Центр психолого-медико-социального сопровождения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«СПУТНИК»

662150, г. Ачинск, Красноярский край, микрорайон 3, дом 11, тел. 7-56-60 ИНН/ КПП 2443021719 /244301001

_____________________________________________________________________________

Публичный доклад

на 2011-2012 учебный год

Публичный доклад информирует о деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Спутник» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, об основных результатах деятельности и перспективах развития Центра.

Содержание доклада адресовано родителям (законным представителям) детей, которым необходима помощь наших специалистов.

Информация о результатах функционирования и перспективах развития адресована нашим учредителям, местной общественности, органам местного самоуправления, определяющим роль образовательного учреждения в образовательном пространстве города и Красноярского края.

Обеспечивая информационную открытость нашего образовательного учреждения посредством публичного доклада, мы надеемся на увеличение числа социальных партнеров, повышение эффективности их взаимодействия с Центром.

Введение

Как юридическое лицо, Центр «Спутник» был организован 03 июля 2003 года на базе психолого-медико-социального центра, основанного 1 сентября 1999 года.

Центр оказывает помощь детям от рождения до 18 лет, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; их родителям и педагогам образовательных учреждений в организации коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

Таким образом, цель деятельности Центра – организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, обеспечивающего успешную социализацию, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Основные задачи деятельности учреждения:

Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

Осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям;

Оказание помощи образовательным учреждениям всех типов по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в школьной и социальной адаптации;

Основные направления деятельности:

— диагностическое;

— коррекционно-развивающее;

— консультативное;

— профилактическое;

— методическое.

Единая методическая тема в 2011-2012 учебном году: «Обеспечение комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с нарушениями развития»

Общая характеристика образовательного учреждения

Название по Уставу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Спутник»

Организационно-правовая форма

муниципальное учреждение

Учредитель

управление образования Администрации г. Ачинска

Юридический адрес

г. Ачинск, микрорайон 3, дом 11

Телефон (код населенного пункта)

8(39151) 7-56-60

e-mail

[email protected]

Адрес сайта в Интернет

www.sputnik-ach.edusite.ru

Должность руководителя

фамилия, имя, отчество

Директор

Сучкова Светлана Владимировна

Лицензия (дата выдачи, номер, кем выдана)

№ 4645-л от 15 марта 2011 года, выдана Службой по контролю в области образования администрации Красноярского края

Структура учреждения

отдел ранней диагностики и специальной помощи детям от 0 до 4 лет

диагностико-коррекционный отдел

методический отдел

психолого-медико-педагогическая комиссия

Ресурсная база учреждения

Тип здания

3 квартиры на первом этаже жилого дома

Техническая оснащенность

3 компьютера, 3 ноутбука, 1 нетбук

Кадры

Общее количество работников

15

Общее количество педагогических работников

11

Средний возраст педагогов

33,5 лет

Образовательный уровень педагогического состава

высшее образование – 11 чел./100%

Квалификационные характеристики педагогов

Высшая квалификационная категория – 1 чел.;

Ι квалификационная категория – 4 чел.

В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (№ 867 от 31.07.1998 г.), другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, Уставом и другими локальными актами Центра.

Открытость образовательного учреждения

Центр психолого-медико-социального сопровождения активно взаимодействует с дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами города. Специалисты проводят диагностику детей в дошкольных учреждениях с целью определения уровня развития, готовности к школе, речевого и психического развития, консультируют педагогов и родителей, которые  обращаются самостоятельно и по рекомендациям детских садов и школ. Специалисты Центра сопровождают ДОУ, где нет специалистов, помощь которых необходима их воспитанникам.

Особенности образовательного процесса

Центр в своей деятельности реализует:

— государственные и самостоятельно разработанные, одобренные педагогическим советом Центра, авторские программы коррекционно-развивающей направленности;

— индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, направленные на помощь в решении проблем конкретного ребенка.

В соответствии с лицензией, Центр реализует образовательные программы по трем направлениям:

коррекция речи;

коррекция психических процессов;

коррекция знаний, умений и навыков.

Перечень программ, реализуемых МБОУ Центр «Спутник» в 2011-2012 году

№ п/п

Наименование программы

Авторы

Утверждена

(кем и когда)

Примечание

1

Программы Центра

1.1

«Коррекция психических процессов»

(для детей 5-10 лет)

педагог-психолог, методист Иванова Ж.Н., педагоги- психологи Ильичева Н.Г.,

Казакова Н.В.

Образовательные программы, принятые на методическом совете 16.05.08 г., лицензированные.

1.2

«Коррекция речи»

(для детей 5-6 лет)

учитель-логопед Михайлова Е.Е.

1.3

«Коррекция знаний, умений, навыков у детей» (для детей 5-10 лет)

учителя-дефектологи Марченко О.С., Подковырина

Г.М.

1.4.

«Социализация детей раннего возраста с ОВЗ»

Учитель-логопед Сучкова С.В.,

педагог-психолог Арканникова Л.В., учитель-дефектолог Харина Л.В.

Апробирование программы в течение 2011-2012 учебного года.

2

Дополнительные программы, применяемые специалистами

2.1

«Коррекционно-развивающая работа для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»

Н.В. Нищева

Рекомендована

ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО.

Сборник программ под редакцией

Г.В. Чиркиной «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи М. Просвещение 2008 год

2.2

«Коррекционно-развивающая работа в младшей логопедической группе»

Н.В. Нищева

2.3

«Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Т. Б. Филичева,

Г.В. Чиркина

2.4.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Примерная общеобразовательная программа для дошкольных учреждений

2.5.

Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс

Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

2.6.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

3

Индивидуально-ориентированные программы

психолого-медико-социального сопровождения

Реализуется система ранней помощи детям от 0 до 4 лет, которая включает:

— диагностику развития ребенка и раннее выявление нарушений (риска нарушений);

— оказание психолого-педагогической помощи детям с нарушениями и их родителям через разные формы сопровождения: индивидуальные занятия в паре с родителями; индивидуальное консультирование; адресные рекомендации.

Прием детей в коррекционные группы проводится согласно Уставу Центра, Положениям об отделах, договора с родителями.

С целью сопровождения по индивидуальным программам, специалистами Центра успешно применяется компьютерная экспертная система «Лонгитюд».

Условия осуществления образовательного процесса

Центр функционирует в режиме пятидневной рабочей недели. График работы: с 08 до 18 часов.

Образовательный процесс Центра регламентируется учебными планами расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются Центром самостоятельно.

Деятельность отделов осуществляется через планирование на учебный год, ежемесячные планы мероприятий. План работы Центра на учебный год утверждается педагогическим советом в сентябре соответствующего учебного года.

В учреждении установлен строгий контроль за противопожарным состоянием (система автоматической противопожарной сигнализации, автоматическое оповещение и «тревожная» кнопка), регулярно проверяется техническое состояние помещения. По соблюдению санитарно-гигиенических условий коррекционного образовательного процесса нарушений не установлено. Случаев травматизма детей и работников не зарегистрировано.

В соответствии с утвержденным штатным расписанием, укомплектованность кадрами по всем категориям работников МБОУ Центр ПМСС составляет 90%. В Центре работают: педагоги-психологи – 4, учителя-логопеды — 3, учителя-дефектологи — 2, социальные педагоги — 2, врач невролог – 1, педиатр — 1. Для специалистов оборудовано четыре кабинета.

С целью расширения информационного пространства профессиональной деятельности специалистов в Центре обеспечен 100% доступ педагогов к сети Интернет. Все специалисты владеют навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями. Интернет-ресурсы активно используются для:

поиска необходимых методических разработок;

деловой переписки по электронной почте;

электронной рассылки методических материалов.

Разработан новый официальный сайт учреждения (www.sputnik104.narod.ru).

Результаты деятельности учреждения, качество образования

Диагностическое направление

В 2011-2012 году в Центре проведено 314 обследований (из них: 289 – дошкольников, 31 – детей старше 8 лет). В основном это были запросы родителей на определение уровня развития ребенка, готовности к школьному обучению, раннее выявление нарушений развития, нарушения речевого развития.

По запросам администраций детских садов в рамках договора о взаимодействии специалисты Центра провели диагностику 90 воспитанников подготовительных групп и детей «группы риска». По результатам обследований были выданы рекомендации педагогам и родителям, а в ДОУ, где нет специалистов (ДОУ № 3, 36), — сформированы коррекционные группы для занятий с педагогом-психологом (21 ребенок).

Диагностическое направление является приоритетным в работе психолого-медико-педагогической комиссии (отчет о деятельности комиссии см. в приложении).

Коррекционно-развивающее и консультативное направление

Сопровождение детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, осуществляется в рамках индивидуальной и консультативной работы специалистов центра.

За отчетный период по результатам диагностических обследований на коррекционно-развивающие занятия было зачислено 166 детей, из которых 43 получили комплексное сопровождение. Заключительные диагностические обследования показали 90% положительной динамики в коррекционно-развивающем процессе.

За отчетный период специалистами проведено 183 консультации (с детьми, родителями (законными представителями), педагогами ОУ).

Около 40% обращений родителей и законных представителей была связана с потребностью получения информации об индивидуальных и возрастных особенностях и возможностях ребенка. В этих случаях консультации специалистов носили просветительский и профилактический характер. В остальных случаях педагоги-психологи отмечали необходимость продолжительной консультационной, коррекционно-развивающей работы, как с ребенком, так и с родителями (законными представителями).

Анализ содержания запросов родителей показал следующее.

Поводом обращения родителей детей дошкольного возраста в основном являются нарушения в речевом развитии ребенка, нарушения в эмоциональном развитии (страхи, тревожность, агрессивность, двигательная и речевая расторможенность и пр.), трудности в адаптации к детскому саду, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а также проблема готовности ребенка к обучению в школе.

Родителей младших школьников беспокоят трудности у детей в обучении, в общении, их неуверенность в себе, низкая самооценка, школьная дезадаптация при переходе из детского сада в школу, из начального звена в среднее.

В подростковом и старшем школьном возрасте на первый план выходят проблемы, связанные с нарушениями в сфере межличностного взаимодействия (отношения с родителями, сверстниками и учителями), снижение учебной мотивации, трудности жизненного и профессионального самоопределения, различные отклонения в поведении.

В целом причины обращения к специалистам психологической службы представлены в списке (в связи с комплексным характером проблем у некоторых детей, сумма выходит за пределы 100%):

проблемы обучения – 40%;

проблемы поведения – 70%;

проблемы взаимоотношений с родителями – 40%;

проблемы взаимоотношений со сверстниками – 30%;

проблемы взаимоотношений с воспитателями (учителями) – 20%;

проблемы личностного развития – 60%;

дезадаптация – 10%;

постстрессовое состояние – 5%.

Анализ причин возникновения проблем подтверждает данные последних лет: проблемы тесно связаны с особенностями взаимоотношения детей и родителей, со стилем родительского воспитания. Нарушению взаимоотношений в семье зачастую способствуют следующие факторы:

отсутствие у родителей представлений о возрастных психических особенностях детей;

незнание индивидуальных психических особенностей ребенка;

воспитательная некомпетентность родителей (низкий уровень развития навыков конструктивного взаимодействия с ребенком с учетом его возрастных особенностей);

дисгармония стиля родительского воспитания в семье.

В связи с этим в большинстве случаев консультативная и коррекционная работа проводилась не только с детьми, но и с родителями. Целью консультативной деятельности по отношению к родителям являлось создание социально-психологических условий для формирования и развития установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения, воспитания и развития ребенка, организация ситуации сотрудничества, позволяющей приобрести опыт конструктивного взаимодействия с ребенком.

В коррекционной работе специалисты используют методы игровой, песочной и рисуночной терапии, элементы мотивационного тренинга, тренинга формирования будущего.

В процессе консультативной деятельности специалистами центра реализуется принцип оказания комплексной помощи детям и их родителям (в 50% случаев родителям рекомендована дополнительная консультация у ряда специалистов). Было отмечено, что оказание комплексной помощи во многом облегчает и ускоряет процесс решения проблемы, значительно повышает результативность работы.

Таким образом, в качестве факторов, способствующих повышению эффективности консультативного процесса, можно выделить:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст