Технический рисунок 10 класс

КГБОУ СПО «Бийский педагогический колледж»

Специальность о5о6о3 Изобразительное искусство и черчение

Конспект урока Черчения

В 10ых классах

В гимназии №1

Пузаковой Дарьи Владимировны

Тема урока: «Технический рисунок»

Учитель: Веселова Нина Фёдоровна

Методист:Ефтифеева Тамара Селифововна

2012 г.

Тема

Технический рисунок.

Цель

Формирование новых знаний, умений. Познакомить учащихся с основами технического рисунка.

Задачи

Обучающая–учить детей применять теоретические знания на практике, научить выполнять технические рисунки предметов средней сложности.

Развивающая– развивать пространственное мышление и воображение, умение работать карандашом без чертёжных инструментов.

Воспитательная – формирование мотивационной сферы к учебной деятельности, самостоятельность, организованность, активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. Воспитывать аккуратность при выполнении технических рисунков.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Учебник, Компьютер, проектор, листы с заданием и линованной сеткой.

Зрительный ряд

Презентация.

Ход урока

План урока:

Орг. момент – 1 минуты

Проверка домашнего задания – 5 минут

Объяснение нового материала – 15 минут

Выполнение практической работы учащимися – 20 минут

Итог урока – 5 минут

Домашняя работа – 1-2 минуты

Орг.момент

Организационный момент

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Проверка рабочих мест и готовность к уроку

Проверка наличии на столах тетради, учебника, простого карандаша, ластика.

Приветствие

— Здравствуйте. Меня зовут Дарья Владимировна. Я сегодня проведу у вас урок Черчения.

Сообщение темы

— А тема сегодняшнего урока «Технический рисунок»

Изучение нового материала

Демонстрация презентации

Актуализация знаний

Цель: замотивировать учащихся в начале урока, вызвать интерес, актуализировать знания, необходимые для проблемного изложения нового материала

Постановка цели урока

Открытие нового

Вопросы на закрепление

Цель: сформулировать и согласовать цель урока, организовать уточнение и согласование темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием как технический рисунок. Научимся выполнять технический рисунок предметов средней сложности, так же проведём не большую практическую работу.

В практической деятельности часто используют аксонометрические изображения, выполненные без применения чертёжных инструментов, от руки. Такие изображения называют техническими рисунками. При выполнении технических рисунков обычно преследуется цель быстро и наглядно показать на бумаге предмет или даже группу предметов в целях уточнения формы, уяснения взаимодействия и принципа работы.

Общий термин

Технический рисунок – это изображение, выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорции на глаз. При этом придерживаются тех же правил, что и при построении аксонометрических проекций: под теми же углами располагаются оси, размеры откладывают вдоль осей или параллельно им.

Из истории:

Технические рисунки давно используются людьми для раскрытия творческого замысла. Вглядитесь в рисунки Леонарда Да Винчи, которые настолько полно раскрывают конструктивные особенности приспособления, механизма, что по ним можно выполнить чертежи, разработать проект, изготовить объект в материале.

Инженеры, дизайнеры, архитекторы при проектировании новых образцов техники, изделий, сооружений используют технический рисунок как средство фиксации первых, промежуточных и окончательных вариантов решения технического замысла. Кроме того, технические рисунки служат для проверки правильности прочтения сложной формы, отображения на чертеже.

Зная правила построения аксонометрических изображений, нетрудно развить глазомер и приобрести навыки технического рисования. Элементами всякого рисунка являются линии – прямые и кривые. Поэтому вам пригодятся навыки, приобретённые на уроках рисования – умение свободно, без напряжения, проводить от руки на листе бумаги разные по толщине линии в любых направлениях.

При рисовании геометрических тел и предметов придерживаются той же последовательности, что и при построении аксонометрических изображений. Сложные формы расчленяют мысленно на простые тела и, как было объяснено выше, рисуют исходя «от частного к общему». Или, наоборот, представляют предмет в виде заготовки, из которой удаляют соответствующие элементы, то есть идут «от общего к частному».

При выполнении рисунка следует делать его тонкими линиями. Убедившись затем в правильности изображения, обвести его более сильным нажимом карандаша на бумагу, что бы придать рисунку большую выразительность.

Технический рисунок можно выполнить, используя метод центрального проецирования и тем самым получить перспективное изображение предмета, либо метод параллельного проецирования (аксонометрические проекции), построив наглядное изображение без перспективных искажений.

Технический рисунок можно выполнять без выявления объема оттенением, с оттенением объема, а так же с передачей цвета и материала изображаемого объекта.

На технических рисунках допускается выявлять объём предметов приёмами шатировки (параллельными штрихами), шраффировки (штрихами, нанесенными в виде сетки) и точечным оттенением.

Наиболее часто используемый приём выявления объёма – шатировка.

В техническом рисовании условно принимается, что лучи идут как бы из глубины на зрителя и слева направо (или справа налево).

При таком направлении светового потока, наиболее освещёнными являются верхние поверхности предмета, неосвещённой – правая сторона и полуосвещённая – левая сторона предмета. Примеры оттенения поверхностей даны на слайде.

Зачастую что бы получить впечатление объёмности и придать рисунку наглядность, на изображение наносят светотени.

Светотень – это распределение света на поверхности предмета.

Светотень состоит из следующих компонентов: собственная тень, рефлекс, полутень, свет и блик.

Собственная тень – это тень, находящаяся на неосвещённой части предмета.

Полутень – это участки перехода от света к тени.

Рефлекс – это отражённый свет на поверхности предмета в его неосвещённой части.

Свет – это наиболее освещённая часть поверхности предмета.

Блик – это самое светлое пятно на предмете.

Светотени как раз и наносят на рисунок штриховкой, шраффировкой, оттенением точками и другими способами.

Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции?

Как можно выявить объём предмета на техническом рисунке?

Практическое задание

Итог урока

Домашняя работа

По образцу на линованном листе построить технические рисунки предметов собранных из модельных кубиков.

Построить технический рисунок по чертежу.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Чему мы сегодня научились?

Какие трудности возникли у вас?

Построить технический рисунок предмета, по трём видам. (работа с карточками.)