наук Академии Управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор;

С.В. Решетников — заведующий кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, доктор политических наук, профессор.

Рецензенты:

Я.С. Яскевич – директор Института социально-гуманитарного образования Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, профессор;

В.Н. Ватыль — зав. кафедрой политологии и социологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор политических наук, профессор;

Кафедра политологии и права Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

Рекомендована

к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 7 от 29.02.2008г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол №1 от 08 ноября 2007г.);

Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 8 от 06 ноября 2007 г.).

Ответственный за редакцию: С.В. Решетников

Ответственный за выпуск:

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………4

Примерный тематический план……………………………….. 11

Содержание учебной программы……………………………..12

Литература……………………………………………………………….. 16

Приложения…………………………………………………….25

1. Пояснительная записка

Типовая учебная программа нового поколения по учебной дисциплине “Политология” предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. В рамках совместной учебной деятельности преподавателя и студента программа выступает в качестве своеобразного “навигатора”в добывании и усвоении знаний, новой информации и приобретении практико-ориентированнных, жизнедеятельностных умений. Ее отличительными особенностями, по сравнению с предыдущей программой, являются:

обновленное содержание дисциплины;

акцентуация на компетентностном подходе в обучении;

усиление роли самостоятельной работы студентов и ее доли в учебном процессе;

возможность использования современных инновационных педагогических технологий.

Учебная программа дисциплины “Политология” разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

– Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени (утвержден приказом Министерства образования Республики Беларусь от 13.06. 2006 г. № 374);

Образовательный стандарт “Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин” (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2006 г. № 89);

Изменение № 1 к РД РБ 02100.5 227-2006 (утверждено и введено в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 января 2008 г. № 3);

Макет типовой учебной программы дисциплины социально-гуманитарного цикла высшего образования первой ступени (Методические рекомендации для разработчиков типовых учебных программ, 2007 г.); Министерство образования Республики Беларусь, 2007 г.;

Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь от 28.12 2007 г.).

В учебной программе учтены следующие требования образовательного стандарта по “Циклу социально-гуманитарных дисциплин”:

1.1 Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускников

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую реализацию выпускника;

принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретённых гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учётом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

— компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации,

— компетенции гражданственности и патриотизма,

— компетенции социального взаимодействия,

— компетенции коммуникации,

— компетенции здоровьесбережения,

— компетенции самосовершенствования.

Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:

— владение методами системного и сравнительного анализа;

— сформированность критического мышления;

— умение работать в команде;

— владение навыками проектирования и прогнозирования;

— сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость, а также мотивационно-ценностных ориентаций;

— умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни.

1.2 Цели и задачи учебной дисциплины «Политология»

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла политология занимает свое особое место. Изучение политологии позволяет студенту понять мир политики, совокупность властных отношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.

В условиях развития Республики Беларусь как суверенного государства политическое образование является основой формирования патриотического мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формированию навыков выбора эффективных управленческих решений в условиях меняющегося мира.

Теоретическая направленность курса сочетается с анализом реальных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культурными, историческими аспектами общественной системы.

Основные цели преподавания дисциплины:

– формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;

– утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

– развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.

Задачами курса «Политология» являются:

– усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций – предметных и операциональных;

– развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;

– ориентирование студентов на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире;

– утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;

– формирование навыков принятия управленческих решений, понимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т.д.).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– основные теоретико-методологические проблемы политологии;

– ключевые подходы к анализу политических явлений, методы политических исследований;

– специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

– природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества;

– специфику политических процессов, тенденции развития современного мира;

– сущность и функции политического сознания, политической культуры, основные идеологические течения.

Выпускник должен уметь:

– формировать и аргументировать свою политическую позицию;

– анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;

– участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;

– взаимодействовать с государственными структурами, формулировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;

– применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

– воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достойному выполнению своего гражданского и профессионального долга;

– оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем.

– осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.

Требования к предметным компетенциям выпускника учитывают, что понимание политического аспекта экономических, экологических, культурных, технических проблем весьма важно для будущего специалиста, участвующего в процессе принятия управленческих решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.

1.3 Структура содержания учебной дисциплины

Изучение дисциплины «Политология» рассчитано на 102 часа, из них 68 аудиторных. Их примерное распределение по видам занятий включает 34 лекционных часа, 34 семинарских.

В основу структурирования содержания учебной дисциплины положен принцип модульного подхода, который предполагает организацию научно-теоретического материала в относительно самостоятельные учебные модули. По каждому учебному модулю в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций преподавателем (кафедрой) проектируются и реализуются определённые педагогические технологии.

В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных систем и технологий следует выделить: учебно-методические комплексы; вариативные модели управляемой самостоятельной деятельности студентов; блочно-модульные, модульно-рейтинговые и кредитные системы; информационные технологии; методики активного обучения.

Структура содержания учебной дисциплины включает:

– введение в дисциплину;

– разделы (модули);

– учебные темы;

– заключение.

В основу структуры типовой учебной программы положен модуль, который представляет собой укрупнённую и целостную дидактическую единицу процесса обучения и содержания, имеющего относительно завершённый характер.

1.4 Методы (технологии) обучения

Методы (технологии) обучения, рекомендуемые к использованию в ходе преподавания дисциплины. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

– технологии проблемно-модульного обучения;

– технология учебно-исследовательской деятельности;

– проектные технологии;

– коммуникативные технологии: дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

– метод кейсов (анализ ситуации);

– игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.

Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности педагогам рекомендуется использовать рейтинговые, кредитно-модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.

Целесообразно внедрять в практику проведения семинарских и практических занятий методики активного обучения, дискуссионные формы, в целях формирования современных социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускника вуза.

1.5 Организация самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением.

Компетентностный подход предполагает усиление практикоориентированности образовательного процесса и роли управляемой самостоятельной деятельности студентов по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы. Управляемая самостоятельная работа студентов предусматривает выполнение контрольных работ, подготовку рефератов, ознакомление с научной, научно-популярной, учебной, хрестоматийной литературой, написание эссе, курсовых работ, анализ конкретных ситуаций и др. [Приложение 2].

1.6 Диагностика социально-личностных компетенций студента

Образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу социально-гуманитарных дисциплин определяется следующая процедура диагностики социально-личностных компетенций студента:

1.6.1 Требования к осуществлению диагностики:

— определение объекта диагностики;

— выявление факта учебных достижений студента с помощью критериально-ориентированных тестов и других средств диагностики;

— измерение степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта;

— оценивание результатов выявления и измерения соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта (с помощью шкалы оценок).

1.6.2 Шкалы оценок

Оценка учебных достижений студентов на экзаменах по дисциплинам социально-гуманитарного цикла производится по десятибалльной шкале (1,2,….9, 10).

Оценка учебных достижений студентов, выполняемая поэтапно по конкретным модулям учебной дисциплины, осуществляется кафедрой в соответствии с избранной вузом шкалой оценок.

1.6.3 Критерии оценок

Для оценки учебных достижений студентов используются критерии, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь (письмо Министерства образования Республики Беларусь № 21-04-1/105 от 22.12.2003 г.).

1.6.4 Диагностический инструментарий

Для диагностики компетенций студентов “на выходе” из модуля и при итоговом оценивании рекомендуется использовать педагогические тесты и тестовые задания по отдельным разделам (модулям) дисциплины и дисциплине в целом; разноуровневые контрольные задания; зачёт; экзамен (см. Приложение 1).

2. Примерный тематический план

№ модуля

*Наименование модулей

Количество часов

Аудиторные

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

М-0

Введение в дисциплину

2

2

М-1

Теория и методология политической науки

6

6

М-2

Политические институты в Республике Беларусь

6

6

М-3

Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире

10

10

М-4

Государственная политика и управление в республике Беларусь

6

6

М-5

Международные политические отношения и геополитика

4

4

М

Заключение

Всего 102

34

34

34

*На основе данной типовой учебной программы вуз разрабатывает учебную программу, которая учитывает модульную структуру содержания и компетентностный подход к процессу обучения. Вуз имеет право перераспределения количества учебных часов на изучение определенных модулей, изменение последовательности их изучения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст