Тестовые задания открытой формы

Содержание

№ п/п

Наименование

Стр.

Введение

2

1.Цели и задачи контроля знаний

5

2.Функции, методы, формы и средства контроля и проверки знаний учащихся

6

3.

Система полного усвоения знаний и виды знаний

11

4.

Исходное понятие теории тестов

16

4.1.

Наука о тестах

16

4.2.

Определение педагогического теста

19

4.3.

Типы тестов

27

4.4.

Виды тестовых заданий

30

4.4.1

Тестовые задания открытой формы

31

4.4.2

Тестовые задания закрытой формы

32

4.5.

Содержание теста

35

4.6.

Трудность теста и тестовых заданий

37

4.7.

Этапы разработки теста

40

Приложение 1

Тестовые задания по дисциплине «Наноматериалы и нанотехнологии»

43

Приложение 2

Тестовые задания по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов»

54

Введение

Социально — экономические преобразования, происходящие на современном этапе в России, выдвинули новые требования к уровню, содержанию и качеству подготовки кадров. Как следствие этого, в целях обеспечения гарантий качественного образования, разработан и утверждён Государственный стандарт профессионального образования, в котором определены требования к уровню, содержанию и качеству подготовки специалистов на данной ступени квалификации.

Проблема тестового контроля относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение для реализации требований Государственного стандарта ВПО вследствие признания в профессиональной школе объективной методикой оценки качества обучения тестовую методику.

Выбор темы в немалой степени обусловлен возрастающими требованиями к контролю результатов обучения, который является одним из важнейших и обязательных компонентов процесса обучения и имеет место на всех стадиях образовательного процесса.

Педагогическая наука остро ставит проблему объективизации и стандартизации контроля в образовании. Традиционные формы и методы контроля подвергаются серьёзной критике, так как они не позволяют оперативно установить ни количественные, ни качественные характеристики подготовленности обучаемых, следовательно, участники педагогического процесса не имеют информации, необходимой для эффективного взаимодействия.

На протяжении длительного периода в психолого-педагогической и методической литературе обсуждаются вопросы объективного контроля, измерения и оценки учебных достижений.

На сегодняшний день в зарубежной и отечественной педагогике имеется достаточно большое количество работ, в которых поднимается проблема контроля результатов обучения.

В психолого-педагогической и методической литературе проблема тестового контроля освещена достаточно широко. На сегодня требуется разработка целостной методики обучения специальным дисциплинам в учреждениях ВПО с использованием тестового контроля.

То есть, имеет место противоречие между необходимостью внедрения в процесс обучения специальных дисциплин в учреждениях ВПО тестового контроля для объективной оценки качества подготовки обучаемых и отсутствием целостной теории и методики обучения специальных дисциплинам с использованием тестового контроля.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&keyno=0&l10n=ru&lr=213&mime=docx&sign=aa9d6a460135984b1d00747990bd1abf&text=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%8F+%D0%BF%D0%BE+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC&url=http%3A//ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0» диагностическую, HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&keyno=0&l10n=ru&lr=213&mime=docx&sign=aa9d6a460135984b1d00747990bd1abf&text=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%8F+%D0%BF%D0%BE+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC&url=http%3A//ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5» обучающую и HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&keyno=0&l10n=ru&lr=213&mime=docx&sign=aa9d6a460135984b1d00747990bd1abf&text=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%8F+%D0%BF%D0%BE+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC&url=http%3A//ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5» воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&keyno=0&l10n=ru&lr=213&mime=docx&sign=aa9d6a460135984b1d00747990bd1abf&text=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%8F+%D0%BF%D0%BE+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC&url=http%3A//ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F» мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&keyno=0&l10n=ru&lr=213&mime=docx&sign=aa9d6a460135984b1d00747990bd1abf&text=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%8F+%D0%BF%D0%BE+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC&url=http%3A//ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C» способности.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&keyno=0&l10n=ru&lr=213&mime=docx&sign=aa9d6a460135984b1d00747990bd1abf&text=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%8F+%D0%BF%D0%BE+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC&url=http%3A//ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F» Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора — два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.

Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки:

Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Тестирование – одно из наиболее дискуссионных диагностик. Тестирование на основе компьютерных технологий официально признано основным средством диагностики качества знаний.

Современный уровень развития вычислительной техники и внедрение компьютеров в учебный процесс делают возможным автоматизацию тестового контроля.

Грамотно составленный тест дает информацию не только количественную, располагая участников тестирования по единой линейной шкале, но и качественную. Тесты позволяют оперативно диагностировать уровень обученности, определяя сильные и слабые стороны учащегося, выявляет пробелы в знаниях, помогая тем самым учителю сориентироваться в направлениях своей педагогической деятельности. Это расширяет возможности преподавателя в управлении учебным процессом. Систематическое использование тестов в преподавании дает возможность наблюдать личную траекторию продвижения каждого преподавателя в усвоении данного предмета, то есть позволяет организовать мониторинг качества обучения.

Совершенно справедливо, тестирование позволяет оперативно определить уровень усвоения учебного предмета.

Тестирование может применяться для разных целей. В частности, в европейских странах учебный процесс сопровождается тремя видами тестирования: прогностическое имеет целью отбор учеников в группы, классы и потоки разных направлений (то есть связано с профильной дифференциацией обучения), диагностическое предназначено для сбора информации об успешности учеников в освоении учебных программ (связано чаще всего с уровневой дифференциацией обучения, ориентированное на обратную связь отражает общую нацеленность образования на развитие каждого студента и снабжает его информацией, насколько успешно он работает в свете достижения своих собственных целей.

Вследствие принятия Государственного стандарта ВПО и признанием в профессиональной школе объективной методикой оценки качества обучения тестовую методику, проблема тестового контроля относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение для реализации требований Госстандарта.

1. Цели и задачи контроля знаний

Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процессе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.

В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны преподавателя и самоконтролю.

Контроль — это часть процесса обучения. Контроль — это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного студента предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся по специальным дисциплинам является обеспечение обратной связи между преподавателем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного материала по предмету. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и выставление отметки (результата оценивания).

В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль результатов учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля: внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью студента); взаимный (осуществляется одним студентом над деятельностью другого студента); самоконтроль (осуществляется студентом над собственной деятельностью).

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по специальным дисциплинам — определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными Государственным образовательным стандартом. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для преподавателя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по дисциплине или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для студента контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по специальной дисциплине нужно последовательно, согласно порядку изучения материала.

Систематический контроль знаний учащихся по специальной дисциплине является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение преподавателем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предметов, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

Введение новых технологий обучения, таких как модульные технологии, дистанционные технологии, не могло не затронуть методы контроля. К числу методов, применяемых в этих технологиях, относится тест.

Тест – это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов.

Этот метод предполагает, что контролирование усвоения знаний может происходить на расстоянии. Также преимуществом этого метода является то, что все учащиеся ставятся в равные условия, т.е. оценка их знаний становится более объективной.

Тест позволяет определить, какой уровень усвоения знаний у того или иного учащегося, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения и планируются последующие этапы учебного процесса.

2. Функции, методы, формы и средства контроля и проверки знаний учащихся

Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции:

1. Контролирующая и диагностическая функциявыявление и диагностика результатов обучения.

2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.

3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности.

4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого учащегося чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.

5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.

Осуществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция — основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала по специальным дисциплинам доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция.

Педагогические требования к контролю знаний учащихся:

контроль знаний учащихся должен быть:

— мотивированным;

— систематическим и регулярным;

— разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;

— быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;

— базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности преподавателя и учащихся.

Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по специальным дисциплинам. Рассмотри некоторые из них.

Выделяют следующие методы контроля:

1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.).

2. Письменные (контрольная работа, тематический реферат и др.).

3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.).

4. Зачеты.

5. Экзамены.

Другая классификация контроля знаний учащихся по специальным дисциплинам представлена на рис. 1.

Рис. 1. Виды контроля знаний

Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере и др.

Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.

Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др.

Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения — массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной (рис. 2).

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль.

Рис. 2. Формы контроля

Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися; позволяет определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.

Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.

Термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно, измерить уровень подготовленности учащихся.

Тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.

При разработке контрольных (тестовых) работ необходимо учесть следующее:

1) В содержание контрольных (тестовых) работ следует включать наиболее значимые задания по изучаемому материалу;

2) Для теста разрабатывается не менее двух вариантов тестовых заданий одинаковой сложности;

3) Сложность вопросов (заданий) теста должна соответствовать уровню, установленному государственными образовательными стандартами;

4) К каждому варианту заданий прилагаются эталоны правильных ответов;

5) Контрольные (тестовые) работы должны выполнять не менее 50% учащихся группы;

6) Повторно одни и те же тестовые работы учащиеся не выполняют;

7) Время на выполнение контрольных (тестовых) работ распределяется с учетом их сложности и объема.

Основные требования к заданиям тестов:

1) принадлежать к одной теме или дисциплине;

2) быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии);

3) являться взаимно дополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике;

4) форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной;

5) термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам;

6) последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному;

7) задания должны быть краткими. Прочитав задание, учащийся должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда учащийся сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.

Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.

В заданиях, построенных на основе избирательного теста, не менее важна и система предлагаемых ответов. Нужно включать в нее устойчивые, типичные ошибки учащихся, а правильные ответы располагать на различных местах.

Альтернативный тест — это задание, при выполнении которого студент из двух или более предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению, правильный). Применение тестов первого уровня целесообразно для промежуточного контроля знаний учащихся в рамках чтения одного определенного раздела учебной дисциплины.

Осуществляя отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся, преподавателю, прежде всего, следует иметь ввиду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля.

Тесты на припоминание и дополнение (подстановку) представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте.

По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на:

тесты на «подстановку»;

конструктивные тесты.

Тесты на «подстановку» могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу, чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие (существенная часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем).

Получив задание, обучающийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.

Таким образом, тесты второго уровня целесообразно использовать при промежуточном контроле знаний обучающихся по основным разделам курсов, без знания которых общее понимание дисциплины либо затруднено или вообще невозможно.

Задания закрытой формы наиболее технологичны. Именно они представляют для нас наибольший интерес, с точки зрения составления, обработки и анализа результатов и применения обратной связи. Мы ограничиваем область значений ответов, создавая облегченные условия для анализа результатов.

Следует следить, чтобы учащиеся не ощущали дискомфорт при прохождении теста, т.к. в этом случае результаты опроса будут искажены. Тесты с закрытой формой тестовых заданий могут содержать два или больше варианта ответов.

Задания с двумя вариантами ответов предназначены для экспресс-диагностики. За 15-20 минут можно предъявить учащемуся 50-70 заданий. Несмотря на высокую вероятность угадывания правильного ответа (50%), задания такого типа наиболее технологичны, а за счет большого количества заданий, можно в явной форме определить, знает ученик тему, или нет. Однако варианты ответов должны быть содержательного плана, а не по принципу «Да – нет».

Представленные тесты позволяют провести углублённую диагностику в связи с тем, что имеют от трёх до десяти вариантов ответа и требуют от учащегося значительного анализа знаний по данной теме. Задания с большим числом вариантов ответов имеют меньшую вероятность угадывания, хотя оптимально использовать 4-5 вариантов ответа.

В заданиях с закрытой формой большое внимание уделяется дистракторам (рассеивателям внимания) – неправильным ответам в заданиях. Те ошибки, которые встречаются у учащихся чаще всего – наиболее правдоподобные дистракторы. В классической теории тестов сформулирован ряд требований к дистракторам, причем некоторые из этих требований считаются категоричными и требуют строжайшего выполнения.

Тесты на припоминание и дополнение (подстановку). Учащемуся предлагается закончить начатое предложение, что требует, воспроизведение в памяти значительного объёма учебного материала и данные вопросы будут являться, тестами второго уровня.

Конструктивный тест. Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащегося самостоятельного конструирования ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, выполнить чертеж или график.

В представленных тестах необходимо описать технологию выполнения работ по техническому обслуживанию воздушного судна и произвести расшифровку марки сплава. Такие вопросы являются тестами третьего уровня.

Тесты третьего уровня при ответе на вопрос требуют применения усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности. Тесты третьего уровня можно принять в качестве заданий на практических занятиях или при итоговом контроле за весь пройденный курс, хотя создать такой текст весьма сложно.

3. Система полного усвоения знаний и виды знаний

Цель этой системы — создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться.

Новые педагогические технологии характеризуются переходом:

— от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст